Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: А. Д. КУМАНЬКОВ СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИКИ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ: М. УОЛЦЕР, Н. ФОУШИН, Б. ОРЕНД, ДЖ. МАКМАХАН. СПБ. : АЛЕТЕЙЯ, 2019. 265 С.'

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: А. Д. КУМАНЬКОВ СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИКИ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ: М. УОЛЦЕР, Н. ФОУШИН, Б. ОРЕНД, ДЖ. МАКМАХАН. СПБ. : АЛЕТЕЙЯ, 2019. 265 С. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: А. Д. КУМАНЬКОВ СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИКИ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ: М. УОЛЦЕР, Н. ФОУШИН, Б. ОРЕНД, ДЖ. МАКМАХАН. СПБ. : АЛЕТЕЙЯ, 2019. 265 С.»

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: А. Д. КУМАНЬКОВ СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИКИ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ: М. УОЛЦЕР, Н. ФОУШИН, Б. ОРЕНД, ДЖ. МАКМАХАН.

СПБ. : АЛЕТЕЙЯ, 2019. 265 С.

Дарья Игоревна Глазатова

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики», Школа философии факультета гуманитарных наук, образовательная программа «Философия», 4-й курс.

E-mail: dash9785@mail.ru

Э01 10.17323/2658-5413-2019-2-2-205-207

Данная книга, посвященная современной теории справедливой войны и истории ее становления, написана Арсением Дмитриевичем Куманько-вым — старшим преподавателем Школы философии НИУ ВШЭ. Монография, вышедшая в начале этого года, дополнила и без того немалый список публикаций автора: А. Д. Куманьков — автор множества работ, посвященных проблеме этики, философии и моральной теории войны, а также политической философии.

Нельзя сказать, будто сам по себе феномен войны обделен вниманием. Напротив, исследователи изучают его с разных сторон. Но вследствие этого война получает разные, иногда неоднозначные и противоречивые оценки. При этом трудно найти контекст, в котором обсуждение велось бы с этических позиций, поскольку обсуждению морального статуса явления зачастую уделяют недостаточно внимания.

На сегодняшний день, как пишет автор, в мире отсутствует единый блок мыслителей, который занимался бы решением проблемы сдерживания войны. Очевидно, что само по себе словосочетание «справедливая война» звучит непривычно и, можно сказать, оксюморонно, поскольку, употребляя его, мы как бы подразумеваем, что война может быть морально оправданной, что также вызывает противоречивые чувства: «Этическая составляющая в понятии справедливой войны занимает для нас доминирующее положение по отношению к правовой. Это затрудняет мышление в категориях справедливой войны, поскольку в моральном плане любая война представляется неприемлемой и несправедливой по определению». Здесь важно уточнить, что морального оправдания заслуживает, например, обо-

Научный электронный журнал. Философические письма. Русско-европейский диалог. Том (2) №2—2019

ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА. РУССКО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИАЛОГ. ТОМ (2) №2-2019

ронительная война, если мы к тому же определяем ее как отечественную или народную».

Доктрина справедливой войны, как пишет автор, занимает промежуточное положение между пацифизмом, отрицающим войну, и милитаризмом, который ее нравственно оправдывает, представляя собой «инструмент, позволяющий определить моральную приемлемость каждого вооруженного конфликта». Так, с ее помощью, руководствуясь тремя категориями принципов, которые, как и способы их интерпретации, подробно рассматриваются в третьей и четвертой главах книги, можно определить нравственную допустимость вооруженных конфликтов.

Таким образом, доктрина справедливой войны включает в себя гуманитарное право и этику, используется в политике и применяется в процессе обучения профессиональных военных, вследствие чего вносит вклад в формирование представления о войне на Западе.

При этом Куманьков отмечает, что хотя сегодня даже локальные войны, не говоря уже о мировых, влияют на мировое сообщество в целом, сложно построить универсальную систему этики войны, поскольку дискуссии на тему военной этики имеют локальный и национальный характер. В России доктрина справедливой войны на сегодняшний день также остается малоизученной.

Книга состоит из пяти глав. Ее можно условно разделить на две части — вводную и основную. Несмотря на то, что название книги готовит читателя к знакомству с современными исследователями теории справедливой войны, переходить к анализу их концепций лучше после предварительного знакомства с основными этапами развития этой теории. Поэтому в первой главе автор рассматривает историю развития доктрины справедливой войны, обращаясь для начала к работам античных философов и представителей римского права и постепенно доходя до наших дней. Эту главу можно охарактеризовать как вводную, поскольку она представляет собой краткий исторический экскурс по основным этапам формирования доктрины СВ.

Остальные четыре главы, составляющие основную часть работы, посвящены анализу идей классических теоретиков справедливой войны, в частности М. Уолцера, Н. Фоушина, Б. Оренда и Дж. МакМахана. В совокупности пять глав позволяют проследить, как менялся статус этой теории и каков он на данный момент.

Как отмечает автор, «теорию справедливой войны в ее современном состоянии невозможно рассматривать как единую гомогенную концепцию, она не представляет собой единой школы». Поэтому Куманьков посвящает

каждому автору отдельную главу, тем самым показывая, как, взяв за основу главный принцип концепции СВ — возможность морального оправдания войны с учетом определенных условий, каждый из названных исследователей строит свою парадигму и обосновывает свой взгляд на теорию СВ.

Такой подход позволяет читателю не только получить общее представление о концепции этики войны и некоторых ее положениях, которые можно подвергнуть критике, но и на основе проведенного анализа ключевых текстов по теории СВ, таких как, например, работа М. Уолцера «Справедливые и несправедливые войны», увидеть современное состояние теории. Автор также проводит параллель между доктриной и другими концепциями войны, что еще более упрощает понимание предмета. Так, читатель видит, какие на сегодняшний день существуют основные направления развития этой теории, что общего между ними, а что составляет нетривиальность идей выбранных мыслителей.

Хочется также отметить, что автору удается показать практичность и релевантность приведенной этической концепции. Читая, приходишь к мысли о том, что на данный момент в академическом сообществе преобладает пассивное отношение к этике войны и нам необходимо, помимо обсуждения войны как политического явления, больше обращаться к теме ее морального статуса и акцентировать внимание на ее этическом содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.