Научная статья на тему 'Рецензия дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О. Е. Дроздова. М. : международные отношения, 2016. 316 с'

Рецензия дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О. Е. Дроздова. М. : международные отношения, 2016. 316 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О. Е. Дроздова. М. : международные отношения, 2016. 316 с»

http://journals.rudn.ru/

Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания russian-foreign-languages

RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching 2017 Vol. 15 No 1 126—127

DOI 10.22363/2313-2264-2017-15-1-126-127

РЕЦЕНЗИЯ

Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография / О.Е. Дроздова. М.: Международные отношения, 2016. 316 с.

Современный этап развития методики русского языка связан с реализацией социального заказа, обозначенного в стандартах общего образования. Учащиеся должны уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач на родном языке. Следовательно, назрела необходимость рассмотрения комплексной методической системы работы в контексте современного школьного образовательного процесса.

В монографии О.Е. Дроздовой представлена методическая система, получившая название «Метапредметное обучение русскому языку в школе». Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Как справедливо замечает автор, концептуальные основы обозначенной методической системы охватывают весь школьный образовательный процесс. В монографии подробно описывается лингводидактический потенциал достижений отечественного языкознания последних десятилетий. В качестве источника реализации метапредметного подхода в обучении русскому языку рассматриваются три направления лингвистики: когнитивное, функциональное и культурологическое. В соответствии с ними содержательным ядром назван общелингвистический компонент обучения.

Психолого-педагогические основы, формируемые в процессе метапредметно-го обучения, позволяют определить качества лингвистически развитой личности школьника. В исследовании представлена схема, позволяющая рассмотреть эти качества и включающая следующие компоненты: общая направленность личности, матаязыковое сознание, языковое сознание, языковые способности, познавательные способности.

Теоретическую базу монографии дополняют практические рекомендации, содержащие пути реального воплощения матапредметного обучения русскому языку в лингводидактическом сопровождении общеобразовательных дисциплин, внеклассной и факультативной работе. Описан и детально разработан общеобразовательный курс для учащихся основной школы «Основы языкознания для школьников». На конкретном материале проиллюстрированы связи курса языкознания с такими предметами, как история, обществознание, биология, физика, география, математика и информатика. Особый интерес представляет модель реализации лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин, включающая мотивационный, организационный и содержательно-де-ятельностный блоки.

126

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И ДР.

Strelchuk E.N. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching,

2017, 15 (1), 126-127

Несомненным достоинством работы являются рассмотренные в контексте проблемы разные виды внеклассной работы, построенной в соответствии с принципами метапредметного обучения русскому языку. К их числу автор относит исследовательскую деятельность школьников (участие в конференциях), дискуссии, игры, конкурсы. Большую ценность для преподавателей представляют классные часы с компонентом лингвистической направленности. В работе обозначены тематика таких часов, их цели и возможное содержание.

Монография имеет новаторский характер, ее можно рекомендовать преподавателям русского языка и других общеобразовательных дисциплин. Она будет интересна тем, кого интересуют вопросы развития методики преподавания русского языка в условиях внедрения современных образовательных стандартов.

© Стрельчук Е.Н.

Сведения об авторе:

Стрельчук Елена Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, Москва. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, культура речи, прикладная лингвокультурология. Контактная информация: e-mail: Strelchukl@mail.ru

REVIEWS, ANNOTATIONS, ETC.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.