Научная статья на тему 'Ретроспектива и развитие системы менеджмента качества в ООО "Газпром добыча Уренгой"'

Ретроспектива и развитие системы менеджмента качества в ООО "Газпром добыча Уренгой" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикамов Д. В., Александров М. С., Духанова М. Ю.

Система менеджмента качества представляет собой оптимальное сочетание управленческих функций и объема делегируемых полномочий, матрицы ответственности и других инструментов, позволяющих повысить результативность бизнес-процессов организации и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание главным образом на стратегическом управлении. Методология стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (ISO/IEC 17025), представляющая собой рекомендации и требования, позволяет совершенствовать существующую систему менеджмента организации, применяя лучшие мировые практики. В статье представлена информация о функционировании и развитии систем менеджмента ООО «Газпром добыча Уренгой». Проведен анализ рисков, которые могут привести к формальному внедрению систем менеджмента в организации и ставят под угрозу их дальнейшую интеграцию. Предложено управленческое решение, позволяющее высшему руководству организации контролировать комплексное функционирование автономных (не связанных интеграцией) систем менеджмента. В основе решения лежат новые принципы распределения ответственности, прав и взаимодействия участников систем менеджмента, а также порядок оценки результативности функционирования систем менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дикамов Д. В., Александров М. С., Духанова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива и развитие системы менеджмента качества в ООО "Газпром добыча Уренгой"»

РЕТРОСПЕКТИВА И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА УРЕНГОЙ»

УДК 658.5

Д.В. Дикамов, к.т.н., ООО «Газпром добыча Уренгой» (Новый Уренгой, РФ), [email protected] М.С. Александров, Инженерно-технический центр, филиал ООО «Газпром добыча Уренгой», [email protected] М.Ю. Духанова, Инженерно-технический центр, филиал ООО «Газпром добыча Уренгой», [email protected]

Система менеджмента качества представляет собой оптимальное сочетание управленческих функций и объема делегируемых полномочий, матрицы ответственности и других инструментов, позволяющих повысить результативность бизнес-процессов организации и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание главным образом на стратегическом управлении. Методология стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (ISO/IEC 17025), представляющая собой рекомендации и требования, позволяет совершенствовать существующую систему менеджмента организации, применяя лучшие мировые практики. В статье представлена информация о функционировании и развитии систем менеджмента ООО «Газпром добыча Уренгой». Проведен анализ рисков, которые могут привести к формальному внедрению систем менеджмента в организации и ставят под угрозу их дальнейшую интеграцию. Предложено управленческое решение, позволяющее высшему руководству организации контролировать комплексное функционирование автономных (не связанных интеграцией) систем менеджмента. В основе решения лежат новые принципы распределения ответственности, прав и взаимодействия участников систем менеджмента, а также порядок оценки результативности функционирования систем менеджмента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА, СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ, ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ.

В современном мире качество определяет конкурентоспособность организации. Правильно поставленная система управления качеством продукции, работ (услуг) позволяет организации удовлетворять требования потребителя и сохранять высокую конкурентоспособность при меняющихся внешних и внутренних условиях среды.

Устойчивость развития нефтегазового комплекса напрямую зависит от экономической и внешнеполитической ситуации, а возможность обеспечивать качество, прогнозировать и быстро адаптироваться к внешним условиям определяет его жизнеспособность.

Поддержание качества выпускаемой продукции при изменении условий ведения бизнеса остается одной из главных задач системы менеджмента качества (СМК) для нефтегазовых компаний.

Для создания гибкой системы управления качеством в ООО «Газпром добыча Уренгой» внедряются современные технологии менеджмента. Они позволяют найти коренные причины возникновения проблем,актуальных для многих организаций: моральный и физический износ основных фондов; несовершенная система управления производственными запасами; низкое качество комплектующих и материалов,

поступающих от поставщиков; неэффективное использование производственных мощностей; ориентированность на тактические, а не на стратегические цели; инерционность организации; слабые горизонтальные связи;отсутствие положительных результатов после реинжиниринга.

Одной из наиболее популярных СМК является система, построенная на основе международных стандартов серии ISO. В Обществе СМК развивают вместе с система -ми безопасности и охраны труда, экологического и энергетического менеджмента. Комплексное внедрение этих систем при соблюдении критериев и правильной интерпретации требований стан-

дартов позволяет организации достичь успеха в бизнесе.

Развитие систем управления качеством в Обществе условно можно разделить на два этапа: применение комплексной системы управления качеством продукции с 1979 г.; применение СМК.

РАЗВИТИЕ АВТОНОМНЫХ СМК ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в Обществе внедрена СМК в соответствии с требованиями национального и межгосударственного стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001 [1] и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [2]. В Обществе также внедрены и функционируют система экологического менеджмента (внедрена с 2011 г.) и система менеджмента (СМ) в области профессиональной безопасности и охраны труда(внедрена с 2014 г.). Соответствие всех вышеперечисленных систем подтверждено органами по сертификации и Федеральной службой по аккредитации.

История развития СМК в Обще -стве берет начало с 1995 г. Тогда был создан Испытательный центр (ИЦ) на базе Инженерно-техниче -ского центра (ИТЦ).

Для реализации поставленных перед ИЦ задач была создана СМК, обеспечивающая: достоверные сведения о составе и свойствах веществ, материалов, продукции и окружающей среды; требуемую точность измерений; доверие к результатам деятельности. В 1995 г. ИЦ успешно подтвердил техническую компетентность.

В настоящее время в состав ИЦ входят пять структурных подразделений ИТЦ [3]. На рис. 1 представлена структура ИЦ.

Период развития ИЦ неизменно связан с меняющейся внутренней средой организации. При общем увеличении количества выполняемых анализов и лабораторного оборудования численность работников не претерпела соразмерного увеличения (рис. 2).

Эффективно функционирующая СМК, в частности автомати-

Рис. 1. Организационная структура ИЦ

Рис. 2. Динамика развития ИЦ

зация лабораторных испытаний и формализация процессов ИЦ, позволила быстро и без особых трудностей, снижающих качество лабораторных испытаний, пройти переходный период при реструктуризации.

С 2014 г. в Обществе внедрена СМК в соответствии с требовани -ями стандарта ГОСТ ISO 9001 [4] с областью применения «Проектирование и организация строительства новых объектов, технического перевооружения, капитального ремонта, рекон-

150 120

ш

90 g

60 |

О

30 =

о

струкции действующих объектов, включая особо опасные производственные объекты» в филиале Общества «Управление организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов». Приоритетным направлением внедрения СМК стало членство в саморегулируемой организации «Ассоциация строителей газового и нефтяного комплексов». В настоящее время область сертификации СМК расширена и распространяется на четыре структурных подразделения. Структура

350 125

300 .____щ-Ш- —

^ 250 7Г-- :-п ____ 94 270

I | 200

Ш I 150

о га

§ I юо

* * 50

ИТ!

2011 2013 2015 2017

Годы

■ Число оборудования Число показателей -•- Персонал ИЦ

Заместитель генерального директора по капитальному ремонту и строительству

Управления организации реконструкции и строительства основных фондов

Управление организацией проектирования

Управление организацией строительства объектов

Управление организацией реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов

Группа менеджмента качества ИТЦ

Служба организации восстановления основных фондов Администрации Общества

Управление организацией капитального ремонта объектов

1

Строительный контроль

ИТЦ

Служба строительного контроля Служба проектно-конструкторских работ

Управление проектированием собственными силами

Рис. 3. Структура взаимодействия участников СМК с областью сертификации «Проектирование и организация строительства новых объектов, технического перевооружения, капитального ремонта, реконструкции действующих объектов, включая особо опасные производственные объекты»

взаимодействия участников СМК представлена на рис. 3.

В связи с изменениями в Градостроительном кодексе (Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-Ф3 [5]) после перехода в другую саморегулируемую организацию, которая не предъявляет требования к наличию сертификата соответствия СМК, в структур -ных подразделениях по-прежнему результативно функционирует и совершенствуется СМК. В 2017 г. успешно пройден ресертифика-ционный аудит на соответствие СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1].

В 2014 г. в соответствии с поло -жением Комплексной программы реализации Политики управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на период 2011-2015 гг. Учебно-производственный центр (УПЦ) ООО «Газпром добыча Уренгой» разработал и сертифицировал СМК в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 [4]. В 2017 г. прошел ресертификацион-ный аудит и перешел на стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1].

Учебно-производственный центр успешно реализовывает политику в области качества: разработаны и внедрены автоматизированные программы по обучению; открыты специализированные классы для обучения и учебно-тренажерные комплексы для подготовки персонала; увеличено количество лицензий на обучающе-контролирующую систему с охватом удаленных газовых промыслов.

Результативность автономных систем менеджмента повлияла на решение высшего руководства Общества расширить границы СМК.

РИСКИ РАСШИРЕНИЯ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СМК

В настоящее время в Обществе реализуется проект развития производственных и управленческих процессов: «Разработка и внедрение СМК на основную деятельность «Добыча и подготовка к транспортировке газа,газового конденсата и нефти».

С учетом опыта внедрения функционирующих систем в Обществе и того факта, что стандарт [1] устанавливает общие требования к

менеджменту организации, выявлены причины, которые могут помешать процессу разработки и внедрения СМК: недостаточная компетентность работников в вопросах СМК; определение целей качества, тождественных целям организации; понимание работниками своих ролей в СМК; мотивация работников; корректное планирование процесса внедрения СМК.

Для минимизации рисков формального внедрения СМК выделено пять направлений, по которым необходимо вести активную работу (помимо основных мероприятий по разработке системных процедур):

- изучение положительного опыта внедрения СМК в сторонних организациях (проведение совместных внутренних аудитов СМК; участие в научно-практических конференциях; участие во встречах, совещаниях по обмену опытом);

- интеграция СМК с действующими системами (соотношение существующей документированной информации с требованиями стандарта ISO 9001);

Главный инженер - первый заместитель генерального директора

г

1 .

Координационная группа - Координационный совет СМ

Технический отдел

Группа менеджмента качества ИТЦ

СМ ПБиОТ 0№ДБ 18001

Представитель СМ Заместитель главного инженера по охране труда, промышленной и пожарной безопасности

Система экологического менеджмента ^0 14001

Представитель СМ Начальник отдела охраны окружающей среды Администрации Общества

Представитель СМ Заместитель генерального директора по капитальному ремонту и строительству

Представитель СМ Начальник УПЦ

Рабочая группа

Рабочая группа

Рабочая группа

Рабочая группа

Филиалы - участники СМ

г

УПЦ

Секретарь Совета

СМК ШЕС 17025

Представитель СМ Главный инженер -первый заместитель начальника ИТЦ

Менеджеры процессов

ИТЦ

Рис. 4. Структура управления СМ

- обучение сотрудников основам СМК (проведение обучения с привлечением специалистов сторонних учебных центров; разработка обучающей программы для внутрикорпоративного обучения);

- популяризация СМК (интервью и публикации на корпоративном информационном портале и в средствах массовой информации; разработка буклетов, методического материала; проведение научно-практических конференций);

- планирование деятельности (разработка сетевого графика, предусматривающего три этапа внедрения СМК: подготовительный, рабочий, сертификационный).

В соответствии с требованиями СТО Газпром 1.5-2012 [6] интеграция СМ Общества планируется после внедрения СМК на основную область деятельности. Невозможность проведения интеграции в связи с отсутствием «фундамента» в виде СМК создает разобщенность общего менеджмента организации. Существует необходимость создания инструментов, позволяющих сохранять целостность СМ.

УПРАВЛЕНИЕ АВТОНОМНЫМИ СМ

Одновременное функционирование нескольких автономных СМ в большинстве случаев приводит к возникновению ряда системных рисков организационно-экономического характера: увеличение затрат на обеспечение функционирования СМ; повышение уровня бюрократизации; дублирование требований и возникновение противоречий между различными локальными СМ; функциональная разобщенность СМ; различный статус СМ; низкая эффективность проведения внутренних аудитов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следствие, вышеперечисленные риски неизбежно приводят к появлению системного дисбаланса и противоречий между автономными СМ.

Особенность функционирования СМ в Обществе состоит в различных областях применения. Для обеспечения целостного восприятия, управления и совершенствования действующих СМ предложены инструменты, в основе которых лежит создание единого механизма управления СМ высшим руководством организации.

В Обществе разработан локальный нормативный акт, устанавливающий: структуру СМ Общества; ответственность, права и механизмы взаимодействия участников СМ; порядок оценки результативности СМ.

На рис. 4 представлена структура, позволяющая контролировать функционирование автономных (не связанных интеграцией) СМ.

Данный подход обладает такими преимуществами, как обмен лучшими практиками; управление системными несоответствиями; выявление общесистемных проблем; разработка комплексных мероприятий по совершенствованию общего менеджмента организации.

Подобный формат управления СМ рассматривается как один из вариантов развития организации в случае отсутствия интегрированной СМ.

Структура управления состоит из трех уровней:

- стратегического - обеспечение соответствия управления СМ корпоративной стратегии;

- тактического - организация эффективного функционирования СМ;

Рис. 5. Функции и задачи участников СМ

- оперативного - организационно-методологическая поддержка функционирования СМ.

Распределение функционала и задач по уровням представлено на рис. 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение и адаптация принципов менеджмента, отражающих идеологию стандарта [1], позволяют: модернизировать систему управления; минимизировать риски при достижении поставленных целей; повысить эффективность существующих бизнес-процессов;

оптимизировать затраты; управлять несоответствиями; развивать корпоративную культуру и ответственность каждого работника; расширять инновационную деятельность.

При разработке и внедрении требований стандартов СМК следует максимально интегрировать их с существующими правилами и принципами общего менеджмента, исходя из стратегических целей компании.

Таким образом, в Обществе созданы условия для внедрения и успешного функционирования

СМК, системы экологического менеджмента и СМ в области профессиональной безопасности и охраны труда; ведутся работы по расширению границ СМК и распространению ее на основную область деятельности. Выполняются работы по внедрению системы энергоменеджмента в соответствии с корпоративными требованиями; прорабатывается вопрос интеграции СМ. Установлены инструменты, с помощью которых обеспечивается целостное функционирование СМ. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. 23 с.

2. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-mek-17025-2009 (дата обращения: 25.10.2018).

3. Ларюхин А.И., Еремина Л.Н., Тиунова М.Ю., Вилесова С.Н. Организация процессов системы менеджмента качества в испытательном центре ООО «Газпром добыча Уренгой» // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2018. № 2. С. 33-38.

4. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. 27 с.

5. Федеральный закон РФ от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_200753/ (дата обращения: 25.10.2018).

6. СТО Газпром 1.5-2012. Комплекс стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента. Основные положения. М.: ОАО «Газпром», 2014. 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.