Научная статья на тему 'Ретроспективные источники по истории партизанского и подпольного движения Украины в годы Великой Отечественной войны'

Ретроспективные источники по истории партизанского и подпольного движения Украины в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / HISTORICAL SOURCE / КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТЫ / ПАРТИЗАНСКОЕ И ПОДПОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / THE PARTISAN AND UNDERGROUND MOVEMENT / УКРАИНА / UKRAINE / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / CINEMA-PHOTO-PHONO DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковальская Л.А.

Рассмотрены ретроспективные источники по истории партизанско-подпольного движения Украины в годы Великой Отечественной войны как отдельный, самостоятельный тип исторических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SOURCES ON THE HISTORY OF THE PARTISAN AND UNDERGROUND MOVEMENT OF UKRAINE IN YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

Considered the historical sources on the history of the guerrilla-underground movement of Ukraine in the years of the great Patriotic war as a separate, self-contained type of historical sources.

Текст научной работы на тему «Ретроспективные источники по истории партизанского и подпольного движения Украины в годы Великой Отечественной войны»



ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 930.2(447)

Л.А. Ковальская

канд. ист. наук, доцент, кафедра истории славян, Донецкий национальный университет, Украина

РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПАРТИЗАНСКОГО И ПОДПОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ УКРАИНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. Рассмотрены ретроспективные источники по истории партизанско-подпольного движения Украины в годы Великой Отечественной войны как отдельный, самостоятельный тип исторических источников.

Ключевые слова: исторический источник, кинофотофонодокументы, партизанское и подпольное движение, Украина, Великая Отечественная война.

1_.А. Kowalska, candidate of historical sciences, lecturer of the department history of slavs, Donetsk National University

HISTORICAL SOURCES ON THE HISTORY OF THE PARTISAN AND UNDERGROUND

MOVEMENT OF UKRAINE IN YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract. Considered the historical sources on the history of the guerrilla-underground movement of Ukraine in the years of the great Patriotic war as a separate, self-contained type of historical sources.

Keywords: historical source, cinema-photo-phono documents, the partisan and underground movement, Ukraine, the Great Patriotic war.

Партизаны и подпольщики в годы Великой Отечественной войны были концентрированным выражением сопротивления врагу, центром тыловой войны, сосредоточением трагедии и народного сопротивления. Богатый кинофотофонодокументальный массив исторических источников периода войны, воспроизводящих её разноплановые стороны, хранят государственные архивы Украины. Специфической формой исторических источников является фиксация окружающей действительности с помощью физико-химических средств - кинофотофонодокументов, которые несут ценную историческую информацию о событиях и жизни народа военного времени. Как исторический источник, раскрывают исторические события и факты в виде статических или динамических кино- и аудиообразов.

В работе представлены исторические информативные возможности кинофото-фонодокументального архивного массива Украины по истории партизанско-подпольного движения. Методика аналитической критики кинофотофонодокументов нарабатывалась в течение длительного времени развития исторической науки. В частности источниковедческому анализу посвящены работы В. Стрельского, Н. Мандральськой и других [1, 2].

Как исторический источник, кинофотофонодокументы по способу воспроизведе-

ния делятся на кино-, фото- и фонодокументы. В определении специфики методики анализа источников большую практическую пользу приносит составление различного рода вспомогательных классификаций. Главным хранилищем документальных памятников о партизанско-подпольном движении в годы войны являются материалы фондов Государственной архивной службы Украины.

Наиболее информативными источниками для психологического восприятия являются киноматериалы. Они дают возможность динамической визуализации исторического процесса, особенностей боевой деятельности в тылу врага. Уникальная коллекция Центрального государственного кинофотофоноархива Украины им. Г.С. Пшеничного (далее ЦГКФФАУ) является своеобразным эвристическим источником не только для представителей фундаментальной науки, но и журналистов, художников, всех любителей отечественной истории.

Фонды архива раскрывают вопросы организации партизанского движения и подполья, отдельные моменты партизанско-подпольной боевой деятельности и повседневной жизни. Их представляют киножурналы, документальные фильмы, кинолетописи, отдельные не смонтированные сюжеты, которые не вошли в готовую продукцию и не демонстрировались на киноэкранах, производства отечественных киностудий, Украинской студии хроникально-документальных фильмов, Центральной студии кинохроники [3]. Киносюжеты и кинофильмы повествуют о жизнедеятельности партизан и подпольщиков Украины. Кинопериодика «Советская Украина», «За Советскую Украину» «Союзкиножурнал» представляла информацию с фронтов и показывала отдельные моменты партизанско-подпольной боевой и повседневной жизни, освещала работу тыла, рассказывала о восстановлении жизни в освобожденных от нацистов регионах. Другим источником оперативной информации были спецвыпуски, посвященные отдельным событиям или лицам, в том числе и деятельности партизанских соединений. В киносюжетах и кинофильмах широко представлены быт и жизнедеятельность партизанского движения Украины.

Так, Сборник киносюжетов 1943 г. Центральной студии кинохроники (Арх. № 2060) представляет отдельные события из жизни Житомирского партизанского соединения под командованием А. Сабурова [4]; вручение медалей «Партизану Отечественной войны» членам отряда им. 24-й годовщины РККА; совместное совещание членов нелегального ЦК КП(б)У и командиров и комиссаров партизанских соединений Правобережной Украины, среди присутствующих - начальник УШПД Т. Строкач, С. Руднев, С. Ковпак, А. Федоров и др. Сборник киносюжетов 1943 г. Центральной студии кинохроники (Арх. № 2191) посвящен Карпатскому рейду Сумского партизанского соединения под командованием С. Ковпака, митинг в одном из карпатских сел, на котором выступают комиссары соединения С. Руднев и С. Ковпак; вручение генерал-майором В. Сабуровым медали «Партизану Отечественной войны»; исполнение смертного приговора, вынесенного предателям [4].

В фондах ЦГКФФАУ хранятся фонды массива фотодокументов военных лет. Фотографии являются значительным информативным видом визуальных исторических источников, которые требуют сложной методики анализа. Ведь кроме наименований, архивных шифров и исторических текстов фотодокументы не имеют равных в визуальных статических иллюстрациях. Тематический архивный массив начал формироваться

с 1950-х гг., когда в фонды архива были переданы фотографии республиканской выставки «Партизаны Украины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков».

Ценным дополнением коллекции стали фотографии из личных архивов бывших руководителей партизанских соединений П. Вершигоры и Г. Наумова. Небольшую по объему группу составляют фотографии партизанских групп и отрядов. Фотофонды представлены фотографиями, посвященными персональному составу, созданию и деятельности Украинского штаба партизанского движения. Значительной проблемой критики фотоисточников является выяснение авторства.

Жизнь партизан была зафиксирована в большом количестве фотографий авторства М. Трахмана и Я. Давидзона. Отдельного исследования заслуживают снимки генерал-майора Героя Советского Союза П. Вершигоры. Профессиональный киноактер и кинорежиссер 1930-х гг. становится начальником бригады кинофотокорреспондентов политотдела 40-й армии. Но, к сожалению, не все имена фотографов партизанского движения сохранились.

Самую многочисленную группу документальных источников составляют фотографии, связанные с деятельностью партизанских соединений С. Ковпака,

A. Сабурова, Г. Наумова, Я. Мельника и А. Федорова. Они иллюстрируют их участие в освобождении территории Украины. Так, отдельные фотоснимки зафиксировали освобождение города Овруча партизанами соединения А. Сабурова вместе с армейскими подразделениями, участие партизанских соединений В. Бегмы, А. Федорова, С. Маликова в Ровенско-Луцкой операции 1944 г. Фотодокументы отображают процессы создания и деятельности УШПД, партизанских формирований, содержат информацию о боевой, диверсионной, разведывательной деятельности, личном составе и вооружении партизанских соединений, материально-техническом обеспечении, работе медико-санитарных служб, подготовке партизанских кадров и награждение партизан, дислокации партизанских формирований, взаимоотношений с населением оккупированных территорий и др.

В изучении истории партизанского и подпольного движения важное значение имеют фонодокументы, которые хранят фонды ЦГКФФАУ. Фонодокументы включают официальные сводки, выступления, беседы, репортажи, композиции, сборники, созданные в разное время на разных носителях (магнитная пленка, грампластинки, аудиокассеты). Методика аналитической критики фонодокументов отличается от анализа кинофотодокументов. Для раскрытия содержания события большое значение приобретают разнообразные звуковые элементы фоноисточника. Специфика фонодокументов заключается в дополнительной информативности акустического фона и разнообразии форм, которые дают возможность определить степень их авторской интерпретации.

Среди фонодокументов архива хранятся официальные сводки Советского информбюро, обращение партийных и государственных деятелей СССР, ведущих ученых, литераторов, деятелей культуры и искусства. Радиорассказы участников и организаторов партизанского движения Украины С. Ковпака, А. Федорова, С. Маликова,

B. Бегмы. Отдельную группу фонодокументов составляют циклы радиопередач «У легендарного очага», «Почтовый ящик на Канаду», тематические радиопередачи «От Пу-тивля до Карпат», «Они освобождали Украину», «Судьба партизан».

Таким образом, способность фиксировать большое количество визуальных

объектов в кадре и сохранять аудиоинформацию, обуславливает особую информационную ценность ретроспективных исторических источников по истории партизанско-подпольного движения Украины. Фиксируя объективную реальность военного времени, подпольной тыловой деятельности, они выступают свидетельствами, помогая историку реконструировать исторический процесс в полномерном его отображении. Именно поэтому, обращение к этому типу исторических источников в исследовании партизанского и подпольного движения Украины в годы Великой Отечественной войны имеет важное значение.

Список литературы:

1. Стрельський, В.1. Джерелознавство юторп СРСР: Перюд iмперiалiзму [Текст] / В.1. Стрельський. К.: Радянська школа, 1958. 480 с.

2. Мандральская, Н.В. Принципы научной классификации в определении методики источниковедческого анализа кинофотофонодокументов [Текст] / Н.В. Мандральская // Вестник архивиста. 2010. № 2. С. 255-269.

3. Славинська, 1.М. Велика В^чизняна вмна 1941-1945 рр. у юнодокументах ЦДКФФА Укра'ши iм. Г. Пшеничного [Текст] / 1.М. Славинська // Архiви Украши. 2010. № 2. С. 175-183.

4. Укра'на i Друга свтева вмна кшолтепис: Анотований каталог кiножурналiв, документальних фiльмiв, юносюже^в, спецвипусюв (1939-1945 рр.) [Електронний ресурс]. Ки'в, 2005. Режим доступу: http://tsdkffa.archives.gov.ua/Annals/cinema_1939-1945.pdf.

List of references:

1. Strelskiy, V. Source study of history of the USSR: the epoch of imperialism [Text] / V. Strelskiy. K.: The Soviet school, 1958. 480 p.

2. Mandralskaya, N. The principles of scientific classification in determining the methodology of source studies themes analysis cinema photo phono documents [Text] / N. Mandralskaya // Bulletin of the archivist. 2010. № 2. P. 255-269.

3. Slavinska, I. Great Patriotic war of 1941-1945 in cinema document state photo archive of Ukraine. G. Pshenychnogo [Text] / I. Slavinska // Archives Of Ukraine. 2010. № 2. P. 175-183.

4. Ukraine and the Second world war cinema chronicles: the annotated catalogue cinema magazines, documentaries, plots, special issue (1939-1945) [Electronic resource]. Kyiv, 2005. - Mode of access: http://tsdkffa.archives.gov.ua/Annals/cinema_1939-1945.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.