Научная статья на тему 'Рец. на книгу: Пынина Т.Ю. Венгерская пресса в политическую эпоху Яноша Кадара'

Рец. на книгу: Пынина Т.Ю. Венгерская пресса в политическую эпоху Яноша Кадара Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Венгрия во второй половине ХХ в. / Я. Кадар / экономические реформы в Венгрии / венгерская пресса / венгерская культура и традиции / Hungary in the second half of the twentieth century / J. Kadar / economic reforms in Hungary / Hungarian press / Hungarian culture and traditions
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рец. на книгу: Пынина Т.Ю. Венгерская пресса в политическую эпоху Яноша Кадара»

УДК 070.1; 94(439).08

DOI: 10.31249/hist/2024.01.10

ЛЮБИН В.П.* Рец. на книгу: ПЫНИНА Т.Ю. ВЕНГЕРСКАЯ ПРЕССА В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ ЯНОША КАДАРА. -Москва : РУДН, 2022. - 416 с.

Ключевые слова: Венгрия во второй половине ХХ в.; Я. Кадар; экономические реформы в Венгрии, венгерская пресса; венгерская культура и традиции.

Keywords: Hungary in the second half of the twentieth century; J. Kadar; economic reforms in Hungary; Hungarian press; Hungarian culture and traditions.

Для цитирования: Любин В.П. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН РАН, 2024. - № 1. - С. 160-167. - Рец. на книгу: Пы-нина Т.Ю. Венгерская пресса в политическую эпоху Яноша Кадара. -Москва : РУДН, 2022. - 416 с. - DOI: 10.31249/hist/2024.01.10

В монографии канд. филол. наук, доцента Кафедры массовых коммуникаций (РУДН) Т.Ю. Пыниной продолжены начатые автором несколько десятилетий назад исследования венгерских медиа в контексте истории страны. В аннотации к книге отмечается, что она написана в жанре научной публицистики, в ней отражена широкая панорама общевенгерской и местной прессы. Анализируется поистине уникальная в сравнении с другими странами социалистического содружества ситуация в Венгрии в годы правления Яноша Кадара и особенности «венгерской модели»: политические, экономические и социальные условия в стране показываются сквозь призму деятельности массмедиа. Собранный и

* Любин Валерий Петрович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН); valerij.ljubin@gmail.com

проанализированный в книге материал помогает понять нынешнюю особую позицию Венгрии в рамках Европейского союза и НАТО, членом которых страна является. «Эта книга - дань уважения и любви к Венгрии, ее истории, самобытным традициям и культуре, которые, хочется верить, не сотрет универсальная цивилизация», - пишет Пынина (с. 22).

В предпосланном книге предисловии д-р филол. наук, профессор В.В. Барабаш (филол. фак-т РУДН) обращается к истории венгерской экономической реформы. Она была предпринята властями после известных трагических событий 1956 г. в самой Венгрии и 1968 г. в Чехословакии. Барабаш обращает внимание на факторы, которые привели к успеху данной реформы на первоначальном этапе. Среди них он называет продуманность, разработанность экономических шагов специалистами различных отраслей, выбор благоприятных условий внутри страны и за ее пределами. Хотя далее он признает: «экономическая реформа 1968 г. в Венгрии имела половинчатый характер и не была доведена до конца. Однако даже в таком незавершенном виде именно эта реформа стала одной из причин того, что венгерская экономика, возможно, наиболее безболезненно среди других стран соцлагеря преодолела кризис конца 1980-х - начала 1990-х годов» (с. 5). По мнению автора предисловия, материалы книги дают возможность оценить политическую мудрость многолетнего руководителя Венгерской Народной Республики Я. Кадара (с. 6).

Монографию предваряет также вступление, написанное в положительных тонах, Е. Широкова, работавшего долгое время (начиная с 1984 г.) в Будапеште в качестве заведующего Отделением Советского телевидения и радио. Широков выделяет из текста наблюдение Т.Ю. Пыниной о мирной революции в Венгрии 1989 г.: «Смена модели или революция прошли совершенно мирно. Но не тихо: СМИ сыграли в этом процессе чуть не ключевую роль. Сама же Венгрия сыграла роль катализатора, ускорившего распад социалистического лагеря» (с. 13). Вступление завершается следующим наблюдением: «И не надо предаваться расхожему заблуждению: мы - великая держава, а Венгрия - маленькая страна. "Маленькая страна", несмотря на великие потрясения, испытавшая, в отличие от богатой России, гнетущий дефицит природных ресурсов, сумела решить многие проблемы конструктивнее, чем

мы. А может быть, и потому, что впрок пошли, независимо от их трактовки, уроки Яноша Кадара и его эпохи?» (с. 15). Трудно не согласиться с этими мыслями эксперта, прекрасно знающего обстановку и настроения как правящей политической «элиты», так и народных масс в этой «маленькой стране».

В Венгрию Пынина приехала школьницей вместе с родителями, здесь закончила среднюю школу, а затем уехала учиться на факультете журналистики МГУ. Дипломная работа ее была о венгерской печати, преддипломную практику автор проходила в Венгрии в 1981-1982 гг. В аспирантуре ее тоже отправили на стажировку в Венгрию в 1989-1990 гг. «Написанная спустя много лет в Москве, - пишет во вступлении автор, - эта книга - не этюды о Венгрии и не описание ее неповторимой столицы, наполненная рефлексиями и воспоминаниями. Она относится к другому жанру -научной публицистике и посвящена венгерской прессе и по-своему уникальной ситуации в социалистической Венгрии, начиная с конца 1950-х годов, и введения реформы в 1968 г. и заканчивая сменой политической модели общества на рубеже 1980-1990-х годов, когда страна вернулась к капиталистическому пути» (с. 21).

Автор книги, по собственному признанию, «вводит читателя в журналистское измерение венгерских реалий», опираясь на тщательное изучение прессы. Наибольшее внимание при этом уделяется деятельности «Мадьяр хирлап» - общенациональной газеты, созданной по инициативе Я. Кадара как политический еженедельник и полуофициальное правительственное издание на волне и в поддержку экономических реформ в отсутствие цензуры и при либерализации всех сфер жизни венгерского общества, а также поддерживавшей эту линию вечерней газете «Эшти хирлап».

Обращаясь к реформистской политике венгерского руководства, автор констатирует, что длившийся более 30 лет период политической истории Венгрии получил название «эпоха Кадара». Он начался после трагических событий осени 1956 г. и окончился в 1988-1989 гг. после ухода «выдающегося политического лидера страны Яноша Кадара - вначале с поста главы партии (и государства), а затем и из жизни. Окончательным завершением эпохи Кадара стала смена политической модели общества в конце 1989 г.» (с. 23). Этот период и имя Кадара отождествляются с заметной либерализацией всех сфер жизни общества, формированием общест-

венного консенсуса, который напрямую связан с введением нового экономического механизма. Процесс либерализации активно поддерживался прессой.

В следующих главах автор знакомит читателя с биографиями и деятельностью известных лидеров социалистической Венгрии, среди них Имре Надь, Янош Кадар, Матяш Ракоши и др. Заключая свою характеристику венгерских событий осени 1956 г., автор отмечает, что «после 1956 г. сохранение структуры политических институтов и монолитных отношений власти и собственности создавало многочисленные и, как правило, непреодолимые препятствия на пути подлинных изменений, таило в себе постоянную опасность возврата к прошлому. Рамки, установленные 4 ноября 1956 г., привели к снятию с повестки дня вопросов о многопартийной системе, а реформистское крыло партии, куда некогда входил и сам Янош Кадар, а также влиятельные слои интеллигенции, обособились от партии» (с. 29).

В свое время ВСРП стала хранительницей взглядов и осуществляемых на компромиссной основе программ демократической, социалистической оппозиции внутри партии. Она смогла начать коррекцию так называемой сталинской модели, отбросить многие ее элементы и заменить их новаторскими идеями. Всё это совпало с решением Н.С. Хрущева покончить со сталинизмом, а также с установлением дружеских отношений между двумя политическими лидерами - Хрущевым и Кадаром. В стране постепенно формировалась новая, собственная модель социализма. В ней существенно снизилась заполитизированность всех сфер общественной жизни, и наряду с существованием общегосударственной и кооперативной собственности признавалась частная форма собственности (с. 29-30).

Отмечается, что судьба Венгрии в исследуемый период была тесно связана с СССР и другими социалистическими странами, с СЭВ и ОВД. Однако, по мнению критиков, односторонняя ориентация Венгрии как члена социалистического лагеря на рынок СЭВ не способствовала прогрессивному развитию ее экономики и тянула страну назад (с. 33). Отсюда необходимость реформ, которые проводили Кадар и его соратники в сложной международной обстановке после «Пражской весны» 1968 г. Но в условиях холодной войны экономические интересы Венгрии были малосовместимы с

политической конфронтацией по линии «социализм-капитализм», «ОВД-НАТО» (с. 34). Автор напоминает о «бунте» молодежи в западном мире в конце 1960-х годов, и подчеркивает, что расположенная в центре Европы Венгрия всегда активно воспринимала влияние Запада, а на венгерскую молодежь большое воздействие оказали и проводимые в стране экономические реформы, и дискуссии о перспективах социализма и коммунизма, и молодежные волнения в западных странах. Так, в докладе Кадара по случаю 50-летнего юбилея создания коммунистической партии Венгрии, напечатанном в 1968 г. в газете «Непсабадшаг», ставились такие проблемы, как «роль партии, законность, разделение власти, монополия на власть, гуманизм, демократия и многое другое» (с. 36-37).

Информация венгерской печати, радио, телевидения о событиях 1968 г. в Праге, по заявлению зам. председателя Совета министров ВНР Лайоша Фехера, опубликованному 31 августа 1968 г. в той же «Непсабадшаг», была «достоверной, отвечала фактам, позиции партии, правительства» (с. 36). Автор подчеркивает, что судьба исследуемых органов венгерской прессы, например газеты «Мадьяр хирлап», напрямую зависела от результатов экономической реформы, и потому останавливается на характере и итогах этой реформы. Эта ежедневная газета с момента выхода своего первого номера 18 мая 1968 г. заявила себя как выразитель точки зрения правительства ВНР, который намерен поддерживать и освещать начатую 1 января 1968 г. всеобъемлющую экономическую реформу. «Выделяла газету среди ежедневников ориентация на внутриполитическую информацию в основном экономического характера, предпочтение дипломатических вопросов в освещении международной жизни, подробное освещение вопросов, связанных с реформой» (с. 63). Отмечается, что «Мадьяр хирлап» по своему тиражу все же сильно уступала другим центральным газетам, начиная от «Непсабадшаг» (в 16 раз) и кончая «Непсава», «Мадьяр немзет», «Эшти хирлап», «Непшпорт». Между тем газета никогда и не стремилась стать массовой. Учитывая влияние данной газеты на умы читателей, автор считает нужным посвятить дальнейшие разделы книги ее «роли и задачам» в период «реформ, антиреформ и стагнации в экономике и обществе в 1969-1984 гг.», ее деятельности «в условиях нарастающего общественного кризиса», «экономической и политической ситуации в Венгрии 1988-1989 гг.».

Позиция этой газеты, подчеркивает автор, характеризовалась как «центристская» (с. 181).

Автор утверждает, что Венгрия, как и Югославия, стояла особняком среди стран социалистического содружества, «что подчеркивалось западными, главным образом американскими, исследователями медиа, политологами и историками» (с. 264). Что касается смены модели в развитии страны на рубеже 1980-1990-х годов, автором делается вывод, что в 1988-1989 гг. информационная деятельность прессы сыграла ключевую роль в «смене политической модели общества» (с. 268). Завершая исследование, Пынина пишет: «Много лет минуло с тех пор, как эпоха Я. Кадара ушла в прошлое - и историческая, и политическая. Опыт прессы Венгрии, этой самобытной европейской страны, может оказаться полезным в современном цифровом обществе не только и не столько как историческая ретроспектива, но и как возможность изучения и практического использования успешных наработанных приемов взаимодействия медиа и аудитории, особенно в условиях определенной политической заданности и отсутствия цензуры одновременно» (с. 268).

Вторая часть монографии посвящена истории развития печати и радиовещания в Венгрии. Книга снабжена кратким списком персоналий (с. 269-271) и проиллюстрирована фотографиями картин венгерского периода творчества С.В. Пыниной-Войцеховской (вкладка). Интерес для историков представляют помещенные в книге интервью непосредственного свидетеля венгерских событий 1956 г., в то время третьего секретаря Посольства СССР в ВНР, последнего председателя КГБ СССР В.А. Крючкова (с. 337-349); участника событий октября-ноября 1956 г., впоследствии профессора историка в канадском Ванкувере, а затем в Европейском университете в Будапеште Я. Бака (с. 350-362). В них раскрыты малоизвестные подробности событий тех трагических дней. Помещены также касающиеся ситуации в Венгрии некоторые документы ТАСС, в том числе «для служебного пользования». Завершает книгу Послесловие, написанное канд. ист. наук В. Шестаковым, живущим в Будапеште. Он отмечает, что в монографии Пыниной показано, как в Венгрии кадаровское руководство, исчерпав внутренние ресурсы, было вынуждено уступить ходу истории и новым общественным потребностям и пойти на изменение общественной

формации. «До сегодняшнего дня не утихают среди венгров споры, все ли было сделано для оптимального переустройства государства, общества, экономики; все ли принятые тогда документы и договоренности оправдали себя из перспективы в 40 лет. Конечно, нет. Многое можно (и нужно) было сделать эффективнее и справедливее. Но ведь учебников не было, страна на ощупь выбирала новые пути... Пусть одним из таких учебников на будущее и станет монография Т.Ю. Пыниной» (с. 397).

К похвалам в сопровождающих авторский текст книги обильным предисловиям, введениям и заключениям коллег и друзей автора для равновесия неплохо было бы добавить и полагающиеся для рецензии критические замечания и пожелания исправления некоторых недостатков. Хотелось бы большего обращения автора к текстам книг российских и зарубежных историков и политологов, освещающих затронутую тематику1, определения - в чем заключается, по сравнению с ними, новизна ее собственных подходов к венгерской истории второй половины ХХ в. Остается в тени, мало освещенной такая тема, как исход многих представителей венгерской интеллигенции после восстания 1956 г. и их деятельность в странах Запада (США, Канада, Западная Европа). Многие из подобных эмигрантов заметно влияли на развитие событий на покинутой ими исторической родине. Недостаточно внимания уделено позициям католической церкви, очень важной структуры в жизни венгерского общества. Ее влияние было ощутимым, как в свое время и влияние церкви и католического уклада в Польше, выдвиженец из которой кардинал Войтыла, став папой римским под именем Иоанн Павел II, оказал определенное влияние на ход событий в странах Восточной Европы. Эмоциональное субъективное авторское отношение к хорошо знакомой автору стране и освещаемым событиям нередко мешает оставаться на необходимом для научной монографии уровне объективности и дать полностью взвешенную критическую аналитическую оценку со-

1 Так, в книге упоминаются труды известных российских специалистов по истории Венгрии А.И. Пушкаша и А.С. Стыкалина, но не приводятся хотя бы некоторые выводы этих авторов: См. например: Исламов Т.М., Пушкаш А.И., Шушарин В.П. Краткая история Венгрии. С древнейших времен до наших дней. -Москва : Наука, 1991. - 608 с.; Стыкалин А.С. Прерванная революция. - Москва : Новый хронограф, 2003. - 320 с.

бытий и их протагонистов. Но, возможно, эти недостатки автору будет легко превратить в достоинства в еще одном переиздании книги, а эмоциональность в подаче материала вполне уместна, когда звучат признания в уважении и любви к изучаемой стране, ее людям, ее интереснейшей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.