Научная статья на тему 'Ресурсы качества туристского образования в вузе с позиции синергетической теории'

Ресурсы качества туристского образования в вузе с позиции синергетической теории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYNERGY / SYNERGETICS / EDUCATIONAL SYSTEM / QUALITY OF EDUCATION IN TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна

Исследование качества образовательной системы через призму идей синергетической теории открывает возможности для выявления ресурсов квалитативных преобразований деятельности вуза, и в частности, при создании условий образовательного процесса студентов направления 100200 «Туризм». В статье показаны способы повышения когерентности элементов системы через оценку квалитативных показателей образовательной системы с позиции энтропности, возможности активизации процессов самоорганизации путем увеличения числа и расширения вариативности внутренних и внешних связей образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality improvement in the education system based on Synergetics identifies resources for qualitative change in the university life, including curriculum development within Tourism discipline. The author demonstrates ways to improve the coherence through the assessment of qualitative indicators of the educational system from the entropy perspective. The article discusses the activation of self-organization by increasing the number and variability of internal and external relations for the educational system.

Текст научной работы на тему «Ресурсы качества туристского образования в вузе с позиции синергетической теории»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

РЕСУРСЫ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ С ПОЗИЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Евгения Викторовна Кулагина, кандидат педагогических наук, доцент, докторант, kulagina-evgeniya@yandex.ru,

ГОУВПО «Омский государственный институт сервиса», г. Омск

The quality improvement in the education system based on Synergetics identifies resources for qualitative change in the university life, including curriculum development within Tourism discipline. The author demonstrates ways to improve the coherence through the assessment of qualitative indicators of the educational system from the entropy perspective. The article discusses the activation of self-organization by increasing the number and variability of internal and external relations for the educational system.

Исследование качества образовательной системы через призму идей синергетической теории открывает возможности для выявления ресурсов квалитативных преобразований деятельности вуза, и в частности, при создании условий образовательного процесса студентов направления 100200 «Туризм». В статье показаны способы повышения когерентности элементов системы через оценку квалитативных показателей образовательной системы с позиции энтропности, возможности активизации процессов самоорганизации путем увеличения числа и расширения вариативности внутренних и внешних связей образовательной системы.

Key Words: synergy, Synergetics, educational system, quality of education in tourism

Ключевые слова: синергетика, образовательная система, качество туристского образования

Проблема качества высшего образования не теряет своей значимости. С середины прошлого столетия высшими органами власти принимались постановления, в которых качеству был отведен статус ключевого термина — одной из главных категорий государственной образовательной политики. В период перехода на новую многоуровневую модель образования особое значение приобрела необходимость создания научной базы, позволяющей более осознанно оперировать концепцией квалитологии образовательной системы.

Качество в контексте образовательных явлений правомерно рассматривать как системный феномен. К данному выводу мы пришли на основе анализа научных теорий авторов, занимающихся проблемой качества современного образования.

В. Грызлов рассматривает понятие «качество образования» как «синтетический показатель, выражающий совокупное проявление многих факторов» [1. С. 25]. Е.Н. Мелешко считает, что качество образования — это сово-

купность свойств, которые характеризуют степень пригодности специалиста к выполнению своих профессиональных функций [2].

А.И. Субетто характеризует качество образования как социальную систему, сущность которой раскрывается в описании соподчиненных системно-социальных качеств и социальных норм [6]. Н.А. Селезнева определяет качество образования как иерархически организованную совокупность социальнозначимых свойств высшего образования. Автор отмечает, что основным показателем высокого качества образования является сбалансированное соответствие процессов и результатов образовательной системы потребностям социума. [4].

В документах Рособрнадзора система качества образовательного учреждения определена как системно-организационный комплекс внутренних процессов, обеспечивающих достойный уровень качества образования и подготовку специалистов, уровень квалификации которых удовлетворяет требованиям

государственных органов управления образованием, отвечает интересам работодателей, студентов, преподавателей, соответствует требованиям государственных стандартов.

Вариативность определений данной категории можно объяснить панорамностью исследовательских объектов: с позиции качества исследуются различные составляющие системы высшего образования: «обучение», «образовательная услуга», «подготовка специалистов», «образовательная деятельность», «образовательный процесс», «образовательная среда», «образовательные ресурсы» и пр. Несмотря на многообразие употребляемых определений термина качества высшего образования, следует обозначить наличие общего основания в данных трактовках. Фактически во всех случаях категория качества рассматривается как системный феномен — феномен, характеризующийся целостной компонентной структурой. Правомерность исследований качества высшего образования с позиции системности не вызывает сомнения, поэтому синергетическая теория, предметом которой является изучение процессов самоорганизации системы, может оказаться чрезвычайно полезной для поиска ресурсов развития.

По мнению Г. Хакена, одного из основателей теории синергетики, свойства самоорганизации могут проявлять объекты самой различной природы [8]. Возможности применения теории синергетики в сфере образования показаны в трудах В.А. Аршинова,

B.Г. Виненко, В.А. Игнатовой, Е.Н. Князевой,

C.П. Курдюмова, В.В. Маткина, С.Н. Симонова и др.

Одним из сложных моментов использования данной теории, по мнению С.Н. Симонова и О.В. Копаева, является применение терминологического аппарата синергетики при изучении педагогических явлений. Исследователями была предпринята попытка соотнести понятия синергетики и традиционной педагогики. Результатом теоретических исследований стал ряд уточнений, внесенных в основные понятия синергетики. В частности, самоорганизация была определена как «процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функцио-нирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самооизменению данного системного образования» [5. С. 30]; аттрактор-

состояния, которые возможны в будущем развитии образовательной системы и которые в определенной мере обусловливают ее настоящее состояние; хаос рассмотрен как ситуация дезорганизации, спонтанности, неопределенности, в которой отсутствует единый способ решения проблемы, при этом хаос может обусловливать как регрессное, так и созидательное конструктивное начало, хаос защищает образовательную систему от застревания в определенном аттракторе; случайность — отход от жестких рамок учебных программ, способность изменения сценария процесса образования; бифуркация — критический момент в развитии образовательной системы, характеризующейся «альтернативными развилками веера возможностей» будущего развития; когерентность — согласованное функционирование составляющих элементов образовательной системы учреждения; энтропность — состояние, в котором проявление энергии элементов характеризуется неупорядоченностью и широкой степенью свободы; флуктуация — постоянные изменения, колебания и отклонения в развитии образовательной системы [5].

Таким образом, внесенные в терминологический аппарат поправки могут служить методологическим основанием для поиска ресурсов повышения качества образовательной системы учреждения, осуществляющих подготовку специалистов туристских специальностей.

Одним из основополагающих инструментов управления качеством профессионального образования являются образовательные стандарты — нормативные образцы, включающие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Несоответствие качества образования нормативным документам недопустимо, потому что искажается содержание образовательного процесса. Стандарт содержит ключевые требования, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса. Однако при поиске путей создания уникальной системы качества образования, соответствующей специфике вуза и запросам региона, необходимо стандартные требования рассматривать не как шаблонные, а как базисные.

На практике иногда можно наблюдать, что понятие «стандарт» подменяется понятием

«шаблон», то есть происходит сведение всей образовательной деятельности вуза к формальному соблюдению требований нормативной документации.

Понятие «стандарт» в широком смысле слова означает «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов» [7. С. 1260]. Шаблон является той разновидностью образца, которому «слепо следуют», и любое отклонение от его нормы недопустимо. Стандарт, напротив, представляет собой некую основу, комплекс исходных требований, создающих базис для развития различных образовательных процессов и явлений.

С позиции синергетической теории «шаблонный» подход к пониманию роли нормативной документации, сужается вариативность флуктуации, то есть уменьшается диапазон колебаний и отклонений в развитии образовательной системы, и как следствие ситуация нестабильности сводится к минимуму. Первоначально может казаться, что это верная стратегия, поскольку она гарантирует определенную стабильность. Однако образовательная система вуза — это открытая система, осуществляющая постоянное взаимодействие с внешней средой, и для релевантной адаптации к меняющимся внешним условиям необходимы качественные изменения самих элементов системы и их функциональных связей. Поэтому при управленческой концепции формального сосредоточения на нормативных показателях, без учета дополнительных ресурсных потенциалов образовательного учреждения руководство вуза ограничивает себя в возможностях моделирования перспективных картин будущего развития.

В этом году утвержден и вводится в действие новый образовательный стандарт по направлению 100200 «Туризм», имеющий ряд концептуальных отличий от ранее применяемой нормативной документации. Указанный документ составлен с учетом сопряжения уровней подготовки выпускников: первый уровень — бакалавр, второй — магистр. В стандарте третьего поколения созданы должные условия для учета образовательных и культурных интересов региональных субъектов. В качестве особой ценности нового нормативного документа необходимо обозначить увеличение гибкости образовательного процесса, наличие

возможностей для индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Одним из основных принципов синергетики является принцип эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам: развитие системы осуществляется по многовариативным траекториям в условиях альтернативности выбора и может быть абсолютно непредсказуемым. В отношении развития образовательной системы учреждения следует сделать уточнение — развитие предсказуемо, но неоднозначно. Стандартные требования к образовательному процессу служат своеобразной границей статуса образовательного учреждения, выход за которую способствует его изменению в сторону повышения или снижения.

Проблема границы развития системы неоднократно обсуждалась при моделировании образовательных пространств. В исследованиях Е.В. Роготневой показано, что границы между образовательными системами строятся на основе ценностей, которые позволяют достичь образовательной цели субъекту и объекту образовательного процесса [3]. Значимость знаний аксиологических пределов образовательной системы безусловна, но, на наш взгляд, они в большей степени отражают содержание педагогического компонента системы, потому что смена аксиологических образовательных ориентиров не всегда влечет за собой целостное изменение всей образовательной системы учреждения. Процесс становления и развития образовательной системы во многом определяется квалитативными требованиями, именно они являются необходимым фундаментом, на котором возводятся различные образовательные концепции, именно они выступают и в качестве границ функциональных возможностей системы, а также исполняют роль драйверов системного развития.

Кроме обозначения границ образовательной системы, при поиске ресурсов повышения качества образовательного процесса бакалавров туризма необходимо обратить внимание на функциональное состояние ее структурных компонентов, которые подвергаются квалитативной оценке.

Прогрессивное развитие системы обусловлено когерентностью — согласованностью действий всех элементов в масштабе системы как единого целого. Когерентность определя-

ет эволюцию системы, придает ей главное качество — способность к самоорганизации.

Однако присутствие элемента в системе еще не свидетельствует о том, что его свойства проявятся в нужном ракурсе. Иногда элементы могут находиться в состоянии энтропно-сти. Приведем простой, но наглядный пример нахождения некоторых показателей оценки качества образовательной системы в данном состоянии.

При проведении оценки качества подготовки специалистов (бакалавров) особое внимание уделяется учебно-методическому обеспечению (требования к данному показателю зафиксированы в государственном образовательном стандарте специальности (направления)). Кроме обязательной литературы, в обучении используется и дополнительная литература, ознакомление с ней способствует углублению знаний, получаемых студентами. Оценка учебно-методической обеспеченности производится путем подсчета экземпляров в библиотечных фондах. Однако при проведении оценки не учитывается востребованность данных трудов: часть литературы не используется студентами. Таким образом, мы можем говорить о включенности элемента в систему (в данном случае это учебно-методические труды), однако данный элемент находится в состоянии энтропности — в состоянии свободном, когда его энергия не включена в общую деятельность системы.

С аналогичной ситуацией можно столкнуться при проведении оценки наличия ученых степеней у профессорско-преподавательского состава (этот показатель является одним из критериев оценки качества образовательной системы вуза). Достижение определенной научной степени требует высокой и длительной активизации интеллектуальных способностей человека. Этап успешной защиты научного труда сменяется рекреационным периодом. Это закономерно. Указанный период необходим, но иногда он может «затянуться» на довольно длительное время. И, таким образом, показатель остепененности находится в соответствии с квалитативными требованиями, а если говорить о функциональной активности части преподавательского состава, то можно констатировать наличие ресурсных возможностей повышения качества образовательной системы вуза путем снижения «со-

стояния энтропности» некоторых членов кафедры.

Для активизации ресурсных возможностей образовательной системы необходимо введение негэнтропийных механизмов, которые способствуют упорядочиванию элементов системы путем снижения или предотвращения хаотических форм их деятельности. В частности, при оценке работы профессорско-преподавательского состава по научной линии можно ввести дополнительный показатель, отражающий долю «научно активных единиц». Определение процентной доли вклада каждого преподавателя в научную деятельность вуза позволит выявить реально активных и соответственно — недостаточно продуктивных сотрудников вуза в плане научных исследований.

Таким образом, проведение анализа показателей оценки качества с позиции уровня энтропности, а также разработка и внедрение негэнтропийных механизмов позволит выявить внутренние ресурсные возможности для самоорганизации образовательной системы вуза и вывести ее на новый качественный уровень.

В свете концепции синергетики одним из пусковых механизмов самоорганизации является перестройка существующих и образование новых связей между элементами системы. Исходя из данного положения, при поиске путей повышения качества образовательной системы вуза целесообразным может стать изучение кооперативных эффектов, возникающих при установлении новых связей между структурными составляющими системы.

Возможности установления новых связей взаимодействия можно продемонстрировать на примере научной деятельности преподавателей. При выполнении исследований обычно кооперация сотрудников вуза происходит внутри кафедры вокруг определенной научной проблемы. Межкафедральное научное взаимодействие —достаточно редкое явление. В отчетной документации по научной линии чаще всего описываются достижения отдельных кафедр. Указанный подход позволяет достичь необходимых требований нормативной документации по критерию оценки научной активности профессорско-преподавательского состава. Однако, как показывает практика, в современном мире большинство открытий происходит на «стыке» научных областей.

Междисциплинарные исследования перспективны, потому что позволяют рассматривать проблему с использованием различного научно-методологического инструментария.

Наличие «научных межкафедральных коопераций» позволит создать условия для получения актуальных и практически значимых достижений, что в итоге может способствовать улучшению качества показателей научноисследовательской деятельности вуза.

Самоорганизация системы может осуществляться как за счет использования внутренних ресурсов, так и на основе притока энергии извне. Поэтому с позиции анализа кооперативных эффектов может быть исследована и внешняя деятельность вуза. Наличие широкого спектра связей вуза с различными социальными институтами и коммерческими организациями способствует расширению ресурсного поля профессионального образовательного учреждения.

Показателем самоорганизации системы является появление новообразований. Поэтому при определении соответствия деятельности вуза канонам качества образования нужно не только фиксировать уровень выраженности показателей оценки качества образовательной системы, но и рассматривать процесс накопления новшеств. Наличие инноваций способствует изменению конкурентоспособности организации, а также провоцирует подведение системы к точке бифуркации и, как следствие, — к дальнейшим качественным преобразованиям.

Вуз — открытая самоорганизующаяся система, поэтому образовательное учреждение может не только изменять параметры своего

функционирования, но и влиять на окружающую среду. Профессиональная подготовка бакалавров туризма осуществляется в соответствии с требованиями рынка, адекватно запросу общества на данную категорию кадров. Таким образом, работа вуза разворачивается по принципу рефлекторного реагирования: поступает определенный сигнал с рынка, затем вырабатывается соответствующее решение и совершается ответная реакция со стороны вуза. На первый взгляд может показаться парадоксальным утверждение о том, что вуз, осуществляющий подготовку по сервисным специальностям, может сам формировать зону профессиональной реализации выпускников. Анализ содержания системной связи «поставщики абитуриентов (общие образовательные учреждения) — вуз», показывает, что взаимодействие со школами чаще всего выстраивается в соответствии с девизом «Приходите к нам учиться»; агитационно-пропагандистские мероприятия проводятся чаще всего только с учащимися старших классов. Однако учеников можно рассматривать не только в фокусе будущих абитуриентов, но и как потенциальных потребителей туристских услуг. Прививая культуру туристского отдыха юному населению региона, вуз может оказать активное влияние на тенденции развития рыночной среды.

Исследование качества образовательной системы в контексте синергетической теории открывает возможности для поиска и анализа ресурсов, использование которых может способствовать построению системы качества образования, характеризующейся уникальностью и перспективностью.

Литература

1. Грызлов В. Качество образования: диалектика позиций и уровней // Высшее образование в России. 2005.

№ 5. С. 25-28.

2. Мелешко Е.Н. Методы и модели управления качеством подготовки специалистов с высшем образованием в регионе. Дис. ... канд. экон. наук. Р/нД.: РГЭУ (РИНХ), 2000. 244 с.

3. Роготнева Е. Аксиологические пределы моделирования образовательных систем / Е. Роготнева // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 99-102.

4. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 2-е, доп. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 95 с.

5. Симонов С.Н., Копаев О.В. Синергетический подход в педагогике // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 29-31.

6. Система управления качеством в вузе (модель) // Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 25 с.

7. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1985. С. 1260.

8. Хакен Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Пер. с англ. Ю.Л. Климонтовича. М.: Мир, 1985. 419 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.