Научная статья на тему 'Ресурсосбережение как стратегический национальный интерес'

Ресурсосбережение как стратегический национальный интерес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ECONOMIC SECURITY / DECOUPLING EFFECT / RESOURCE-SAVING DEVELOPMENT / RECYCLING / CIRCULAR ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТ ДЕКАПЛИНГА / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / РЕЦИКЛИНГ / ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекшаева Светлана Сергеевна

Отличительная особенность наступившего XXI в. нарастание дефицита минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для обеспечения общественного воспроизводства экономики и ее устойчивого развития. На этом фоне ресурсосбережение рассматривается в статье как стратегический национальный интерес, реализация которого предполагает поиск новых источников ресурсов и повышение эффективности использования традиционных (природных) ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE SAVING IS A STRATEGIC NATIONAL INTEREST

A distinctive feature of the 21st century is the growing shortage of mineral resources needed to ensure social reproduction of the economy and its sustainable development. Against this background, resource conservation is considered in the article as a strategic national interest, the implementation of which involves the search for new sources of resources and increasing the efficiency of using traditional (natural) resources.

Текст научной работы на тему «Ресурсосбережение как стратегический национальный интерес»

УДК 330.15

Бекшаева Светлана Сергеевна, студент,

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация: Отличительная особенность наступившего XXI в. -нарастание дефицита минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для обеспечения общественного воспроизводства экономики и ее устойчивого развития. На этом фоне ресурсосбережение рассматривается в статье как стратегический национальный интерес, реализация которого предполагает поиск новых источников ресурсов и повышение эффективности использования традиционных (природных) ресурсов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, эффект декаплинга, ресурсосберегающее развитие, рециклинг, циркулярная экономика.

Bekshaeva Svetlana S., student, National Research Mordovia State University, Saransk

RESOURCE SAVING IS A STRATEGIC NATIONAL INTEREST

Abstract. A distinctive feature of the 21st century is the growing shortage of mineral resources needed to ensure social reproduction of the economy and its sustainable development. Against this background, resource conservation is considered in the article as a strategic national interest, the implementation of which involves the search for new sources of resources and increasing the efficiency of using traditional (natural) resources.

Key words: economic security, decoupling effect, resource-saving development, recycling, circular economy.

В начале XXI в. во всем мире, в том числе и в России, отмечалось

повсеместное снижение темпов экономического развития, сопровождаемое исчерпанием минерально-сырьевой базы, и обострение противоречия между необходимостью удовлетворения возрастающих материальных потребностей населения и чрезмерным наращиванием антропогенной нагрузки на природные комплексы.

Попытки разрешения проблемы ухудшения качества окружающей среды рассматривались на международном уровне еще в прошлом столетии. Так в соответствии с Киотским протоколом (1997 г.) экономически развитые страны к 2010 г. обязались сократить выбросы парниковых газов примерно на 5% в сравнении с уровнем 1990 г. Однако цель протокола не была достигнута, а мировой уровень выбросов увеличился на 40%, ведущий к изменению климата. Продолжением Киотского протокола стало Парижское соглашение по климату (2016 г.). Одна из главных целей соглашения - «к концу столетия удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °C и «приложить усилия» для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C». Россия данное соглашение подписала в 2016 г., в сентябре 2019 г. оно было принято на национальном уровне Постановлением Правительства [5]. В рамках соглашения Россия планирует ограничить эмиссию парниковых газов к 2030 г. до 70 % от уровня 1990 г. Таким образом, на повестке дня всех государств стоит задача перехода к низкоуглеродной экономике, которая предполагает снижение парниковых газов промышленностью до минимального уровня и улучшение качества окружающей среды.

Не менее актуальным является следующее противоречие: исчерпание запасов природного капитала при стремлении общества к дальнейшему росту экономики [4]. Перед Россией проблема дефицита сырья встает все более остро, вызывая напряжение и диспропорции как в сырьевом секторе экономики, так и социально-экономическом развитии страны в целом. Обращает на себя внимание ситуация, когда ныне действующая экспортно -сырьевая модель экономического развития практически исчерпала свои

возможности. Это обусловлено изменением структуры мирового спроса на энергоресурсы, развитием и внедрением «зеленых» технологий, а также нарастающим сырьевым кризисом [10].

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере общественного воспроизводства экономики наглядно свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в условиях, так называемого, эффекта декаплинга (decoupling), суть которого заключается в рассогласовании ранее тесно связанных тенденций (обеспечение экономического роста и потребление природных ресурсов). Иными словами, данный эффект на практике выражается в необходимости использования меньшего объема природных ресурсов на единицу экономического результата в целях сокращения негативного экологического воздействия (объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов и др.) [1]. Кроме того, хозяйствующим субъектам для повышения своих конкурентных преимуществ необходимо внедрять новые способы производства, отвечающие принципам устойчивого развития. Таким образом, приоритетным направлением функционирования экономических субъектов становится

ресурсосбережение.

Вместе с тем обращает на себя внимание следующий аспект: в России уровень освоения ресурсного потенциала в целом составляет 18% (для сравнения: в США - 76%, в ЕС - 78%, В Японии - 88%), несмотря на то, что страна имеет в своем распоряжении большой объем природных ресурсов, соответствующая экономическая система не позволяет организовать их эффективное применение. Национальные экономические интересы Российской Федерации заключаются в сохранении, приумножении и эффективном использовании всех видов ресурсов в целях устойчивого экономического развития.

Согласно ГОСТ «Ресурсосбережение. Термины и определения» ресурсосбережение трактуется как «организационная, экономическая,

техническая, научная, практическая и информационная деятельность, методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла объектов и направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов».[7]

В индустриально развитых странах ресурсосберегающая политика является стержнем государственной экономической программы. В ее основе лежит сочетание природоохранных целей и сбережения ресурсов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий, а также стимулирование инвестиционной, инновационной и научно-технической деятельности по разработке и применению технологий ресурсосберегающего типа. [11]

На этом фоне формируется потребность в рациональном использовании первичных, вторичных (из отходов) ресурсов и повышении качества окружающей среды на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий.

В России, согласно ГОСТ «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к малоотходным технологиям», основными направлениями развития безотходных технологий являются [ 6]:

- разработка и внедрение «водооборотных циклов и бессточных технологических схем на базе эффективных методов очистки»;

- создание и применение «принципиально новых технологических процессов, исключающих образование любых видов отходов»;

- широкое использование отходов в качестве вторичного сырья и энергетических ресурсов;

- создание территориально-промышленных комплексов.

В Российской Федерации в настоящее время отходы производства, а также отходы потребления уничтожаются или скапливаются на огромных территориях (свалках, специальных полигонах и т.п.), способствуя загрязнению окружающей среды и выведению большого количества

материалов и ценного сырья из хозяйственного оборота [2]. Заметим, что в условиях сокращения мировых запасов невоспроизводимых природных ресурсов растут объемы неиспользуемых отходов производства и потребления (справочно: всего лишь 2 % из общего объема добытых в мире ресурсов используется полезно, а 98 % составляют отходы).

Сказанное выше указывает на возможные резервы создания новой сырьевой базы для обеспечения расширенного воспроизводства и роста ВВП в виде неиспользуемых отходов производства и отходов потребления. Данные резервы сырья обладают специфической особенностью - они воспроизводимы по сравнению с природными ресурсами; совершают законченный цикл преобразований. «Экологически ориентированной замкнутой системой товарного производства, обладающая способностью возвращать производственные отходы и отходы потребления благодаря повторному использованию в хозяйственный оборот, включая комплекс мероприятий по минимизации образования отходов», является рециклинг [2]. В РФ развитие сектора рециклинга ограничивает низкий технико-технологический уровень предприятий переработки производственных отходов и отходов потребления. Таким образом, перед Россией актуальной задачей становится расширение практики использования отходов в качестве вторичных ресурсов.

Следует отметить, что в условиях формирования механизма обеспечения ресурсосберегающего и безопасного развития усиливается необходимость формирования системы индикаторов. В связи с этим, рассмотрим институциональную базу и выделим индикаторы, относящиеся к сфере ресурсосбережения (таблица 1).

Таблица 1 - Индикаторы экономической безопасности с позиции обеспечения ресурсосберегающего развития территории_

Институциональный источник Индикатор

Стратегия национальной безопасности РФ [8] - доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам.

Стратегия экономической безопасности РФ [10] - энергоемкость ВВП, - баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения).

Стратегия экологической безопасности РФ [9] - доля территории РФ, не соответствующей экологическим нормативам, в общей площади территории РФ, - объем образованных отходов (I, II, III, IV, V класса опасности) на единицу ВВП, - доля утилизированных и обезвреженных отходов (I, II, III, IV, V класса опасности) в общем объеме образованных отходов соответствующего класса опасности, - доля ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов.

Уральская научная школа исследования экономической безопасности к индикаторам экологической безопасности в рамках оценки способности территории к сохранению баланса между человеком и природой относит: «удельные выбросы вредных веществ в атмосферу, отходящие от стационарных источников загрязнения»; «удельные сбросы загрязненных сточных вод» [3].

Таким образом, в результате сформируем систему индикаторов экономической безопасности для диагностики ресурсосберегающего развития территории, основываясь на рассмотренных системах индикаторов и дополнив из зарубежной практики:

- темпы роста ВВП, %;

- материалоемкость ВВП в сравнении со странами «Большой семерки», %;

- энергоемкость ВВП в сравнении со странами «Большой семерки», млрд. долл.;

- топливоемкость ВВП в сравнении со странами «Большой семерки», млрд. долл.;

- наукоемкость ВВП, %;

- инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, % к ВВП;

182

- индекс эффективности рециклинга;

- индекс качества окружающей среды.

Используя представленную систему индикаторов на основе применения индикативного анализа и метода нормирующих коэффициентов, можно выявить рискообразующие факторы и угрозы экономической безопасности в исследуемой сфере и выработать превентивные меры, направленные на нейтрализацию и минимизацию их воздействия.

Подводя итог, стоит отметить, что если Россия будет в дальнейшем нерационально использовать имеющийся природный капитал, то ее ожидают такие последствия, как «увеличение темпов замещения отечественных товаров импортными»; в наукоемком секторе экономики будет наблюдаться рост импортной зависимости; «увеличение потребностей экономики в дополнительных энергетических и других сырьевых ресурсах» приведет к истощению природного капитала. На этом фоне ресурсосбережение является стратегическим национальным интересом, реализация которого предполагает поиск новых источников ресурсов и повышение эффективности использования традиционных (природных) ресурсов.

Библиографический список

1. Забелина И. А. Эффект декаплинга в эколого -экономическом развитии регионов - участников трансграничного взаимодействия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т.12. № 1. С. 241 -255.

2. Кормишкина Л. А. Организованный рециклинг ресурсов как особый фактор экономического роста в неоиндустриальной экономике (теория, методология, практика) : монография / Л. А. Кормишкина, Е. Д. Кормишкин, В. А. Горин [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук проф. Л. А. Кормишкиной; Редакционно-издательский центр МГПИ. - Саранск, 2018. - 232 с.

3. Куклин А. А. Анализ индикаторов оценки экономической безопасности / А. А. Куклин, Н. Л. Никулина, М. С. Печеркина. -Екатеринбург. : Ин-т экономики УрО РАН, 2017. - 60 с.

4. Липина С. А. Развитие «зеленой» экономики в России: возможности и перспективы / С. А. Липина, Е. В. Агапова, А. В. Липина. - М. : ЛЕНАНД, 2018. - 328 с.

5. О принятии Парижского соглашения [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. № 1228. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к малоотходным технологиям. ГОСТ Р 57702-2017 [Электронный ресурс] : утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2017 г. № 1206-ст. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Ресурсосбережение. Термины и определения. ГОСТ Р 52104-2003 [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03 июля 2003 г. № 235-ст. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. - Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

9. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

10. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

11. Экономическая безопасность России : общий курс : учебник / под ред. В. К. Сенчагова. - 3-е изд. Перераб. и доп. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.