Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ» (М.: НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ, 2022. - 368 С.)'

РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ» (М.: НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ, 2022. - 368 С.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АНАЛИЗ ПРИЧИН ДТП / ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЧИСЛО ПОГИБШИХ В ДТП / ВИДЫ ДТП / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДТП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF THE ANALYTICAL SURVEY: THE STATUS AND TENDENCIES OF ROAD TRAFFIC SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2011 TO 2020 (M.: SCIENTIFFIC STATE INSTITUTION OF ROAD SAFETY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION, 2022. - 368 P.)

Keywords: ROAD SAFETY, ROAD TRAFFIC, ROAD USERS, TRAFFIC ACCIDENTS, ACCIDENT CAUSE ANALYSIS, DECADE OF ACTION FOR ROAD SAFETY, DEATH TOLL IN ROAD ACCIDENT, TYPES OF ROAD ACCIDENTS, CAUSES AND CONDITIONS OF AN ACCIDENT

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ» (М.: НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ, 2022. - 368 С.)»

Рецензия

NIION: 2021-0084-1/22-066 MOSURED: 77/27-026-2022-1-265

Безопасность дорожного движения

© Порташников О.М., 2022

УДК 34

РЕЦЕНЗИЯ НА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011-2020 ГОДАХ» (М.: НАУЧНЫЙ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ, 2022. - 368 С.)

Олег Михайлович Порташников

Центр специального назначения БДД МВД России

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожное движение, участники дорожного-движения, дорожно-транспортные происшествия, анализ причин ДТП, десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, число погибших в ДТП, виды ДТП, причины и условия ДТП

Для цитирования: Порташников О.М. Рецензия на аналитический обзор «Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах» (М.: Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, 2022. -368 с.) // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 62-63.

A REVIEW OF THE ANALYTICAL SURVEY: THE STATUS AND TENDENCIES OF ROAD TRAFFIC SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2011 TO 2020 (M.: SCIENTIFFIC STATE INSTITUTION OF ROAD SAFETY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION, 2022. - 368 P.)

Oleg M. Portashnikov

Special Purpose Center of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Keywords: road safety, road traffic, road users, traffic accidents, accident cause analysis, decade of action for road safety, death toll in road accident, types of road accidents, causes and conditions of an accident

For citation: Portashnikov O.M. A review of the analytical survey: the status and tendencies of road traffic safety in the Russian Federation in 2011 to 2020 (M.: Scientiffic State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2022. - 368 p.) // Road safety. 2022. № 2. P. 62-63.

Анализ структуры, причин и условий дорожно-транспортной аварийности всегда был и остается классической основой принятия управленческих решений в области обеспечения безопасности дорожного движения. Практическую и теоретическую ценность такой работы определяет глубина и качество ее проведения.

В этом плане следует констатировать, что аналитический обзор «Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 20112020 годах» выполнен на высоком уровне. Анализ основан на сведениях, включенных в официальную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям (далее - ДТП), содержащихся в многопараметрической информационно-аналитической системе прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России, а также в автоматизированной информационно-управляющей системе Госавтоинспекции. Важно подчеркнуть, что параллельно использован значительный объем информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе участвующих в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Авторский коллектив провел комплексный и детальный анализ ключевых компонентов системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также угроз и факторов, способствующих росту дорожно-транспортной аварийности. Это позволило сформулировать научно обоснованные предложения по проведению мероприятий, направленных на нейтрализацию и устранение основных причин и условий ДТП.

В аналитическом обзоре освещен комплекс вопросов, характеризующих состояние аварийности, и представлен прогноз ее развития, включая социально-экономические и демографические факторы, правотворчество и правоприменение в области безопасности дорожного движения, роль общественности и средств массовой информации в предупреждении ДТП и др. Все это, вне сомнения, свидетельствует об актуальности проведенного научного исследования.

Детально охарактеризовать в рамках рецензии все затронутые в аналитическом обзоре вопросы крайне затруднительно, поэтому остановимся на отдельных проблемах обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализируя влияние аварийности на демографическую ситуацию, авторы делают вывод о высокой зависимости между численностью населения в различных возрастных группах и количеством погибших. На этой основе предлагается разрабатывать прогноз числа погибших в ДТП в группах риска и проводить адресную профилактическую работу с соответствующими категориями граждан.

В работе акцентируется внимание на том, что в настоящее время в стране фактически отсутствует комплексная система внедрения экономических методов стимулирования безопасной эксплуатации транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (налоги, льготы, конкурентные преимущества при заключении контрактов, субсидии, система страхования и др.).

По результатам исследования проблемы соотношения роста парка транспортных средств и его техниче -

62

№ 2/2022

- Road

ского состояния и их влияния на аварийность делается справедливый вывод о том, что существует объективная необходимость дальнейшей активной реализации программ, стимулирующих обновление автомобильного парка. В частности, предлагается рассмотреть возможность связи транспортного, экологического налога, а также страховых ставок с возрастом транспортного средства, наличием дополнительных пакетов активной и пассивной безопасности, в том числе возможность субсидирования приобретения таких пакетов.

Значительное внимание в работе уделяется применению риск-ориентированного подхода в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, что предполагает приоритетное воздействие на основные факторы и угрозы в этой области, в качестве которых выделяются ошибки в выборе скоростного режима, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, управление транспортным средством в состоянии опьянения, травматизм пешеходов как наиболее уязвимых участников дорожного движения.

Авторы обращают внимание на то, что, несмотря на предпринимаемые меры, проблема дорожно-транспортного травматизма с участием водителей в состоянии опьянения остается актуальной. В этой связи предлагается разработать и внедрить единую цифровую модель контроля состояния здоровья водителя, основанную на принципах риск-ориентированного подхода, которая позволит оцифровать существующий массив административных данных о фактах управления транспортными средствами в состоянии опьянения, об иных противоправных действиях, совершенных в состоянии опьянения, а также результаты обязательного медицинского освидетельствования, внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, данные предварительных, периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, создать электронный реестр медицинских заключений о допуске к управлению транспортными средствами.

В качестве положительного аспекта работы следует отметить, что вопрос снижения тяжести последствий ДТП рассмотрен в ракурсе своевременности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим. Данный аналитический блок и его выводы согласованы с Минздравом России.

safety -

Исследование проведено в разрезе оценки влияния на динамику показателей аварийности управленческих решений (в том числе принятие нормативных правовых актов). Таким образом, авторы отслеживают на практике реализацию одного из принципов эффективности управления - принципа «обратной связи».

Существенной заслугой авторского коллектива является то, что в отличие от информационно-аналитических материалов, подготовленных по данной тематике ранее, в настоящем исследовании подробно изложены не только традиционные причины ДТП и сопутствующие условия, но и влияние на безопасность дорожного движения таких факторов, как, например, краткосрочные или среднесрочные экономические колебания, рецессии и др.

Аналитический обзор будет представлять интерес для научных и практических работников в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также органов исполнительной власти различных уровней, осуществляющих деятельность в данной сфере общественных отношений.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что аналитический обзор «Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах» соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию.

Список источников:

1. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фат-тахов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

References:

1. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The status and tendencies of road traffic safety in the Russian Federation in 2011 to 2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

Информация об авторе

О.М. Порташников - Заместитель начальника Ццентра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the author

Portashnikov O.M. - Deputy Head of the Special Purpose Center of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

№ 2/2022 - 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.