Научная статья на тему 'Ресурсы экономического роста дотационных и депрессивных регионов: формы и инструменты ресурсного балансирования'

Ресурсы экономического роста дотационных и депрессивных регионов: формы и инструменты ресурсного балансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / РЕСУРСНОЕ БАЛАНСИРОВАНИЕ / ДОТАЦИОННЫЙ И ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паньшин И. В.

Статья посвящена развитию теоретических представлений и практического инструментария ресурсного балансирования, обеспечивающего устойчивый экономический рост в дотационных и депрессивных регионах. Определены формы ресурсного управления экономическим ростом региона. Предложены детерминанты региональной воспроизводственной сбалансированности применительно к дотационным и депрессивным регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсы экономического роста дотационных и депрессивных регионов: формы и инструменты ресурсного балансирования»

УДК 332.122

РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДОТАЦИОННЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ: ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕСУРСНОГО

БАЛАНСИРОВАНИЯ*

Паньшин И.В., канд.экон. наук, доцент, начальник управления научно исследовательской деятельности, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых, г.Владимир;

PanshinI.V.,candidate of economic science, associate professor, head of department research activities, Vladimir State University named after Alexander and Nicholas Stoletovs, Vladimir;

Аннотация: Статья посвящена развитию теоретических

представлений и практического инструментария ресурсного балансирования,обеспечивающего устойчивый экономический рост в дотационных и депрессивных регионах. Определены формы ресурсного управления экономическим ростом региона. Предложены детерминанты региональной воспроизводственной сбалансированности применительно к дотационным и депрессивным регионам.

Abstract:The article is devoted to the development of theoretical concepts and practical tools of resource balancing, ensuring sustainable economic growth in subsidized and depressed regions. Defined forms of resource management in economic growth in the region.Proposed regional determinants of reproductive balance in relation to subsidized and depressed regions.

Ключевые слова: ресурсы экономического роста, ресурсное

балансирование, дотационный и депрессивный регион.

Keywords:resources for economic growth, resource balancing, subsidized and depressed region.

"Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-12-33004

Одной из приоритетных задач социально-экономического развития России является устойчивое и сбалансированное развитие субъектов федерации, в том числе за счет снижения региональных диспропорций, которыеособенно ярко проявляются в дотационных и депрессивных регионах страны. Низкая эффективность их социально-экономических систем и структурные диспропорции в ресурсном обеспечении хозяйствующих субъектов приводят к необходимости развития теоретических представлений и практического инструментария использования региональных ресурсов.

Многие теории экономического развития строятся на предпосылке, что рост национальной экономики происходит, прежде всего, за счет успешно развивающихся регионов, способных эффективно реализовать свой ресурсный потенциал. Но наряду с ними существует значительное число регионов, чьи ресурсные возможности не столь очевидны, а эффективность управления этими ресурсами недостаточна.Неудивительно, что ежегодный анализ социально-экономического положения субъектов РФ, проводимый Министерством финансов РФ, Министерством регионального развития РФ, группой РИА Новости и другими аналитиками,относит большинство регионовкдотационным, часть которых является депрессивными или имеют высокий риск стать таковыми в ближайшие годы[3]. Проиллюстрируем данную картину на графиках (рис. 1).

Как видно из рисунка, для федеративного устройства России характерно доминирующее число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Так в 2013 г. удельный вес регионов РФ с уровнем бюджетной обеспеченности меньше единицы составляет 87,5%. Структура регионов по степени дотационности явно ассиметричная неудовлетворительна -более 50% из них(44 региона РФ) относятся ковторойкритической группе недостаточного бюджетного обеспечения (уровень бюджетной обеспеченности менее 60%).

Рис. 1. Уровень бюджетной ресурсообеспеченности российских регионов в2013 г.

Следует отметить также, что сумма средств в целом по РФ, недостающих до среднего уровня бюджетной обеспеченности регионов, неуклонно растет: в 2012 г. - 1315,496 млрд руб., в 2013 г. -

1429,267 млрд руб., что требует все больших объемов дотаций из федерального бюджета.

На практике вопросы оптимизации регионального развития и соответствующих процессов управления чаще всего возникают именно в

отношении тех территорий, которые испытывают определенные сложности в изыскании и хозяйственном освоении экономических ресурсов.

В современной трактовке развитие национальной экономки может быть рассмотрено как оптимизированный (сбалансированный) по критериям социально-экономической эффективности результат распределения ресурсов между регионами на основе учета следующих факторов:

- изначальных различий в уровне ресурсообеспеченности российских регионов, обусловленных природно-климатическими, историческими и демографическими условиями;

- создаваемых действующей в Российской Федерации налоговой системой дополнительных различий в уровне ресурсообеспеченности субъектов за счет централизации в доходах федерального бюджета значительной части налоговых отчислений, что автоматически делает более 80% российских регионов дотационными;

- государственных гарантий соответствия уровня жизни каждого гражданина страны минимальным социальным стандартам;

- конкуренции между регионами, заинтересованными в дополнительных экономических ресурсах на реализацию социальноэкономических проектов и программ;

- реализации на территориях нескольких российских регионов крупных федеральных и международных проектов, а также функционирования национальных и транснациональных корпораций.

Экономический рост региона по сути представляет собой увеличениесуммарной потребительской стоимости создаваемых на его территории экономических благ, которое должно положительно отражаться на уровне благосостояния и качестве жизни населения. Однако оценка последствий экономического ростасодержит в себе серьезноепротиворечие. Ведь можно добиться увеличения объемов

производства и потребления материальных благ за счет снижения их качества, за счет экономии на экологических мероприятиях и ухудшения условий жизни населения. Также добиться временного роста производства можно и за счет избыточной (расточительной) эксплуатации ресурсов. Такой рост носит заведомо кратковременный характеринегативно отражается на ресурсном потенциале региона.

В рамках нашего исследования экономический рост региона будем определять как позитивное качественное и количественное изменение объемов создаваемых региональной социально-экономической системой благ, не приводящее к сокращению её ресурсного потенциала.

Наиболее перспективными и востребованными на практике следует признать модели оптимального роста, включающие в себя качественный анализ ресурсов, израсходованных социально-экономической системой для обеспечения темпов экономического роста, и его последствий [2]. Поиск внутренних ресурсов экономического роста и их целенаправленное противопоставление внешним факторам делает наиболее актуальным проведение исследований применительно к конкретной территории, такой как регион.

При всем многообразии трактовок экономических ресурсов и экономического роста самостоятельное определение ресурсов экономического роста в явном виде не сформулировано. Чаще всего авторы отождествляют ресурсы и факторы экономического роста, что не совсем обосновано. Так Дудов Д.А. в своей статье пишет: «Определяющими условиями обеспечения качественного экономического роста региональных систем являются ресурсно-инновационные факторы, включающие в себя ресурсы, объективно реализующие возможность качественного изменения параметров системы» [1]. Однако и регионы с негативной экономической динамикой, в том числе дотационные и депрессивные, используют для своей деятельности те же ресурсы, что и развивающиеся, только в других объемах и пропорциях. Факторами же

экономического роста могут быть не только характеристики ресурсного потенциала региона, но и уровень цен на товары и услуги, предпочтения конечных потребителей, степень монополизации локальных региональных рынков и т.д.

В этой связи под ресурсами экономического роста будем понимать такой набор и структуру дополнительно задействованных в хозяйственных процессах региона экономических ресурсов, сверх их объемов,

необходимых для обеспечения текущих потребностей, который

обеспечивает устойчивый экономический рост. То есть, по своим видовым характеристикам ресурсы экономического роста ничем не отличаются от экономических ресурсов региона, обеспечивающих его стабильное функционирование. Отличия возникают при распределении и

перераспределении региональных экономических ресурсов на

наращивание ресурсного потенциала, развитие технологий, разработку и реализацию инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных, стимулирование реального сектора экономики и пр. Оптимизация структуры распределяемых региональных ресурсов также является особым действенным инструментом нахождения резервов экономического роста, особенно за счет инициирования ресурсных кооперационных эффектов.

Основным препятствием ускорения экономического роста региона является ограничение в каких-либо ресурсах. Особенно это касается лимитированных ресурсов, возможность эффективного применения которых превышает их наличие. Практика показывает, что попытка заменить ограниченный ресурс на другой, как правило, худшего качества и более дорогостоящий, приводит к негативным изменениям в текущих расходах и качестве продукции [4].

Региональная политика ресурсного управления экономическим ростом предусматривает следующие формы своего осуществления:

- содействие наиболее полному использованию регионального ресурсного потенциала, на приводящему к его сокращению, за счет

замещения невозобновляемых ресурсов на возобновляемые, а также налаживания эффективного процесса ресурсного воспроизводства;

- предотвращение возникновения деструктивных отклонений региональных хозяйственных подсистем от общего экономического равновесия, выражающееся в выравнивании (балансировании) уровня их ресурсообеспеченности и симулировании темпов экономического роста в отстающих секторах региональной экономики;

- антикризисное регулирование региональными социальноэкономическими процессами в периоды экономической нестабильности и кризиса, в том числе за счет превентивных мер по созданию и своевременному использованию ресурсных резервов, как финансовых, так и организационных;

- применение ограничений экологического и социального характера, в том случае, если экономический рост наносит вред интересам населения региона.

Так как административные полномочия региональных и муниципальных властей являются во многом ограниченными, особенно в дотационных и депрессивных регионах, то реализация перечисленных мер требует соответствующего инструментария, важную роль в котором играет обеспечение ресурсной сбалансированности территорий.

Инструментами ресурсного балансирования в процессе управления региональным экономическим ростом со стороны региональных и муниципальных властей дотационного и депрессивного региона могут быть:

- расширение емкости рынка определенных видов продукции и необходимых для её создания ресурсов путем увеличения объемов и перераспределения долей в структуре государственных, региональных и муниципальных закупок;

- снижение издержек производителей, эффективно использующих региональные ресурсы, через систему налогообложения, как с помощью налоговых льгот, так и используя ускоренную амортизацию;

- предоставление региональных и муниципальных гарантий частным инвесторам по особо дорогостоящим и приоритетным для региона инвестиционным проектам, тем самым разделяя инвестиционные рискии не расходуя напрямую дефицитные в условиях дотационности бюджетные ресурсы;

- софинансирование из средств регионального бюджета федеральных проектов, особенно в научно-исследовательской и инновационной сферах, где условиями предоставления средств федерального бюджета является обязательное долевое участие региональных ресурсов;

- активное противодействие процессам монополизации наиболее ресурсоёмких и, особенно, социально значимых секторов рынка путем перераспределения поддерживающих и стимулирующих региональных ресурсов на развитие конкурентной среды и, особенно, малого и среднего бизнеса;

- координация региональных социально-экономических процессов путем комплексной увязки всех экономических ресурсов, вовлекаемых в хозяйственную деятельность региона из всех доступных источников (международных, федеральных, региональных, муниципальных и частных).

Сбалансированный (равновесный) экономический рост достижим при различных комбинациях ресурсов. Результат получится разный, так как сбалансированность может быть достигнута при разной эффективности регионального производства.

В ресурсном аспекте из множества видов сбалансированности социально-экономических систем следует выделить региональную воспроизводственную сбалансированность, которая предполагает четкую

согласованность хозяйственных процессов и, соответственно, использования экономических ресурсов на определенной территории. Относительная автономность российских регионов строится на формировании и регулировании локальных рынков, ориентирующихся на удовлетворение спроса потребителей территории. Так вот в пределах этой относительной экономической автономии необходима такая воспроизводственная экономическая модель, которая бы обеспечивала непрерывность производства и восполнение ресурсной базы региона, как основного источника экономического роста.

Детерминантами региональной воспроизводственной

сбалансированности применительно к дотационным и депрессивным регионам могут являться:

1. Фактор времени, означающий динамическое согласование

воспроизводственных и хозяйственных процессов с учетом так называемого «лага запаздывания», когда существует объективный временной разрыв между производством и потреблением,

инвестированием и окупаемостью, началом и концом цикла воспроизводства экономических ресурсов.

2. Установление региональных ресурсных пропорций, регулирующих соотношения:

- денежных ресурсов населения региона: направляемых на

потребление и накопление, а также на сбережение и инвестирование;

- ресурсов предприятий: направляемых на инвестирование,

реновации и выплаты учредителям;

- бюджетных ресурсов региона: направляемых на текущие и капитальные расходы;

- трудовых ресурсов региона: задействованных в хозяйственном процессе и безработных;

- земельных ресурсов различного назначения: используемых и бесхозных;

- природных ресурсов региона: потребляемых, возобновляемых и имеющихся в запасе;

- производственных мощностей: действующих и простаивающих, новых и изношенных.

Помимо административных и стимулирующих инструментов управления в процессе балансирования региональной экономики активно участвует сам рынок, движущими силами которого выступает конкуренция, на основе которой осуществляется перетекание экономических ресурсов в соответствии с меняющимися потребностями хозяйствующих субъектов региона и населения.

В целом формы и инструменты ресурсного балансирования могут стать частью формируемых новых механизмов управления региональными ресурсными пропорциями, что может сделать более эффективными принимаемые в регионе стратегические и оперативные решения, а также создать условия для устойчивого экономического роста значительной части дотационных и депрессивных регионов России.

Список литературы:

1. Дудов, Д.А. Теория эндогенного экономического роста и региональное развитие [Электронный ресурс] / Д.А. Дудов // Управление экономическими системами. - №3. - 2011.

2. Клисторин, В.И. Качество экономического роста и региональное развитие / В.И. Клисторин // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3 - С. 30-41.

3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. [Электронный ресурс] / Группа РИА Новости. - www.riarating.ru.

4. Ресурсный потенциал экономического роста: Научное издание. -М.: Путь России, Экономическая литература. - 2002. - 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.