Щеголева Н.Г.1
РЕТРОСПЕКТИВА ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ СТРАН АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ОПЫТ ДЛЯ ЕАЭС
Ключевые слова: ЕАЭС (Евразийский экономический союз), Сообщество развития Юга Африки (SADC), Западно-Африканский Экономический и Монетарный Союз (WAEMU), Западно-Африканская Монетарная Зона (WAMZ), Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA), Система оплаты в местной валюте (SML).
Keywords: The EEU (Eurasian Economic Union), SADC (Southern African Development Community), WAEMU (West -African Economic and Monetary Union), WAMZ (West African Monetary Zone), COMESA (Common Market for Eastern and Southern Africa), SML (Payment system in local currency).
В настоящее время на евразийском пространстве в большей степени реализуется интеграция в сфере товарного рынка с безусловным доминированием РФ2. Вместе с тем одна из стратегических задач, которая должна решаться одновременно с реализацией системно значимых региональных инициатив, - это поступательное развитие национальных экономик, и, как следствие, региональной экономики ЕАЭС; одна из тактических задач - наращивание темпов роста взаимной торговли.
Сравнивая объемы финансовых рынков стран ЕАЭС, следует отметить безусловное доминирование рынка Российской Федерации3. Так, в 2015 г. его удельный вес составлял более 85% количества банков региона; если распределить доли между тремя ведущими экономиками региона, то на начало 2014 г. почти 93% активов были российскими, 5 -из Казахстана и 2% - из Белоруссии.4
Формирование единого платежного пространства в формате ЕАЭС подразумевает необходимость внедрения системы мультивалютных операций, или переход на платежное пространство единой валюты. Одновременно перед национальными банками стран-участниц встает вопрос об исключении из межгосударственного платежного оборота ведущих мировых валют - доллара США и евро. По имеющимся статистическим данным, около половины взаимного платежного оборота между странами Евразийского экономического союза приходится именно на эти валюты, что усиливает их зависимость от внешних факторов.
В проекте «Концепции развития платежных систем на территории ЕАЭС» обозначена стратегическая цель - к 2025-2030 гг. осуществить переход на расчеты только в национальных валютах (рубли, белорусские рубли, тенге, драм), что обусловливает актуальность теоретического анализа платежных систем в финансовой инфраструктуре, особенностей процесса интеграции платежных систем на основе изучения опыта интеграции платежных систем в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Африка. На сегодняшний день в регионе складывается достаточно сложная ситуация, прежде всего, это касается юга Африканского континента. Ключевой преградой является то, что данный регион находится под влиянием одновременно как новых, так и старых группировок с доминированием в них ЮАР, например, Южноафриканский Таможенный Союз5 и Единая монетарная зона6. Экономический блок «нового типа» представляет собой Сообщество развития Юга Африки (SADC)7, который был сформирован в 1992 г. Три страны-члены SADC (ЮАР, Лесото и Свази-
1 Щеголева Наталья Геннадьевна д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью МГУ, факультет государственного управления. E-mail: [email protected]
2 Щеголева Н.Г., Гончарова М.А. Факторный анализ интеграционных процессов в ЕАЭС // Научное обозрение. 2016. -№ 18. - С. 98-105.
3 Там же.
4 Табах А.В., Подругина А. В. Наднациональное мегарегулирование: зарубежный опыт и перспективы ЕАЭС // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. - М., 2015. - № 4. - С. 122-143. - http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=25381&p= attachment
5 Участники Южноафриканского Таможенного Союза: Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, ЮАР.
6 Единая монетарная зона: зона рэнда. В настоящее время в зону рэнда формально, на основании Многостороннего валютного соглашения, входят ЮАР, Лесото и Намибия; в последних двух странах введены собственные валюты, соответственно лоти (в 1980 г.) и намибийский доллар (в 1993 г.), курсы которых привязаны к южноафриканскому рэнду в соотношении 1:1. Рэнд на территории Лесото и Намибии является полноценный законным средством платежа; напротив, в ЮАР лоти и намибийский доллар не используются. Свазиленд, на территории которого законным средством платежа является только лилангени, не входит в Многостороннее валютное соглашение, но курс его национальной валюты привязан к рэнду в соотношении 1:1. В зону рэнда формально не входит и Ботсвана, но и ботсванская пула фактически привязана к южноафриканской валюте: с 1976 по 1980 гг. её курс был зафиксирован по отношению к доллару США, однако в этот же период к доллару был привязан и рэнд, а с 1980 г. в основе курсового режима Ботсваны лежит бивалютная корзина из СДР и рэнда.
7 SADC. Remittances project status //Southern African Development Community Payment, Clearing and Settlement Subcomittee. 2011. - https://www.sadcbankers.org/subcommittees/PaySystem/projects/Documents/Remittances_Final.pdf
ленд) могут оперировать как своими национальными валютами, так и южноафриканским рэндом, но в ЮАР все операции номинированы исключительно в рэндах. Заметим, что из 15 стран-участников SADC, 6 имеют членство также и в других интеграционных проектах. Несмотря на хроническую нехватку ликвидности на финансовых рынках данного региона, можно констатировать относительную успешность инициативы по объединению платежных систем в SADC, отличительной чертой которого выступает инициатива формирования как общего оптового, так и розничного кластеров. В SADC страны-участники избрали в качестве расчетной валюты ZAR (южноафриканские рэнды), поскольку в данном регионе более 80% всех трансграничных переводов номинированы в ZAR; соответственно, 20% операций осуществляется в долларах США и евро. Как известно, конвертация валют с использованием кросс-курса увеличивает транзакционные издержки.
Проект стратегического плана валютной интеграции предусматривал последовательное прохождение следующих этапов: инициация зоны свободной торговли к 2008 г., таможенный союз к 2010 г., общий рынок - 2015 г, валютный союз - 2016 г., единая валюта в 2018 г. Так, первый этап был реализован в июле 2013 г. в Единой монетарной зоне, где транзакции осуществлялись исключительно в рэндах; в перспективе планировалось создание региональной клиринговой палаты для массовых платежей и запуска общих стандартов для кредитовых переводов и прямого дебе-тования1.
В 2009 г. Группа Всемирного банка на конференции в Кейптауне охарактеризовала Южную Африку как страну, имеющую 4 самых дорогих схемы денежных переводов в мире2. В настоящее время SADC концептуально напоминает первоначальную версию TARGET3 с децентрализованной структурой, которая в перспективе будет заменена на централизованную. По нашему мнению, основными недостатками данной системы являются следующие: во-первых, довольно низкий уровень развития инфраструктуры в отдельных странах; во-вторых, отсутствие четкого правового регулирования. Так, страны подписали протокол по финансам и инвестициям; к 2013 г. большая часть принятых положений была реализована; 8,4% пунктов находятся в процессе введения в действие; более 50% обязательств были выполнены в ЮАР, Маврикии, Намибии, Замбии, Ботсване и Танзании; на уровне блока SADC было реализовано всего лишь 14,3% правил соглашения4.
Еще одним примером формирования столь значимого элемента финансовой архитектуры, как платежная система, является Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA), в рамках которого была запущена Клиринговая палата COMESA (входят 19 африканских государств) для оплаты взаимной торговли в своих национальных валютах. Важной вехой стало введение в 2009 г. Региональной платежной и расчетной системы, которая позволяет странам-участникам минимизировать стоимость расчетных операций, оптимизировать ликвидность для безопасных платежей, сократить тарифы корреспондентского банкинга. В отличие от системы еврозоны TARGET, Региональная платежная и расчетная система Общего рынка Восточной и Южной Африки представляет собой неттинговый механизм, который при его эффективном функционировании сможет привлечь значительные объемы мелких транзакций. В качестве коммуникационного канала используется SWIFT5, а ключевыми расчетными валютами являются американский доллар и евро. На наш взгляд, основными минусами данной системы стали политические и валютные риски (расчет производится на 1 день позже клиринга) в странах-участниках, а также отсутствие общего фонда, выступающего гарантом по расчетной операции в случае короткой позиции одного из центральных банков-контрагентов транзакции.
Международная торговля в Западно-Африканском монетарном союзе на базе франка КФА (франк финансового сотрудничества в центральной Африке) сформировала объективные предпосылки укрепления данной валюты. Созданный в 1962 г. Центральный банк государств Западной Африки проводит эмиссию франка КФА, который используется в качестве коллективной валюты 6 странами: Габон, Камерун, Республика Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея.
В настоящее время идет активное обсуждение аналогичного сценария и для Западно-Африканской Монетарной Зоны (WAMZ), включающей следующие страны: Гамбия, Гана, Гвинея, Либерия, Нигерия и Сьерра Леоне. По нашему мнению, доминирующее использование национальных валют в данном регионе также ускорит поступательное развитие внутрирегиональной торговли, как в COMESA. Вместе с тем на современном этапе развития доминирует наличный оборот, что стало предпосылкой к обсуждению объединения платежных систем в формате в WAMZ; однако в двух из шести стран этой интеграционной группировки еще нет своей системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS): в Гвинее и Либерии они еще не сформированы.
Обратим внимание на довольно эффективное использование долларов США по причине отсутствия доверия к национальным валютам в регионе. Кроме того, COMESA строится на открытых стандартах и стремится к увеличению числа стран-участников, а рынки долларов и евро с позиции их ликвидности не сопоставимы с любой другой местной валютой Восточной и Южной Африки.
1 Ма1»^е1а A.M. Encouraging Innovation in Organizations - Lessons from First National Bank Group // Research Journal of Finance and Accounting. 2013. - N 4 (14). - P. 19-24.
2 SADC. Remittances project status // Southern African Development Community Payment, Clearing and Settlement Subcomittee.-2011. - https://www.sadcbankers.org/subcommittees/PaySystem/projects/Documents/Remittances_Final.pdf
3 Трансъевропейская телекоммуникационная автоматизированная система переводов международных расчетов в режиме реального времени, функционирует с 04.01.1999 г.
4 Романчук Е.С. Региональная валютно-финансовая интеграция на Юге Африки: проблемы и перспективы введения единой региональной валюты. // Финансы и кредит. - М., 2015. - № 28 (652). - С. 44-53.
5 SWIFT. The global adoption of real-time retail payment systems (RT-RPS) // SWIFT White paper. 2015. - https://www.swift. com/node/4716
Еще одним примером платежной системы является Западно-Африканский Экономический и Монетарный Союз (WAEMU). WAEMU была инициирована Центральным Банком Западно-Африканских Государств (BCEAO) на базе франка КФА (франк Африканского финансового сообщества), который эмитируется центробанком государств Западной Африки и используется в качестве коллективной валюты следующими странами: Бенин, Буркина - Фасо, Гвинея -Бисау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.
WAEMU базируется на 3 ключевых позициях: формирование RTGS для систематически важных платежей, создание системы многостороннего клиринга, а также продвижение региональной межбанковской структуры платежных карт. Кроме того, был запущен Центр платежных инцидентов под руководством банка BCEAO в роли инструмента, гарантирующего безопасность переводов. Согласно данным Всемирного Банка, платежный сервис WAEMU достиг своих приоритетных задач, скорость международных переводов увеличилась, тарифы на проведение платежей сократились на 25%. Безусловным сходством с системой TARGET2 (Еврозона) является то, что у всех восьми стран союза есть общая валюта - франк КФА.
Латинская Америка. В отличие от Европейского Союза, торговля в других экономических блоках практически всегда происходит между странами с разными национальными валютами. Если эти валюты не являются свободно обратимыми, то наиболее очевидным выходом является использование третьей валюты в качестве инвойсинговой (одна из свободно обратимых валют). В этом случае общее число транзакций возрастает, следовательно, увеличиваются транзакционные издержки. Одной из первых стала Система оплаты в местной валюте (SML), начавшая функционирование с октября 2008 г. Напомним, что государства Латинской Америки имеют аналогичный опыт; так, в 1982 г. между 12 странами в рамках соглашения Латино-Американская Ассоциация Интеграции (ALADI) была учреждена общая платежная система, номинированная в долларах США, в которой расчеты проводились на неттинговой основе каждые 4 месяца. Необходимо подчеркнуть, что данная система использовалась только для торговых отношений, а не для финансовых. Каждый из центробанков, участвующих в ней, имеет взаимные кредитные линии, номинированные в долларах США. Ключевая цель - обеспечение долларовой ликвидностью и импорт валютных рисков в суверенные государства; система также включает в себя гарантии платежей: экспортерам гарантировано, что они получат свою валютную выручку за проданные товары, даже если от импортеров платеж не поступил.1 Пиковое состояние загруженности этой системы было диагностировано в 1980-е гг. из-за долгового кризиса и нехватки ликвидности. В качестве основного недостатка, можно отметить доминирование американского доллара, соответственно, зависимость национальных экономик от внешних шоков.
В октябре 2008 г. между двумя центробанками двух стран Общего рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР2), Аргентиной и Бразилией, была введена в действие общая платежная Система оплаты в местной валюте (SML), заключено Соглашение об использовании кросс-курсов ARS-BRL (аргентинский песо - бразильский реал) для упрощенной конвертации аргентинских песо в доллары, а затем в бразильские реалы. Одной из приоритетных задач SML является развитие внутреннего рынка торговли в национальных валютах - реале и песо, неттинг по которым проходит ежедневно. Курсы реал/песо устанавливаются центробанками стран каждый день. Но проблема заключается в том, что они привязаны к доллару США. Именно в этой денежной единице номинировано регулирование расчетов между центральными банками. Среди недостатков системы следует отметить: во-первых, наличие валютного риска для импортеров, поскольку SML не является гарантийной системой; во-вторых, нехватка инструментов на местных финансовых рынках для проведения операций по хеджированию валютных рисков; в-третьих, целевой аудиторией данной системы являются преимущественно субъекты малого и среднего бизнеса. Так, в 2008 г. бразильский экспорт через SML составлял 9,8 млрд. реалов, а в 2015 г. уже 2,5 трлн. реалов, однако лишь 4-5% взаимного торгового оборота между Аргентиной и Бразилией осуществляется с использованием SML3.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что каждый регион, стремящийся к формированию общего платежного пространства, прежде всего, базируется на локальных особенностях, однако ключевым индикатором региональных платежных соглашений остается их экономическая эффективность. Так, «стимулом» запуска системы SML между Аргентиной и Бразилией стало их стремление минимизировать транзакционные издержки в обход конверсии аргентинского песо и бразильского реала в доллары США. Вместо этого курс доллар/песо и кросс-курс реал/песо устанавливаются на базе оптовых обменных курсов американского доллара, но без реальной валютообменной транзакции.
Вместе с тем раздробленность валютного пространства и платежных механизмов трансформируется в многочисленные договоренности с учетом необходимости использования местного счета в отдельной стране.
Можно констатировать, что развитие интегрированной платежной системы с мультивалютным функционалом эффективно для всех субъектов рыночной экономики; а расширение количества участников позволяет системе увеличивать объемы обрабатываемых транзакций и делать ее более привлекательной для других стейкхолдеров: так, COMESA оптимизировала транзакции, номинированные в местной валюте, без обращения к каналам корреспондентских счетов.
1 Inter-American Development Bank. Latin America explores alternatives to boost trade in local currencies // IADB. 2008. -http://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum=36427873
2 Члены МЕРКОСУР: Аргентина, Бразилия, Уругвай; Венесуэла. Ассоциированные члены: Чили Боливия; Колумбия; Эквадор; Перу.
3 Inter-American Development Bank. Latin America explores alternatives to boost trade in local currencies // IADB. 2008. -http://idbdocs.iadb.org/wsdocs/getdocument.aspx?docnum=36427873
По нашему мнению, наиболее успешными стали интеграционные проекты в области платежных инфраструктур, которые обладали следующими характеристиками: наличие общей валюты или расчетной единицы, наличие единого наднационального регулирующего органа в лице центробанка, отработанные элементы национальных платежных систем и обязательная политическая поддержка со стороны государств в рамках согласованной интеграционной концепции.
Таким образом, без учета ретроспективы платежных систем в интеграционных союзах регионов мира невозможно эффективно решать практические вопросы дальнейшего развития платежных отношений в процессе формирования единого экономического пространства стран - членов ЕАЭС.