Научная статья на тему 'Рецензия на книгу: Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX – начало XX в. / Отв. ред. С.А. Пайчадзе. - Новосибирск, 2001. - 367 с.'

Рецензия на книгу: Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX – начало XX в. / Отв. ред. С.А. Пайчадзе. - Новосибирск, 2001. - 367 с. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу: Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX – начало XX в. / Отв. ред. С.А. Пайчадзе. - Новосибирск, 2001. - 367 с.»

ПЕРСОНАЛИИ. РЕЦЕНЗИИ. СОБЫТИЯ

Вестник Омского университета, 2003. №2. С. 128-131. © Омский государственный университет

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Рецензия на книгу: Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX — начало XX в. / Отв. ред. С.А. Пайчад-зе. - Новосибирск, 2001. - 367 с.

Вышел в свет очередной, второй, том монографического исследования «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока», в котором сибирские ученые продолжили традицию многотомных исследований: «Книга в России: 1861-1881» и «История книги в СССР: 1917-1921». Вместе с тем авторы удачно избежали простого эксплицирования тенденций развития книжного дела России на свой регион. Намерение авторского коллектива Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН заключалось в комплексном исследовании актуальных проблем исторического развития книжного дела на территории от Урала до восточных окраин нашей страны.

Исследование отдельных аспектов развития книжного дела показало, что многие факторы, характерные для центральных районов России, не проявлялись на большей части территории Сибири и Дальнего Востока. Неоднородность в развитии книжно-культурного пространства является ярким свидетельством самобытности и своеобразия многонациональной России. В свете современных обострившихся конфликтов этот аспект монографии приобретает особо острое политическое звучание и еще больше актуализирует исследование.

Предпринятый труд тем более важен, что изучению книжного дела «на местах», вдали от столичных городов, все еще не придается должного значения. Изучение истории книжного дела носит, как правило, разрозненный характер, исследования ограничиваются либо хронологическими, либо тематическими рамками. Второй том монографии, преодолевая этот недостаток, выгодно отличается от многих предшествующих работ. В нем представлена целостная картина развития региональной книжной культуры в дореволюционный период. Провинциальные города Сибири и Дальнего Востока являлись не только важными экономическими и стратегическими центрами царской России, но и заметными очагами культуры. На общем фоне роста материального и духовного уровня книга выделяется как особый фактор динамичного развития интеллектуального потенциала жителей российской глубинки. И в этом смысле в монографии правомерно говорится о развитии не только книжного дела, но и книжной культуры в целом.

Монографическое исследование опирается на системный подход, благодаря чему природа столь сложного явления, как книжное дело, рассматривается комплексно. Методологически оправданным, на наш взгляд, является подход, включающий в исследование книжного дела анализ среды, в которой формируется книга, что обусловило рассмотрение таких его аспектов, как полиграфическая техника, ведомственные, общественные, учебные и частные издательства региона, книжная торговля и библиотечное дело. Комплексный характер исследования выразился в том, что не обойдены вниманием вопросы библиографии - важнейшей составляющей книжного дела. В числе методов, наиболее активно используемых сибирскими учеными, отметим статистический метод, позволяющий с наибольшим успехом формализовать извлеченные из источников фактические данные.

Особо ценным в работе творческого коллектива монографии является анализ темы читателя и чтения, реально отражающий востребованность книги в обществе. Поднятая проблема тем более интересна, что в настоящее время, когда преодолены принципы чрезмерной централизации книжного дела, опыт дореволюционных книжников может оказаться ценным и полезным в выстраивании экономических отношений на принципиально новых основаниях, характерных для современного книжного дела.

Проблема чтения относится к числу наиболее трудно познаваемых научных феноменов. Она всегда имела определенные сложности в изучении. Чтение традиционно понимается как процесс потребления материального продукта - книги. Вместе с тем книга может рассматриваться не только как отдельное издание, потребляемое в индивидуальном порядке в виде чтения, просматривания, пролистывают и т.д., но и как феномен информационной культуры. В представленном труде проблема чтения исследована по двум направлениям - тематическому и социально-демографическому, что лежит в русле традиционных подходов в историко-книговедческой науке, но не является исчерпывающим. Сложность проблемы чтения, когда остается слишком мало «следов», хорошо знакома историко-книговедческой науке, поэтому сибирские ученые опираются, как и их коллеги из других научных центров, на данные об уровне грамотности населения, сведения библиотечных формуляров, результаты продаж книжной продукции. Изучение феномена чтения - это серьезная задача и на будущее.

В целом подход, использованный в монографии, репрезентативен, поскольку насыщен фактологически, однако он выводит исследование только на уро-

Научная жизнь

129

вень выявления закономерностей, но не на уровень теоретического обоснования и обобщения.

Очень важным, как нам представляется, является тематико-типологический аспект изучения выпускавшейся в дореволюционной России литературы. В русле современного подхода в состав книжной продукции включены периодические издания, что в значительной степени расширяет границы исследуемого явления - книжного дела - и позволяет включить газеты и журналы в единое информационное пространство. В сопоставлении с предшествующим историческим периодом, которому был посвящен первый том, наблюдается определенная динамика, характеризующаяся расширением типов, видов и тематических групп изданий, что закономерно повлекло изменение структуры покупательского спроса, читательских вкусов и предпочтений. Не менее существенное значение этот вопрос будет иметь и для изучения последующего периода исторической эволюции книги.

Отрадно, что столь сложные в идейно-политическом плане проблемы развития книжного дела в Сибири конца XIX - начала XX вв. рассмотрены в тесной взаимосвязи с общественно-экономической ситуацией, во многом определявшей тематику выпускаемых книг и методы работы с ними. Едва ли не впервые в отечественной историографии показан драматизм и одновременно динамизм состояния книжной культуры первых лет XX в., явившихся квинтэссенцией предшествующего этапа развития книжного дела и предтечей грядущих после 1917 г. событий. На примере действия оппозиционных сил впервые в исследовании, представленном в столь развернутом виде, более рельефно проступает роль книги в решении просветительских задач и развитии региональной российской интеллигенции. Авторы с наибольшей степенью полноты отразили глубинные процессы, протекавшие в то время в обществе, расширив сферу применения историко-книговедческого знания.

Многоаспектное рассмотрение проблем развития книги в Сибири и на Дальнем Востоке позволяет судить об уровне материального и духовного потенциала жителей этого региона, что может представлять интерес для исследования общеисторических и культурологических проблем развития русского государства в предреволюционный период. Более того, постановка этих вопросов с учетом принципа исторической объективности сделана впервые, что лишний раз подтверждает фундаментальность настоящего исследования. Своим появлением второй том монографии сделал заявку на будущее, обозначив необходимость изучения исторических явлений, лежащих в плоскости регионального книжного дела.

Вместе с тем настоящим трудом продемонстрировано, что в сибирском и дальневосточном регионах сложилась солидная научная школа специалистов-книговедов высокой квалификации, глубокие и результативные исследования которых представляют неоценимый вклад в копилку научного историко-книговедческого знания. Опираясь на опыт ученых в области истории, литературы, краеведения, создавших изначальную историографическую базу, насчитывающую сотни наименований научных трудов, ко-

торые накопились за сто с небольшим лет, исследователи создали собственную концепцию истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Благодаря этому в монографии достойное место заняли вопросы книгоиздания на языках коренных народов края.

Достаточно обширен и источниковый банк данных, на которые опирается исследование. Максимально возможный круг источников, включая издания этого периода, составил прочную научную основу исследования. К осмыслению всего этого материала исследователи подошли критически, что предполагает демонстрацию не только положительных сдвигов, но и недостатков. Иногда уровень критической оценки несколько «зашкаливает», в результате чего не совсем очевиден вывод и трудно судить, положительна динамика или нет. В частности, указывается, что количество изданий росло, круг читателей ширился, но власти ограничивали эти тенденции, чему не дается каких-либо оценок, хорошо это было или плохо.

В качестве досадного недоразумения отметим опечатку в названии первой главы монографии, где вместо второй половины 90-х годов XIX века напечатан XX век, что повторилось и в «Оглавлении».

В целом же ученое сообщество признательно авторскому коллективу секции книговедения ГПНТБ СО РАН и всем участникам монографического исследования за подаренный фундаментальный труд, работа над последующими томами которого будет продолжаться. Пожелаем коллегам творческих успехов и новых научных достижений.

Т. Г. Куприянова, д-р ист. наук, доц. кафедры книговедения и пропаганды книги МГУП

Обзор материалов международной конференции

3-5 декабря 2002 года в Омске на базе филологического факультета ОмГУ состоялась международная научная конференция «Язык. Время. Личность. Социокультурная динамика языковых явлений в общенародных и личностных репрезентациях». В настоящем обзоре кратко характеризуются публикации сборника материалов этой конференции - под тем же названием (Омск, 2002); отв. ред. - Л.О. Бутакова.

В разделе 1 «Языковая картина мира: образ человека. Ментальность и ее отражение в языке» публикуются статьи по общей и частной проблематике ЯКМ: соотношение концептуальной и языковой картины мира, множественность языковых картин мира и соответственно наличие разноаспектных оснований для их классификации. Это может быть 1) субъект, творящий картину мира; 2) объект (мир или его фрагмент), образ которого воссоздается с помощью творческой активности субъекта; 3) форма отражения, представления аспектов характеристики ЯКМ, как язык аспектов характеристики ЯКМ, как язык и индивид, язык и народ, язык и человечество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.