Научная статья на тему '[РЕЦ. НА КН.] ИОНИН Л.Г. ДРАМА ЖИЗНИ МАКСА ВЕБЕРА. М.: РАНХИГС, 2022'

[РЕЦ. НА КН.] ИОНИН Л.Г. ДРАМА ЖИЗНИ МАКСА ВЕБЕРА. М.: РАНХИГС, 2022 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ВЕБЕР / БИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГОСПОДСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Масловский Михаил Валентинович

В рецензии рассматривается книга отечественного социолога Л.Г.Ионина, посвященная жизни и творчеству М.Вебера. В данной книге представлены недостаточно широко известные российскому читателю факты биографии классика мировой социологии и дается авторская трактовка особенностей его личности. В центре внимания автора находятся сложные взаимоотношения Вебера с близкими ему людьми. Кроме того, автор книги осуществляет анализ теоретических положений веберовской социологии, характеризуя соотношение протестантской хозяйственной этики и современного капитализма, концепцию рационализации и типологию господства. С точки зрения рецензента, работа Л.Г.Ионина вносит значительный вклад в развитие отечественного вебероведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

[REV.] IONIN L.G. THE DRAMA OF MAX WEBER’S LIFE. MOSCOW: IZDATEL’SKII DOM “DELO” RANKHIGS PUBL., 2022

This is a review of Leonid G. Ionin’s book devoted to Max Weber’s life and work. The book presents certain facts from Weber’s biography that are not widely known to the Russian audience. The author of the book focuses on Weber’s relationships with the people surrounding him. Aside from that, the author analyzes some elements of Weberian sociology while defining the influence of Protestant ethic on modern capitalism, as well as rationalization theory and the typology of domination. It is argued in the review that Ionin’s book makes an important contribution to the development of Max Weber studies in Russia.

Текст научной работы на тему «[РЕЦ. НА КН.] ИОНИН Л.Г. ДРАМА ЖИЗНИ МАКСА ВЕБЕРА. М.: РАНХИГС, 2022»

Б01: 10.19181Аофиг.2022.28.3.9158 EDN: ХХОУ/К

М.В. МАСЛОВСКИЙ1

1 Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН. 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14, ком. 504.

ИОНИН Л.Г. ДРАМА ЖИЗНИ МАКСА ВЕБЕРА.

М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ДЕЛО» РАНХиГС, 2022. - 384 с.

Аннотация. В рецензии рассматривается книга отечественного социолога Л.Г. Ионина, посвященная жизни и творчеству М. Вебера. В данной книге представлены недостаточно широко известные российскому читателю факты биографии классика мировой социологии и дается авторская трактовка особенностей его личности. В центре внимания автора находятся сложные взаимоотношения Вебера с близкими ему людьми. Кроме того, автор книги осуществляет анализ теоретических положений веберовской социологии, характеризуя соотношение протестантской хозяйственной этики и современного капитализма, концепцию рационализации и типологию господства. С точки зрения рецензента, работа Л.Г. Ионина вносит значительный вклад в развитие отечественного вебероведения.

Ключевые слова: М. Вебер; биография; история социологии; протестантская этика; рационализация; господство.

Для цитирования: Масловский М.В. [Рец. на кн.] Ионин Л.Г. Драма жизни Макса Вебера. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022 // Социологический журнал. 2022. Том 28. № 3. С. 184-191. D0I: 10.19181/ socjour.2022.28.3.9158 EDN: ХХОУ/К

Интерес к личности Макса Вебера не ослабевает среди представителей социальных наук в разных странах мира. В течение многих лет основным источником биографической информации о Вебере выступала посвященная его жизни и творчеству книга, которую написала его вдова Марианна [1]. С 1980-х гг. в вебероведческой литературе стали все более широко обсуждаться ранее неизвестные факты из жизни классика социологии. В 2005 г. вышла подготовленная немецким исследователем Й. Радкау тысячестраничная биография Вебера, которая стала бестселлером и широко комментировалась в Германии, а в 2009 г. был опубликован ее сокращенный перевод на английский язык [10]. К полуторавековому юбилею Вебера, отмечавшемуся в 2014 г., вышли еще две внушительные по объему биографии великого социолога, авторами которых являлись Д. Кеслер [9] и Ю. Каубе (последняя была довольно быстро переведена на русский язык) [5]. Приближение столетней годовщины смерти Вебера было отмечено очередными книгами, посвященными его жизни и деятельности [6].

Казалось бы, после публикации всех указанных работ сложно предложить достаточно оригинальный взгляд на обстоятельства жизни Вебера и особенности его личности. Тем не менее это удалось сделать Л.Г. Ионину в его книге «Драма жизни Макса Вебера» [3]. Как замечает автор рецензируемой работы, вдова Вебера Марианна «создала увлекательное сочинение, рисующее образ Макса Вебера как настоящего классика, достойного находиться в пантеоне богов и героев. Большинство острых моментов в жизни с Максом ей удалось обойти, причем не снижая литературной увлекательности и интеллектуальной наполненности повествования» (с. 42). Книгу Л.Г. Ионина также отличают литературная увлекательность и интеллектуальная наполненность повествования. При этом ее автор подробно разбирает именно острые моменты в жизни Вебера, который предстает не бронзовым памятником, но живым человеком, обуреваемым страстями.

Период от рождения Макса Вебера до 1893 г., когда он вступает в брак с Марианной Шнитгер и становится экстраординарным профессором юридического факультета Берлинского университета, в книге не рассматривается. В данном случае мы имеем дело не с подробным жизнеописанием, а с биографией зрелого Вебера. Первые три главы книги охватывают начало карьеры «молодого профессора» и период его болезни в 1898—1902 гг. В первой главе, в частности, обсуждается вопрос о том, насколько успешное начало профессиональной карьеры Вебера могло быть обусловлено «непотистскими связями» его отца (с. 12—14). Кроме того, в первой главе содержится подробный разбор знаменитого письма Вебера его будущей жене и обстоятельств, сопутствовавших заключению их брака. Наконец, описывается знакомство Вебера с Эльзой фон Рихтхофен (ставшей в замужестве Эльзой Яффе) — «с женщиной, которая определит значительную часть жизни самого Вебера и едва ли не главную часть содержания этой книги» (с. 29).

В центре второй главы находится произошедшая в 1897 г. ссора Макса Вебера с отцом, рассмотренная в контексте других конфликтных ситуаций, в которых неоднократно оказывался будущий классик социологии. Как подчеркивает автор книги, по своему характеру Вебер-младший — «спорщик, скандалист, иногда даже с элементами истеричности» (с. 48). Характеризуя его ссору с отцом и ее последствия, автор обращается к идеям З. Фрейда. Подробно рассмотрев в третьей главе симптомы и возможные причины болезни Вебера, автор книги отмечает, что применительно к этой болезни «работали две парадигмы: модель научной неврологии того времени и модель только еще зародившегося психоанализа» (с. 96). По мнению Л.Г. Ионина, указанные модели объяснения не должны исключать одна другую.

В пятой и шестой главах автор рассматривает сложный клубок взаимоотношений, включавший самого Макса Вебера, его жену

Марианну, его брата Альфреда, его возлюбленных в разные годы Эльзу Яффе и Мину Тоблер, а также прежнего возлюбленного Эльзы анархиста и психоаналитика Отто Гросса и ее сестру Фриду. В книге содержится масса интереснейших подробностей этих взаимоотношений. Однако их пересказ не является задачей данной рецензии. Предоставим возможность будущим читателям книги самостоятельно разобраться во всех этих хитросплетениях.

В двух главах — четвертой и седьмой — представлен анализ некоторых основных научных трудов М. Вебера. Четвертая глава посвящена ключевым положениям и рецепции его работы «Протестантская этика и дух капитализма». Автор книги расширяет представленное в собственном предисловии к первому тому русского перевода «Хозяйства и общества» [2, с. 11-12] описание распространения идей Вебера в американской социологии и их возвращения в Германию после окончания Второй мировой войны (с. 126-130). С одной стороны, он показывает, ссылаясь на Й. Радкау, что в период нацистской диктатуры в Германии Вебер не был «проклят и забыт». Ряд крупных немецких ученых того времени, как Карл Шмитт, продолжали в той или иной степени опираться на веберовские идеи. С другой стороны, в американской социологии к началу 1930-х гг., когда был опубликован подготовленный Т. Парсонсом перевод «Протестантской этики и духа капитализма», предпосылки для адекватного восприятия веберовской теории еще не сложились.

Как справедливо указывает Л.Г. Ионин, «самые важные принципы веберовского учения об обществе оказываются настолько неоднозначными, что порождают целые школы интерпретаторов, противоречащие друг другу, в результате чего всемирная вебериана превращается в бесконечную череду опровержений и контропровержений» (с. 74). Автор рецензируемой книги особо отмечает тот факт, что упрощенное понимание «тезиса Вебера» о соотношении протестантской хозяйственной этики и духа капитализма впоследствии стало одним из центральных элементов так называемой «поп-социологии». Вместе с тем не прекращались попытки представить опровержение указанного тезиса, которые, в свою очередь, также становились объектом критики. В результате, как полагает Ионин, возникла своеобразная «веберовская карусель», к которой с недавних пор присоединились и некоторые отечественные ученые.

Несомненный интерес представляет наиболее обширная по объему седьмая глава книги, посвященная самому плодотворному периоду творческой жизни Вебера, который автор характеризует как его «Болдинскую осень». Прежде всего в данной главе рассмотрены такие ключевые для Вебера понятия, как «расколдовывание» и «рационализация». При обсуждении темы рационализации основной акцент в книге сделан на веберовском анализе специфики западного рацио-

нализма. Л.Г. Ионин подчеркивает, что к теме книги не относится вопрос о том, прав ли Вебер в своей оценке места и роли западного рационализма в развитии современной цивилизации. Тем не менее автор рецензируемой работы полемизирует с оценками теории Вебера как обосновывающей превосходство Запада над другими обществами.

Как указывает автор, путь западного рационализма «становится для других культурных регионов способом выйти на ведущие места в необъявленном соревновании цивилизаций» (с. 229), примером чего служат, в частности, Япония, Китай и ряд стран Юго-Восточной Азии. Это становится возможным, поскольку рационализм выступает как в значительной мере «прикладная» ориентация, которая может осваиваться «секторально», что происходит в условиях борьбы в различных сферах общественной жизни (с. 230). В целом Ионин приходит к выводу, что «превосходство современного Запада не абсолютно, оно оспариваемо, что предполагается самой концепцией Вебера» (с. 231). В данном случае точка зрения автора книги отчасти пересекается с концепцией множественных модернов [7], которая, однако же, не упоминается в этом контексте.

Значительная часть седьмой главы посвящена книге с «невероятно причудливой судьбой» — «Хозяйству и обществу» как Opus magnum Вебера. Автор характеризует историю создания этого труда и его публикации, а затем обращается к изложению исходных понятий вебе-ровской понимающей социологии. Любопытной иллюстрацией приложения этих понятий выступает авторский анализ взаимоотношений между основными персонажами книги, в ходе которого выясняется, что организующим центром образуемой ими общности был не Макс Вебер, а Эльза Яффе (с. 245). Особое внимание в указанной главе обращено на веберовские понятия власти и господства, которые также используются и для описания взаимоотношений между персонажами книги. В частности, автор использует понятие «эротического господства», ссылаясь в данном случае уже не на «Хозяйство и общество», а на текст «Промежуточного рассмотрения», вошедшего в работу Вебера «Хозяйственная этика мировых религий».

В восьмой главе описан переезд Вебера из Гейдельберга в Мюнхен на фоне его с новой силой вспыхнувшей страсти к Эльзе Яффе. Как показывает автор, именно стремление быть рядом с любимой женщиной побудило Вебера сделать выбор в пользу Мюнхенского университета, отказавшись от более выгодного и в большей степени соответствовавшего его научным и карьерным устремлениям предложения занять должность профессора в Боннском университете. Как оказалось, этот выбор стал «выбором смерти». В данной главе представлен глубокий анализ писем Макса Вебера Эльзе, которые автор рассматривает с точки зрения собственной интерпретации понятия эротического господства.

В заключительной, девятой главе книги мюнхенский период жизни Вебера описывается в контексте политических событий в Германии, последовавших за крушением монархии. В частности, автор ставит вопрос: почему неоднократно оказывались неудачными попытки Вебера реализовать свои политические амбиции, хотя никем не ставились под сомнение его компетентность и выдающиеся способности оратора и публициста? Особенно болезненным стал для него отказ делегатов региональной конференции Немецкой демократической партии поддержать включение его кандидатуры в избирательный список в январе

1919 г. Как полагает Л.Г. Ионин, некоторые психологические и моральные качества Вебера делали практически невозможной для него успешную карьеру политического лидера. В числе таких качеств автор выделяет недостаточную способность к компромиссам, неумение остановиться в преследовании какой-либо цели в связи с изменившимися обстоятельствами, использование для достижения определенной цели чрезмерных средств, «злоупотребление публичностью» и «склонность к хайпу» (с. 335—336). Кроме того, Вебера отличали «невероятная самоуверенность», а также «элементы нарциссизма в самоощущении и поведении» (с. 338). Перечисленные качества, которые были достаточно хорошо известны окружающим, заставляли практических политиков крайне настороженно относиться к возможности какого-либо сотрудничества с Вебером.

Характеризуя отклики современников на смерть Макса Вебера, автор уделяет особое внимание посвященной памяти старшего друга речи К. Ясперса, которая была произнесена в Гейдельберге в июле

1920 г. Автор не принимает тезис Ясперса о «фрагментарности» творчества Вебера, но готов отчасти согласиться с другим тезисом об экзистенциальном характере его философии. Вместе с тем в книге подвергается критике распространенное представление о Вебере как о носителе ценностей «героического аскетизма». Как подчеркивает Ионин, во многом благодаря биографии, написанной Марианной, а также усилиям Ясперса героический аскетизм превратился в своего рода «бренд Макса Вебера на протяжении многих десятилетий его посмертной славы» (с. 352). Но, с точки зрения автора, «возникают обоснованные сомнения как в его аскетизме, так и в его героизме при реализации высоких принципов, предполагаемых аскетической моралью» (с. 353). В конечном итоге на страницах книги Вебер предстает если и не нашим современником, то, во всяком случае, человеком двадцатого столетия. В кратком эпилоге дается общая характеристика авторского понимания «эротической антропологии» Вебера.

В качестве критических замечаний хотелось бы обратить внимание на два момента. Во-первых, следует учитывать, что в книге не только представлено подробное жизнеописание Вебера, но и предложена авторская трактовка его теоретического наследия. При освещении собы-

тий жизни Вебера автор работы неоднократно ссылается на таких его биографов, как Д. Кеслер и Й. Радкау, в чем-то соглашаясь с ними, но нередко и вступая с ними в полемику. Вместе с тем в ходе анализа различных положений веберовской социологической теории в четвертой и седьмой главах отсутствуют какие-либо ссылки на представителей «веберовского ренессанса» в мировой социологии. В результате автор противопоставляет «поп-социологии» лишь собственное понимание «аутентичного» Вебера. По-видимому, автору все же следовало соотнести собственный подход с основными концепциями вебероведения. Вполне понятно и объяснимо нежелание погружаться в биографическом исследовании в тонкости бесконечной полемики вебероведов. Тем не менее хотелось бы, чтобы в памяти читателей остались имена крупнейших представителей «веберовского ренессанса» — таких как Фридрих Тенбрук или Вольфганг Шлюхтер, работы которого имеют исключительно важное значение для понимания творчества Вебера [4], а не фамилия отечественного экономиста, инициировавшего недавно очередной раунд полемики, именуемой автором книги «веберов-ской каруселью».

Во-вторых, следует отметить, что в русскоязычной биографии Вебера мог бы быть подробнее рассмотрен вопрос об отношении немецкого социолога к России. Этот вопрос лишь однажды возникает на страницах книги в связи с обсуждением геополитической ситуации, сложившейся после окончания Первой мировой войны (с. 329-331). Тем не менее необходимо учитывать, в частности, значение для формирования политической социологии Вебера его статей о русской революции 1905 г. Неоднократно отмечалось, что во многих случаях наблюдения Вебера, сделанные в ходе анализа текущей политики, в дальнейшем были преобразованы в более абстрактные формулы, ставшие примером веберовских идеальных типов [8, р. 20]. В частности, теоретический анализ бюрократии, осуществленный Вебером в «Хозяйстве и обществе», основывался в том числе и на его описании российской административной системы в работах о революции 1905 г. Кроме того, эти статьи, написанные вскоре после завершения «Протестантской этики и духа капитализма», служат наглядным свидетельством ограниченности «идеалистической» трактовки социологии Вебера, поскольку в них детально проанализированы расстановка классовых сил в российском обществе и структурные препятствия для становления буржуазно-демократического строя. В любом случае как менявшееся с течением времени отношение Вебера к России, так и российская тематика в его трудах требуют дальнейшего анализа.

В целом работа Л.Г. Ионина не только вносит значительный вклад в отечественное вебероведение, но и представляет несомненный интерес для широкого круга читателей. Подобное сочетание научной основательности работы и захватывающего повествования встречается

крайне редко. Такой книги о Максе Вебере очень не хватало русскоязычному социологическому сообществу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера. М.: РОССПЭН, 2007. — 656 с.

2. Ионин Л.Г. Вступительная статья редактора русского издания // Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Т. 1. Социология. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. С. 10-34.

3. Ионин Л.Г. Драма жизни Макса Вебера. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. — 384 с.

4. Катаев Д.В. Социология Макса Вебера: поздняя, незавершенная и своевременная // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 428-435. EDN: YTHMMC

5. Каубе Ю. Макс Вебер: жизнь на рубеже веков. М.: Дело, 2016. — 600 с.

6. Кильдюшов О.В. Новая интеллектуальная биография Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 3. С. 466-475. EDN: YNZTHK

7. Arnason J. From Occidental rationalism to multiple modernities // The Oxford Handbook of Max Weber / Ed. by E. Hanke, L. Scaff, S. Whimster. Oxford: Oxford University Press, 2019. P. 499-518. DOI: 10.1093/ oxfordhb/9780190679545.013.7

8. Baehr P., Wells G. Editors' introduction // Weber M. The Russian revolutions. Cambridge: Polity Press, 1995. P. 1-39.

9. Kaesler D. Max Weber: Preuße, Denker, Muttersohn. Eine Biographie. München: Mohr, 2014. — 1009 S. DOI: 10.17104/9783406660764

10. Radkau J. Max Weber: A biography. Cambridge: Polity Press, 2009. — 700 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Масловский Михаил Валентинович — доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН.

Телефон: +7 (812) 3163436. Электронная почта: m.maslovskiy@socinst.ru

Дата поступления: 22.07.2022.

Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2022. Vol. 28. No. 3. P. 184-191. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9158

Review

MIKHAIL V. MASLOVSKIY1

1 Sociological Institute of FCTAS RAS.

Office 504, 25/14, 7th Krasnoarmeiskaya st., 190005, St Petersburg, Russian Federation.

Ionin L.G. The Drama of Max Weber's Life. Moscow: Izdatel'skii Dom "Delo" RANKHiGS publ., 2022. 384 p.

Abstract: This is a review of Leonid G. Ionin's book devoted to Max Weber's life and work. The book presents certain facts from Weber's biography that are not widely known to the Russian audience. The author of the book focuses on Weber's relationships with the people surrounding him. Aside from that, the author analyzes some elements of Weberian sociology while defining the influence ofProtestant ethic on modern capitalism, as well as rationalization theory and the typology of domination. It is argued in the review that Ionin's book makes an important contribution to the development of Max Weber studies in Russia.

Keywords: Max Weber; biography; history of sociology; Protestant ethic; rationalization; domination.

For citation: Maslovskiy, M.V [Rev.] Ionin L.G. The Drama ofMax Weber's Life. Moscow: Izdatel'skii dom "Delo" RANKHiGS publ., 2022. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2022. Vol. 28. No. 3. P. 184-191. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9158

REFERENCES

1. Weber M. Max Weber: Ein Lebensbild. [Russ. ed.: Zhizn' i tvorchestvo Maksa Vebera. Moscow: ROSSPEN publ., 2007. 656 p.]

2. Ionin L. Editor's introduction to the Russian edition. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. [Rus. ed.: Khozyaistvo i obshchest-vo: ocherkiponimayushchei sotsiologii. Vol. 1. Moscow: Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ekonomiki publ., 2016. P. 10-34.]

3. Ionin L.G. Drama zhizni Maksa Vebera. [The Drama of Max Weber's Life.] Moscow: Izdatel'skii dom "Delo" RANKHiGS publ., 2022. 384 p. (In Russ.)

4. Kataev D. Sociology of Max Weber: Late, incomplete, and timely. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2017. Vol. 16. No. 3. P. 428-435. (In Russ.)

5. Kaube J. Max Weber: Ein Leben zwischen den Epochen. [Russ. ed.: Maks Veber:zhizn' na rubezhe vekov. Moscow: Delo publ., 2016. 600 p.]

6. Kildyushov O. Novaya intellektual'naya biografiya Maksa Vebera. [New intellectual biography of Max Weber]. Sotsiologicheskoe obozrenie. 2020. Vol. 19. No. 3. P. 466-475. (In Russ.)

7. Arnason J. From Occidental rationalism to multiple modernities. The Oxford Handbook ofMax Weber. Ed. by E. Hanke, L. Scaff, S. Whimster. Oxford: Oxford University Press, 2019. P. 499-518. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190679545.013.7

8. Baehr P., Wells G. Editors' introduction. In: Weber M. The Russian Revolutions. Cambridge: Polity Press, 1995. P. 1-39.

9. Kaesler D. Max Weber: Preuße, Denker, Muttersohn. Eine Biographie. München: Mohr, 2014. 1009 S. DOI: 10.17104/9783406660764

10. Radkau J. Max Weber: A Biography. Cambridge: Polity Press, 2009. 700 p.

Information about the author

Mikhail V. Maslovskiy — Doctor of Sociology, Lead researcher,

Sociological Institute of FCTAS RAS.

Phone: +7 (812) 316-34-36. Email: m.maslovskiy@socinst.ru

Received: 22.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.