УДК 159.9:7
ББК Ю985 ГСНТИ 14.07.03, 15.31.31 Код ВАК 19.00.01; +19.00.07; 19.00.13
Набойченко Евгения Сергеевна,
доктор психологических наук, профессор, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Федоркова Ксения Викторовна,
ассистент, кафедра психологии и педагогики, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, д. 32; e-mail: [email protected]
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ КРЕАТИВНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: креативность; творчество; творческая личность; факторы, влияющие на проявление творчества; поведенческое творчество; интеллектуальное творчество; интеллект; творческая активность.
АННОТАЦИЯ. Проанализирован феномен творчества в трудах отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание сосредоточено на факторах проявления творчества в различные периоды онтогенеза и на характеристике условий, необходимых для становления творческой личности. Naboychenko Evgeniya Sergeevna
Naboychenko Evgeniya Sergeyevna,
Doctor of Psychology, Professor, Institute of Psychology,Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Fedorkova Ksenia Viktorovna,
Assistant Lecturer of Department of Psychology and Pedagogy, Sterlitamak Branch of Bashkir State University, Ufa, Russia.
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL NATURE OF CREATIVITY
KEY WORDS: creativity; creative personality; factors of manifestation of creativity; behavioral creativity; intellectual creativity; intellect; creative activity.
ABSTRACT. The article analyzes the phenomenon of analysis of creativity in the works of domestic and foreign scholars. The authors focus on factors of manifestation of creativity during various periods of оntogenesis and on the characteristics of the conditions necessary for the formation of a creative personality. Criteria by which it is possible to determine a level of development of the creative personality are revealed on the basis of the retrospective analysis and synthesis of conceptual approaches to the study of parameters of creativity.
Социальный заказ на исследование психологических механизмов осознания, развития и реализации творческого потенциала личности обусловливает все возрастающую актуальность рассмотрения проблемы креативности, в том числе в рамках педагогической психологии.
Есть несколько понятий, существующих среди культурных кодов, которые характеризуют новую эпоху. К ряду таких понятий относится и понятие «креативность». Частью массового сознания креативность стала совсем недавно, и многие люди до сих пор, используя этот термин, не знают, что он означает.
В анкетах при трудоустройстве в современные компании, занятые в страховом, банковском, рекламном бизнесе и в других сферах, пункт о наличии у соискателя креативных качеств является обязательным, что проверяется соответствующими тестами. В Интернете можно найти следующие определения креативности: «Креативность - это целостный процесс генерирования идей, их
развития и превращения в ценности. Этот процесс включает в себя то, что люди подразумевают под новаторством и предпринимательством. Он означает одновременно искусство порождения новых идей и науку оттачивания этих идей до стадии воплощения в ценности». Или другое определение: «Креативность - это способность субъекта создавать не столько новые продукты, сколько новые схемы и алгоритмы для создания этих продуктов. Оппозицией креативности служит репродуктивность - работа по заданному шаблону или схеме» [6].
Отметим, что понятие «креативность» аутентично атмосфере постиндустриального общества. Именно креативность является базовым показателем развития личности в представлениях постнеклассической педагогики и психологии. Креативность позволяет находить новые решения в условиях множества возможностей, ставить новые проблемы, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Можно также рассматривать креативность и
© Набойченко Е. С., Федоркова К. В., 2014
как определенную установку, которая позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны, сталкиваясь с новым и неизвестным, создавать из него с помощью наличного опыта новое переживание. В этом качестве креативность становится целью современного воспитания, занимает в иерархии ценностей человека высшую ступень.
Актуальность разработки проблемы креативности личности продиктована также потребностями практики, так как современная система образования должна осуществлять подготовку людей, способных приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях действительности. Данной проблеме посвящено большое число исследований, но, тем не менее, условия развития креативности личности в системе образования изучены еще недостаточно, как недостаточно проработана и система мер стимулирования творческих проявлений личности.
Хотя творчество как процесс существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен, особенно последние пять столетий, рассматривали только применительно к художественной сфере, допуская исключительно его гениальные проявления, необыкновенные, незаурядные [3].
Многие ученые и сейчас используют понятие «творческий» вместо «креативный», сужая, таким образом, границы исследуемого феномена, в силу того что творчество слишком долго было связано лишь с изящными искусствами. И лишь некоторые (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Л. Термен, В. Д. Шадриков) понимают, что любой человек может быть творцом, что креативность присутствует в любой жизненной ситуации. Поэтому мнение о том, что креативность присутствует лишь у немногих, избранных - ошибочно.
Феномен креативности понимается наукой по-разному в зависимости от того, что оказывается в центре изучения: творец, продукт творчества или само творчество как процесс. Для практикующего психолога, в большей мере ориентированного на работу с определенным контингентом реальных и потенциальных клиентов, больший интерес представляет проблема творческой личности и, еще точнее, личности, способной к творческой реализации.
В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создают что-либо, не существовавшее прежде. Понимание креативности, творчества характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения.
Анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования позволил нам выделить основные направления изучения феномена «креативность» в зарубежной психологии. Во-первых, творчество может изучаться по его продукту (Д. Тейлор), а именно - по количеству, качеству и значимости. Однако множество исследователей считают, что продукт не может служить единственным критерием оценки творчества, тем более что его оценка проводится специалистами-экспертами и зависит от их вкусов и суждений. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).
С точки зрения диагностики креативности существующие подходы и методики можно представить в структуре другой классификации, основанием которой служит регламентированность или нерегламентированность деятельности испытуемого при выполнении теста, направленного на выявление уровня развития творческих способностей. Такая система состоит из трех групп: к первой относятся тестовые методики, регламентирующие деятельность испытуемого (например, тесты Айзенка); ко второй - слабо регламентирующие (например, тесты Я. А. Пономарева); к третьей - не регламентирующие деятельность испытуемого (тесты Е. Торренса, Дж. Гилфорда).
Е. П. Торренс внес новый оттенок в понимание креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткости к дисгармонии. Именно поэтому для оценки уровня креативности он использовал показатели:
• легкость - быстрота выполнения задания,
• гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов,
• оригинальность - оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых.
В отечественной психологии широко разрабатывается проблема творческих способностей человека. Она ставится как проблема творческого, продуктивного мышления в отличие от репродуктивного мышления. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном акте сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.
Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежа-
щих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). В этой связи признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.
На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего [7].
Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст [2].
По Э. Эриксону ранний юношеский возраст характеризуется как этап конфликтов, обусловленных переформированием различных функций «Я», выработанных в детстве и предвосхищением зон идентичности (половая идентичность, отношения с властью, мировоззренческие установки) во взрослом возрасте. При этом срединность положения юноши между взрослыми и детьми позволяет актуализировать опыт, полученный ребенком в течение жизни, стимулирует развитие творческого потенциала.
К факторам проявления креативности в юношеском возрасте можно отнести следующие:
- дальнейшее развитие логического и теоретического мышления;
- развитие рефлексии, самосознания; уточняются и закрепляются границы своего «Я» от «Я других людей», расширяется содержание своего «Я»;
- высокая сензитивность к поведенческим проявлениям других людей способствует повышению креативности, так как позволяет улавливать извне больше информации и использовать ее в своем опыте, быстрее реагировать на действия других людей [1].
Поэтому креативность подростков можно рассматривать двояко - как поведенческую креативность, которая выступает как средство и адаптации, и самовыражения, и как интеллектуальную креативность, влияющую на продуктивность деятельности.
В. Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуали-
зируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Он полагает, что для формирования креативности необходимы следующие условия:
• отсутствие образца регламентированного поведения;
• наличие позитивного образца творческого поведения;
• создание условий для подражания творческому поведению;
• социальное подкрепление творческого поведения [5].
Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако очевидно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности, еще недостаточно изучены. По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и подростковый возраст является таковым (В. Н. Дружинин, Е. Л. Солда-това и др.).
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.
Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Как отмечает А. Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования [10].
Главный вопрос, который обсуждается в современной научной литературе: «Какова зависимость продуктивности деятельности индивида от уровня и структуры его интеллекта?». Прежде всего, следует определить, о каких сферах деятельности пойдет речь и что подразумевается под термином «интеллект». Г. Айзенк в своей известной статье разграничил понятия «биологический интеллект», «психометрический интеллект» и «социальный интеллект». Здесь будем говорить о психометрическом интеллекте, то есть о свойстве, измеряемом с помощью некото-
рой системы тестовых заданий. Ученый подчеркивает, что психометрический интеллект зависит от культурных влияний, воспитания в семье, образования и социально-экономического статуса, но в большей мере детерминирован генетически.
В научных исследованиях проблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была выделена в качестве самостоятельного фактора. В ряде статей Дж. Гилфорд рассматривал отношение интеллекта и креативности. Он полагал, что интеллект определяет успешность понимания и уяснения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того, успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим, в свою очередь, от интеллекта). Дж. Гилфорд высказывает предположение, что коэффициент интеллектуального развития будет предопределять «верхний предел» успешности решения задач на дивергентное мышление [8].
Е. П. Торренс, обобщив собственные исследования, пришел к выводу о том, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель интеллектуального порога: до уровня ^ 120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. Иначе говоря, до какого-то уровня ^ ограничивает проявление креативности, выше «порога» креативность «вырывается на свободу» [11].
В совместной работе В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой проверялась гипотеза о возможности формирования креативности как общей личностной диспозиции (включающей мотивационную, когнитивную и поведенческую составляющие) у детей 3-5 лет. В ходе исследования выявлены две важные закономерности: 1) нелинейный характер изменения креативности, 2) последовательность формирования компонентов креативности - от мотивационных к когнитивным и поведенческим.
Итак, можно заключить, что творческая активность детерминируется творческой (внутренней) мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных) условиях жизнедеятельности, но верхним ограничителем уровня ее проявления, служит уровень общего («текучего», по Р. Кэттелу) интеллекта. Аналогично существует и нижний ограничитель - минимальный уровень интеллекта, до достижения которого творче-скость не проявляется.
Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют твор-
ческую личность [1; 2; 5; 6; 7; 9 и др]. Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью. Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.
В современных психологических исследованиях подчеркивается также целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность, а значит, при выявлении их у того или иного человека дают есть основания прогнозировать его творческие профессиональные возможности в будущем. Прежде всего, это стремление к оригинальности решения, поиски нового, раскованность мышления. Именно стремление находить нестабильные, нетривиальные решения, стремление самостоятельно, без посторонней помощи достигнуть результата, который до того не был известен, - это очень важная способность, связанная со всей структурой личности. Но только за счет одного этого качества нельзя стать творческой личностью. Оно должно сочетаться с целым рядом других важных качеств. Среди них особо выделяются находчивость, самокритичность и критичность, гибкость мышления, независимость мнений, смелость, энергичность. Упорство, настойчивость в доведении дела до конца, целенаправленность - без этого немыслимы творческие достижения.
Как указывают многие исследователи, попытки объяснить феномен креативности в рамках только интеллектуального или личностного подхода не могут расцениваться как состоятельные (В. Н. Дружинин, М. С. Семилеткина и др.). Когнитивный и личностный подходы оказываются отчужденными друг от друга. Важнейшей и актуальной тенденцией настоящего времени является поиск путей исследования креативности в единстве когнитивных и личностных переменных.
Не описывая когнитивные процессы и личностные особенности (не прибегая к понятию «творческие способности»), подходит к объяснению природы творческой продуктивности Д. Б. Богоявленская. Творчество ею рассматривается в процессуаль-но-деятельностной парадигме. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.
Можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это, по мнению Д. Б. Богоявленской, и есть творчество. В. Н. Дружинин подчеркивает главное в таком подходе - творчество как активность личности, заключающаяся в возможности выхода за пределы заданного. Мы же хотим подчеркнуть и другой аспект данного подхода - увлеченность, интерес к содержанию деятельности
Как видно, существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии.
Ретроспективный анализ изучения психологической природы креативности позволил сделать следующие выводы:
• отсутствуют определенные критерии оценки «творческого» (существуют подходы, которые берут за критерий создание нового продукта, а также реализацию человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);
• природа феномена «творческость» не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности;
• существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям
(при этом развитие креативности осуществляется разными способами);
• отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.
Резюмируя сказанное, отметим, что важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества на современном этапе ее развития является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству. В этой связи не следует разделять понятия «личность», «креативность», «творчество», а необходимо найти их взаимодействие, гармонию как в воспитании последующих поколений, так и в воспитании самих себя. Это позволит оценить результаты (продукты) творчества, индивидуальные способности к нему, благоприятные и неблагоприятные для него личностные особенности и условия окружения, т. е. объединить в единое целое разные аспекты креативных проявлений личности, выделяемые многими психологами. При этом креативность необходимо рассматривать как внутренний ресурс человека, как творческую активность, проявляющуюся в любом виде деятельности и позволяющую человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое. Креативная личность в данном контексте является субъектом деятельности, это личность, готовая к самоизменению, самореализации, преобразованию окружающей действительности путем привнесения своей индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона / / Принцип развития в психологии. М., 2008. С. 212-242.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2012.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1987. 4. Вундт В. Очерки психологии. М. : Московское книгоиздательство, 1912.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007.
6. Калужский М. Креативность как социокультурный и экономический феномен. URL: htt://www.kuhnya.nsk.ru (дата обращения 21.01.2013 г.).
7. Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. М. : АСТ, 2009.
8. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. N. Y. : Mc-Graw Hill, 1967.
9. Gruber H., Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking // R. Stenberg, T.Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridg : Cambr. Press, 1988.
10. Lеhmann W. С., A. Ferguson and the beginnings of modern sociology. N. Y., 1930.
11. Torrance E. P. Guiding creative talent- Engliwood Gliffs. W. : Prentice-Holl, 1964.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.