Научная статья на тему 'Ресурсы образования: новый взгляд на ботанический сад'

Ресурсы образования: новый взгляд на ботанический сад Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсы образования: новый взгляд на ботанический сад»

100 Высшее образование в России • № 7, 2007

ническим учреждением в Москве, пока в 1945 г. не был заложен огромный академический садв Останкино. В1953 г. рядом с новым комплексом зданий университета на Ленинских горахпостроили Агробиологический сад МГУ, а старый сад стал его филиалом. Оставаясь важным учебным и просветительским учреждением и любимым местом отдыха москвичей, сад постепенно терял финансирование, пока в начале 1990-х ситуация не стала критической. К счастью, и этот период остался позади, а происходящие в садуизменения позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.

Новая пальмовая оранжерея

А. АНДРЕЕВА, канд. биол. наук

Ботанический сад биофака МГУ им. М.В. Ломоносова «Аптекарский огород» - старейший сад России - одним из первых в нашей стране откликнулся на современные требования времени. С конца 1990-х, вместе с началом всеобъемлющей реконструкции, он начал активно внедрять эколого-образовательную программу, в основу которой были положены новые принципы образования. В настоящее время стратегия образования для устойчивого развития (ОдУР) стала одним из приоритетных направлений деятельности сада.

Эколого-образовательная программа сада была начата в 1998 г. с создания «Клуба юного эколога », и сейчас уже накоплен достаточный опыт, чтобы можно было оценивать успешность этой работы. Сегодня программа охватывает широкий круг школьников (3-11 классы), учителей начальной и средней школы и развивается в трех направлениях.

Ресурсы образования: новый взгляд на ботанический сад

^ Тематические учебные занятия со школьниками Москвы (курс «Уроки в ботаническом саду»). Дети получают возможность существенно расширить и дополнить подчас абстрактные знания из школьного учебника практическими наблюдениями и самостоятельными исследованиями, проводимыми в рамках «живого урока». Занятия проводятся по оригинальным методикам, подготовленным специалистами сада, с ис-

Юбилей

101

пользованием учебных пособий, которые разрабатываются и издаются специально для этих целей.

^ Методический курс для учителей начальной школы и преподавателей экологии. Он знакомит с тем, как наиболее эффективно использовать возможности ботанического сада в преподавании различных предметов школьной программы, а также позволяет учителю организовать экспериментальную и учебно-исследовательскую работу по экологии на пришкольном участке или прилегающей к школе территории с помощью простых методик, не требующих дорогостоящего оборудования.

^ «Клуб юного эколога », который работает по выходным дням для детей, желающих проводить самостоятельные исследования и наблюдения, изучая и познавая удивительный мир растений. По содержанию своей работы он задуман как детское (молодежное) научное общество, где дети могут получать знания путем ведения самостоятельной учебно-исследовательской работы под руководством научных консультантов, каковыми являются сотрудники Ботанического сада, ведущие ученые и специалисты. В клуб регулярно приходят более 50 школьников в возрасте от 8 до 16 лет. Многие его члены уже стали студентами вузов. В рамках занятий проходят дискуссии, где каждый может высказывать свое мнение и отношение к обсуждаемым проблемам,выполняется исследовательская работа или практическая работа в саду.

Раз или два в год для школьников Москвы в Ботаническом саду МГУ проводятся массовые познавательные экологические игры. Организация таких праздников стала уже доброй традицией сада и важным элементом эколого-образователь-ной программы. Каждый год члены клуба придумывают для праздника новую игру. Темы игр

рождаются в пылу жарких споров. Основное требование - чтобы игра была интересной, расширяла кругозор школьников и помогала узнавать много нового о представленных в саду растениях. Как правило, такие игры опираются на этноботанические исследования.

Подходы и принципы, заложенные в новой эколого-образовательной программе сада, несколько отличаются от тех, что приняты в настоящее время во многих ботанических садах мира. Отличие это состоит в первую очередь в том, что мы развиваем «биосферную идеологию», то есть опираемся на идеи сохранения биосферы и жизни на планете, заложенные классиками российской естественно-научной школы В.И. Вернадским и Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Почему мы решили в основу программы положить именно эти идеи? Ответ прост. Они дают научное обоснование проблеме устойчивого развития биосферы и показывают единственно возможный путь дальнейшего развития человечества. Суть такого подхода заключается в том, что человечество должно научиться жить «на процент с оборота» основного капитала биосферы: «Организованность биосферы и ее систем, плотность и разнообразие живого населения - вот наш "основной капитал", "страховой полис человечества" » (Н.В. Тимофеев-Ресовский).

На наш взгляд, именно эта идея, показывающая стратегический и единственно

102 Высшее образование в России • № 7, 2007

возможный путь развития человечества, должна лежать в основе современной концепции экологического образования, которое рассматривается нами как биосферно-экологическое.

Во главу угла мы поставили два взаимно дополнительных принципа обучения: «от частного к общему» и «от общего к частному». Это означает рассмотрение частных, локальных проблем экологии, в том числе жизни конкретных растений в конкретных условиях среды, под ракурсом глобальных общеэкологических проблем (приспособленности и, соответственно, изменчивости конкретных видов растений в масштабе биосферы), и наоборот - преломление общебиосферных принципов и законов в конкретных условиях среды на локальном уровне. Третий принцип обучения, лежащий в основе наших занятий, можно сформулировать как «получение знаний через наблюдение и эксперимент». Это - основной принцип биосферно-экологического образования: дети познают мир не только абстрактно, по книгам, но и «активно» - на основе собственного опыта и наблюдений. При этом мы побуждаем их обобщать, анализировать и систематизировать, выводя самостоятельно свои «законы и принципы », давая определения наблюдаемым явлениям, стараемся, чтобы они обосновывали свои утверждения, подтверждая их наблюдениями и личным опытом. Дети учатся понимать скрытый смысл наблюдаемых явлений, постигать «разумность » природы, воспринимать мир целостным и живым, а не разорванным на отдельные дисциплины. Часто на занятиях, для того чтобы ответить на вопросы «Почему? » и «Зачем? », им приходится привлекать знания из различных дисциплин, в том числе химии, физики, географии, математики. Программа строится так, чтобы ее сверхзадачей стало изучение жизни в единстве всех царств природы.

Успешное развитие нового эколого-образовательного

проекта вызвало большой интерес со стороны педагогических вузов, которые рассматривают наш ботанический сад как ресурс для проведения не только учебной «ботанической », но и педагогической практики и знакомства студентов с новыми формами и методами работы со школьниками. Студенты включаются в разработку новых тем и методик проведения занятий в саду, предлагают свое видение оформления и интерпретации экспозиций. Новые подходы привлекают и студентов,специализирующихся в области природопользования и даже социологии.

Сегодня сад стал признанным лидером и координирующим центром в области экологического образования, организатором конференций, семинаров и тренинго-вых курсов для специалистов региональных ботанических садов и школьных учителей.

В 2006 г. сад провел международный семинар «Роль образования и коммуникации в продвижении Глобальной стратегии сохранения растений». Семинар прошел при поддержке и участии Международного совета ботанических садов по охране растений(Великобритания).

Для поддержки и развития образовательной деятельности созданы два новых сайта - методический (для специалистов садов, работающих в области образования: www.education.hortus.ru) и детский - сайт эко-клубов (www.ecoclub. hortus.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.