УДК 378.147
Т.Г. ЦУНИКОВА, Ю.В. ЩЕННИКОВА
РЕТРОСПЕКТИВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И
ОБОСНОВАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК ВЕДУЩЕГО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА
Актуальность антропологического подхода в педагогике определяет сложившееся противоречие между нормотворческим процессом формализации образования всех уровней и одновременным снижением вариативности и доступности образования, и, собственно, сужения возможностей проявления индивидуального выбора студента. Это ставит новые задачи перед профессорско-преподавательским составом профессионального образования в направлении создания пространства развития студента, которое обеспечило бы реализацию его внутренних рациональных мотивов и социальное становление. В статье описываются подходы к организации профессионального образования и постулируется ведущее значение антропологического подхода к организации образовательной практики в технических колледжах.
Ключевые слова: антропопрактики, профессиональная компетентность, стандарты качества, методологические подходы.
The relevance of the anthropological approach to pedagogy determines the prevailing conflict between the standard-setting process of formalization of education at all levels and a simultaneous decrease in diversity and access to education, and, in fact, narrowing the possible manifestation of the student's individual choice. This poses new challenges for the teaching staff of vocational education in the direction of creating a space of student development that would ensure the implementation of its internal rational motives and social formation. This article describes the approaches to the organization of professional education and postulated the leading role of the anthropological approach to the organization of educational practice in technical colleges.
Keywords: anthropological practices, professional competence, quality standards, methodological approaches.
Введение
Развитие педагогической науки всегда отражает особенности доминирующего технологического уклада в обществе. По системному принципу построены все сложные педагогические феномены, где формообразующим системным фактором является выбор состава (конфигурации) образовательных подходов и
© Цуникова Т.Г., Щенникова Ю.В., 2017
педагогических конструктов (структура, процесс, субъекты, функция, состояние, объект воздействия, системный эффект, структурная оптимизация [2] и т.п.).
В соответствии с требованиями концепции Всеобщего управления качеством (TQM), международных и российских стандартов качества (ИСО) наиболее перспективными и актуальными решениями в проблеме управления качеством профессиональной подготовки, являются процессный и системный подходы. Также в проблеме управления имеет место функциональный подход. ФГОСы задают компетентностный подход.
Данное исследование акцентирует внимание на антропологическом подходе к управлению формированием профессиональной компетентности (Рис.1.), основанной на выборе совокупных методологических инструментов, таких как процесс, функция-форма частной образовательной процедуры или антропопрактики, системный эффект, содержательная оптимизация нормативной базы образовательного процесса.
Представление о
педагогическом - Системный подход
объекте
Процессный подход
Оптимизация путей /
педагогического f-Функциональный подход
воздействия \
Антропологический подход
Рис. 1. Систематизация современных методологических подходов к изучению формирования профессиональной компетентности выпускников технического колледжа [5]
Обзор привлекаемых образовательных подходов в исследовании
Системный подход к управлению формированием профессиональной компетентности предполагает выявление, понимание и менеджмент различных взаимосвязанных с субъективизацией образовательного процесса элементов, процессов, отношений и связей, а также использование аппарата и данных различных наук для достижения качества на всех уровнях образования, выбора разнообразных форм и методов его обеспечения.
Как результат образуется многослойный «теоретический пирог» [3]:
• общенаучные философские, социологические, системологические теории, положения и идеи;
• педагогические, психологические, квалитологические теории, положения и идеи;
• специализированные теории (дидактика, аксиология, теория управления и т.д.).
Каждый элемент системы педагогической поддержки образовательного процесса в колледже будем рассматривать как самостоятельные подсистемы, имеющие специфическую структуру и содержание (рис. 2).
Рис. 2. Методологические уровни исследования проблемы исследования
Понятие подхода применимо к самым различным уровням методологического анализа [6] и, следовательно, задается либо стратегическим принципом, подразумевает мировоззренческую позицию, либо предполагает еще и одновременное применение набора процедур и приемов. В нашем случае, на основе анализа работ исследователей по педагогике (Н.М. Борытко [1], И.А. Колесникова, Г.К. Селевко), мы выделяем систему идей, лежащих в его основе; уточняем его функции, которые определяют структуру антропологического подхода; представляем категориально-понятийный аппарат; выделяем принципы, методологические и практические. Тем самым мы трактуем методологический подход как мировоззренческую позицию по отношению к управлению образовательным процессом, включающую набор теоретико-методологических и практических принципов его реализации, уточнение которых проходит через призму системного, функционального и процессного подходов. И. А. Колесникова особо уточняет, что «способность к созданию
целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы)»[4]. Этот тезис и положен нами в основу функционального подхода.
Процессный подход ориентирован на нормотворческую и управляющую деятельность руководителя колледжа, профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), на осуществление мер, направленных не только на достижение результата образования, выраженного в образованности студентов, но и воздействие на все структурные элементы учебно-воспитательного процесса, от которых зависит достижение требуемого качества подготовки выпускников [9].
Априорно следует по нашему мнению учитывать и другие подходы на уровни планирования деятельности ППС: программно-целевой, управленческий, прогностический, технологический, и т.п.
Краткое обоснование антропологического подхода
Сложилась ситуация, когда внедрение ФГОС, нормативно-указательного характера директив высшего уровня управления образованием привело к искажению целевых ориентиров образовательной политики в сторону стандартизации в противовес парадигмам антропо-ориентированного и вариативного обучения.
Тем самым ведущим аспектом внимания становится антропо-ориентированный образовательный процесс с целью формирования не только компетентностного выпускника, но и цельной личности, способной к реализации внутренних рациональных мотивов, социально-грамотной и граждански зрелой. Целью такого образовательного процесса ставится достижение системного единства локально-нормативной базы образовательного процесса и проектирования антропопрактик, формирующих личностное поле развития студента. Тогда задачами такого исследования становятся адекватные целям нормотворческие процедуры регулирования образовательной деятельности в колледже, проектируемые дидактические инструменты и антропопрактики.
Таким образом, решение проблем организации профессионального обучения в колледже обусловливают использование собственно антропологического подхода к формированию профессиональной компетентности выпускников и академического персонала в техническом колледже в совокупности с процессной моделью организации нормотворческой и управляющей деятельности ППС на основе создания целевых прообразов и деятельностных программ в формах конструирования практической образовательной деятельности, моделирования концептуального замещающего объекта исследования и проектирования теоретического способа порождения нового содержания образования.
Идея исследования заключается в сбалансированном решении двух взаимосвязанных задач нормотворческого и антропопрактического характера, что в свою очередь, свои специфические критерии отбора дидактических средств и принципов построения образовательной подсистемы педагогической поддержки формирования профессиональной компетентности выпускников колледжа [7]:
• использование собственно педагогической теории и практики, педагогических технологий и средств создания, функционирования и развития подсистемы формирования профессиональной компетентности;
• насыщение педагогическим содержанием, придание педагогической целесообразности другим элементам системы качества образовательной системы колледжа, напрямую не связанным с педагогической теорией и практикой (педагогическое обеспечение управляющих и контролирующих процедур менеджмента качества, ориентация материально-технического, финансового, информационного обеспечения на решение задач образовательного учреждения в направлении устойчивого развития результативной деятельности ППС и др.).
В такой ситуации качество результата и процесса формирования профессиональной подготовленности выпускников к реалиям современного рынка труда будет проявляться и как социальная адаптивность, гражданская зрелость (антропопрактический аспект деятельности субъектов).
Это, в свою очередь, подразумевает способ саморганизации путем саморегуляции своих способностей, особенностей и интеграции составляющих и решений различного рода противоречий для достижения устойчивого развития. Став субъектом процесса профессиональной и социальной адаптации, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности, отвечающий качествам личности, её целеполаганию, и мотивации, и объективным характеристикам данного вида профессиональной подготовки. С понятием субъектности выпускника с развитой профессиональной адаптивностью связывают такие характеристики, как самостоятельное, творческое мышление, активность, чувство социальной и нравственной ответственности, психологическая и профессиональная готовность, профессиональная надежность, духовность, творческий потенциал.
Методологический и дидактический инструментарий
Инструментарий такого рода исследований разработан в рамках ряда отраслей педагогики: философии, психологии, педагогики, культурологии, где сформулированы основные идеи о способности человека к преодолению себя (С.Л. Франк, М.К. Мамардашвили), о возможности актуализации ценностных ориентаций и активизации резервных возможностей (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин), об общении как среде деятельности и развития человека (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская), о проблеме совершенствования отдельной личности в контексте жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Н.И. Рыбников, Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.) и особого качества личности, связанного со стремлением к
совершенству, способностью восходящего развития и ценностным отношением к другой личности (С.Л. Рубинштейн).
Концептуально исследование ориентировано на проектирование оценочного инструментария и совокупности антропопрактик.
При этом в качестве основных показателей результативности образовательного процесса в колледже приняты показатели полноты и степени приближения к государственным образовательным нормам, в качестве которых принимаются новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, вероятностные характеристики сформированности профессиональных компетенций.
Эффективность обучения соответственно измеряется показателями потенциального качества антропопрактик - совокупности частных образовательных процедур, средств и методов и пр., организационно-педагогических условий, в том числе управляющих, корректирующих процедур СМК колледжа в направлении организации пространства адаптивной про-профессиональной деятельности студентов.
Феноменологический аспект [8] «позволяет привлечь в исследование специфический комплекс маркетинговых подходов и методов, ориентированный на рынок образовательных услуг, служащий формированию и достижению целей выбора образовательной траектории субъектом. Т.е., инструментом управления становится любой фактор образовательной деятельности, приводящий к изменению инновационных свойств элемента системы, и, в конечном счете, качества образовательного продукта -искомого качества выпускника».
Квалитологический аспект применен в классическом его понимании -как качество достигаемого результата, выраженное в качественных, условно-метрических и критериальных оценках.
Выводы
Для организации педагогического сопровождения развития социально-адаптивного антропопрактического пространства развития выпускника в сочетании с системой менеджмента качества технического колледжа (норморегулирующий аспект) обоснован антропологический подход для выделения основных результатов обучения и воспитания выпускников в рамках профессиональной подготовки, обеспечивающих их культурную и профессиональную идентичность, социальную и профессиональную компетентность, включая самокоучинг собственного развития, с позиции которого выпускник рассматривается как субъект совершенствования, обладающий самостоятельностью в выборе целей и эталонов профессиональной деятельности.
Профессиональная адаптивность выпускника выступает как мера и способ творческой самореализации субъекта в освоении, передаче и создании профессиональных ценностей и технологий, т.е. трансляции профессиональной культуры.
Литература
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // издательский дом Академия, 2008 г. 320 с.
2. Гайдамашко И.Г., Филатов С.В., Цуникова Т.Г. Методические рекомендации по проведению исследования проблем управления качеством профессиональной подготовки бакалавров в техническом университете: учебное пособие. Издание повторное переработанное. М.: ТранАрт, 2014. С. 17.
3. Ивлиева И.А., Панасюк В.П., Чернышова Е.К. Управление качеством профессионального образования: Терминологический словарь. СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2001. 40 с.
4. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика / под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
6. Фирсова А.Е. Функции антропологического подхода в педагогике // Современные проблемы науки и образования (научный журнал). 2013. № 1. URL: https://www.scienceeducation.ru (дата обращения: 20.02.2017).
7. Цуникова Т.Г., Гайдамашко И.В., Пугачева Е.В. Метод кластерного модельного управления при формировании профессиональной мобильности выпускников технических университетов // Педагогика. 2016. № 6. С. 50-52.
8. Цуникова Т.Г., Чепурная Ю.В. Модель управления формированием профессиональной мобильности инженерно-технических кадров бакалавров на основе организационно-деятельностного подхода // Мир образования -Образование В мире. 2016. № 1. С. 154-159.
9. Цуникова Т.Г., Чепурная Ю.В., Пугачева Е.В. Управление формированием профессиональной мобильности выпускников в техническом вузе // Педагогика. 2016. № 3. С. 74-77.