Научная статья на тему 'Рецензия на книгу К.Н. Зеленина, А.Д. Ноздрачева, Е.Л. Полякова «Нобелевские премии по химии за 100 лет»'

Рецензия на книгу К.Н. Зеленина, А.Д. Ноздрачева, Е.Л. Полякова «Нобелевские премии по химии за 100 лет» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу К.Н. Зеленина, А.Д. Ноздрачева, Е.Л. Полякова «Нобелевские премии по химии за 100 лет»»

Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2003, т. XL VU, M 4

Новые книги

Рецензия на книгу К. Н. Зеленина, А. Д. Ноздрачева, Е. Л. Полякова «Нобелевские премии по химии за 100 лет»

Едва отшумел миллениум с его списками самых великих и известных*, как пришла пора нового юбилея — столетие Нобелевских премий. Многие страны откликнулись на это событие, лидирует по давней традиции Encyclopaedia Britannica с фолиантом «100 Years with Nobel Lauréates» (2002 г., 1098 е.), но и Россия не осталась в стороне: издательство «Гуманистика» (Санкт-Петербург) выпустило в свет в 2003 г. книгу К.Н. Зеленина, А.Д. Ноздрачева и ЕЛ. Полякова «Нобелевские премии по химии за 100 лет». Она лишь немного уступает по объему (872 с.) британскому изданию, зато посвящена лишь одной из «нобелевских» наук и поэтому по праву претендует на наиболее полное освещение истории. Выход этой книги тем более знаменателен, что в отличие от физики или литературы отношения советской и российской химической науки с Нобелевским комитетом, мягко говоря, не сложились. Поэтому книга «Нобелевские премии по химии за 100 лет» — неоспоримое свидетельство приверженности России общечеловеческим идеалам.

Встречают по одежке — сразу скажем, что издана книга прекрасно, ее не только приятно взять в руки, но и удобно читать. Поражает обилие и удачный подбор иллюстраций, книга не перегружена химическими формулами и парадными портретами, зато есть много фотографий ученых в лабораториях и в неформальной обстановке, представлены памятные марки и медали, изображения памятников, есть и карикатуры, даже фотография зеленого соловья, названного в честь И. Пригожина.

Что касается содержания, то авторы рассмотрели проблему со всех мыслимых точек зрения.

Открывается книга главой об Альфреде Нобеле как химике-технологе. Пожалуй, лишь этот момент вызывает спорные чувства. Авторы трогательно пытаются представить Альфреда Нобеля сосудом всех добродетелей и «включают его на равных в круг ведущих профессионалов своего времени». Для подтверждения последнего тезиса

* Эрлих Г. Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2002, т. 46, № 2, с. 90-96.

авторы скрупулезно анализируют научную подготовку А. Нобеля в России и за рубежом и приводят полностью все его изданные научные труды, числом два. Если это в чем-то и убеждает, так это в отсутствии у А. Нобеля систематического и основательного образования. Что же касается «сосуда всех добродетелей», то напомню, что во второй половине 19-го века, при жизни А. Нобеля, отношение к нему в России было весьма отрицательным, особенно в связи с его деятельностью на нефтяных промыслах, оттуда пошло несколько обидное прозвище — керосинщик. Конечно, в наше время некоторые «керосинщики» претендуют на звание вершителей судеб и даже властителей дум, но сто с лишним лет назад это было не так. Давайте признаем, что Альфред Нобель был, выражаясь современным языком, выдающимся менеджером в области наукоемких технологий, воздадим ему хвалу за оставленный им памятник — премию собственного имени, — но из самого него не будем делать икону. Если же отвлечься от не столь и частых упоминаний о А. Нобеле, то первая глава представляет прекрасный очерк по истории химии взрывчатых веществ.

Вторая глава посвящена механизму работы Нобелевского комитета по химии, включая порядок выдвижения и отбор номинантов на премию, здесь представлен и раздел «Нобелевские премии и российские химики». Призываю вас обратить внимание на приложение, в котором представлена «кухня» Нобелевского комитета — полный список номинантов и номинаторов за каждый год. Любители мемуарной литературы могут найти там много поводов для размышления. Чего стоит одна строка: 1918 год, номинант — Цвет М.С., Россия, выдвинут К. фон Виссе-линком. Воронеж, гражданская война, голод и болезни — с одной стороны; чинные академики, гулкий зал в Королевской академии наук в Стокгольме, патриархальная Швеция, несколько поколений не знающая войны, — с другой. Сердце щемит! Или более забавный случай: 1948 год, шведский химик А. Тиселиус обходит в гонке за Нобелевской премией не только Л. Полинга и Г. Сиборга, имевших большее число номинаций,

Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2003, т. Л7, VII, М> 4

но и Й. Н. Брёнстеда, Р. Б. Вудворда, К. К. Инголь-да, В. Н. Ипатьева, Н. Н. Семенова, С. Н. Хин-шелвуда и Г. Штаудингера. К сожалению, эти данные обрываются 1950-м годом, но в том вина не авторов, а Нобелевского комитета, который стережет свои секреты дольше ЦРУ и КГБ.

Любителям околонаучной статистики — третья и пятая главы, где и научные работы, и сами лауреаты сгруппированы на основании самых различных критериев. В частности, прослежена роль научных школ, особенно впечатляет генеалогическое древо И. фон Байера. Единственно, чего не хватает, так это систематизированных данных о возрасте, в котором ученые делали свои открытия «на Нобеля», и о временном промежутке между открытием и всемирным признанием. Ведь только в завещании А. Нобеля указано, что премия должна присуждаться за работу, выполненную в течение предыдущего года. Нобелевский комитет очень быстро предал забвению это требование, успев, правда, на его основании отклонить кандидатуры С. Канниццаро и Д. И. Менделеева.

Основная часть книги посвящена самим Нобелевским лауреатам по химии, всем без исключения, за сто лет присуждения премии. Отдадим должное авторам, они не поддались вполне естественному желанию как-то выделить более важные открытия или более великих ученых. Все признают, что некоторые ученые были незаслу

женно обойдены Нобелевским комитетом, но и никто не отрицает, что все лауреаты достойны этого звания. Поэтому каждой премии, каждому лауреату уделено приблизительно одинаковое число страниц. Все главки построены по одной схеме: формулировка Нобелевского комитета; суть открытия (что далеко не всегда совпадает с приведенной формулировкой); предыстория — ситуация в рассматриваемой области науки; история открытия; значение для человечества — последствия открытия; биография лауреата (лауреатов). Каждую главку завершает список литературы, в котором представлены ссылки как на основные работы лауреата, включая Нобелевскую лекцию, так и на публикации о лауреате. Особо следует отметить биографии — краткие, но емкие, из них мы узнаем не только о научных достижениях лауреатов, но и о деталях их личной жизни, об их увлечениях и пристрастиях за пределами науки. В них ученые предстают живыми людьми, что выгодно отличает представленные биографии от приведенных в некоторых других изданиях и похожих больше на официальные некрологи.

В целом можно заключить: хорошая получилась книга. Жаль, тираж небольшой, пятьсот экземпляров, а ведь ее всем ученым-химикам полезно было бы держать дома, и не на самой дальней полке.

Доктор химических наук Генрих Эрлих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.