Научная статья на тему 'Рецензии'

Рецензии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензии»

рецензия

на учебное пособие по дисциплине «гостиничный менеджмент»

д.э.н., проф. Н. А. Платоновой, к.э.н., доц. А. А. Ларионовой, к.э.н., доц. О. И. Вапнярской, к.э.н., доц. О. Н. Макушевой, к.п.н., доц. Е. С. Сахарчук, к.э.н., доц. В. В. Даитова, к.б.н., доц. З. М. Хабанбаевой, под научной редакцией д.и.н., проф. А. А. Федулина

Учебное пособие по дисциплине «Гостиничный менеджмент» подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины и способствует достижению необходимого качества подготовки менеджеров для управления предприятиями сферы туризма.

Данная дисциплина является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений специальности ФГОС 1101100 «Гостиничное дело».

В учебном пособии деятельность гостиниц и других средств размещения рассмотрена по следующим направлениям: теоретические основы современной системы управления гостиницами и другими средствами размещения, организация и управление гостиницами и другими средствами размещения, управление финансами гостиничного предприятия и современные направления развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации.

В изложении материала можно проследить некоторые закономерности. Так, изложение практически всех тем дисциплины начинается с раскрытия сути вопроса и его значимости для предприятий индустрии гостеприимства, далее определяются особенности тех или иных процессов, рассматриваются соответствующие финансово-экономические показатели деятельности и методы их расчета.

Изучение дисциплины «Гостиничный менеджмент» предусматривает овладение зна-

ниями особенностей и видов гостиничного продукта, его составные элементы; системы классификаций и типология гостиниц и других средств размещения; планирования деятельности гостиниц и других средств размещения, организации, координации и контроля гостиничной деятельности; методов и стилей управления; видов мотивации и методов стимулирования персонала гостиничного предприятия; видов предприятий сферы сервиса; структуры предприятий сферы сервиса; особенностей формирования финансовой службы гостиничного предприятия»; механизма финансового менеджмента в гостиничном бизнесе; подходов к анализу и показатели эффективности деятельности гостиниц; информационного обеспечения деятельности гостиничного хозяйства региона; внедрения информационных технологий в гостиничный сектор регионов Российской Федерации; современного состояния и перспектив развития рынка гостиничных услуг; формирования сегмента малых гостиниц и перспектив его развития.

Представленное на рецензию учебное пособие будет весьма эффективным пособием студентам при изучении данного курса и подготовке к промежуточной аттестации. Объем учебного пособия рационален; материал изложен хорошим доступным языком.

Рецензируемое учебное пособие по своему содержанию соответствует компетенциям ФГОС 1101100 «Гостиничное дело» и, по мнению рецензента, может быть рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия по дисциплине «Гостиничный менеджмент» по ФГОС 1101100 специальности «Гостиничное дело».

И. В. Христофорова, проректор по учебной и учебно-методической работе ГБОУ ВПО МО «Финансово-технологическая академия», д.э.н., профессор

рецензия

на учебное пособие по дисциплине «гостиничный менеджмент»

Учебное пособие «Гостиничный менеджмент» подготовлено авторским коллективом ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» д.э.н., проф. Н. А. Платоновой, к.э.н., доц. А. А. Ларионовой, к.э.н., доц. О. И. Вапнярской, к.э.н., доц. О. Н. Макушевой, к.п.н., доц. Е. С. Сахарчук, к.э.н., доц. В. В. Даи-товым, к.б.н., доц. З. М. Хабанбаевой под научной редакцией д.и.н., проф. А. А. Федулина.

Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам при изучении дисциплины «Гостиничный менеджмент».

К настоящему моменту в Российской Федерации выпущено уже достаточно большое количество учебников и учебных пособий, связанных с гостиничным бизнесом, управлением гостиничным предприятием, обслуживанием гостей и другими вопросами. Среди этих книг есть интересные издания, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне: научные разработки Н. Л. Безруковой, Л. П. Воронковой, А. В. Денисенко, И. С. Каминского, Г. А. Папи-ряна, Н. А. Поповой, В. С. Семенова, В. С. Сени-на, В. С. Янкевич и пр. Тем не менее, учебное пособие, подготовленное авторским коллективом преподавателей Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), заслуживает особого внимания благодаря преемственности теоретической базы и новизне представления практической составляющей. Кроме того, учебное пособие в полной степени соответствует содержанию профессиональной образовательной программы ФГОС 1101100 специальности «Гостиничное дело».

В последние годы наблюдается активная тенденция роста числа предпринимателей, которые в качестве направления своей деятельности выбрали гостиничный бизнес. Статистический анализ показывает, что на данном этапе именно гостиница считается наиболее безопасным и рентабельным бизнесом. Данный рынок имеет довольно широкий спектр ниш, которые предполагают стабильность ситуации не менее чем на 10 лет. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия гостеприимства является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики

страны в целом. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой. Коренные изменения последних лет, имевшие место в названной сфере, самым непосредственным образом сказались на современном состоянии и будущем развитии гостиничного хозяйства России. Исследования гостиничного хозяйства России, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, выявили ее негативные черты: это устаревшая инфраструктура, недостаточный профессионализм обслуживающего персонала, а также недостаточное количество гостиниц, соответствующих мировым стандартам.

Столичные гостиницы пока не соответствуют требованиям международного туризма. Наблюдается несоответствие существующей гостиничной инфраструктуры высокому потенциалу. При этом ранее в литературе данной проблеме не уделялось достаточного внимания, что выразилось в отсутствии разработок по целому ряду вопросов, касающихся особенностей подготовки профессиональных кадров для работы в гостиничном бизнесе в России. В этой связи рецензируемое учебное пособие весьма актуально. В пособии широко освещены теоретические, методические и практические аспекты гостиничного менеджмента, охарактеризованы взаимосвязи процессов, происходящих на макро- и микроуровнях экономики, сформулированы определения важнейших понятий, обосновано факторное влияние на обеспечение преимуществ форм коллективных средств размещения.

Внутренняя структура работы отличается логичностью и последовательностью изложения материала. В результате в относительно небольшой по объему книге авторам удалось раскрыть разные подходы к организации и планированию деятельности средств размещения, включая вопросы организации процессов выполнения услуг, проблемы сервисного обслуживания клиентов, управления качеством услуг, организации оплаты труда, методики расчета плановых показателей деятельности, особенности бизнес-планирования в сфере услуг. Дан достаточно глубокий анализ предмета исследования. Авторами сделан краткий историографический обзор литературы,

РЕЦЕНЗИИ

позволяющий определить объем и проблематику затронутого вопроса об основах системы управления средствами размещения.

Пособие состоит из четырех глав и приложения. При этом каждая тема по сути является самостоятельной главой. В первом разделе «Теоретические основы современной системы управления гостиницами и другими средствами размещения» рассмотрены темы «История становления и развития гостиничного дела»; «Особенности и виды гостиничного продукта, его составные элементы»; «Системы классификаций и типология гостиниц и других средств размещения».

В работе обобщены особенности организации и управления средствами размещения, что свидетельствует об ее научном уровне. Авторы справедливо отмечают необходимость изучения всех управленческих функций в гостиничной деятельности в зависимости от размера структуры средства размещения. Рассматриваются вопросы мотивации и стимулирования персонала гостиничного предприятия. Во втором разделе, озаглавленном «Организация и управление гостиницами и другими средствами размещения», представлены темы «Планирование деятельности гостиниц и других средств размещения»; «Организация, координация и контроль гостиничной деятельности»; «Методы и стили управления»; «Виды мотивации и методы стимулирования персонала гостиничного предприятия»; «Виды предприятий сферы сервиса»; «Структура предприятия».

Авторами разработки не обойден вниманием и такой важный с точки зрения практики вопрос, как управление финансами гостиничного предприятия. Авторы отмечают, что недооценка информации, полученной в процессе анализа деятельности гостиниц, может привести к ошибкам и просчетам, непосредственно отражающимся на показателях эффективности их деятельности. В связи с этим в третьем разделе «Управление финансами гостиничного предприятия» содержатся темы «Финансовая служба гостиничного предприятия»; «Финансовый менеджмент в гостиничном бизнесе»; «Подходы к анализу и показатели эффективности деятельности гостиниц».

Определенный интерес представляет рассмотрение в работе планов и прогнозов развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации. В заключительный четвертый раздел «Современные направления развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации» включены темы «Информационное обеспечение деятельности

гостиничного хозяйства региона»; «Внедрение информационных технологий в гостиничный сектор регионов Российской Федерации: состояние и перспективы; «Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг»; «Формирование сегмента малых гостиниц»; «Перспективы развития сегмента социальных гостиниц»; «Тенденции развития гостиничной индустрии».

Практическую значимость работы определяет использование в ней информационной базы регионального исследования спроса на услуги социальных гостиниц. В рамках исследований, проводимых РГУТиС и его филиалом в г. Махачкале, осуществлен анализ уровня внедрения информационных технологий в гостиничном секторе регионов Российской Федерации, результаты которого изложены в части 4 разработки. За основу градации был принят набор следующих критериев: наличие региональных систем бронирования средств размещения, представленность региона в системах бронирования разного уровня, представленность отелей региона в Интернете посредством Web-сайтов, уровень автоматизации гостиничного сектора региона, распространенность и качество предоставляемых отелями информационных услуг и т.д.

Выявление и ранжирование факторов прямого и косвенного влияния на развитие социальных гостиниц в гостиничном хозяйстве регионов позволяют судить о системности приведенного в учебной разработке анализа и изложенного материала, что подтверждает высокую степень освещения практических вопросов и их актуальность.

В заслугу авторам вполне можно поставить умелое сочетание междисциплинарного и многоуровневого подходов, при которых действие понятий рассматривается на государственном и корпоративном уровнях. Это подтверждает высокий методический уровень материала, адаптивность его к образовательным технологиям.

Подытоживает учебно-методическое пособие анализ распределения коллективных средств размещения по федеральным округам России.

После каждой темы приведен краткий список ключевых терминов, содержатся контрольные вопросы и изложено содержание практических заданий по данной проблеме.

Как видно из перечисления тем разделов, в учебном пособии наиболее подробно рассмотрены вопросы организации и управления гостиницами и другими средствами размещения, а также современных направлений развития

рецензия на учебное пособие по дисциплине «Гостиничный менеджмент»

гостиничного хозяйства в Российской Федерации. Проблемы управления финансами гостиничного предприятия освещены в меньшей степени. Однако представляется, что данная особенность не является существенным недостатком в изложении материала по курсу «Гостиничный менеджмент».

Кроме того, пособие выглядело бы более полным, если бы авторы рассмотрели зарубежный опыт в области систем мотивации и стимулирования персонала средств размещения.

В учебном пособии в ясной и доступной форме излагаются теоретический, методический и практический материал, что обеспечивает соблюдение психолого-педагогических требований к пониманию и усвоению излагаемого материала.

Учебное пособие «Гостиничный менеджмент» д.э.н., проф. Н. А. Платоновой, к.э.н., доц. А. А. Ларионовой, к.э.н., доц. О. И. Вапнярской, к.э.н., доц. О. Н. Макушевой, к.п.н., доц. Е. С. Сахарчук, к.э.н., доц. В. В. Даитова, к.б.н., доц. З. М. Хабанбаевой заслуживает особого внимания и является весомым вкладом в изучение организационных и финансовых

вопросов гостиничного менеджмента. На основе изучения большого объема нормативного материала, учебной и специальной литературы, а также на результатах проведенного статистического исследования авторы предложили многочисленные рекомендации по усовершенствованию системы менеджмента средств размещения. Полагаем, что учебное пособие будет интересно как студентам-бакалаврам, так и преподавателям экономических вузов, поможет практическим работникам и значит внесет заметный вклад в повышение эффективности функционирования средств размещения.

Рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия по дисциплине «Гостиничный менеджмент» по ФГОС 1101100 специальности «Гостиничное дело». Таким образом, представленная на рецензию рукопись может быть рекомендована к изданию.

Т. М. Кривошеева, зав. кафедрой бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве ФГБОУ ВПО «РГУТиС», к.э.н., доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.