УДК 001.895:658 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-175-179
РЕТРОАНАЛИЗ ТЕОРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОМУ РАЗВИТИЮ
ШИРИНОВ АДИЛЬ ШАМИЛЬОГЛЫ
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье анализируются изменения, которые трактуются как переход на качественно новый уровень развития экономического субъекта, что выступает объективной предпосылкой для трансформации абсолютных и относительных преимуществ субъекта хозяйствования в устойчивый конкурентный потенциал, а также для эффективной реализации ресурсного потенциала экономического субъекта в целом и трудового (интеллектуального) потенциала отдельного работника. Определено содержание альтернативных подходов к трактовке управления организационными изменениями, что позволило выделить два направления исследования. В рамках первого направления - анализируется содержание изменений, включающих изменения определенных состояний организации в рамках конкретного временного интервала, а также компоненты организаций, подвергающиеся трансформации и качество взаимосвязей между ними. В рамках второго направления - изучаются процесс изменений с использованием категорий скорости и последовательности действий, смены определенных состояний, принятия решений, коммуникаций, сопротивления изменениям и др., а также разрабатывается результирующая модель. Представлена классификация стратегий изменений, в основу которой положена классификация Г. Минцбер-га и Дж. Уотерса. Дана характеристика выделенных стратегий. Проанализирована необходимость внедрения инструментов управления изменениями в систему управления инновационными процессами, что обусловлено высоким уровнем неопределенности внешней среды.
Ключевые слова: организационные изменения, управление организационными изменениями, сопротивление изменениям, ретроанализ теорий управления изменениями, неопределенность внешней среды, стратегии изменений
Необходимость разработки и реализации стратегии развития экономического субъекта обусловлена ростом уровня неопределенности внешней среды его функционирования, в условиях которой динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности определяется способностью своевременно осуществлять внутренние организационные изменения, заключающиеся в изменениях целевых ориентиров развития, технологиях, содержании ресурсного потенциала и инструментов его реализации. В свою очередь, изменения в характере внешней среды обусловлены процессами глобализации и регионализации национального экономического пространства, разработкой и внедрением продуктовых и технологический инноваций, появлением новых и трансформацией имеющихся личных и производственных потребностей, институциональным проектированием и др. Подобные организационные изменения позволяют адаптироваться к изменениям факторов внешней среды за счет развития будущего потенциала экономическо-
го субъекта, а также выступают в качестве объективной предпосылки для формирования стратегического вида деятельности и предпринимательского типа организационного поведения (по И. Ан-соффу). Подобный вид деятельности и тип организационного поведения выступают противоположностью оперативного вида деятельности и приростного поведения, которые направлены на реализацию достигнутого ресурсного потенциала на основе экстраполяции подходов прошлых периодов. Таким образом, изменение нами рассматривается как переход на качественно новый уровень развития экономического субъекта, что выступает объективной предпосылкой для трансформации абсолютных и относительных преимуществ субъекта хозяйствования в устойчивый конкурентный потенциал, а также для эффективной реализации ресурсного потенциала экономического субъекта в целом и трудового (интеллектуального) потенциала отдельного работника. Это находит отражение в изменении количественных (финансовые показа-
тели стратегии развития организации, доля на рынке и др.) и качественных (организационная культура и др.) показателей функционирования. Все это позволяет рассматривать организационные изменения в качестве объекта стратегического управления.
Проведенный ретроанализ показал, что исследователи данной проблемы выделяли несколько уровней управления изменениями. Так, Р. М. Кан-тер рассматривала в качестве указанных уровней изменение проектов, программы изменений, организации - проводники изменений [1]. Под изменениями проектов понимается последовательность действий, направленная на решение специфической проблемы или удовлетворение потребности и могут принести успех в краткосрочном плане при условии, если они ориентированы на конкретный результат и не нарушают традиций компании. В качестве программы изменений рассматриваются взаимосвязанные проекты, разработанные для оказания совокупного организационного воздействия. При этом степень взаимоувязанности проектов определяет результативность управления изменениями. В качестве организаций - проводников изменений выступают компании, которые способны осуществлять нововведения перманентно с учетом будущего состояния факторов внешней среды [1].'
Одним из основоположников теории организационных изменений является К. Левин. Предложенная им в 1951 г. трехэтапная модель «размораживание - изменение - замораживание» до настоящего времени выступает основой для разработки программы изменений в организации. Дальнейшие исследования данной проблемы привели к формированию различных подходов к их классификации. При этом общепринятыми выступают выделение инкрементальных и радикальных (эволюционными и революционными, кумулятивными и дискретными) изменений.
Впервые подобное разделение было сделано в начале 70-х гг. ХХ в., когда П. Ватцлавик, Дж. Уикланд и Р. Фирш ввели понятия «изменений первого и второго порядка» [2]. Под «изменениями первого порядка» понимались эволюционные перемены, не затрагивающие атрибутивных признаков системы, под «изменениями второго порядка» -качественная трансформация, в результате которой система переходила на новый уровень развития.
Становление постиндустриального хозяйственного уклада и процессы информатизации экономического пространства в последние десятилетия ХХ в. привели к становлению различных моделей организационных изменений. Согласно по-
зиции У. Барнетт и Г. Кэрролл [3], исследования моделей проводились в одном из двух направлений: в рамках первого направления исследовались содержание изменений, включающих «изменения определенных состояний организации (структур, ролей, паттернов и др.)» [4] в рамках конкретного временного интервала, а также «компоненты организаций, подвергающиеся трансформации, и качество взаимосвязей между ними»; в рамках второго направления описывается процесс изменений как тактовой с использованием категорий скорости и последовательности действий, смены определенных состояний, принятия решений, коммуникаций, сопротивления изменениям и др., а также разрабатывается результирующая модель [4]. К первому направлению относятся модели Т. Питерса
[5], модель Р. Айзенштадта и М. Бира [6], «6 ячеек» М. Вайсборда [7]. Ко второму направлению относятся модели преобразований бизнеса К. Левина [8], фаз эволюции и революции Л. Грейнера [9], жизненного цикла организации Дж. Кимберли и Р. Майлза [10], жизненных циклов коммерческих организаций И. Адизеса [11], кривой перемен Д. Д. Дака [12], организационной драмы М. А. Де-ванна, Н. Тичи [13], модель «обновления» организации К. Фрайлингера, И. Фишера [14].
Исследователи признают, что попытка совмещения содержательного и процессуального подходов к изучению изменений приводит либо к формированию абстрактной модели, которая может быть использована только для решения частных проблем, либо результаты носят нормативный характер и не дают объяснения причин и последствий происходящих изменений. В этой связи возникает необходимость разработки качественно новой методологической платформы исследования изменений в организациях, которая могла бы интегрировать познавательный потенциал предшествующих частных теоретических подходов и моделей, а также установила взаимосвязь между ними с целью формирования общей теории.
Стратегия изменений формируется под влиянием изменений и одновременно инициирует изменения. Стратегия изменений, трактуемая как план действий, определяет темп осуществления изменений; степень управления со стороны менеджеров; передачу бизнес-процессов во внешнее владение (на основе аутсорсинга); состав и порядок использования ресурсного потенциала. Классификация стратегий изменений, предложенная Г. Минцбергом и Дж. Уотерсом, представлена в таблице 1.
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Таблица 1
Характеристика стратегий изменений по Г. Минцбергу и Дж. Уотерсу [15]
Тип стратегии Сущностные характеристики
Продуманная стратегия (planned) Преднамеренная стратегия, основанная на формальных планах и предусматривает формальный механизм контроля; эффективная в условиях определенности факторов внешней среды
Предпринимательская (entrepreneurial) Относительно преднамеренная стратегия, основанная на центральном видении лидера организации; предусматривает личный контроль лидера и расположена в защищенной нише во внешнем окружении
Основанная на идеологии (ideological) Преимущественно преднамеренная стратегия, основанная на общих убеждениях и коллективном видении собственников и наемных работников; предусматривает нормативный контроль посредством идеологии и/или социализации; организации может быть проактивной по отношению к факторам внешней среды
Зонтичная (umbrella) Частично преднамеренная стратегия, основанная на ограничениях; предусматривает частичный контроль со стороны руководства, которое определяет стратегические границы и цели при наличии реакции со стороны работников на изменение факторов внешней среды и действия контрагентов во внутренних транзакциях
Процессная (process) Частично стихийная стратегия, которая основана на процессе; предусматривает контроль со стороны руководства процессами найма персонала, трансформации структуры и др. при передаче иных бизнес-процессов работникам предприятия
Несвязанная (unconnected) Стихийная стратегия с позиции организации, которая основана на формировании организационных анклавов, функционирующих при отсутствии намерений центрального руководства (организации в целом) или в противоречии с ними
Основанная на консенсусе (consensus) Преимущественно стихийная стратегия, которая основана на взаимном приспособлении и согласованной линии поведения при отсутствии намерения центрального руководства или общих для всей организации
Навязанная (imposed) Преимущественно стихийная стратегия, которая может быть трансформирована в преднамеренную, основана на учете интересов стейкхолдеров
Реализуемая экономическим субъектом стратегия подвергается воздействиям изменений окружающей среды и, одновременно, данная стратегия потенцирует указанные изменения, оказывая влияние в долгосрочном периоде на экономического субъекта, обусловливая тем самым перспективы его развития. Стратегические изменения, являются неотъемлемым элементом стратегии экономического субъекта и процесса стратегического менеджмента. Таким образом, стратегия изменений представляет собой определенный план, реализуемый в зависимости от конкретных обстоятельств, и отражающий следующие факторы, также непосредственно зависящие от обстоятельств и специфических для каждого экономического субъекта процессов, представленных темпами осуществления изменений, степенью воздействия стратегического менеджмента, использованием функционала внешних агентств, централизованным или локальным сосредоточением сил. Алгоритм управления изменениями в условиях инновационно ориентированной экономики сформирован на основе реализации последовательных этапов.
Первая стадия заключается в формулировании генеральной стратегической цели экономического субъекта и дальнейшей ее декомпозиции на подцели первого и второго уровней, а также последующей их конкретизации в виде задач внедрения стратегических изменений, что в результате представляет собой структурированную совокупность целей экономического субъекта, построенную в соответствие с иерархическим
принципом. Генеральная цель не является закономерным следствием текущего состояния экономического субъекта, а представляет собой комплексную цель, демонстрирующую направленность деятельности и приоритетность ценностей, и формирующую вектор стратегического менеджмента при одновременном воздействии ограничивающей функции анализа альтернативных видов деятельности экономического субъекта.
Следующий этап, обеспечивает анализ внутренней и внешней среды экономического субъекта путем построения стратегической матрицы, определяющей возможность внедрения стратегических изменений в деятельность экономического субъекта, а также выявление с помощью экспертной оценки превышения факторов квадранта «Силы и возможности» факторов угроз внешней среды, что обеспечивает антикризисную направленность управления стратегическими изменениями.
Далее на основе портфельного анализа оценивается потенциал экономического субъекта в условиях инновационной экономики и реализации политики им-портозамещения, что способствует определению направленности и динамики развития экономического субъекта. Кроме того, исследуется конкурентная среда, и определяются потенциальные конкурентные преимущества исследуемого экономического субъекта, обусловливающие адекватность стратегического управления внедряемыми изменениями.
Следующим шагом необходимо оценить ресурсный потенциал экономического субъекта для выявле-
ния возможности реализации предлагаемых изменений в связи с существованием достаточной ресурсной базы. В случае ее отсутствия требуется корректировка стратегических целей.
Следующий этап заключается в оценивании результата от внедряемых изменений путем вычисления интегрального показателя эффекта, представляющего собой превышение отдачи от внедренных мероприятий над затратами на их внедрение, и в случае положительного значения данного показателя производится адаптация модели стратегического менеджмента с последующим контролем внедрения данной модели. Прогноз вероятности экономического развития на основе внедряемой модели обеспечивается с помощью математического моделирования.
В настоящее время наблюдается высокая динамика изменений условий хозяйствования в большинстве отраслей российской экономики, что, в частности, обусловлено ускорением научно-технического прогресса во всех областях, обеспечивающего возникновение новейших технологий, влияющих, в свою очередь, на появление новых видов товаров и услуг и, как следствие, формирующих новые рынки, в результате чего проявляется положительный экономический рост, повышается индивидуальное и общественное благосостояние, изменяются запросы потребителей и структура спроса.
В мировой экономике все более активизируются процессы глобализации и интернационализации, обусловленные инновационными технологиями и унифицированными запросами потребителей. Данные процессы протекают параллельно с внутренними самопроизвольными процессами экономических субъектов, воздействующих на структуру управления и его системы, что обуславливает изменение правил и стандартов процессов и снижает их управляемость [16]. Воздействие внешних и внутренних факторов определяет видоизменение собственных стратегий, систем и структур управления экономическими субъектами в связи с уменьшением эффективности при отсутствии изменяющей деятельности в условиях возрастающей конкуренции [17]. В обратном случае, при опережающей конкурентов деятельности и наличии более эффективных управленческих решений, как правило, создаются значительные конкурентные преимущества.
По нашему мнению, управление изменениями представляет собой неотъемлемый элемент современной теории управления, раскрывая, управление сопровождающими процесс изменения явлениями.
Литература
1. Kanter R. M., B. Stein and T. D. Jick. The Challenge of Organizational Change: How Companies Experience It and Leaders Guide It: New York: Free Press, 1992.
2. Paul Watzlawick, John H. Weakland, Richard Fisch Change: Principles of Problem Formation and Problem Resolution (Rev. Ed.). New York, NY: Norton, 176 pp.
3. Barnett W. P. Modeling Internal Organizational Change / William P. Barnett & Glenn R. Carroll // Annual Review of Sociology, Vol. 21 (1995), pp. p. 219.
4. Плотникова М. В. Модели организационных изменений: эволюционно-эпистемологическая перспектива // Вестник Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобаческого. Серия Социальные науки. 2007. № 1. С.88-96.
5. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
6. Айзенштат Р., Бир М. Стратегические изменения: как преобразовать организацию для реализации стратегии // В кн. Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: АльпинаПаблишер, 2002.
7. Weisbord M. R. Organizational Diagnosis: A Workbook of Theory and Practice. Reading: Addison-Wesley, 1978.
8. Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers (D. Cartwright, Ed.). New York: Harper & Row, 1951.
9. Greiner L.E. Evolution and Revolution as Organizations Grow / L.E. Greiner // Harvard Business Review. 1972. July-August.
10. Kimberley J. The Organization Life Cycle / J. Kim-berley, R. Miles San Francisco: Jossey-Bass, 1980.
11. Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it / I. Adizes // Eng-lewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988.
12. Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. // Джинни Даниэль Дак. М.: Альбина Паблишер, 2002.
13. Тичи Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. М.: Экономика, 1990.
14. Фрайлингер К. Управление изменениями в организациях. // К. Фрайлингер, И. Фишер. М., 2002.
15. Mintzberg H. and Waters, J. Of Strategies, Deliberate and Emergent // Readings in Strategic Management. Open University Press, Milton Keynes, 1984.
16. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. под ред. Евенко Л. И. М.: Экономика,1989.
17. Соколова С. А. Оценка возможностей инновационного развития на примере стройиндустрии Волгоградской области // Креативная экономика. 2014. № 5 (89). С. 33.
References
1. Kanter R. M., B. Stein and T. D. Jick. The Challenge of Organizational Change: How Companies Experience It and Leaders Guide It: New York: Free Press, 1992.
2. Paul Watzlawick, John H. Weakland, Richard Fisch Change: Principles of Problem Formation and Problem Resolution (Rev. Ed.). New York, NY: Norton, 176 pp.
3. Barnett W. P. Modeling Internal Organizational Change / William P. Barnett & Glenn R. Carroll // Annual Review of Sociology, Vol. 21 (1995), pp. p. 219.
4. Plotnikova M. V. Modeli organizatsionnykh izmenenij: evolyutsionno-epistemologicheskaya
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
perspektiva [Models of organizational changes: evolutionary and epistemological prospect] // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. I. Lobacheskogo. Seriya Sotsial'nye nauki. 2007. № 1. S. 88-96.
5. Piters T., Uotermen R. V poiskakh effektivnogo upravleniya [In search of effective management]. M.: Progress, 1986.
6. Ajzenshtat R., Bir M. Strategicheskiye izmeneniya: kak preobrazovat' organizatsiyu dlya realizatsii strategii [Strategic changes: how to transform the organization for strategy realization] // V kn. Kurs MVA po strategicheskomu menedzhmentu. M.: Al'pinaPablisher, 2002.
7. Weisbord M. R. Organizational Diagnosis: A Workbook of Theory and Practice. Reading: Addison-Wesley, 1978.
8. Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers (D. Cartwright, Ed.). New York: Harper & Row, 1951.
9. Greiner L.E. Evolution and Revolution as Organizations Grow / L.E. Greiner // Harvard Business Review. 1972. July-August.
10. Kimberley J. The Organization Life Cycle / J. Kimberley, R. Miles San Francisco: Jossey-Bass, 1980.
11. Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it / I. Adizes // Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988.
12. Dak D. D. Monstr peremen. Prichiny uspekha i provala organizatsionnykh preobrazovanij [Monster of changes. Reasons of success and failure of organizational transformations] // Dzhinni Daniel' Dak. M.: Al'bina Pablisher, 2002.
13. Tichi N., Devanna M. A. Lidery reorganizatsii [Leaders of reorganization]. M.: Ekonomika, 1990.
14. Frajlinger K. Upravleniye izmeneniyami v organizatsiyakh [Management of changes in the organizations] // K. Frajlinger, I. Fisher. M., 2002.
15. Mintzberg H. and Waters, J. Of Strategies, Deliberate and Emergent // Readings in Strategic Management. Open University Press, Milton Keynes, 1984.
16. Ansoff I. Strategicheskoye upravleniye [Strategic management] / Per. s angl. pod red. Evenko L. I. M.: Ekonomika,1989.
17. Sokolova S. A. Otsenka vozmozhnostej innovatsionnogo razvitiya na primere strojindustrii Volgogradskoj oblasti [Assessment of opportunities of innovative development on the example of building industry of the Volgograd region] // Kreativnaya ekonomika. 2014. № 5 (89). S. 33.
* * *
THE RETROANALYSIS OF THEORIES OF MANAGEMENT OF CHANGES AND POSSIBILITIES OF APPLICATION OF THEIR PROVISIONS FOR TRANSITION TO INNOVATIVELY FOCUSED DEVELOPMENT
SHIRINOV ADIL SHAMILOGLY
Kazan (Volga) Federal University, Kazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author analyzed changes treated as transition to qualitatively new level of development of an economic subject that acts as an objective prerequisite for transformation of absolute and relative advantages of the subject of managing in steady competitive potential and also for effective realization of resource potential of an economic subject in general and the labor (intellectual) potential of the certain worker. The author determined the content of alternative approaches to interpretation of management of organizational changes that allowed to allocate two directions of a research: within the first direction analysis of the content of changes, including changes of certain conditions of the organization within a concrete time interval and also the components of the organizations exposed to transformation, and quality of interrelations between them; within the second direction study of the process of changes as speed, clock with use of categories, and sequence of actions, changes of certain states, decision-making, communications, resistance to changes, etc. and also development of the resulting model. The author presented classification of strategy of changes which basis is H. Mintzberg and J. Waters's classifications and gave also characteristic of the allocated strategy. The author analyzed need of introduction of instruments of management of changes in a control system of innovative processes that the high level of uncertainty of the external environment causes.
Key words: organizational changes, management of organizational changes, resistance to changes, retroanalysis of theories of management of changes, uncertainty of the external environment, strategy of changes
Об авторе:
Ширинов Адиль ШамильОглы, аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань About the author:
Shirinov Adil ShamilOgly, Post-graduate Student, Kazan (Volga) Federal University, Kazan