Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ понятия "коллектив" в психолого-педагогических науках'

Ретроспективный анализ понятия "коллектив" в психолого-педагогических науках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / ГРУППА / GROUP / ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА / CHILDREN''S COLLECTIVE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / EDUCATIONAL THEORY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / PSYCHOLOGICAL THEORY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / TEAM / TEAM THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова Юлия Алексеевна

В статье осуществлен ретроспективный анализ представлений о коллективе и теорий коллектива в развитии психолого-педагогических наук в период с 30-х годов 19 века по сегодняшний день. Ретроспективный анализ понятия коллектива позволил определить истоки психолого-педагогических исследований данной проблемы. В статье предпринята попытка установить и обосновать взаимообусловленность социокультурной ситуации и государственного строя в том или ином историческом отрезке времени и представлений о коллективе в контексте психолого-педагогический идей. Выявлено, что различия в представлениях о понятии коллектива в педагогических и психологических науках связаны не только с пониманием роли и значения вышеобозначенной дефиниции в развитии личности, но и с употреблением понятий-синонимов (группа, сообщество и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE CONCEPT "COLLECTIVE" IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCES

The article provides a retrospective analysis of ideas about the collective and the theory of collective in the development of psychological and pedagogical Sciences in the period from the 30s of the 19th century to the present day. Retrospective analysis of the concept of collective allowed to determine the origins of psychological and pedagogical research of this problem. The article attempts to establish and justify the interdependence of the socio-cultural situation and the state system in a particular historical period of time and ideas about the collective in the context of psychological and pedagogical ideas. It is revealed that differences in ideas about the concept of collective in pedagogical and psychological Sciences are connected not only with the understanding of the role and meaning of the above definition in the development of personality, but also with the use of synonyms (group, community, etc.).

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ понятия "коллектив" в психолого-педагогических науках»

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Баженова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОЛЛЕКТИВ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКАХ

Аннотация. В статье осуществлен ретроспективный анализ представлений о коллективе и теорий коллектива в развитии психолого-педагогических наук в период с 30-х годов 19 века по сегодняшний день. Ретроспективный анализ понятия коллектива позволил определить истоки психолого-педагогических исследований данной проблемы. В статье предпринята попытка установить и обосновать взаимообусловленность социокультурной ситуации и государственного строя в том или ином историческом отрезке времени и представлений о коллективе в контексте психолого-педагогический идей. Выявлено, что различия в представлениях о понятии коллектива в педагогических и психологических науках связаны не только с пониманием роли и значения вышеобозначенной дефиниции в развитии личности, но и с употреблением понятий-синонимов (группа, сообщество и пр.).

Ключевые слова: коллектив, теории коллектива, педагогические теории, психологические теории, личность, детский коллектив, группа.

Annotation. The article provides a retrospective analysis of ideas about the collective and the theory of collective in the development of psychological and pedagogical Sciences in the period from the 30s of the 19th century to the present day. Retrospective analysis of the concept of collective allowed to determine the origins of psychological and pedagogical research of this problem. The article attempts to establish and justify the interdependence of the socio-cultural situation and the state system in a particular historical period of time and ideas about the collective in the context of psychological and pedagogical ideas. It is revealed that differences in ideas about the concept of collective in pedagogical and psychological Sciences are connected not only with the understanding of the role and meaning of the above definition in the development of personality, but also with the use of synonyms (group, community, etc.).

Keywords: team, team theory, educational theory, psychological theory, personality, children's collective, the group.

Введение. Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России и спровоцированные социокультурными, экономическими и идеологическими изменениями в стране в конце XX века, повлекли за собой снижение интереса исследователей и практиков к проблеме коллектива. Однако не следует забывать, что высокая результативность общественной деятельности зависит от развивающего потенциала коллектива и отдельно взятой личности.

Понятие коллектива является одним из центральных в отечественной педагогической науке. Как научная категория оно занимает видное место в философии, психологии, социологии и других науках. Анализ психолого-педагогических исследований, в которых ключевой научной проблемой является понятие коллектива, позволяет сделать вывод о недостаточности многоплановых исследований, посвященных воссозданию и реконструкции научного опыта о понятии коллектива в психолого-педагогических исследованиях, определения взаимообусловленности идеологической структуры государства и общества и исследованиями коллектива. В 2009 году А.Н. Моргаевской защищена кандидатская диссертация «Развитие теории коллектива в отечественной педагогике», в которой предпринята попытка систематизировать теории коллектива в педагогической науке. [5] Однако, при всем многообразии представленных в вышеобозначенном исследовании теорий коллектива, автор не в полной мере описывает взаимодействие науки и политических идей (впрочем, такая задача в исследовании не ставится). Обнаруженный факт обусловил необходимость проведения данного исследования.

Для формирования целостного представления о понятии коллектива необходимо проведение ретроспективного анализа, который позволит, во-первых, понять истоки возникновения данной проблемы в психолого-педагогических науках. Во-вторых, рассмотреть состояние социокультурной ситуации в стране на различных этапах развития проблемы коллектива в контексте психолого-педагогических наук.

Изложение основного материала статьи. В современных психолого-педагогических исследованиях замечено единичное обращение к проблемам коллектива, но и в них авторы используют понятия-синонимы (группа, корпорация, сообщество и другие). Тем не менее, необходимо отметить, что изучение проблемы коллектива в педагогике и психологии имеет обширную историю.

Появление в педагогической науке проблемы коллектива связано с популярностью идей марксистского обществоведения, придававшего ей ярко выраженное идеологическое содержание. В своих работах К.Маркс подчеркивал исключительное значение коллектива как специфической формы организации людей социалистического общества. Социокультурная ситуация в России начала ХХ века в свою очередь способствовала быстрому проникновению социалистических идей не только в политику, но и в науку. Идеи коллективистской направленности стремительно проникают в сферы воспитания и образования подрастающего поколения и занимают центральное место среди общественных и культурных проблем.

Известные политические деятели и идеологи (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), педагоги-новаторы (А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев), ученые-исследователи (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский) придавали особое значение коллективу. Так, В.М. Бехтерев рассматривает коллектив как «целую, собирательную личность, имеющую свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц» [1, с. 46]. В контексте идеологических положений А.С. Макаренко изучает коллектив как «контактную совокупность, основанную на социалистическом принципе объединения. Коллектив объединяет людей не только в общей цели, но и в общем труде, но и в общей организации этого труда... Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными, в первую очередь представлять интересы коллектива и общества» [3].

Основы теории коллектива в советской педагогике были заложены Н.К. Крупской, которая видела в нем группу, сплоченную общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой.

Осложнение ситуации с противоправным поведением и беспризорностью явилось причиной для формулирования задачи необходимости сплочения всего русского народа, поставленной Наркомпросом перед системой образования и педагогической наукой. Решение данной задачи представлялось возможным посредством активизации коллективистских идей. Это способствовало появлению в России в начале ХХ века первых школ-коммун (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий), в которых воспитательные усилия педагогов были направлены на формирование детского коллектива. Так педагогический опыт сосредотачивается на практике воспитательных усилий педагогов школ-коммун, а внимание ученых концентрируется на изучении организованных и неорганизованных детских общностей. В составленной А.С. Залужным «Программе исследования детского коллектива» изучаемое понятие представлено как «взаимодействующая группа лиц, совокупно реагирующая на тот или иной общий отдельный раздражитель или же на целую их систему».

В результате наблюдений за жизнью воспитанников в детской среде была сформулирована цель вышеобозначенных усилий: формирование особого явления детского коллектива - «духа школы» (Л.Н. Толстой). В своих трудах педагоги-новаторы П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, К.Д. Ушинский призывают к защите «корпоративного духа учащихся», содействию становлению атмосферы взаимопомощи и товарищества.

В философских очерках А.А. Богданова, А.М. Горького коллектив представлен как «всеобъемлющий принцип организации Нового общества. Новый человек - это принципиальный коллективист...».

В 20-30-е годы ХХ века оформляется психологическое направление в изучении коллектива. Существенное влияние на развитие знаний о коллективе в психологии оказали исследования М.Я. Басова, П.П. Блонского, А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, выполненные в области педологии. Ключевыми темами, обсуждающимися учеными того времени, стали вопросы о развитии личности ребенка в коллективе, его статусе в коллективе, взаимодействии и взаимоотношениях личности и коллектива.

В 1936 году резко прекращаются педологические исследования о развитии детей в детских сообществах. В связи с решением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (4 июля 1936 г.) педология утратила свой научный статус. С этого момента прекращаются открытые разработки коллектива психологией и социальной психологией. «Замораживание» психологических наук наблюдается вплоть до 60-х годов ХХ века.

До конца 40-х годов прошлого столетия психологические идеи постепенно проникают в педагогическую науку и становятся основными положениями при изучении коллектива. Так, социально-психологический аспект исследования коллектива прослеживается в работах педагога А.С. Макаренко, который установил взаимосвязь между потребностями отдельно взятой личности и потребностями коллектива.

На основе анализа первых представлений о понятии коллектива отметим, что исследования ученых в педагогической науке в России в послеоктябрьский период были направлены на решение поставленных задач формирования коллективистских качеств у учащихся, принятия принципа воспитания в коллективе и через коллектив. В исследовании А.Н. Моргаевской (2009) обнаружено, что широкому использованию термина «коллектив» в советской педагогике начала прошлого столетия предшествовало употребление понятий «дух школы», «дух товарищества», «корпоративный дух» (П.Ф. Каптерев, Г. Роков, О. Шмидт) [4].

Ценный вклад в изучение понятия коллектива и решение вопросов организации детских сообществ был внесен в 50-60-х годах ХХ века (М.Д. Виноградова, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский). Ключевыми проблемами, решение которых было возложено на педагогическую науку того времени, стали вопросы развития личности в коллективе, межличностных отношений внутри коллектива, определение педагогического влияния коллектива на личность. Повышенное внимание исследователей к новому предмету обсуждения - личности в коллективе - обусловлено, прежде всего, постепенным ослаблением марксистской идеологии и ее влияния на содержание науки.

Так, по мнению Т.Е. Конниковой, воздействие коллектива на личность зависит от степени активности самой личности в коллективе, проявляющейся в ее нравственно-ценностном облике. Представление коллектива как «арены» для реализации учащимся своих интересов, способностей отражено в исследованиях Л.И. Новиковой. Ученый считает, что детские коллективы, будучи ячейкой общества, создают ту социальную макросреду, посредством которой ребенок активно воспринимает все многообразие накопленного социального опыта.

Ценный вклад в развитие коллектива в педагогической науке внес В.А. Сухомлинский. Последователь коллективистских идей А.С. Макаренко, он писал: «Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим людям, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями». В своих исследованиях В.А. Сухомлинский раскрыл и обосновал возможности коллектива способствовать творческому развитию личности.

Анализ психолого-педагогических исследований обнаружил эффективность созданной системы воспитания коллективистской направленности, поскольку только такая форма организации жизнедеятельности людей в полной мере обеспечивала удовлетворение потребностей идеологического устройства общества.

В психологической науке 60-е годы прошлого столетия ознаменованы резким возрастанием интереса к социально-психологическим проблемам коллектива (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, А.М. Столяренко, Л.И. Уманский, М.Г. Ярошевский). Это связано с оформлением социальной психологии как научной области. Исследования вышеуказанных авторов ориентированы на решение актуальных проблем того времени: поиск оптимальных форм организации коллективов, разработку методов сплочения коллектива, создание методики коллективно-организаторской деятельности (И.П. Иванов).

Именно в эти годы теории коллектива получают свое практическое применение в создаваемых объединениях коммунарского типа: «Бригантина» (г. Чита), «Фрунзенская коммуна» (г. Ленинград), лагерь «Орленок» (Крымский п-ов) и пр. Основные принципы коллективной жизнедеятельности в подобных объединениях были ориентированы на «служение людям», «жизни для улыбки товарища», «творческом отношении к любому делу» (И.П. Иванов).

В психологии 60-70-х годов коллектив - это социальная группа, которая имеет свойства зарождения и развития. Данное положение легло в основу идеи о стадиях развития коллектива (А.В. Петровский). В исследованиях Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.И. Уманского коллектив определяется как наивысший уровень развития группы.

Фундаментальной для психологической теории коллектива является концепция А.В. Петровского, имеющая на сегодняшний день статус комплексной психологической теории. Ученый подверг жесткой критике социометрические исследования коллективов зарубежных (Д.Морено) и отечественных (Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин) авторов, оставляющих вне поля зрения межличностные отношения, складывающиеся в коллективе. Системообразующим признаком коллектива А.В. Петровский назвал деятельностное опосредование межличностных отношений: ведущим фактором внутригрупповой активности является социально значимая совместная деятельность. Вышеобозначенные положения обусловливают социально-психологические феномены группы (коллектива).

В это же время начинаются разработки социально-психологических параметров коллектива: нравственная направленность группы (Л.И. Уманский), организованность и сплоченность (А.И. Донцов), межличностные контакты и взаимопонимание, ответственность (А.С. Чернышев).

Отметим, что ракурс психологических исследований 70-х годов вновь сосредотачивается на проблеме коллектива. Данная ситуация оказала благотворное влияние на формирование крупных социально-психологических направлений: социометрическое направление (Я.Л. Коломинский), стратометрическое направление (А.В. Петровский), параметрическая концепция (Л.И. Уманский), организационно-управленческая теория (Е.С. Кузьмин).

В 70-80-е годы прошлого столетия переход к всеобщему среднему образованию и увеличение количества средних школ послужили основаниями для дифференциации исследований коллектива по разным направлениям. Во-первых, коллектив рассматривается в качестве одного из педагогических средств, с помощью которого возможно организовать различные виды деятельности людей (Л.Ю. Гордин, Б.Т. Лихачев). В подобном дискурсе коллектив приобретает приоритет перед личностью. согласно Т.А. Ильиной, «жизнь и деятельность в коллективе повышает общий тонус человека, что проявляется в улучшении результатов его труда» [2, с. 403].

Во-вторых, коллектив изучается как социальная организация. В данном контексте коллектив представляется психологической общностью детей, создающей условия для разностороннего развития, развития творческой индивидуальности и самопознания.

Дуалистичность взглядов на понятие коллектива обнаруживается в исследованиях Ю.К. Бабанского. Ученый, с одной стороны, «под коллективом понимает любую организацию, группу людей (на заводе, в цехе, школе, студенческой группе и др.)», а с другой стороны, рассматривает его как «высокий уровень развития группы» [6, с. 231].

Итак, отметим, что в психолого-педагогических исследованиях 60-80-х годов ХХ века коллектив представлен как целостный социально-педагогический феномен. Следует также отметить, что в вышеобозначенных психолого-педагогических разработках коллектива прослеживается влияние идеологического авторитета. Так, в исследованиях А.И. Донцова, Р.С. Немова, А.В. Петровского в качестве обязательного условия развития коллектива и его продуктивного функционирования выдвигается наличие партийной организации, а в качестве идеальной среды для существования коллектива предполагается социалистическая система.

До конца 80-х годов ХХ века отечественная педагогическая наука, базирующаяся на идеях коллективизма А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, складывалась как система коммунистического воспитания. Такая ситуация в науке обусловлена социокультурным и политическим настроем того времени, когда приоритетом было воспитание человека-коллективиста, ставившего интересы коллектива выше собственных. Однако, разработанные учеными-педагогами идеи и положения о развитии индивидуальности в условиях коллектива, игнорировались и пренебрегались советской властью. Таким образом, практический опыт А.С. Макаренко и его теоретическая интерпретация служат отправной точкой начала изучения проблемы исследования коллектива в отечественной педагогике и, своего рода, ее «золотым фондом».

Разработка гуманно-личностного подхода в обучении в конце 80-х-начале 90-х годов стала основной идеей теории коллектива в исследованиях И.П. Волкова, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова и других ученых. Практическое воплощение положения гуманно-личностного образования получили в «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили, где приоритет отдавался умению учителя «оптимистически мыслить о детях», организации «обучения без принуждения».

Внедрение в систему образования идей гуманизации и демократизации оказало решающее влияние на необходимость реформирования школы. В связи с начавшейся в стране перестройкой стал очевидным факт о неизбежности отказа от авторитарности школы и преобразования ее в демократическое образовательное учреждение.

В 90-е годы ХХ века после распада СССР объявляется приоритет развития личности человека, обостряется необходимость поиска новых путей воспитания подрастающего поколения. Стремительное проникновение в отечественную науку идей зарубежных ученых открыло педагогику свободного воспитания, основным принципом которой было воспитание индивидуалиста вне коллектива. Существовавшие до этого времени практический опыт и теоретические разработки коллективного воспитания постепенно становятся объектом критики в психолого-педагогических исследованиях. Первым краеугольным камнем критических замечаний и обсуждений стала идея о реальном существовании коллектива. Забвение моделей коллективного воспитания, существовавших в советский период, обострило необходимость разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиций личностно-ориентированной педагогики (А.Н. Моргаевская).

Данная ситуация обусловила интенсивность разработки прикладных социально-психологических и педагогических направлений исследований, в контексте которых внимание ученых акцентируется на производственных, военных, творческих, педагогических и пр. коллективах. Так, в социальной психологии, которая к этому времени уже упрочила свой научный статус, накапливается теоретический и практический материал в контексте изучения малой группы (происходит постепенное вытеснение термина «коллектив»), определяется методология ее изучения. Проблемное поле психологических исследований включает такие аспекты, как содержание деятельности коллектива, развивающие возможности коллектива, эффективность

коллективной деятельности в развитии личности индивида (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Л.И. Уманский).

В педагогических исследованиях В.А. Караковского, А.В. Мудрика, Н.Л. Селивановой проблемными областями для накопления теоретических знаний становятся феномен и структура коллектива, функции коллектива, развитие коллектива.

Согласно Т.А. Куракина, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика, коллектив есть своеобразная модель общества. Примечательно, что своеобразие модели заключается не в форме ее организации, но в отношениях, установках, атмосфере, которые она регламентирует. Воспитательные задачи, являющиеся актуальными на данный момент общественного развития, максимально реализуются посредством вхождения ребенка в детский коллектив.

В конце ХХ-начале ХХ1 века одновременно с процессом деидеологизации общественных наук из поля зрения исследователей исчезает проблема коллектива. В связи с изменившимися в современном социуме взглядами на взаимообусловленность отношений коллектива и личности приоритет отдается индивидуальному успеху и конкурентоспособности.

Современные педагогические и психологические исследования отличаются явственными расхождениями точек зрения на возможность и целесообразность использования понятия «коллектив». Следует отметить, что западная психология длительное время не признавала данного понятия, оперируя при этом понятием «малая социальная группа». В последнее время в отечественной психологии и менеджменте признается существование понятий и «социальная группа», и «коллектив» и определяется связь их с понятием «коллектив».

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о зависимости и обусловленности актуальности и значимости коллективистских идей и идеологической структуры государства. Существующие в общественном сознании задачи воспитания, продиктованные политическим строем той или иной эпохи, могут быть реализованы как в коллективных, так и в индивидуальных формах работы с подрастающим поколением. Однако не следует принижать заслуги коллектива в общественном развитии страны. Ведь сохранность целостности государства на этапе перехода от монархии к парламентскому правительству в начале ХХ века отчасти была обеспечена признанием значимости идей коллективизма и активным внедрением коллектива в практический опыт педагогов.

Выводы. В заключении отметим, что проведение ретроспективного анализа понятия коллектива в психолого-педагогических науках позволило обнаружить круг проблем изучения коллектива как высшей формы организации общества. Во-первых, в связи с утратой актуализации и популярности изучения научного статуса понятия коллектива, обусловленными деидеологизацией структуры государства, становится невозможным точно определить роль и влияние коллектива на индивидуальное развитие человека. В советской психологии и педагогике теории коллектива занимали ведущее положение, однако, происходившее в стране изменения государственного строя с 20-х гг. ХХ века и до сегодняшнего дня, нивелировали коллективные ценности в воспитании и развитии личности.

Во-вторых, явные разногласия в кругу психологов и педагогов на природу коллектива придали утопизм идеям поиска эффективного сочетания коллективных и индивидуальных форм воспитания и обучения молодого поколения.

В-третьих, замена в исследованиях понятия «коллектив» понятиями-синонимами стирает понятийные границы и, в свою очередь, не позволяет объективно определить возможности коллектива как средства социализации в современном информационном обществе.

Однако было бы ошибочным утверждение о том, что в современной науке отсутствуют исследования коллектива. В настоящее время актуальными в теории коллектива являются вопросы соотношения массового, группового и индивидуального, культурный аспект коллектива, идентификация и обособление в коллективе.

Литература:

1. Бехтерев В.М., Избранные труды по социальной психологии. М.: «НАУКА», 1994

2. Ильина Т.А., Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1984. 495 с.

3. Клюйкова Н.И., Педагогическое руководство становлением престижа образовательного учреждения. Автореферат дис.канд.пед.наук. СПб, 2000. 28 с.

4. Моргаевская А.Н., Направления развития теории коллектива в отечественной педагогике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008 вып. 69. с. 436-439

5. Моргаевская А.Н., Развитие теории коллектива в отечественной педагогике. Автореферат дис.канд.пед.наук. - СПб., 2009 22 с.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 479 с.

Педагогика

УДК:377

кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доцент Караваев Алексей Васильевич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Колледж «Коломна» (г.о. Коломна);

кандидат педагогических наук, профессор Титлов Александр Юрьевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г.о. Коломна)

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

Аннотация. Проблема совершенствования качества образовательной системы России нуждается в постоянном обсуждении со стороны специалистов образовательной сферы. В современных условиях ее успешное решение может быть достигнуто лишь на основе кардинального изменения организационного подхода к механизму и эффективности существующего финансирования и принципов организации образовательного процесса. В связи с этим, в рамках указанной научной статьи предлагается рассмотреть ряд принципиальных проблем процесса результативного реформирования образования в нашей стране, используя обновленные информационные данные. Авторы статьи надеются, что некоторые предложения по совершенствованию качества российской образовательной системы и образовательного процесса получат уточняющее компетентное развитие в виде профессиональных экспертных мнений и конкретных предложений.

Ключевые слова: образование, государство, образовательная система, университеты, материально-техническая баз, финансирование, качество, совершенствование.

Annotation. The Problem of improving the quality of the educational system in Russia needs constant discussion by specialists in the educational sphere. In modern conditions its successful decision can be reached only on the basis of cardinal change of organizational approach to the mechanism and efficiency of the existing financing and the principles of the organization of educational process. In this regard, within the framework of this scientific article, it is proposed to consider a number of fundamental problems of the process of effective reformation of education in our country, using updated information data. The authors hope that some proposals to improve the quality of the Russian educational system and the educational process will receive clarifying competent development in the form of professional expert opinions and specific proposals.

Keyword: education, state, educational system, universities, material and technical bases, financing, quality, improvement.

Введение. В современных условиях проблема повышения качества в координатах непрерывного профессионального образования является в нашей стране является одной из наиболее сложной и значимой. В этом направлении пока еще сделаны только первые шаги. При этом качество последовательной интеграции между всеми уровнями образовательной системы страны остается далеким от требований современного информационного общества.

Напомним, что попытки вывода российского образования на эффективный по мировым стандартам уровень конкурентоспособности предпринимаются почти непрерывно.

Изложение основного материала статьи. Хронология событий такова: 2005 г. - принятие решения о национальных проектах, включая проект образование; 2008 г. - издание Президентом Российской Федерации (РФ) Указа № 716 «О федеральных университетах», предусматривающий создание сети федеральных университетов, которая будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны; 2009 г. - решение о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550; 2013 г. - проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5-100» в рамках Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 2014 г. - Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1517 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; 2015 г. - Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»; 2015 г. - приказ Министерства образования и науки № 811 от 7 августа 2015 г. о проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов; 2015-2016 гг. - проект «Российская электронная школа» и другие регламентирующие документы.

Особое значение для повышения качества образовательного процесса в стране имеет Указ Президента РФ от 07.05. 2012 г. « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Согласно этому Указу в 2018 г. заработная плата в системе начального и среднего профессионального образования должна быть доведена до уровня средней зарплаты по региону, а зарплата в системе высшего профессионального образования должна составлять 200% от средней зарплаты по региону. В соответствии с этим же Указом количество высококвалифицированных работников должно составлять не менее трети от числа квалифицированных, то есть дипломированных кадров.

Одним из решений, нацеленных на рост качественных показателей в отечественной образовательной среде, стало подписание президентом Российской Федерации В.В. Путиным 19 июля 2017 г. протокола заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.