Научная статья на тему 'Рецензия На фильм Николая Александровича Радченко «Дольмены исчезнувшего народа» (2006 г.)'

Рецензия На фильм Николая Александровича Радченко «Дольмены исчезнувшего народа» (2006 г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия На фильм Николая Александровича Радченко «Дольмены исчезнувшего народа» (2006 г.)»

С.С. Васильев©

Рецензия

На фильм Николая Александровича Радченко «Дольмены исчезнувшего народа» (2006 г.)

Представленный документальный научно-популярный фильм Николая Александровича Радченко «Дольмены исчезнувшего народа», состоящий из трех частей: «Дольмены просят о помощи», «Тайна дольменов», «Возвращение дольменов», является авторской попыткой исследовать данные Комитета по охране историко-культурного наследия Краснодарского края, работы ученых, занимающихся изучением этих уникальных сооружений.

Актуальность фильма определяется его общественной и познавательной значимостью.

В эпоху, названную впоследствии «перестройкой», при активной поддержке средств массовой информации, публицистики, научно-популярной и научной литературы идеологические модели, которые ранее были определяющими в сознании обывателя, претерпевают общественное разоблачение и отрицание. Индивидуум, распрощавшись с прежними идеалами, продолжал инстинктивно искать ответы на волнующие его вопросы бытия и, естественно, не мог их найти. Наука в своем натуральном, неидеологизированном виде часто не могла удовлетворить подобные потребности. Прежняя система ценностей была низвержена, новой идеологии не появилось - все это привело к опустошению духовного мира среднестатистического человека.

Однако в условиях «информационного изобилия» постмодернистского общества подобный «духовный вакуум» у основной массы людей существует крайне недолго. Образовавшиеся в сознании пустоты начинают активно заполняться различной информацией и идеологическими моделями, имеющими самое разное происхождение. Например, вопросы научного характера, на которые наука пока не может дать однозначный ответ, часто в массовом сознании заменяются на паранаучные доктрины различной степени ортодоксальности.

Ярким примером этого процесса является рассматриваемый фильм Н. А. Радченко «Дольмены исчезнувшего народа». Тема, затронутая в нем, является одним из тех вопросов, который интересует достаточное количество людей, но ответить на него официальная наука пока не в силах. Подобная ситуация, как это показано в произведении, явилась благодатной почвой для появления различного рода паранаучных учений, преследующих главную цель - манипуляцию сознанием и психологическое порабощение человека.

В своем фильме автор не уходит от этой проблемы, наоборот, он строго научно, с различных точек зрения, учитывая все, пускай и противоположные мнения, рассматривает ее. Подобный подход в современной телевизионной публицистике и научно-популярном кинематографе можно встретить нечасто, здесь же Николай Радченко смотрит на проблему происхождения и функционального назначения дольменов с разных точек зрения, как научно обоснованных, так и чисто эмоциональных, отрицающих любой научный подход. Автор показывает, что в последние годы люди разных убеждений и разных профессий стали интересоваться дольменной культурой, но настоящего уважения к ней нет.

© Васильев Сергей Сергеевич - кандидат исторических наук

Другой важной темой, которую поднимает автор в своем фильме, является современное состояние дольменов. Вопрос сохранения и защиты этих уникальных памятников древней культуры является одним из ключевых в данном произведении. Дольмены Черноморского побережья испытывают острую нужду в защите государства. Если раньше каменные плиты, из которых они построены, растаскивались предприимчивыми людьми или же разрушались вандалами, то сегодня обозначилась другая беда - дольмены стали местами паломничества со стороны как просто любопытствующих, так и «исследований» приверженцев паранауки.

Безусловно, проблема защиты самих памятников поднимает практическую значимость фильма как научно-популярного произведения, но самая важная роль этого незаурядного творения, на наш взгляд, заключается в другом.

Местные «исследователи», представляющие паранауку, рассказывают о необычных явлениях, связанных с дольменами, и часто проявляют коммерческий интерес к этим историческим памятникам. Вокруг них формируются общественные организации сектантского характера, использующие для привлечения в свои ряды новых членов паранаучную демагогию. В фильме наглядно и с большой степенью достоверности показана вереница общественных мнений, которая существует вокруг конкретной научной проблемы. Официальная наука не имеет никакой возможности противостоять различным паранаучным явлениям в этой области, которые проводят весьма агрессивную наступательную политику организации общественного сознания. При этом большое значение для подобных сект всегда имел, и будет иметь приток молодежи - людей с формирующимся внутренним миром и ценностными ориентирами. Из их неокрепшего сознания, используя различные хитроумные приемы, можно достаточно легко «вылепить» будущих ортодоксов-«зомби», лишенных какого-либо критического восприятия окружающей действительности.

Помочь обычному человеку не попасть под влияние псевдонаучных идеологий могут научно-популярные произведения, в частности кинематограф, который на основе представлений, понятных большинству, в увлекательной форме дает ответы на интересующие научные вопросы. Либо, как это и сделано в рассматриваемом фильме, демонстрирует пока еще не решенную проблему с различных точек зрения, наглядно показывая несостоятельность паранаучных подходов.

Именно в этом состоит главная общественная значимость фильма Н. А. Радченко «Дольмены исчезнувшего народа».

Что касается участия фильма в образовательном процессе, безусловно, оно необходимо, но не в качестве учебного материала, поскольку отсутствует необходимый методический аппарат, а в виде научно-популярного факультативного произведения, помогающего школьнику правильно выбрать свой жизненный путь и сформировать у него активную гражданскую позицию по вопросу защиты и сохранения культурного наследия своей страны.

S.S. Vasiliev The review On N.A. Radchenko’s film “The Dolmens of missed people” (2006)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.