Научная статья на тему 'Рецензия на биобиблиографический словарь М. А. Белокрыса «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII - середина XX вв. )»: в 4 Т. Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2001-2015'

Рецензия на биобиблиографический словарь М. А. Белокрыса «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII - середина XX вв. )»: в 4 Т. Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2001-2015 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАНТЫ / БИОГРАФИИ / МУЗЫКА И ПЕНИЕ / CULTURE ESTABLISHMENTS / PROFESSIONAL MUSICIANS / BIOGRAPHIES / MUSIC AND SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кадневский В.М.

В серии «Труды учёных Омского университета», посвящённой 40-летнему юбилею вуза, в 2015 г. опубликован четвёртый том биобиблиографического словаря «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII середина XX вв.)», который завершил собой капитальное справочное издание. Автор словаря профессор М. А. Белокрыс. В четырёх книгах (их общий объем составляет более 100 печатных листов) сквозь призму отдельных событий, консерваторий, учреждений культуры и личностей воссоздаётся многоплановая картина музыкального прошлого одного из крупных регионов Западной Сибири Омского Прииртышья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of bio-bibliographic dictionary «Omsk priirtyshye music culture in faces (XVIII - mid-XX c.)»: four volumes by M. A. Belocrys. Omsk: Omsk State University Publishing House, 2001-2015

The fourth volume of the bio-bibliographic dictionary dedicated to the 40th anniversary of Omsk State University was published in the series “Omsk State University Scholars Publishing” in 2015. The volume completes the fundamental reference publication, its author is professor M. A. Belocrys. The four volumes cast light to the multi-aspect image of one of the largest Western Siberia regions, Priirtyshye music past.

Текст научной работы на тему «Рецензия на биобиблиографический словарь М. А. Белокрыса «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII - середина XX вв. )»: в 4 Т. Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2001-2015»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 147-150. УДК 78.071 (571.13)

В. М. Кадневский

РЕЦЕНЗИЯ

НА БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ М. А. БЕЛОКРЫСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ В ЛИЦАХ (XVIII - СЕРЕДИНА XX ВВ.)»: В 4 Т.

ОМСК: ИЗД-ВО ОМ. ГОС. УН-ТА, 2001-2015

В серии «Труды учёных Омского университета», посвящённой 40-летнему юбилею вуза, в 2015 г. опубликован четвёртый том биобиблиографического словаря «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII - середина XX вв.)», который завершил собой капитальное справочное издание. Автор словаря - профессор М. А. Белокрыс. В четырёх книгах (их общий объем составляет более 100 печатных листов) сквозь призму отдельных событий, консерваторий, учреждений культуры и личностей воссоздаётся многоплановая картина музыкального прошлого одного из крупных регионов Западной Сибири - Омского Прииртышья.

Ключевые слова: учреждения культуры; профессиональные музыканты; биографии; музыка и пение.

V. M. Kadnevsky

REVIEW

OF BIO-BIBLIOGRAPHIC DICTIONARY «OMSK PRIIRTYSHYE MUSIC CULTURE IN FACES (XVIII - MID-XX C.)»: FOUR VOLUMES BY M. A. BELOCRYS.

OMSK: OMSK STATE UNIVERSITY PUBLISHING HOUSE, 2001-2015

The fourth volume of the bio-bibliographic dictionary dedicated to the 40th anniversary of Omsk State University was published in the series "Omsk State University Scholars Publishing" in 2015. The volume completes the fundamental reference publication, its author is professor M. A. Belocrys. The four volumes cast light to the multi-aspect image of one of the largest Western Siberia regions, Priirtyshye music past.

Keywords: culture establishments; professional musicians; biographies; music and singing.

Изданный в 2015 г. четвёртый том биобиблиографического словаря «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII - середина XX вв.)» опубликован в серии «Труды учёных Омского университета», посвящённой 40-летнему юбилею вуза. Опубликованный том завершил собой капитальное справочное издание, автором которого является заведующий кафедрой хорового дирижирования и сольного пения Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, кандидат культурологии, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии губернатора Омской области Миха-

© Кадневский В. М., 2016

ил Алексеевич Белокрыс. Большая часть жизни автора связана с Сибирью. В 1965 г. после окончания Саратовской государственной консерватории он по распределению приехал работать в институт культуры города Улан-Удэ. Плодотворная деятельность Михаила Алексеевича в этом сибирском городе получила достойную и заслуженную оценку: ему присвоено звание заслуженного работника культуры республики Бурятия.

С 1984 г. М. А. Белокрыс работает в Омске. Здесь и родилась идея создания справочного издания, охватывающего два с половиной столетия истории музыкальной культуры Омского Прииртышья.

М. А. Белокрыс, профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

В четырёх книгах (их общий объем -свыше 100 печатных листов) сквозь призму отдельных событий, консерваторий, учреждений культуры и личностей воссоздаётся многоплановая картина музыкального прошлого одного из крупных регионов Западной Сибири - Омского Прииртышья. Каждый том насыщен именами, биографиями, событиями, иллюстративным материалом. В представленной панораме нашлось место известным и забытым деятелям искусства, профессиональным музыкантам, музыке и пению, а также многочисленным гастролёрам, выступавшим в Омске. От некоторых из них в истории оставались только упоминания на страницах рукописей или печатных изданий. Понятно, что такой объём материала потребовал многолетней кропотливой работы по сбору фактологического и иконографического материала, скрупулёзного поиска сведений уточняющего характера. Тем не менее профессор М. А. Белокрыс подчёркивает в каждом из томов, что в словарь включены только те материалы, которыми автор располагает на момент подготовки издания, что исчерпывающих знаний о прошлом пока не существует.

В самом названии монографического научного исследования отражена основная задача словаря - формирование целостного представления о музыкальной и, шире, культурной жизни достаточно крупного сибирского региона за продолжительный период времени, охватывающий более трёх столетий. Автором собраны уникальные архивные документы, привлечены редкие и малодоступные опубликованные источники, использованы материалы собственного архива, в котором содержатся эксклюзивные сведения из личных бесед с потомками сибирских деятелей культуры, из частных коллекций и семейных архивов. На страницах четырёх томов словаря перед читателем или учёным-исследователем возникают «живые» портреты музыкантов, описанные ярким литературным языком, с привлечением интересных фактов, характерных примет эпохи. Всё это представлено в сочетании с широким охватом сопутствующих культурных событий. Вместе с тем издание содержит все атрибуты строгого научного жанра: необходимые ссылки на источники, списки литературы, соблюдается принятая в изданиях подобно рода чётко структурированная форма статей.

Рецензия на биобиблиографический словарь М. А. Белокрыса.

Современное отечественное музыкознание и краеведение в работах, посвящённых проблеме сохранения исторической памяти о культурном наследии, базируется не только на принципах, учитывающих общезначимые черты национальной музыкальной культуры, но и на локальных особенностях музыкальной культуры отдельных регионов. Труд М. А. Белокрыса не ограничивается рамками локального исследования. Региональные особенности культурного прошлого, самобытные, яркие события и личности становятся важным дополнительным компонентом истории общероссийской музыкальной культуры, органично встраиваются в музыкальное прошлое России. Отметим также, что в статьи словаря удачно вставлены авторские оценки событий с позиции современного учёного, музыканта-исследователя.

Автор вводит в научный оборот новые имена, данные о целых музыкальных династиях, учитывает даже скупые сведения о военных музыкантах, капельмейстерах, регентах, антрепренёрах, мастерах и настройщиках музыкальных инструментов, о необычных деталях музыкального быта Омского Прииртышья. Представленные материалы свидетельствуют, что автор придерживается позиции тех учёных, которые считают, что в исторических сведениях нет мелочей, для возможных будущих исследований важны любые, даже короткие сведения о музыке и культуре прошедших столетий.

Среди тех, чья деятельность впервые освещена на страницах словаря - «русский француз», основатель первого в Сибири Омского общества любителей музыки и литературы Л. С. Буланже, организатор музыкальных классов Омского отделения ИРМО (Императорское русское музыкальное общество) М. А. Апехтина. Много материала о талантливых исполнителях, среди которых пианисты Е. А. Дмитрева-Мамонова, А. И. Дань-шина, О. И. Кадыш, Б. В. Померанцев, кларнетист и дирижер Н. П. Смагин, скрипачи и дирижеры И. Ф. Гровес, Н. А. Завадский, И. М. Мариупольский.

Важными и ценными представляются сведения о регентах и хоровых дирижерах А. С. Головесове, Н. А. Бронникове (Ревзон), А. В. Каторгине, композиторах Н. М. Грехо-водове, П. И. Кучкове. Привлекают внимание

материалы, связанные с музыкальными династиями Кононовых, Кожевниковых, Ме-лиссовых, Поспеловых, Успенских, представители которых создавали и сохраняли музыкальные традиции поколений, формируя механизм культурного наследования.

Научный аппарат книг соответствует современным требованиям к серьёзным научным изданиям, содержит необходимые указатели авторов публикаций, источников информации, указатель персоналий, список иллюстраций. Большая часть помещённого в словаре иконографического материала публикуется впервые. Это раритетный материал из личного архива автора, а также из частных коллекций и семейных архивов. Думается, что собранные уникальные данные, факты культурной жизни региона и специфики местной культуры восстанавливают пробелы в представлениях о музыкальном прошлом Омского Прииртышья, наследником которого является современная Омская область.

Подобно тому, как это происходит в современной жизни, многие музыканты прошедших веков были связаны с Омском недолгое время, а иногда опосредованно участвовали в музыкальной жизни города. Иногда кратковременность их пребывания в Прииртышье объяснялась отъездом на учёбу в столичные города, переездом в европейскую часть России. Часть их творческих успехов связана с другими сибирскими городами и регионами - Тобольском, Красноярском, Новосибирском, Иркутском, Забайкальем, Дальним Востоком. С другой стороны, иногда Петербург, Москва и другие крупные центры «отдавали» часть своего культурного потенциала далекой сибирской провинции.

Автор словаря в этом случае прослеживает все доступные («не омские») биографические сведения и особенно творческие достижения музыкантов, аккумулирует в статьях исследовательский и иконографический материал, создавая целостные портреты представителей музыкального пространства Омского Прииртышья, внёсших определённый вклад в культуру города. Здесь знаменитый А. А. Алябьев, способствовавший превращению оркестра Сибирского казачьего войска в прекрасный исполнительский коллектив, руководивший этим оркестром польский музыкант, знакомый Ф. Шопена - К. Волицкий.

Привлекут внимание читателей и исследователей новые материалы о талантливейшем сибирском скрипаче А. М. Редрове, чья деятельность протекала в Иркутске, Омске, Барнауле, пианистке М. А. Двиняниновой-Рюмкиной, развивавшей музыкальную культуру Читы. На страницах словаря представлены эксклюзивные материалы о питомце Московской консерватории, энциклопедически образованном Г. И. Тучинском и пианистке Л. Н. Понафидиной (Мелиссова), внесших значительный вклад в формирование музыкальной культуры не только Омска, но и Дальнего Востока.

Сказанное - ещё одно свидетельство того, что биобиблиографический словарь, созданный М. А. Белокрысом, в содержательном плане выходит далеко за рамки локального исследования. Культурно-исторический процесс в различных регионах России протекал нередко в сходных условиях, яркие представители музыкального искусства достойно проявили себя не только в Омске, но и за границами культурного пространства родного города. Словарь «Музыкальная культура

Омского Прииртышья в лицах (XVIII - середина XX вв.)», безусловно, будет востребован не только теми, для кого интересна музыкальная культура старого Омска. Научная значимость, объективность и масштаб представленного автором материала привлекут к изданию Омского государственного университета внимание музыкальной общественности и исследователей отечественной музыкальной культуры.

В заключение можно отметить, что многолетний труд, проделанный Михаилом Алексеевичем Белокрысом по подготовке словаря, а по сути энциклопедического издания, по меркам и возможностям одного человека сравним с подвижничеством. Не каждый исследователь возьмётся за такой кропотливый труд. Именно о таких людях поэт Роберт Рождественский написал замечательные строки:

Мир стареет в былых надеждах, Но сегодня, как и вчера, На себе эту землю держат И несут на себе Мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.