© Петрова А. А., 2013
®
Рец. на кн.: Schmitt, R. Körperlich-räumliche Aspekte der Interaktion [Text] : [monografie] / R. Schmitt. - Tübingen : Narr Verl., 2013. - 334 S. -(Studien zur deutschen Sprache. Forschungen des Instituts für deutsche Sprache ; Bd. 64)
Петрова Анна Александровна
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой немецкой филологии Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Издание «Körperlich-räumliche Aspekte der Interaktion / Телесно-пространственные аспекты интеракции», опубликованное издательством «Narr» (Tübingen / Тюбинген, Германия), представляет собой монографический труд ученого из Германии - доктора Р. Шмитта (R. Schmitt), исследующего мультимодальные аспекты пространства интеракции.
Основная цель рецензируемой монографии - на базе двух максимально контрастных ситуаций (уроков в помещениях гимназии и съемок фильма на открытом пространстве улицы) расширить представления о концепции мультимодальной интеракции с точки зрения исследования телесного и пространственного «поведения» участников интеракционных микроструктур, образующихся в пространстве во время протекания актов коммуникации.
Таким образом, на основе аналитической методологии исследователь реконструирует в деталях мультимодальные приемы, с помощью которых участники коммуникации для достижения своих ситуационно-специфических целей используют существующие объекты и фрагменты пространства и посредством своего собственного телесно-пространственного поведения не только «релевантно» преобразуют само пространство, но и делают его «понятийно доступным» другим участникам общения. Иными словами, коммуниканты сами конституируют и ре-конституиру-ют ситуации интеракции.
В монографии рассматриваются важные для анализа мультимодальной интеракции понятия: «фокусная личность»
(Fokusperson), «интеракционное пространство» (Interaktionsraum) и «интеракционный
ансамбль» (Interaktionsensemble), расставляются следующие праксеологические приоритеты и используются теоретико-методологические подходы:
- исходя из признания в качестве основополагающего тезиса о пространственной основе интеракции, исследователь фокусируется на тематически важном понятии «координации» (Koordination), являющейся предпосылкой и базой совместного конструирования участниками интеракции личностно-пространственных структур, которые, в свою очередь, выступают базисом вербального обмена и пространственно-временного выравнивания связей коммуникантов друг с другом или согласования во время трансакции таких модальностей, как проксемика, вербалика, жестика и др.;
- разработка координативных условий протекания любой интеракции в различных социальных ситуациях и контекстах привела к необходимости развития тезиса о пространстве как ресурсе интеракции (Raum als interaktive Ressource) и, таким образом, способствовала признанию возможности систематических рефлексий вербальных концептов и вербальных предметно-понятийных образов и номинаций; последними являются сигнификантные объекты, которые временно генерируют вокруг себя и вокруг участников общения интеракционное пространство (например, видеомонитор и видеокамера во время съемки фильма). Следовательно, по мнению автора монографии, необходимо изучить фазы начала ситуации (multimodale Situationserofïnungen), рассматривая их в качестве процесса мультимодального создания фокусированной интеракции.
Итак, основными дискуссионными вопросами, стоящими в центре пространственно соотнесенных мультимодальных обсуждений микроситуаций в любой коммуникации, являются вопросы о том, к решению каких инте-ракционных задач, когда, кем, как и каким образом применяются релевантно установленные или релевантно существующие компоненты пространства.
Данные проблемные вопросы ведут к логической диспозиции или предполагаемому соотношению - от внешнего структурирования к вербальному структурированию, от вербального структурирования через организацию диалога, позиционирования «себя» и «другого» к упорядочению отношений и связей.
Становится очевидным, что участники диалога в фазе «открытия» ситуации активно и сообща создают условия фокусированной интеракции. По мысли автора, ситуация «начала» представляет собой секвенциально предфазу вербального обмена информацией, которая выражается в телесно-пространственном сближении, сменяющих друг друга зрительных контактах, регулировании дистанции сближения и совместной координации.
Следовательно, ресурсное качество пространства очевидным образом проявляется именно в этой фазе, так как оно является единственным и доминантным каналом, предоставленным в распоряжение участникам интеракции для преодоления проблемных моментов.
Пространство систематически используется не только в определенных фазах развития интеракции, но и применяется при решении специфических задач, локально появляющихся в условиях протекания любого общения.
Важной, на наш взгляд, в рецензируемой монографии представляется идея Р. Шмитта о постоянной изменчивости самого пространства; то, что пространство не есть нечто данное и неизменное, ярко проявляется в сопоставительном изучении закрытого интеракционно-го пространства урока и открытого интеракци-онного пространства улицы, на которой разворачивается съемка фильма. Если пространство урока связано со специально подготовленным для подобных целей помещением, на первый взгляд кажущимся неизменным, то пространство на улице специально создается участниками интеракции на определенный момент дей-
ствия и прекращает свое существование после его окончания. Таким образом, автор логически подходит к идее диалектики пространства, которая выражается в множественности интеракционного пространства, его мультиди-менсиональности, социальной топографии и субструктурированности.
Так, социальная топография учебного пространства урока связана со статусно-ориентированным неравенством использования последнего в качестве ресурса учебной коммуникации: с одной стороны, фиксируется инвариантная привязанность учеников к своим «посадочным» местам и невозможность свободного перемещения в аудитории, с другой стороны, налицо пространственная мобильность преподавателя, позволяющая структурировать пространство урока. Независимо от социально-топографических пространственных структур как культурно стабильных и обусловленных необходимо выделять и телесно соотнесенные «я»-территории.
Ценной является следующая диалектика пространства:
- деление пространства на данное и изменяющееся, при этом оба вида связаны друг с другом таким образом, что если отсутствует первое, не может генерироваться и второе, которое при этом выступает уже как интерак-ционное пространство;
- разграничение понятий интеракционно-го пространства и интеракционного ансамбля, трактуемого как пространство + участники интеракции, предваряет или создает инте-ракционное пространство, которое, в свою очередь, внутренне дифференцировано и суб-структурировано и вмещает в себя телеснопространственные констелляции - интеракци-онные диады, триады и т. п.;
- дифференциация предмета и объекта: предметами считаются изолированные единичные явления данного материального окружения, которые занимают свои специфические или отведенные им места в пространстве того или иного помещения; объектами же они становятся только в том случае, если посредством определенных действий и отношений с ними со стороны участников общения получают статус «релевантных» для конкретного обмена информацией и в этом случае используются как интерактивные ресурсы коммуникации;
- различение места и позиции (положения): местом обозначается конкретно реконструируемый пункт в социофизическом окружении, который существует независимо от интеракции в качестве определяемых точек пересечения в помещении. Противоположным понятию «место» является понятие «позиция», определяемое как конечная точка движения от А к Б каждого конкретного участника интеракции. Данные понятия систематическим образом двояко ориентированы: они соотносятся с пространством либо как с данным, либо как с созданным или организованным. Принципиально то, что позиция категориально связана с такой перспективой анализа, которая соотносится с реконструкцией интеракционных структур, следовательно, понятие фокусирует конкретные пространственные интеракционные взаимоотношения участников коммуникативного акта. Место, напротив, категориально связано с такой перспективой анализа, которая соотносится с реконструкцией социально-физической и семиотической структурированности окружения, следовательно, данное понятие фокусирует независимо от интеракции существующие, но все же для интеракции принципиально релевантные явления пространственного окружения. Итак, приоткрывается следующая диалектическая взаимосвязанность места и позиции: позиция в интеракционном пространстве всегда идентична специфическому месту в материальном окружении; место и позиция идентичны друг другу относительно их физических координат, но они различаются импликациями, которыми обладают и которые влияют на реконструкцию пространства как интерактивного ресурса.
Понятие интеракционного пространства является ключевым при теоретическом осмыслении личностно-пространственных констелляций как субструктур при дифференциации представлений о них и связано, прежде всего, с изучением ситуаций, в которых скры-
ты интеракционно-пространственные импликации. Исследователем выделяются ситуации, в которых участники события могут быть интегрированы в интеракционное пространство, но не являться членом интерак-ционного ансамбля (например, позиция режиссера на съемках фильма). Интеракцион-ный ансамбль образует группа, связанная совместным проектом и представляющая собой тематико-прагматическую и хроноста-бильную констелляцию, в которой, однако, не все члены равное время образуют состав такого ансамбля.
В заключении монографии автор, подводя теоретический итог собственному изысканию, приводит следующий важный тезис, касающийся различий в понятиях «интеракци-онное пространство» и «интеракционный ансамбль»: при работе с данными понятиями необходимо учитывать значение этнографической информации, то есть интеракционные пространства как телесно-пространственные констелляции можно реконструировать только лишь на основе аудиовизуальных интерак-ционных документов; интеракционные ансамбли, определяемые как тематико-прагмати-ческие констелляции, заложенные совместными проектами участников коммуникации, должны реконструироваться на основе этнографического знания.
В целом можно отметить, что данный монографический труд, безусловно, открывает новые горизонты в исследовании пространства интеракции не только в области мультимодальных исследований, но и, без сомнения, в общей теории коммуникации. Монография безупречно структурирована по содержанию, изложена доступным научным языком и отличается исключительной логикой представления позиции автора.
Книга, безусловно, будет полезна специалистам различных отраслей гуманитарного знания, а также представляет интерес для аспирантов и студентов.
216
А.А. Петрова. Рец. на кн.: Schmitt, R. Körperlich-räumliche Aspekte der Interaktion
Book review: Schmitt, R. Physical-space aspects of interaction [Text] : [monografy] / R. Schmitt. - Tübingen : Narr Publ., 2013. - 334 p. -(Studying German. Research of the Institute of the German language ; vol. 64)
Petrova Anna Aleksandrovna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of German Philology Department, Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation