Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / DIGITALIZATION / INFORMATIZATION / DIGITAL PEDAGOGY / DIGITAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Еремина Анастасия Павловна

В статье представлены предпосылки возникновения и становления тенденции цифровизации в России и в отечественной системе образования. Интегрирован международный опыт внедрения новых технологий в российское общество. Дана историческая справка становления информационного общества. Обоснованы социокультурные и социально-экономические предпосылки цифровизации образовательной системы. Представлено описание этапов и характеристика перспектив влияния цифровизации в образовании. Авторы раскрывают результаты историкографического анализа научной литературы по проблеме развития цифрового пространства в российском обществе, а также приводят выводы по факторам, влияющим на данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DIGITALIZATION IN EDUCATION

The article presents the prerequisites for the emergence and formation of the digitalization trend in Russia and in the domestic education system. International experience of introducing new technologies into Russian society has been integrated. The historical background of the formation of the information society is given. The sociocultural and socio-economic prerequisites for the digitalization of the educational system are grounded. The description of the stages and characteristics of the prospects for the impact of digitalization in education. The authors reveal the results of a historiographic analysis of scientific literature on the problem of the development of the digital space in Russian society, and also draw conclusions on the factors influencing this process.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

горизонтальное обучение, виртуальные лаборатории, смарт-сити игры и симуляционные игры. Внедрение перечисленных практик и использование необходимых электронных инструментов помогло улучшить мотивацию обучающихся и максимизировало практико-ориентированное обучение.

Литература:

1. Национальный исследовательский Томский государственный университет - «Уроки "Стресс-теста". Вузы в условиях пандемии», 2020

2. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. Краснодар, 2020. С. 50-54.

3. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.

4. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 140-143.

УДК 371

кандидат педагогических наук Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г кандидат педагогических наук Еремина Анастасия Павловна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье представлены предпосылки возникновения и становления тенденции цифровизации в России и в отечественной системе образования. Интегрирован международный опыт внедрения новых технологий в российское общество. Дана историческая справка становления информационного общества. Обоснованы социокультурные и социально-экономические предпосылки цифровизации образовательной системы. Представлено описание этапов и характеристика перспектив влияния цифровизации в образовании. Авторы раскрывают результаты историкографического анализа научной литературы по проблеме развития цифрового пространства в российском обществе, а также приводят выводы по факторам, влияющим на данный процесс.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, цифровая педагогика, цифровое обучение.

Annotation. The article presents the prerequisites for the emergence and formation of the digitalization trend in Russia and in the domestic education system. International experience of introducing new technologies into Russian society has been integrated. The historical background of the formation of the information society is given. The sociocultural and socio-economic prerequisites for the digitalization of the educational system are grounded. The description of the stages and characteristics of the prospects for the impact of digitalization in education. The authors reveal the results of a historiographic analysis of scientific literature on the problem of the development of the digital space in Russian society, and also draw conclusions on the factors influencing this process.

Keywords: digitalization, informatization, digital pedagogy, digital learning.

Введение. Как один из первых предвестников цифрового будущего в образовательные системы практически всех передовых стран пришли электронные курсы, которым пророчат огромнейшие перспективы. Наиболее часто обсуждается замена «аналогового» образования цифровым, когда отпадает необходимость сидеть в аудитории, общаться с педагогом лично и искать бумажные издания книг и пособий. В результате учебный процесс, несомненно, становится более гибким, «заточенным» под конкретного обучающегося, который сам формирует запрос на получение знаний и включается в процесс обучения в удобное для него время. Но при этом лишается личностного общения, что называется «глаза в глаза».

Цифровизация сегодня коснулась всех сфер жизнедеятельности человека. Образовательная система вышла на цифровой путь развития с усилением тенденций информатизации и технологизации. Совершенствование информационных технологий, активное внедрение передовых техник и инструментов педагогической деятельности, тотальная персонализация учебного процесса, развитие персонифицированного образования - послужили основанием для построения новой цифровой образовательной среды, в центре которой - сетевая личность.

Феномен «сети» в образовании выступил системообразующим ядром не только при организации социального партнерства, формирования сетевого взаимодействия, но и погружения образовательной практики в сеть Интернет. Массовое онлайн образование повлекло за собой перспективу перехода от традиционной (современной) парадигмы образования к цифровой (трехмерное виртуальное образовательное пространство). Потребность нового типа личности - сетевой личности - в получении образования 24/7, путем нажатия одной кнопки обеспечило возникновение «когнитивной революции». Сетевая личность требует от образования доступной, удобной, гибкой платформы для познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Однако, следует разобраться в истоках развития цифровизации как историко-педагогической категории.

Цель статьи: провести ретроспективный анализ цифровизации в образовании.

Изложение основного материала статьи. На протяжении последних десятилетий, цифровизация образовательной системы стала ключевой тенденцией в общемировой практике.

В свою очередь, совокупность социально-экономических изменений, и расширение информационных возможностей общества, позволило создать необходимые условия для цифрового пространства во всем мире.

Процесс цифровизации расширил возможности образовательных программ, и создал новые представления о человеке в условиях социально-экономического и политического плюрализма. Данные

Педагогика

. Елабуга);

представления базируются на информационной привязанности общества к компьютерным технологиям, что в свою очередь, сказывается на психологических особенностях сформированной личности.

Следовательно, компетентное использование цифрового пространства в целях эффективного функционирования является важной задачей государственной политики. Однако, основополагающим аспектом стал практический опыт применения, апробированный в США.

С точки зрения общемирового подхода, данная тенденция прошла определенные этапы своего развития:

1. 1950-1970-е г.г. - разработка и внедрение ЭВМ (электронно-вычислительных машин);

2. 1970-1980-е г.г. - процесс активного внедрения и использования компьютерных технологий в военной индустрии;

3. Середина 1980-х - начало 1990-х г.г - системное обеспечение цифровыми технологиями гражданской сферы. Отставание России в разработке и внедрении данных инноваций [2].

Следует учесть, что СССР в конце 1980-х-начале 1990-х г.г. XX века, а позднее Российская Федерация в значительной степени отставала в разработке перспективных информационных технологий, используя наработки западноевропейских партнеров. При этом, тенденция цифровизации образовательного пространства оставалась в достаточно далекой перспективе. В свою очередь, сложившаяся ситуация имеет свою специфическую историко-экономическую систему противостояния запада и востока.

Напомним, что в 1950-1970-е г.г. XX столетия происходило активное становление и разработка электронно-вычислительной техники. На территории США, Европы и СССР, данные инновации имели локальный и волновой характер, переходящий из различных эпицентров научной мысли [1].

В частности, развитие сфер атомной энергетики, военного комплекса, требовало наиболее новых и эффективных методов расчета. Кроме того, необходимость обуславливалась быстро растущей конкуренцией на фоне геополитического противостояния.

Основная цель состояла в том, чтобы перевести достаточно сложные математические и логические задачи в цифровые значения. Более того, предполагалось ввести в оборот буквенные значения и различные словосочетаний в числовом коде. Следовательно, перспективно повышалась вычислительная способность достаточно тяжелых экономических задач.

Кроме того, тождественно повышалась производительность труда и быстродействие различных сфер производства. По сравнению с ручными и аналоговыми способами расчета, качество и точность вычислений выросла вдвое [6]. На тот момент времени инновация, введенная локально, представляла собой систему кодирования, с помощью которой вычисления и записи велась ЭВМ с транзисторным оснащением, а позже с применением микропроцессоров.

Однако внедрение в социальную сферу данных разработок представлялось экономически невозможным. Поэтому практическое использование и применение ЭВМ ограничивалось на уровне государственных служб.

В 70-80-е г.г. XX столетия в эпоху исторического противостояния между странами Евросоюза, США и СССР, переход к цифровым технологиям был обусловлен военно-стратегическими нуждами государств-соперников. В частности, применение странами электронных систем ПРО (Противоракетной обороны) и радиоэлектронного обнаружения противника доказало свою эффективность, и повлекло за собой развитие компьютерных технологий [3].

В середине 1980-х г.г. в США произошло ускоренное становление и внедрение компьютерных технологий в бытовую культуру человека. Данное обстоятельство заметно сказалось на жизни населения и подвигло разработчиков прибегнуть к разработке портативных устройств и персональных компьютеров. В том числе, прорабатывались пути внедрения микро и нано технологий в данные устройства [1, 6-15].

В целом, внедрение цифровых технологий представляло собой сложный финансовый и кадровый процесс, требовавший вливания достаточных инвестиций. При этом, перспективное применение данных инноваций было возможно только в условиях кадрового обеспечения, что в свою очередь требовало необходимого обучения. Следовательно, политика государств должна была быть направлена преимущественно на удовлетворение возникшей потребности.

Преобладание цифровых технологий во всех сферах жизни человека, повлекло за собой обусловленную разработку определенной методологии по применению инноваций в образовательной системе.

В свою очередь, социально-экономическая ситуация в советском союзе в 80-е г.г XX века складывалась достаточного неоднозначно. Период «экономического застоя» в эпоху правления Л.И. Брежнева (1964-1982) отрицательно отразился на развитии цифровых технологий и кибернетики. Попытка провести компьютеризацию гражданской среды в сфере образования и науки представлялась экономически и технологически невозможным актом. Основная проблема заключалась в отсутствии современной методики и практики программирования с последующей реализации в социальной сфере.

Следовательно, технологический паритет между западом и востоком был нарушен, и главное слово в информационном превосходстве оставалось за США и странами Европейского Союза.

В 1-ой четверти 1990-х годов парадигма советского государства о закрытом экономическом пространстве окончательно исчерпала свой потенциал. Данное событие повлекло за собой трагедию всего постсоветского пространства, породив политический и социально-экономический кризис [3]. При этом, правительство предпринимало ряд законодательных изменений о вхождении в мировое финансовое и торгово-предпринимательское пространство.

Вследствие чего, на прилавках российского рынка оказались товары технического назначения, такие как персональные компьютеры, оптоволоконные интернет-кабели и другие ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Объективное отношение потребителя к данным новинками было достаточно спорным.

В том числе, предоставлялась возможность повысить эффективность и качество работы во всех сферах государства общества. При этом, реальное применение цифровых технологий в условиях гиперинфляции оставалось невозможным.

Однако концептуальный подход в использовании цифровых технологий изменился после 2000-х г.г XXI века. Стабилизация курса рубля, и снижение инфляции позволило правительству оценить эффективность внедрения информационных инноваций [5].

В частности, активное заимствование западного опыта и методики использования, способствовало повышению производительности и качества труда в сфере труда и экономики. Единовременное применение персональных компьютеров и сети интернет в несколько раз ускоряло процесс обмена и передачи

информации. При этом, уменьшение трудозатрат на ведение бумажного делопроизводства повышало время для решения наиболее важных социально-экономических задач.

Следовательно, государство осуществляло цифровизацию наиболее востребованных сфер, одной из которых является образование.

В частности, поэтапный процесс цифрового пространства был запущен в 2013 году. Согласно программе правительства, ИКТ технологии должны быть внедрены в сферу образования до 2020 года в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1, 5-20].

Ключевая идея заключается в создании единой информационной платформы, хранящей базу данных об успеваемости ученика, полученном образовании и достижениях в процессе обучения. Задача учителя сводится к вовлечению обучающихся в современных образовательный процесс, с учетом всех цифровых разработок. Следует отметить, то последнее десятилетие для системы образования явилось перспективным в аспекте цифровизации: разработаны и внедрены в систему образования массовые открытые онлайн курсы, расширена сфера дополнительного образования с использованием дистанционных технологий, введены в практику деятельности образовательных организаций специализированные программы (Skype, Zoom, Microsoft Teams), расширен опыт дистанционного обучения с применением возможностей систем moodle, Московской электронной школы, Яндекс.Класс и др.

В конечном счете, перспективные цифровые технологии должны минимизировать трудозатраты образовательных организаций и предоставить достаточный спектр для повышения профессионального уровня педагога. Однако, вместе с тем возникает ряд рисков, заключающихся в затруднениях и барьерах развития цифрового образования. Первая группа рисков - личностные: неготовность педагогов к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности, нежелание уходить от традиционной (привычной) формы занятий, отсутствие опыта достижения учебных целей в цифровой образовательной среде, сопротивление со сторон родительской общности в отношении цифровых технологий обучения. Вторая группа рисков - организационная: отсутствие необходимой материально-технической базы, недостаточное развитие программного обеспечения для осуществления образовательного процесса в режиме онлайн, технические затруднения и др.

Таким образом, исторический опыт разработок ИКТ в совокупности с методикой использования цифровых инноваций, позволяет в современном образовательном пространстве осуществлять наиболее быструю и эффективную работу. С помощью технологий, преподаватель способен грамотно выстроить свою рабочую программу и реализовать свой творческий потенциал.

Выводы. Таким образом, полученные результаты и выводы, сделанные по итогам проведенного анкетирования свидетельствуют о необходимости разработки модели формирования культуры здорового образа жизни педагога в современных образовательных условиях, в рамках которой появится возможность реализовать соответствующие просветительские и практические занятия.

Литература:

1. Аптекман А.А. Цифровая Россия: новая реальность / А.А. Аптекман. - Москва.: МакКинзи, 2017. - 132 с.

2. Кузьменко Н.И. Концептуальные основы развития современной системы образования / Н.И. Кузьменко. Концептуальные основы развития современной системы образования: монография. -Нижний Новгород.: НОО «Профессиональная наука», 2019. - 132 с.

3. Кеннеди П.М. Взлеты и падения великих держав / П.М. Кеннеди. Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. - Екатеринбург.: Гонзо, 2018. - 846 с. - ISBN 978-5-904577-43-8.

4. Новиков. Д.А. Теория управления системами / Д.А. Новиков. - Москва.: Народное образование, 2019. - 416 с.

5. Устюжанина Е.В., С.Г. Евсюков. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Новое время. - Москва.:Вестник РЭУ «им. Г.В. Плеханова», 2017. - С. 3-12.

6. Шваб. К.М. Четвертая промышленная революция / К.М. Шваб. - ЭКСМО, 2016 - 40 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье изучены возможности цифровой образовательной среды в литературном образовании. Использование сетевых ресурсов в литературном образовании на данный момент развито слабо. Это обусловлено тем, что при общем понимании образовательного потенциала цифровой среды, включающей в себя использование социальных сетей, платформ для образовательного процесса и коммуникации и т.п. технологий, книжные сетевые ресурсы и их образовательный потенциал изучены мало. На основании изучения сервисов, связанных с книгами и чтением, можно сделать вывод о востребованных функциях, которые реализуют эти потребности. Это написание и комментирование отзывов, рецензий, мнений; возможность вступить в группу, добавить в друзья, завести блог; формирование своей библиотеки для личного пользования и трансляции прочитанного другим; зарабатывание баллов в личный рейтинг; наконец, поиск и чтение книг.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, литературное образование, Интернет, социальное чтение.

Annotation. The article studies the possibilities of a digital educational environment in literary education. The use of network resources in literary education is currently underdeveloped. This is due to the fact that with a general understanding of the educational potential of the digital environment, including the use of social networks, platforms for the educational process and communication, etc. technologies, book network resources and their educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.