Научная статья на тему 'РЕЦ. НА: BAUCKHAM R. THE CHRISTIAN WORLD AROUND THE NEW TESTAMENT. COLLECTED ESSAYS II. TüBINGEN: MOHR SIEBECK, 2017 (WISSENSCHAFTLICHE UNTERSUCHUNGEN ZUM NEUEN TESTAMENT; 386). X, 757 P'

РЕЦ. НА: BAUCKHAM R. THE CHRISTIAN WORLD AROUND THE NEW TESTAMENT. COLLECTED ESSAYS II. TüBINGEN: MOHR SIEBECK, 2017 (WISSENSCHAFTLICHE UNTERSUCHUNGEN ZUM NEUEN TESTAMENT; 386). X, 757 P Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦ. НА: BAUCKHAM R. THE CHRISTIAN WORLD AROUND THE NEW TESTAMENT. COLLECTED ESSAYS II. TüBINGEN: MOHR SIEBECK, 2017 (WISSENSCHAFTLICHE UNTERSUCHUNGEN ZUM NEUEN TESTAMENT; 386). X, 757 P»

Рец. на: Bauckham R. The Christian World Around the New Testament. Collected Essays II. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 386). X, 757 p.

Rev. of: Bauckham R. The Christian World Around the New Testament. Collected Essays II. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 386). X, 757 p.

Рецензируемый сборник избранных эссе одного из самых известных библеи-стов современности Ричарда Бокэма является естественным продолжением подготовленного им ранее издания с «симметричным» названием The Jewish World around the New Testament (WUNT 233, 2008). Автор опубликовал написанные на протяжении полувека работы, организовав их в семь тематических разделов.

В традиционной для себя манере Бокэм не ограничивает круг рассматриваемых текстов каноническими книгами Нового Завета, так что в сборник вошли лишь несколько статей, содержащих экзегетический анализ в узком смысле слова. Согласно современному стандарту, большинство работ посвящено исследованию как бы «за» новозаветными текстами. При этом автор пытается проследить истоки традиции и реконструировать историю того, как до нас дошли библейские документы в том виде, в каком мы ими обладаем теперь. Новозаветные свидетельства сопоставляются со свидетельством апокрифической литературы. Несколько эссе посвящено ранним патристическим текстам.

Первый раздел включает в себя две статьи, являющиеся, по словам автора, его основным вкладом в дискуссию об «аудитории» Евангелий, начавшуюся во второй половине ХХ в. и инициированную Бокэмом на совершенно новом уровне в 1998 г. К этому времени в библеистике сложился устойчивый стереотип: объяснять уникальности и различия Евангелий тем, что их тексты создавались для нужд средиземноморских первохристианских общин, разграниченных между собою территориально, культурно и ментально. Двадцать лет назад Бокэм с группой ученых предложил сменить эту парадигму и выдвинул предположение, что Евангелия были изначально предназначены не для «общины Матфея», «общины Марка» и т. д., а для передачи провозвестия Христова всем христианам. Библиография по этому вопросу за истекшее двадцатилетие, собранная автором, показывает, что обсуждение проблемы продолжается с большой интенсивностью. Можно говорить о том, что Ричард Бокэм явился революционером в этой области, задав новое направление для дальнейших исследований. Ученый утверждает, что порожденная методологией критики редакций модель так на-

зываемого внутриобщинного возникновения Евангелий должна быть признана полностью ошибочной. Таким образом, в качестве альтернативной герменевтической парадигмы предлагается модель «Писания, предназначенного для всех христиан». По существу это означает, что ученый от противного пришел к традиционной точке зрения отцов на вселенский характер евангельского провозвестия. Недаром во второй статье этого раздела, которая содержит ответ на критику американской исследовательницы с громким именем Маргарет Митчелл (Margaret M. Mitchell), речь идет о мнении отцов и учителей Церкви по поводу первоначальной евангельской «аудитории». Бокэм утверждает, что патристиче-ский экзегезис по этой проблеме нуждается в гораздо более внимательном изучении. И все же в рамках небольшого эссе ему удалось показать, что церковные авторы от Папия Иерапольского и Климента Александрийского до Иеронима Стридонского и свт. Иоанна Златоуста не расценивали герменевтически существенной поместную специфику адресатов Евангелий. Православным читателям этот раздел может послужить методологическим базисом для дальнейшей самостоятельной работы.

Следующий раздел имеет заглавие «Евангельские традиции» и является одним из двух самых объемных в сборнике. Все восемь вошедших в него статей написаны после издания в 2006 г. монографии нашего же автора Jesus and the Eyewitnesses. The Gospels as Eyewitness Testimony («Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей» / Ричард Бокэм; [пер. с англ.]. М.: Эксмо, 2011). Бокэм разрабатывает новый взгляд на процесс передачи провозвестия Иисуса Христа и событий Его жизни вплоть до фиксации их в текстах Евангелий. Начиная с Рудольфа Бультмана и Мартина Дибелиуса уже почти столетие в библеистике ответ на этот вопрос, как правило, формулировался в рамках методологии критики форм. По мнению Бокэма, в настоящее время эта парадигма полностью преодолена. Он настаивает на том, что рассказы очевидцев евангельских событий не отделяются несколькими «слоями» пересказов от дошедшего до нас новозаветного текста, но непосредственно в нем отражены. То есть в этом пункте исследователь также возвращается к традиционной точке зрения, согласно которой Евангельское предание мыслится как достоверное.

Первые пять эссе в разделе особенно близко соотносятся с книгой «Иисус глазами очевидцев», служа ее дополнением. Статья «Передача Евангельских традиций» представляет собой конспект ее аргументации, с добавлением некоторых наблюдений над устной традицией и большим вниманием к жанру Евангелия.

«Вернер Келбер об устной традиции. Критика» — это доклад на конференции в честь 25-летия выхода в свет одной из наиболее влиятельных книг об устной традиции ХХ в. означенного автора «Устное и письменное Евангелие» (Werner H. Kelber. The Oral and the Written Gospel. Philadelphia: Fortress, 1983). Бокэм полагает, что критика форманализа у Келбера недостаточна, и обрисовывает обширный материал изучения устной традиции с точки зрения антропологии.

В статье «Евангелие от Марка: источники и свидетельства очевидцев» автор дискутирует с Мартином Хенгелем относительно связи второго Евангелия

с апостолом Петром и настаивает на таковой связи, а также аргументирует подлинность авторства. Интересным является обсуждение того, что особая значимость арамейских слов в Евангелии от Марка может быть объяснена как один из аспектов запечатления в нем свидетельства очевидца.

В эссе «Евангелие детства у Луки как устная история в письменной форме» автор предлагает свое понимание стратегии евангелиста в этом разделе текста и поддерживает мнение о том, что источником по крайней мере ядра этого рассказа могла быть Дева Мария.

В книге «Иисус глазами очевидцев» (2006) Бокэм уже обращался к проблемам, связанным с утраченным сочинением Папия Иерапольского. В статье «Написал ли Папий исторический или экзегетический труд?» (2014) исследователь на основе анализа заглавия и дошедших до нас фрагментов этого труда рассуждает о том, как он соотносился с известными на тот момент текстами Евангелий.

В статье «Евангелие от Иоанна и синоптическая проблема» автор вновь демонстрирует свою способность по-новому подойти к догматизированным в би-блеистике вопросам. К таковым относится убеждение в том, что четвертое Бла-говестие не играет никакой роли при решении синоптической проблемы. Автор утверждает ошибочность такого подхода. Он демонстрирует вероятность того, что апостол Иоанн Богослов использовал текст Евангелия от Марка как свидетельство очевидца, знакомство с которым автор последнего Евангелия предполагал у своих читателей (или слушателей). При этом он регулярно поправляет и истолковывает иначе свидетельство своего предшественника. Если при этом евангелист Иоанн знал тексты и других синоптиков, но не использовал их в явном виде в своей литературной деятельности, то это служит дополнительным доводом в пользу приоритета Евангелия от Марка.

Следующие две статьи сборника являются аналитическими обзорами. Первая из них посвящена книге Френсиса Уотсона «Создание Евангелия: каноническая перспектива» (Grand Rapids: Eerdmans, 2013), названной Бокэмом «важной и превосходной», но которая подверглась им обстоятельной критике. По мнению Уотсона, под канонической перспективой нужно понимать «исследование истории рецепции первоначального предания об Иисусе (насколько это нам доступно) в процессе его интерпретации и реинтерпретации, при которых не различали канонические и неканонические Евангелия, вплоть до резкого изменения ситуации, случившегося при канонизации текста. До этой стадии все Евангелия должны рассматриваться во взаимоотношении друг с другом независимо от их последующего канонического статуса. А после этапа канонизации теологическая герменевтика работает с новой реальностью — четверочастным Благовестием, — которая требует, чтобы Евангелия были истолкованы только в соотнесении друг с другом» (р. 195). Такая позиция неприемлема для Бокэма. Богатый опыт изучения Писания привел его к убеждению, что как бы ни датировалась раннехристианская литература и как бы ни расценивались литературные связи канонической и неканонической письменности первых двух веков христианства, очевидна их общая значимость для изучения раннего христианства. Такая точка зрения автора не препятствует ему осознавать, «что для церковного мэйнстрима, канонизировавшего четыре Евангелия, гностическая письменность

возвещала о другом Иисусе, не укорененном в истории I века, не соотнесенном с историей Израиля, Иисусе, не пришедшем от единого Бога, Творца всяческих... Самые основы веры были поставлены на карту, так что решение Церкви в пользу только лишь четырех Евангелий было определяющим для характера христианской веры» (эссе «Каноничность четырех Евангелий». P. 236).

Вторая рецензируемая книга есть сборник статей под редакцией Беверли Га-вента и Ричарда Хэя «Поиск подлинного Иисуса: паломничество» (Grand Rapids: Eerdmans, 2008). Бокэм выражает свою солидарность с позицией авторского коллектива в том отношении, что Иисус Евангелий и Нового Завета, а также христианской веры и опыта не есть продукт некой вероучительной интерпретации исторического Иисуса, но есть реальный Иисус. В рецензируемом Бокэмом сборнике содержатся ныне традиционные рассуждения о своеобразии образа Иисуса в каждом из Евангелий, но нет попытки определить Его идентичность в Четвероевангелии в целом. Наш автор остается среди тех немногих западных ученых, кто принимает в качестве базиса научного исследования «существенную интуицию верующих христиан о едином Иисусе, о Ком свидетельствуют все четыре Благовестия, которую Церковь всегда сообщала в своем богослужении, проповеди и искусстве» (Р. 220).

Раздел «Люди первого христианского поколения» содержит ряд тонких и захватывающих исследований отдельных эпизодов, связанных с судьбами лиц апостольского века. Здесь и неожиданная интерпретация видения «лица Иисуса Христа» апостолу Павлу (2 Кор 4 6) (эссе № 12), интересное прочтение Послания к Галатам, обнаруживающее в тексте свидетельство о переходе апостола языков к одинокой миссии без партнеров (эссе №13), обширное исследование раннехристианских свидетельств о времени и месте мученической кончины апостола Петра, результатом которого является вывод о высокой исторической вероятности данных церковного предания на этот счет (эссе № 14). Завершают этот раздел две краткие, но очень интересные статьи — «Иаков в центре» и «Поместье Публия на Мальте (Деян 28 7)». В первой из них говорится о том (в широком раннехристианском контексте), что на фоне двух первоверховных апостолов-миссионеров, «представляющих как бы "центробежное" устремление в христианстве, святой Иаков — повсеместно почитаемый глава матери Церкви в Иерусалиме — являет центростремительное движение» (Р. 326). Вторая статья является творческим «расследованием» обстоятельств мальтийского крушения и спасения спутников апостола Павла. Представив то, что известно об острове и его древностях, автор показал полную правдоподобность означенной в заглавии эссе топографической детали из книги Деяний.

В разделе «Ранняя Церковь» две главы посвящены истории отношения христиан ко Дню Господню и субботе. Затем следует исследование керигматической формулы в речах из Деяний святых Апостолов, выполненное в широком контексте раннехристианской письменности. Бокэм полагает, что рассмотренные им примеры «есть только литературная верхушка устного айсберга» традиции (Р. 460).

Очередным образцом свежего взгляда на застарелую проблему служит эссе «Царство и Церковь согласно Иисусу и Павлу». Автор выделяет шесть аспектов

учения Христова о Царстве Божием и выясняет, что корреспондирует этому в Павловом корпусе. Для него очевидна преемственность между провозвестием Христа и Апостола. Параллельно проясняется неразрывность возвещаемого Царства и общины учеников как начатка Церкви.

Самый объемный раздел в книге посвящен раннехристианской апокрифической литературе. Исследователь обращается к широкому спектру проблем, связанных с этим пластом текстов, имеющих дидактический, молитвенный, богословский и иногда литературно-художественный характер. Ценность изложенного здесь материала, порой даже самого общего обзорного характера, в том, что автор всю свою научную жизнь посвятил изучению этих памятников.

Последний тематический раздел «Ранняя патристика» включает две статьи: «"Великое гонение" в "Пастыре" Ерма» и «Падение ангелов как источник философии у Ермия и Климента Александрийского». В первом исследовании Бокэм приходит к выводу, что «центральная и позитивная роль, отводимая страданиям Церкви, есть отличительная смена приоритетов, характеризующая раннее христианство, которая и представлена у Ерма» (Р. 670). Заключительное эссе в сборнике содержит изящную гипотезу датировки сочинения Ермия Философа «Осмеяние языческих философов», которую автор обосновал с помощью изучения писаний мужей апостольских на предмет использования мысли о падших ангелах как источнике различных аспектов языческой культуры. Только у Климента Александрийского в Строматах говорится о том, что падшие ангелы выкрали философию с небес и наставили в ней человечество. Бокэм высказывает предположение, что Ермий и был тем неведомым предшественником, с которым полемизировал Климент в этом пассаже.

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей, зав. кафедрой библеистики ПСТГУ, Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 protae@list.ru

ORCID: 0000-0002-3885-9721

Alexey Emelianov, Archpriest, Head of Department of Biblical Studies, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation protae@list.ru ORCID: 0000-0002-3885-9721

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.