Научная статья на тему 'Ресурсы предприятий в решении социокультурных и экономических проблем моногорода'

Ресурсы предприятий в решении социокультурных и экономических проблем моногорода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНОГОРОДА / РЕСУРСЫ / ПЕРСПЕКТИВА / PERSONNEL TRAINING / CORPORATE TRAINING / SOCIAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGY OF VOCATIONAL TRAINING / PRINCIPLES / TECHNOLOGY WORKING OUT / TECHNOLOGY FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желнина Евгения Валерьевна

В статье рассматриваются существующие проблемы и перспективы развития современных российских моногородов, особенно пострадавших от наступившего мирового финансово-экономического кризиса. За основу взят кадровый аспект деятельности градообразующих предприятий. Проблемы моногорода можно решить только в случае комплексного воздействия, проработки каждого из аспектов, влияющих на его состояние, в том числе и профессиональной квалификации жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF THE ENTERPRISES IN DECISION SOCIAL AND CULTURAL PROBLEMS OF THE MONOCITY

In article existing problems and prospects of development of the modern Russian monocities which have especially suffered from come world financial and economic crisis are considered. For a basis the personnel aspect of activity the enterprises is taken. Summarising conclusions of article, monocity problems can be solved only in case of complex influence, study of each of the aspects influencing its condition, including professional qualification of inhabitants.

Текст научной работы на тему «Ресурсы предприятий в решении социокультурных и экономических проблем моногорода»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 316.1: 65.01

Е. В. Желнина

Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 16В, Тольятти, 445667, Россия E-mail: ezhelnina@yandex.ru

РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МОНОГОРОДА

В статье рассматриваются существующие проблемы и перспективы развития современных российских моногородов, особенно пострадавших от наступившего мирового финансово-экономического кризиса. За основу взят кадровый аспект деятельности градообразующих предприятий. Проблемы моногорода можно решить только в случае комплексного воздействия, проработки каждого из аспектов, влияющих на его состояние, в том числе и профессиональной квалификации жителей.

Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, профессиональная подготовка персонала, социокультурные проблемы моногорода, ресурсы, перспектива.

Градообразующее предприятие определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на городскую инфраструктуру и социальные проблем 1. Именно поэтому жители моногородов острее всего почувствовали удар экономического кризиса, так как в ряде городов крупные предприятия столкнулись с трудностями, а их сотрудники не имеют возможности получать зарплату, а в ряде случаев и вовсе вынуждены оставаться без работы, так как «найти в таком городе работу практически невозможно» 2. Актуальность и необходимость решения проблем моногородов подтверждается и тем вниманием представителей высшей государственной власти, которое уделяется данному вопросу в последнее время, подробно рассматриваются причины, повлекшие за собой столь бедственное положение монопрофильных городов. Необходимо отметить, что одним из ключевых вопросов в рассматриваемой ситуации является профессиональная компетентность работников. По мнению заместителя главы Министерства промышленности и торговли Станислава Наумова, «не проблема безработицы, а дефицит квалифицированных кадров для новых инвестпроектов» [1] составляет основную трудность в выходе из кризиса, так как именно диверсификация, расширение производственной сферы позволит преодолеть неспособность моногородов конкурировать на рынке страны.

Рассмотрению кадровых ресурсов градообразующих предприятий, способных повлиять на эффективное решение проблем моногородов, посвящена данная статья. Для сужения рамок и большей конкретизации задач исследования в качестве основных источников преобразований (происходящих как на предприятии, так и в социальной сфере моногорода) мы взяли профессиональную компетентность персонала. Целью работы является исследование возможности и степени влияния корпоративной профессиональной подготовки персонала на социокультурную жизнь моногорода. Основные задачи исследования: разработка социологического инструментария для исследования процессов профессиональной подготовки персонала на градообразующих предприятиях; проведение социологического исследования; выявление влияния деятельности компании на социально-культурную сферы моногорода; определение степени выявленного влияния. Основным методом эмпирического со-

1 См. подробнее: Моногород, http://ru.wikipedia.org.

2 См. подробнее: Информационное агентство REGNUM - www.regnum.ru/news/1191563.html (6.11.2009 г.).

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 1 © Е. В. Желнина, 2011

провождения поставленных научных задач был избран экспертный опрос с квотной выборкой (квотирование происходило по занимаемой должности респондента). Социально-профессиональный состав респондентов однороден - менеджеры высшего, среднего звена и линейные менеджеры промышленных предприятий Приволжского Федерального округа (17 городов, 34 предприятия). Всего в период с апреля 2007 по август 2010 г. было опрошено 197 экспертов.

Проанализировав влияние профессиональной подготовки персонала, мы выделили три основные группы функций. У нас появилась возможность акцентировать внимание и оценить социокультурные функции профессиональной подготовки персонала, важные как для предприятия, так и для отдельного человека и общества в целом, проявляющиеся в социализации личности; обеспечении занятости населения, достижении социальной стабильности и направленные на формирование социальной уверенности личности и т. д. В совокупности реализация рассматриваемых функций профессиональной подготовки обеспечивает социальную защищенность человека и его социокультурное развитие в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом.

Наиболее важной и очевидной социально-культурной функцией профессиональной подготовки персонала градообразующей компании является функция социализации личности. Участие сотрудника в мероприятиях профессиональной подготовки вследствие получения и усвоения им информации о нормах, правилах поведения и деятельности в компании способствует его успешной социализации, что создает благоприятные предпосылки для решения ряда важных общественных задач:

• осуществление изменений, нововведений в обществе, которые посильны только высокообразованным, высококвалифицированным личностям, вовлеченным в процессы постоянного развития и самосовершенствования;

• решение общественных проблем, осознание, оценка и преодоление которых возможно только при условии постоянного профессионально-личностного совершенствования;

• снижение влияния и преодоление возможных негативных явлений в сознании и поведении людей.

Важной функцией профессиональной подготовки персонала крупной компании является функция обеспечения занятости населения. Человек, успешно работающий в компании, имеющий постоянный и стабильный доход, социально защищен и достаточно уверенно чувствует себя в социальном сообществе. В целях достижения стабильной занятости работнику необходимо поддерживать уровень своей профессиональной квалификации (образование, опыт работы, знания, умения, навыки) настолько высоким, насколько этого требуют условия функционирования компании, в которой он работает. Анализ данных проведенного экспертного опроса показал, что образование и владение необходимыми знаниями, умениями и навыками (13 %) занимает ведущие позиции среди факторов, способствующих получению желаемой работы. Опрос стал еще одним подтверждением того, что в условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные и квалифицированные кадры имеют преимущество перед остальными при получении высокооплачиваемой работы.

Функция обеспечения социальной уверенности сотрудников направлена на повышение их уверенности в сфере трудовых, межличностных, групповых взаимодействиях и взаимоотношениях внутри организации. Проведение профессиональной подготовки персонала способствует выработке у сотрудников субъективной уверенности в возможности внести свой вклад в результаты деятельности предприятия, что, в свою очередь, становится основой успеха в их профессиональной и общественной жизни. Что эмпирически подтверждено проведенным социологическим исследованием: уровень квалификации сотрудника существенно влияет на его уверенность в успешности собственной работы. На вопрос о возможностях, которые предоставляет пройденная подготовка сотруднику, респонденты поставили на четвертое место (из двадцати возможных) повышение уверенности в своей профессиональной деятельности.

Функция обеспечения социальной уверенности сотрудников в некоторой степени связана с управленческой функцией мотивации персонала крупной компании, так как работник, включенный в постоянное организационное обучение, чувствует, что компания нуждается в его квалификации, знаниях, умениях и навыках. В свою очередь, осознание собственной

Желнина Е. В. Ресурсы предприятий в решении проблем моногорода

127

ценности сотрудника для организации способствует формированию его уверенности в своей профессиональной успешности, что значительно повышает уровень его лояльности компании. Таким образом, за счет усиления приверженности сотрудников, возникающей и укрепляющейся в процессе их профессиональной подготовки, происходит удержание ведущих специалистов на предприятии. Важное значение данной функции профессиональной подготовки подтверждено эмпирически посредством проведенного экспертного опроса: повышение уверенности в собственной профессиональной компетентности респонденты поставили на третье место (из двадцати возможных) среди основных последствий корпоративного обучения.

Профессиональная подготовка персонала крупной компании направлена на реализацию еще одной социально значимой функции -поддержание социальной стабильности, которая достигается при достижении уверенности большинством его членов. Стабильное положение работников крупной компании обеспечивается устойчивостью ее положения на рынке, которое, как показывает практика, может осуществляться посредством повышения уровня квалификации персонала. Анализ ответов респондентов экспертного опроса позволил выявить характеристику идеального работника с точки зрения руководителей современных российских компаний. Итак, менеджерами в сотрудниках ценятся следующие качества: умение работать в команде (11,20 %); исполнительность (10,43); инициативность (7,72); стремление и способность приобретать новые знания, умения и навыки (7,73); умение, желание и готовность обучать и передавать свой опыт коллегам (3,85 %). Но все же наиболее важным качеством сотрудника признается владение профессиональными знаниями и умениями (18,92 %). Существенным является тот факт, что эти качества работник может приобрести и в процессе прохождения им мероприятий внутриорганизационного обучения.

В процессе профессиональной подготовки персонала реализуется еще одна важная социально-культурная функция профессиональной подготовки - формирование статуса работника в компании и в обществе. Как правило, ведущие позиции в компании занимает сотрудник с высокой квалификацией, отлично владеющий профессиональными знаниями и умениями. Такой работник всегда востребован на рынке труда, и это отражается на его положении в обществе. Профессиональная квалификация, уровень и качество которой повышается в процессе профессиональной подготовки, играет важную, практически определяющую роль в становлении работника, свидетельствует об уровне его конкурентоспособности и престиже в обществе. Возможность влияния профессиональной подготовки персонала на формирование статуса работника в компании также подтверждена результатами экспертного опроса менеджеров. Перспективу повысить свой статус в компании после прохождения определенной профподготовки респонденты поставили на тринадцатое место (из двадцати предложенных).

Мировоззренческо-просветительская функция организационной подготовки персонала отражается на аспектах не только профессиональной деятельности человека, но и других сторонах его жизни: межличностные взаимоотношения, общественно активная позиция в социуме, гражданская и политическая ответственность личности и т. д. В процессе профессиональной подготовки происходит расширение и в ряде случаев формирование мировоззрения работников. Данный аспект профподготовки особенно актуален именно в крупных компаниях, имеющих большую численность персонала, так как организация в компании корпоративного обучения сотрудников способствует вовлечению большого количества человек (членов общества) в процессы профессионального и личностного развития, самосовершенствования.

Функция социальной интеграции особенно значима в процессах общения, взаимодействия работников крупной компании, являющихся в то же время и членами городского сообщества. Повышение эффективности процессов интеграции в крупной компании возможно реализовать посредством проведения мероприятий профессиональной подготовки персонала. Например, на некоторых обучающих курсах по коммуникациям, формам и методам общения, работе в команде и др. слушатели знакомятся с различными способами взаимодействия друг с другом, эффективными методами совместной работы на предприятии. Анализ результатов экспертного опроса подтверждает влияние профподготовки персонала, проводимой крупной компании, на процессы интеграции: возможность эффективно работать в команде респон-

денты поставили на второе место; возможность улучшить взаимоотношения с коллективом -на девятое место из двадцати предложенных.

Крупные компании привлекают большое число работников, поэтому решение социально-культурных проблем и задач становится одной из задач, стоящих перед руководителями и менеджерами компании. Разворачивая деятельность по разработке технологий профессиональной подготовки персонала, крупные компании вносят значительный вклад в социокультурное развитие регионов, так как успешная деятельность крупных компаний создает благоприятные предпосылки для роста благосостояния общества. Для того чтобы работа по повышению профессиональной компетентности персонала благоприятно сказывалась на социокультурной сфере моногорода, необходимо, чтобы профподготовка в компании проводилась исходя из принципов научности, прогрессивности, системности, согласованности, обязательности. Все это может быть обеспечено разработкой и введением в систему управления предприятием социальной технологии профессиональной подготовки.

Подводя некоторые итоги, отметим, что эмпирически подтверждена возможность влияния корпоративной профессиональной подготовки персонала на социальную и культурную жизнь моногорода посредством реализации группы социокультурных функций профессионального обучения персонала крупной компании. Данное влияние можно и необходимо контролировать посредством разработки и внедрения в деятельность предприятий социальной технологии профессиональной подготовки персонала.

Список литературы

1. Кудрявцева Е. Моногорода хотят превратить в бизнес-центры // Экономика. URL: http://www.gudok.ru/economy/regulirovanie/?pub_id=331704 (от 06.11.2009).

Материал поступил в редколлегию 08.10.2010

E. V. Zhelnina

RESOURCES OF THE ENTERPRISES IN DECISION SOCIAL AND CULTURAL PROBLEMS

OF THE MONOCITY

In article existing problems and prospects of development of the modern Russian monocities which have especially suffered from come world financial and economic crisis are considered. For a basis the personnel aspect of activity the enterprises is taken. Summarising conclusions of article, monocity problems can be solved only in case of complex influence, study of each of the aspects influencing its condition, including professional qualification of inhabitants.

Keywords: personnel training, corporate training, social technology, technology of vocational training, principles, technology working out, technology functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.