Научная статья на тему 'РЕЦ. НА КН.: DEUTSCHLAND-RUSSLAND. STATIONEN GEMEINSAMER GESCHICHTE, ORTE DER ERINNERUNG. DAS 20. JAHRHUNDERT / HRSG. VON HORST MöLLER UND ALEXANDER TSCHUBARJAN ; IM AUFTR. DER GEMEINSAMEN KOMMISS. FüR DIE ERFORSCHUNG DER JüNGEREN GESCHICHTE DER DEUTSCH-RUSSISCHEN BEZIEHUNGEN. - MüNCHEN : OLDENBOURG VERLAG, 2014. - 352 S'

РЕЦ. НА КН.: DEUTSCHLAND-RUSSLAND. STATIONEN GEMEINSAMER GESCHICHTE, ORTE DER ERINNERUNG. DAS 20. JAHRHUNDERT / HRSG. VON HORST MöLLER UND ALEXANDER TSCHUBARJAN ; IM AUFTR. DER GEMEINSAMEN KOMMISS. FüR DIE ERFORSCHUNG DER JüNGEREN GESCHICHTE DER DEUTSCH-RUSSISCHEN BEZIEHUNGEN. - MüNCHEN : OLDENBOURG VERLAG, 2014. - 352 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВМЕСТНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / КОМИССИЯ ИСТОРИКОВ / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / RUSSIAN-GERMAN RELATIONSHIPS / COLLECTIVE TEXTBOOK / COMMISSION OF HISTORIANS / RUSSIA / GERMANY / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вашкау Нина Эмильевна

В рецензии анализируется совместное российско-германское учебное пособие, охватывающее события ХХ века. Оно подготовлено по решению Совместной Комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений и рекомендовано для использования в школах и вузах Германии и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book Review: Russia-Germany. Milestones of the Joint History in the Collective Memory. 20 t h Century / ed. by H. Muller, A. O. Chubaryan ; by the Decision of the Joint Commission on Studying the Modern History of the Russian-German Relations. - Munich : Oldenburg Ferlag, 2014. - 352 p.

This is a review of a Russian-German textbook that describes the events of the 20 t h century. The book has been created by the Common Board for Research on the History of the Russian-German Relationships and can be used as learning material in schools and universities of both countries.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА КН.: DEUTSCHLAND-RUSSLAND. STATIONEN GEMEINSAMER GESCHICHTE, ORTE DER ERINNERUNG. DAS 20. JAHRHUNDERT / HRSG. VON HORST MöLLER UND ALEXANDER TSCHUBARJAN ; IM AUFTR. DER GEMEINSAMEN KOMMISS. FüR DIE ERFORSCHUNG DER JüNGEREN GESCHICHTE DER DEUTSCH-RUSSISCHEN BEZIEHUNGEN. - MüNCHEN : OLDENBOURG VERLAG, 2014. - 352 S»

www.volsu.ru

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

УДК 94(100)" 19" ББК 63.3(0)6

Рец. на кн.: Deutschland-Russland. Stationen gemeinsamer Geschichte, Orte der Erinnerung. Das 20. Jahrhundert / Hrsg. von Horst Möller und Alexander Tschubarjan ; im Auftr. der Gemeinsamen Kommiss. für die Erforschung der Jüngeren Geschichte der Deutsch-Russischen Beziehungen. - München : Oldenbourg Verlag, 2014. - 352 S.

Нина Эмильевна Вашкау

Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии, Липецкий государственный педагогический университет vaschkau@mail. ru

ул. Ленина, 42, 398040 г. Липецк, Российская Федерация

Аннотация. В рецензии анализируется совместное российско-германское учебное пособие, охватывающее события ХХ века. Оно подготовлено по решению Совместной Комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений и рекомендовано для использования в школах и вузах Германии и России.

Ключевые слова: российско-германские отношения, совместное учебное пособие, комиссия историков, Россия, Германия, международные связи.

Совместная Комиссия по изучению новейшей истории российско-германских отношений начала свою деятельность в 1998 г. после обмена нотами между правительствами РФ и ФРГ. В новых исторических условиях во взаимоотношениях двух стран перед учеными на первом плане стояла задача содействовать открытию доступа к российским

^ и германским архивам с целью поддержки

г совместных научно-исследовательских проек-щ тов, публикации монографий, сборников доку-^ ментов, других научных изданий. 18 лет ра-Ц боты Комиссии в условиях открытости и по-5 рой непростого диалога ознаменовались зна-

чительными совместными коллоквиумами, проектами по изданию комплексов документов, научными конференциями. К 2015 г. опубликованы пять выпусков «Сообщений Совместной Комиссии по изучению новейшей истории германо-российских отношений». Большой проект помещен на интернет-портале «100(0) документов, посвященных российской и советской истории XX века» («100(0) Dokumente zur russischen und sowjetischen Geschichte im 20. Jahrhundert») и «100(0) ключевых документов, посвященных германской истории XX века» («100(0) Schlüsseldokumente zur deutschen Geschichte im 20. Jahrhundert»). Эти проекты

уже многие годы функционируют под совместным руководством профессора, доктора Х. Альтрихтера (Университет им. Фридриха Александра, Эрланген-Нюрнберг) и доктора исторических наук, профессора А.В. Шубина (ИВИ РАН).

По предложению сопредседателя Комиссии с российской стороны академика А.О. Чубарьяна в рамках последней был начат уникальный проект публикации совместного учебного пособия по истории, которое способствовало бы лучшему пониманию народами друг друга, их традиций, ценностей и культурного менталитета.

Пособие предназначено для использования не только в школах и вузах Германии, но и для широкого круга читателей, для всех, кто интересуется российско-германской историей. Комиссия приняла решение подготовить три тома пособия, посвященных соответственно XVIII, XIX и XX векам. Издание начинается с тома, освещающего историю XX столетия, так как учитывалась особая актуальность и общественно-политическое значение минувшего века для российско-германских отношений.

Во введении к тому «Германия - Россия. Вехи совместной истории в коллективной памяти» отмечено, что авторский коллектив «не ставил перед собой цель затушевывать или отрицать существующие еще различия в оценках международной политики, внутреннего развития каждой из стран или культурных традициях двух народов. Основной смысл деятельности в работе над данной книгой российские и немецкие ученые видели в том, чтобы на взаимной основе расширить перспективы познания другой стороны. Поэтому решено было стремиться к тому, чтобы та или иная тема освещалась сообща одним российским и одним германским автором. Там, где не удалось добиться единства, публикуются два взгляда на одну и ту же тему» 10).

Авторы осознавали сложность поставленной задачи и принимали во внимание, что именно в XX столетии две мировые войны развели Россию и Германию по разные стороны баррикад. Вольно или невольно это обстоятельство в какой-то степени отразилось и на позициях отдельных авторов книги. На согласование спорных вопросов и позиций ушло около двух лет, не сразу сложилось ви-

дение издания. Было выделено 20 тематических модулей в изложении российско-германских взаимодействий прошлого века. В 14 из них авторам удалось найти общую точку зрения, и эти модули написаны в соавторстве. В 6 случаях точки зрения существенно разошлись. Редколлегия пришла к выводу поместить по две статьи. Это демонстрирует как свободу дискуссии, так и наличие полей, где не удалось еще прийти к консенсусу в освещении событий. Учащимся продемонстрировано, что в науке идет нормальный творческий процесс и им предоставлена возможность самим прочесть обе аргументации и сделать свои выводы.

В предисловии было специально подчеркнуто: «в ряде статей ощущается воздействие стереотипов и клише, появившихся большей частью в годы холодной войны, в ряде случаев оценки выглядят заметно политизированными или идеологизированными. Это относится как к освещению событий 1930-х годов, так и послевоенного развития в Советском Союзе и Германии. Тем не менее, мы полагаем весьма полезным ознакомить читателей пособия с разными точками зрения российских и немецких историков» 10). Учебное пособие состоит из 4 частей, разделенных ключевыми годами: 1917, 1933, 1945, 1962. Они выбраны не случайно. Эти даты определили качественные повороты в истории двух стран. Введением к каждому этапу служат сжатые обзоры, в которых дается общая картина соответствующей всемирно-исторической эпохи.

Надо сразу подчеркнуть, что проблемы влияния революции на общество в Германии, подписание Брестского мира и Гражданская война в России не вызвали возражений и стали точками соприкосновения ученых двух стран. Отсутствуют как в названиях глав, так и в содержании ярлыки, которые до недавнего времени преобладали в историографии при характеристике событий 1917 года. Сопредседатель Комиссии с германской стороны профессор Х. Меллер во введении, рассматривающем события революции 1917 г. и ее влияние на политический ландшафт стран, пишет о последствиях Первой мировой войны, о количестве жертв, разрушений материальных ценностей и о моральном опустошении ее участников. Она унесла примерно 10 млн чело-

19 8 Pe^ Ha kh. : Deutschland-Russland. Stationen gemeinsamer Geschichte, Orte der Erinnerung. Das 20

веческих жизней, из них 8 млн пали на поле боя. Автор напоминает читателю о человеческих потерях в результате Второй мировой войны (по самым скромным подсчетам они составили 55 млн военнослужащих и гражданских лиц). В обоих случаях не учтено ужасающее число раненых, искалеченных и получивших психологические травмы. В ходе обеих войн апогея достигла трагическая тенденция: жертвами войны во все большей степени оказывалось мирное население 13).

А.В. Шубин подчеркивает: «Находясь по разные стороны фронта, наши страны искали пути к миру, к социальному равновесию и политическим свободам. <...> Историки двух стран в этих очерках обращают внимание на сходства и различия революционного развития в России и Германии. В первом случае к власти пришел большевистский режим, авторитарными насильственными средствами пытавшийся построить невиданное прежде социалистическое общество. Социал-демократическая альтернатива в России потерпела поражение, хотя еще в середине 1917 г. она была не менее влиятельна, чем в Германии. В Германии же коммунисты потерпели поражение в борьбе с социал-демократией и более правыми течениями. Различие в итогах двух революций определяется как социальными условиями, культурными традициями двух стран, так и субъективными факторами. Германия в начале ХХ в. была гораздо более развитой в индустриальном отношении страной, чем Россия. Социал-демократы Германии мечтали о победе нового, социалистического общества, даже имперское государство во время войны стало ограничивать капитализм государственным регулированием. Но лидеры СД1II Ф. Эберт, Ф. Шейдеман и др. не решились на борьбу против капитализма в условиях послевоенной экономической разрухи» 18-19). Общая точка зрения на революционные процессы начала ХХ в. позволила А.В. Шубину и М. Хильдемайеру написать совместную статью по этой теме 23-32).

Интересные сюжеты, которые до недавнего времени были неизвестны: сотрудничество рейхсвера и Красной армии, представленные в очерке А.И. Борозняка и Й. Хюрте-ра, основаны на впервые вводимых в научный оборот документах. Так, в Липецкой школе

пилотов было подготовлено до 1933 г. 200 немецких пилотов 61). Очень интересно читаются страницы, посвященные культурной среде русской эмиграции в Берлине. Документы, которые сопровождают эту главу, взяты из фондов Федерального архива Германии и Государственного архива Российской Федерации 65-74).

Вторая часть пособия посвящена самым драматичным страницам в истории двух стран. Приход Гитлера к власти и начало подготовки к войне рассматриваются во введении, настраивающем учащихся на серьезную работу с документами. Демонстрация силы двух систем показана на казалось бы нейтральном сюжете - истории Всемирной выставки в Париже 1937 года. Смотр технических и культурных достижений стал местом идеологического противостояния готовившихся к большой схватке держав. Гитлеровская Германия и СССР впервые представили свои павильоны, и тот резонанс, который они вызвали, многое может рассказать как о внутреннем состоянии двух стран, так и о внешнем их восприятии 91). Посетители сразу видели два символа - знаменитая скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и имперский орел, держащий в лапах круг с изображением свастики, возвышавшийся над гигантским зданием. Скульптуры «Фронтовое товарищество» и «Семья» встречали посетителей немецкого павильона. Такими были символы политического соперничества и идеологического противоборства двух стран. Редколлегия поместила рядом обе статьи, дав возможность читателю самостоятельно сделать выводы.

Е.О. Гранцева обращает внимание читателя на одно из самых сильных произведений в истории мирового искусства, тематика его была более чем актуальной в это время, -полотно Пабло Пикассо «Герника». Автор задает вопрос: «Нашел ли гуманистический посыл автора, модернистский язык его произведения, отклик у зрителей, достойный внутренней силы произведения?» - и приглашает современного читателя к размышлению 108). Но если в материале Гранцевой внимание сосредоточено на эстетике экспонатов, то ее коллега Р. Майер, увлекшись параллелями и уделив больше места внутреннему раз-

витию Советского Союза, развивает мысль о сходстве двух режимов. Рядом помещен фрагмент выступления рейхсминистра Я. Шахта на открытии немецкого павильона: «Германский дом хочет продемонстрировать всему миру, что германский народ - это трудовой народ. Трудовой народ, однако, это народ мира» 91), который идет вразрез с теми событиями, которые развернутся в Германии и Европе через два года.

Б. Пиетров-Эннкер, известная исследовательница, занимающаяся вопросами предвоенного периода, и академик А.О. Чубарьян представили разные точки зрения на германо-советский договор о ненападении 1939 года. Тенденция к сопоставлению нацизма в Германии и политической системы в Советском Союзе, которая присутствует в статье немецкого ученого 121-130), представлена и в некоторых других статьях учебного пособия. Чубарьян отстаивает иную точку зрения, обращая внимание на то, что «сложная ситуация в мире и прежде всего в Европе в конце 30-х годов ХХ столетия ставит перед современными историками задачу использовать многофакторный метод анализа сложных событий, учет различных, порой весьма противоречивых явлений» 131).

Переломный этап во Второй мировой войне - Сталинградская битва - в статьях М.Ю. Мягкова и Й. Хюртера требует более детальной характеристики. Немецкий автор жестко и справедливо описал преступления нацизма. Разногласия вызвали рассуждения немецкой стороны об источниках героизма советских воинов и оценка характера приказа № 227, известного как «Ни шагу назад» 141-150). Й. Хюртер пишет: «Репрессивные меры против "трусов" и "предателей" приводили к тому, что солдаты отчаянно и ожесточенно боролись за жизнь. В условиях накала военного противостояния в самой битве боролись не за жизнь, а шли на верную смерть, которая настигала солдата от вражеской пули и огня минометов». Немецкий автор не счел важным упомянуть о силе сплоченности народа, добровольности ополчения, массового героизма солдат вне репрессивного нажима. К достоинству статьи следует отнести характеристику положения гражданского населения Сталинграда - темы, до недавнего времени

не рассматривавшейся и российскими исследователями. В целом обе статьи удачно дополняют друг друга. Думаю, немецкому читателю будет интересно прочитать мнение президента США Ф. Рузвельта, который назвал Сталинградскую битву эпической. Позднее он прислал грамоту следующего содержания: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками... Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии» 160).

При подготовке третьей части пособия, от 1945-го до 1961-го, выявились различные точки зрения ученых. Авторитетные историки А.М. Филитов и Х. Альтрихтер, известные специалисты по этому периоду международных отношений, во введении к этой части описывают соответствующие события максимально объективно исходя из имеющихся документов. В то же время надо признать, что раскрыты далеко не все аспекты политического кризиса в ГДР в июне 1953 года. «Архивная революция», произошедшая в России и странах бывшего «социалистического содружества», не затронула либо сравнительно мало затронула страны Запада. События 17 июня 1953 г. российским ученым Б.Л. Хавкиным характеризуются как «июньский кризис», его немецкий коллега Х. Кнабе употребляет оценочную категорию «народное восстание в ГДР». Обе статьи проиллюстрированы фотографиями и документами, публикуемыми впервые. Эта тема является очень живой и близкой для жителей восточной части объединенной Германии. В 2003-2008 гг. к 50-летию событий опубликовано несколько серьезных исследований на русском и немецком языках. Они рекомендуются для углубленного изучения проблемы, список литературы приводится в конце статей. Эта практика соблюдается во всех разделах, что повышает значимость и полезность издания.

Четвертая часть пособия охватывает 1962-1991 годы. С большим интересом читаются статьи, повествующие о непростом пути к сближению двух стран. Переход от состояния холодной войны к договорным отношениям, первые визиты руководителей и поиск то-

2 0 0 Pe^ Ha kh. : Deutschland-Russland. Stationen gemeinsamer Geschichte, Orte der Erinnerung. Das 20

чек соприкосновения в области экономики и культуры. Выдворение А.И. Солженицына из страны и бойкот Олимпиады 1980 г. в Москве, перестройка в СССР и падение Берлинской стены - все эти события освещаются авторами уже как прямыми свидетелями и активными участниками происходившего. История продолжается, и молодые читатели, которым адресована эта книга, могут стать сознательными фигурами современности. Знание узловых проблем истории взаимоотношений двух стран поможет в будущем сделать правильный выбор.

Пособие издано в лучших полиграфических традициях Германии. Для того, чтобы учителю и учащимся было легче ориентироваться в тематико-хронологическом поле российско-германского учебного пособия, каждый раздел, включающий в себя несколько статей, обозначен определенным цветом. Красным цветом отмечаются события, относящиеся к российской и советской истории, синим - события германской истории, желтым - международные события, а зеленым - общественные и культурные. По-

собие изобилует редкими или впервые публикуемыми фотографиями (всего 112), а также существенно важными документами из немецких и российских архивов (всего 46), приводимыми полностью, что редко можно встретить в учебных пособиях. Это дает возможность учащимся анализировать текст и делать собственные выводы. Сборник завершают хронологическая таблица, именной и географический указатели.

Совместное российско-германское учебное пособие получило большой общественный резонанс. Его официальная презентация прошла в марте 2015 г. в самой крупной в Германии Берлинской государственной библиотеке. Как подчеркнул в своем выступлении академик А.О. Чубарьян, выпуск совместного издания «доказывает, что наука, культура, образование могут подниматься над политическими страстями и объединять людей, учить их слушать друг друга». В настоящее время подходит к концу подготовка публикации пособия на русском языке. Российские учителя и ученики получат возможность параллельного изучения истории обеих стран.

Book Review: Russia-Germany. Milestones of the Joint History in the Collective Memory. 20th Century / ed. by H. Muller, A. O. Chubaryan ; by the Decision of the Joint Commission on Studying the Modern History of the Russian-German Relations. - Munich : Oldenburg Ferlag, 2014. - 352 p.

Nina Emilyevna Vashkau

Doctor of Sciences (History), Professor, Department of Sociology, Lipetsk State Pedagogical University vaschkau@mail. ru

Lenina St., 42, 398040 Lipetsk, Russian Federation

Abstract. This is a review of a Russian-German textbook that describes the events of the 20th century. The book has been created by the Common Board for Research on the History of the Russian-German Relationships and can be used as learning material in schools and universities of both countries.

Key words: Russian-German relationships, collective textbook, commission of historians, Russia, Germany, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.