УДК 821.112.2 Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 1
Татьяна Николаевна Андреюшкина
Тольяттинский государственный университет,
Российская Федерация, 445020, Самарская обл., Тольятти, Белорусская ул., 14 [email protected], [email protected]
Рецензия на кн.: «Феноменология, история и антропология путешествий» (на немецком и английском языках), изданную Марион Кобельт-Грох, Ольгой Кулишкиной и Ларисой Полубояриновой (Киль: Соливагус, 2015. 584 с.) (Phänomenologie, Geschichte und Anthropologie des Reisens / Hrsg. von Larissa Polubojarinova, Marion Kobelt-Groch, olga Kulishkina. Kiel: Solivagus, 2015. 584 S.)
Книга «Феноменология, история и антропология путешествий» является результатом работы конференции в рамках международной междисциплинарной Гумбольдтовской конференции, проходившей 16-19 апреля 2013 г. в г. Санкт-Петербурге. Книга состоит из нескольких тематических разделов: «Путешествие как феномен и дискурс», «Гендерные аспекты путешествия», «История путешествия», «Путешествие и конструкция Другого», «Гете и путешествия», «Путешествия западных европейцев по России», «Путешествия русских по Европе», «Путешественники в поэзии и изобразительном искусстве», «Путешествие как литературно-метафорический аспект». Завершают книгу эссе и серия фотографий Дж. Беера, посвященных Нью-Йорку.
Одно только перечисление разделов указывает на то, что авторам удалось посмотреть на центральную проблему — феномен путешествия — под разными углами зрения и исследовать его в таких категориях современной науки, как дискурс, гендерный аспект, интертекстуальность, литературные коды, концепт «Другого» и др. Полиперспективность позволяет по-новому взглянуть на уже известных авторов и созданные ими жанры книг о путешествиях. Порядок следования глав дает возможность читателю наилучшим образом познакомиться с феноменом путешествия: во введении ему помогают сориентироваться в структуре сборника, затем его вводят в основную теоретическую проблематику исследований, кульминационным моментом книги является анализ классических описаний путешествий, затем читатель прослеживает встречное движение европейцев в Россию, а русских в Европу, узнает о разнообразных жанрах путешествий в разных видах искусства и, наконец, совершает визуальное путешествие по Нью Йорку с помощью фотографий Дж. Беера.
В создании книги приняли участие ученые из России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Калининград), Германии (Берлин, Гамбург, Фрейбург, Бремен, Эвтин), Бразилии, Южной Кореи, Италии, Испании, Сербии, поэтому читатель может познакомиться с различными национальными научными практиками анализа и интерпретации текстов, связанных с феноменологией, антропологией и историей путешествий. С другой стороны, поскольку конференция носила междисциплинарный характер, читатель может посмотреть на эти проблемы с точки зрения различных гуманитарных наук: теории и истории как зарубежной, так и русской литературы, истории, экономики, права, а также изобразительного искусства. Положительным моментом является привлечение к работе над книгой не только маститых, но и молодых исследователей (аспирантов и магистрантов), не только ученых и преподавателей вузов, но и работников музеев и библиотек, а также членов литературных обществ. Все это позволяет расширить горизонт и одновременно сохранить классические традиции научных исследований. Нельзя не отметить широчайший временной и пространственный охват произведений, привлеченных для исследований: от древнейших времен до сегодняшнего дня.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
В первой главе «Путешествие как феномен и дискурс» Дирк Кемпер рассматривает путешествие как дискурсную форму, разворачивающуюся в сослагательном наклонении как предполагаемое потенциальное индивидуальное развитие человека, влекущее за собой и развитие общества, на материале «Журнала моего путешествия 1749 г.» Гердера. Две статьи посвящены сравнительному анализу: О. Н. Кулишкина сравнивает «Письма русского путешественника» Н. Карамзина и «Зимние записки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского, а Е. Агац-ци сопоставляет произведения современных авторов: В. Г. Зебальда, К. Байера и Д. Кельмана. А. И. Рогачевский прослеживает историю цензуры путеводительных словарей в России с XVIII по XX в., ограничивавших право путешественника на получение информации. Предметом исследования для В. С. Кисселя становится «Охранная грамота» Б. Пастернака, фактологический материал которой автор соотносит с литературным.
Во второй главе — «Путешествие и конструкция Другого» — Г. Йованович исследует герменевтику путешествия, Е. Н. Апенко анализирует образ Европы в эссе В. Ирвинга, М. К. Фои рассматривает австрийское начало в «Далматинских путешествиях» Г. Бара. Статья М. Л. Си-гуан посвящена интертекстуальным связям романа бельгийского писателя Жана Амери «Немастерские годы странствий» (1971), анализ которых приводит автора к выводу о литературе как «утопической основе действительности». К проблемам малой эмигрантской литературы обращается Е. В. Бакирова, а А. В. Елисеева рассматривает номадизм как «форму бытия социально дискриминированных групп». Обе исследовательницы исходят не только из литературных текстов Кафки (Бакирова) и П. Вайса (Елисеева), но и из тезисов Делеза и Гваттари, показавших, что малая литература подтверждает политическую теорию развития общества.
В третьей главе — «Гендерные аспекты путешествия» — данные аспекты рассматриваются на материале женской прозы. О путешествиях Хульды Майстер, жены Л. Захер-Мазоха, по воспоминаниям ее дочери пишет М. Кобельт-Грох, о жанровых и гендерных аспектах в поэзии К. Д. Россетти размышляет В. Н. Ахтырская, о путешествиях А. М. Карлин вокруг света повествует А. Г. Бодрова.
Наибольшее количество статей объединено в четвертой главе под названием «История путешествия». Здесь и сообщение о научных путешествиях в античную эпоху (А. В. Подоси-нов), и статья о коллекционировании манускриптов во время путешествий ученых позднего Средневековья (М. Л. Хорков), и подробное изучение и описание флоры и фауны во время путешествий гамбургского ловца китов Ф. Мартена на Шпицберген и в Гренландию (К. Бергер), и бразильская экспедиция Й. Б. Спикса и К. Ф. П. Мартиуса, вдохновленных Спинозой и Гете на описание экзотической природы (М. В. Маццари), и путешествия итальянского политика, основателя антропологии, этнографа П. Мантегацца (Б. Вариг), и «открытие» Египта Г. Бельцо-ни, способствовавшего знакомству европейцев с найденными сокровищами в лучших музеях Франции, Германии и Италии (О. В. Томашевич), и путешествие в Восточный Тимор О. Соболевой, описанное ею самой.
Три статьи, образующие пятую главу, посвящены теме «Гёте и путешествия»: это «Итальянское путешествие Гете в контексте современной литературы путешествий» Й. Гольца, путешествия Гёте по Майну и Рейну Й. Чон, создававшиеся параллельно и перекликавшиеся с «Западно-восточным диваном», а также путешествия Августа Гёте, описанные им в его дневниках и охарактеризованные С. П. Ташкеновым с точки зрения психопоэтики как «неудачные».
Шестая глава — «Путешествия западных европейцев по России» — включает целый ряд статей об открытии России западными путешественниками: алтайские впечатления А. Гумбольдта (К. Кюнтцель-Витт), сообщения немецких путешественников из Санкт-Петербурга (С. Лубер), поездки в царскую Россию — «на край цивилизации» — французских путешественников (Ш. Краусс), путешествие А. фон Хакстхаузена в Россию и дискурс русских сект (Л. Н. По-лубояринова), «Русское путешествие» (1891) Г. Бара (А. И. Жеребин) как «недооцененная грамота о рождении Венского модернизма»; грузинское путешествие «легкомысленного путешественника» и «ренегата» (Ленин) К. Кауцкого (С. Кретинин), книга которого о демократической республике Грузии 1918 г. повлияла на оценку большевизма немецкими социал-демократами; путешествия немецких художников и писателей в Россию в 20-30-е гг. ХХ в. (Ю. Леман), защи-
щавших Россию от нападок Запада; путешествия В. Кеппена в послевоенную Россию (В. Фрик), в которой он на фоне коллективистского образа жизни и мышления, ощутив себя приверженцем эстетики модернизма, выступил против реализма, и, наконец, пешее путешествие в современную Россию В. Бюшера (Геза фон Эссен), книга которого, как путешествие по истории прошлого и настоящего России и Германии, отмечена немецкими литературными премиями.
Седьмая глава — «Путешествия русских в Европу» — включает в себя статьи В. Х. Гиль-манова о поездке Н. Карамзина в Кенигсберг к Канту и рецепцию им учения немецкого философа; о путешествии И. Хмельницкого из Киева в Кенигсберг и оттуда в Санкт-Петербург (А. Круглов); о литературных путешествиях в Германию: советские травелоги 1922-1930-х гг. М. Слонимского, И. Эренбурга, Л. Никулина и др. (Е. Пономарев), которые автор статьи оценивает больше как «идеологический конструкт, чем результат непосредственных впечатлений»; о русских духовных путешествиях (Г. А. Тиме).
Восьмая глава — «Путешествие как литературно-метафорический аспект» — содержит анализ образа путешественника в пасторалях и поэмах Э. Спенсера, (И. И. Бурова), демонических образов в творчестве Э. По, Ф. Достоевского и Т. Манна (И. А. Делазари), путешественников в новеллах А. Шницлера и их киноверсиях (А. Кузнецова), героини одного из романов В. Вульф, жизнь которой заканчивается вместе с путешествием (Д. Коробова), а также анализ мотива «последнего путешествия» в романе Г. Казака «Город за рекой» (Д. Е. Лисицына).
В девятой главе — «Путешественники в поэзии и изобразительном искусстве» — объединены статьи о путешествии и его рефлексии в средневековой живописи, в частности в «Райской лествице» Иоанна Лествичника (Т. Г. Попова), статья-анализ короткого рассказа «Я и другой» португальского поэта и писателя Марио де Са-Карнейро (М. М. Мазняк), статья о мотиве путешествий как основном в творчестве датского писателя Й. В. Йенсена (А. А. Салтыков) и статья об аспектах саморефлексии в поэтических циклах С. Георге (Е. В. Бурмистрова).
Последняя глава книги — «Эссе» — включает в себя эссе М. В. Шкаровского о корейской духовной миссии РПЦ, эссе о путешествиях и разрушении государственной суверенности Т. Иларионовой и 24 цветные фотографии Дж. Беера «Нью-Йорк. Полифония» с сопроводительным текстом Л. Н. Полубояриновой. И в других главах книги авторы используют фотографии и рисунки, но этот раздел имеет целостный характер и вносит свой вклад в изучение проблемы путешествия — он представляет путешествие по городу, которое обобщает многие стороны представленных в книге аспектов. Здесь и типичные жанры городской фотографии (городской «ноктюрн» (фото 8, 9, 17, 20), «танго» витрин (фото 18), «вакхические пляски» (фото 1), городская «альба» (фото 6, 11), архитектурная «фуга» (2, 14,) и «анти-фуга» города (фото 7, 10, 13, 16), «квази-дуэт» (фото 3, 11), городская «молитва» (5), навязчивый «рок» реклам (фото 21), какофония города (фото 21), но наиболее важным, на мой взгляд, является портрет горожанина, который наглядно показывает проблему идентичности человека в современном мегаполисе (фото 12, 17, 24), проблему чужака-аутсайдера, превращающегося в собственную тень (фото 19). Более того, некоторые фотографии словно становятся иллюстрациями к статьям (фото 23 и мотив красного цвета в статье Г. фон Эссен): в них прослеживаются мотивы, которые становятся предметами изучения многих научных статей (гендерная тематика в соответствующей главе и на фото 5, 22, 24; конструкция «Другого» и фото 5, 19, 22, 24). Часто на портретах герой повернут к фотообъективу спиной. Желание остаться неузнанным, анонимом делает его фигурой типичной, обобщенной, выражающей общие проблемы человека, тем более иностранца, в городе: одиночество, непонимание, отчуждение. Отсюда преобладание черно-белых фотографий, которые усиливают контраст «света и тени» города.
Как признаются издатели в предисловии, книга не претендует на полное освещение проблем, вынесенных в названия глав, ее немаловажной задачей является указание на области знания, которые еще ждут своих исследователей. Обширная библиография, собранная каждым из авторов статей, несомненно, поможет в освоении выявленных лакун в изучении феномена путешествия.
Для цитирования: Андреюшкина Т. Н. Рецензия на кн.: «Феноменология, история и антропология путешествий» (на немецком и английском языках), изданную Марион Кобельт-Грох, Ольгой Кулишкиной и Ларисой Полубояриновой (Киль: Соливагус, 2015. 584 с.) (Phänomenologie, Geschichte und Anthropologie des Reisens / Hrsg. von Larissa Polubojarinova, Marion Kobelt-Groch, Olga Kulishkina. Kiel: Solivagus, 2015. 584 S.) // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 1. С. 148-151. DOI: 10.21638/11701/spbu09.2017.113.
For citation: Andreyushkina T. N. Book Review: Phenomenology, History, and Anthropology of Travel in German and English edited by Larissa Polubojarinova, Marion Kobelt-Groch, Olga Kulishkina. Kiel: Solivagus, 2015. 584 p. (Phänomenologie, Geschichte und Anthropologie des Reisens / Hrsg. von Larissa Polubojarinova, Marion Kobelt-Groch, Olga Kulishkina. Kiel: Solivagus, 2015. 584 S.). Vestnik SPbSU. Language and Literature, 2017, vol. 14, issue 1, pp. 148-151. DOI: 10.21638/11701/spbu09.2017.113.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2016 г.
Статья рекомендована в печать 27 июня 2016 г.