Научная статья на тему 'Ресурсосберегающее вскрытие при вовлечении в разработку смежного участка карьерного поля'

Ресурсосберегающее вскрытие при вовлечении в разработку смежного участка карьерного поля Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
311
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРОДНЫЕ ГОРИЗОНТЫ / ГОРНЫЕ РАБОТЫ / ВСКРЫТИЕ КАРЬЕРНЫХ ПОЛЕЙ / УГОЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / УГЛУБКА КАРЬЕРА. PEDIGREE HORIZONS / CAREER. / MOUNTAIN WORKS / OPENING OF CAREER FIELDS / COAL DEPOSITS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ракишев Б. Р., Молдабаев С. К.

Установлено влияние порядка вскрытия породных горизонтов смежного участка карьерного поля на пологонаклонном угольном месторождении инновационным способом на сроки начала формирования и объемы размещения внутреннего отвала. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ракишев Б. Р., Молдабаев С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nfluence of an order of opening of pedigree horizons of an adjacent site of a career field on low-moderate a coal deposit for terms of the beginning of formation and volumes of placing of an internal sailing is established in the innovative way.

Текст научной работы на тему «Ресурсосберегающее вскрытие при вовлечении в разработку смежного участка карьерного поля»

------------------------------------- © Б.Р. Ракишев, С.К. Молдабаев,

2009

УДК 622.271

Б.Р. Ракишев, С.К. Молдабаев

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВСКРЫТИЕ

ПРИ ВОВЛЕЧЕНИИ В РАЗРАБОТКУ СМЕЖНОГО

УЧАСТКА КАРЬЕРНОГО ПОЛЯ

Установлено влияние порядка вскрытия породных горизонтов смежного участка карьерного поля на пологонаклонном угольном месторождении инновационным способом на сроки начала формирования и объемы размещения внутреннего отвала.

Ключевые слова: породные горизонты, горные работы, вскрытие карьерных полей, угольные месторождения, углубка карьера.

B.R Rakishev, S.K. Moldabaev RESOURCE-PRESERVING VSKRY AT INVOLVING IN RAZRA-BOTKU ADJACENT SITE KAR-ERNOGO OF THE FIELD

Influence of an order of opening of pedigree horizons of an adjacent site of a career field on low-moderate a coal deposit for terms of the beginning of formation and volumes of placing of an internal sailing is established in the innovative way.

Keywords: pedigree horizons, mountain works, opening of career fields, coal deposits, career.

Y Уаучными работами и практикой Л А доказано, что наибольшая эффективность и экологическая безопасность достигается в случае вовлечения ресурса выработанного пространства в производственный процесс на ранних стадиях разработки месторождения. Это один из главных принципов порядка развития горных работ при разработке горизонтальных месторождений [1]. Однако и в этом случае эффективность деятельности горного предприятия зависит от сроков начала размещения вскрышных пород в выработанном пространстве. В работе одной из задач является установление влияния порядка вскрытия породных горизонтов на сроки

Семинар № 17

начала формирования и объемы размещения внутреннего отвала.

Усложняющиеся природные, технические и экологические условия ведения открытых горных работ требуют периодического пересмотра проектных решений и нового обоснования их техникоэкономических показателей, значения которых во многом зависят от принятого способа вскрытия и выбранных для конкретных периодов эксплуатации схем вскрытия карьерных полей. По

В.Ф. Колесникову способ вскрытия определяется наличием и типом вскрывающих выработок, конструкций, сооружений, а схема вскрытия каждого способа представляет собой пространственное развитие карьерных грузопотоков в конкретный период времени [2]. Схема вскрытия является необходимым и достаточным условием для выбора эффективного варианта вскрытия месторождения. В результате исследований установлено, что основными признаками, характеризующими пространственное положение схемы вскрытия, являются: местоположение вскрывающих систем, их количество и назначение, форма трассы, стационарность, количество обслуживаемых уступов, места

приема груза. Для характеристики пространственного положения схемы вскрытия основными признаками являются: способ вскрытия, параметры грузопотоков, параметры разреза, способы перемещения грузов, периоды развития горных работ, направленность грузопотоков, а также специфические условия разрабатываемых месторождений, что характерно для угольных залежей. К таким условиям относятся рельеф поверхности и угол падения залежи, продольное или поперечное развитие горных работ и размещение вскрыши во внутренние отвалы; особенности формирования грузопотоков в угленасыщенной зоне карьера; потери полезного ископаемого и нарушение земной поверхности от размещения вскрывающих выработок; возможности одновременной или последовательной разработки месторождения открытым или подземным способами.

На основе выявленных закономерностей формирования грузопотоков при продольной системе разработки В.Ф. Колесников предложил деление угольных месторождений по углу падения на: горизонтальные - до 5 , пологие - до 140, наклонные - до 400, крутые - до 900.

По нашему мнению, к пологим угольным месторождениям следует относить, как это общепринято, на основе особенностей технологии ведения открытых горных работ [3], с углом падения до 8-100 и отдельно выделить пологонаклонные с углом падения до 15-200. Анализ условий залегания ряда угольных месторождений показывает, что по мере развития горных работ имеют место участки, как с пологим, так и наклонным падением угольных пластов. Практика применения экскаваторноотвальных технологических комплексов с перевалкой пород во внутренние отва-

лы показывает возможность ее применения и при отработке пластов с углом падения до 200 [4]. Поэтому деление месторождений по углу падения на горизонтальные, пологие, пологонаклонные, наклонные, крутонаклонные и крутые в наибольшей степени отвечает границам применения известных технологий открытой разработки и позволяет найти новые решения по их эффективному вскрытию с минимальным нарушением дневной поверхности.

На вытянутых месторождениях железнодорожный транспорт остается по-прежнему доминирующим. На практике и в проектах при этом виде транспорта применяются глубокие внешние траншеи. В обводненных мягких и сыпучих породах для упрощения осушения горизонтально залегающих породных слоев, а также сокращения протяженности железнодорожных путей и контактной сети получили распространение групповые или общие траншеи с общим транспортным выходом. Вместе с тем проведение траншеи с независимым выходом на поверхность, наряду с сокращением объема горно-строитель-ных работ, позволяет интенсифицировать строительство карьера. Они наиболее приемлемы при вскрытии глубокозалегающих месторождений.

Для пологих и наклонных вытянутых месторождений выбор способа вскрытия в значительной степени определяется местом расположения внешних отвалов. Здесь приходится, помимо размещения технологического комплекса, учитывать размеры карьерного поля в крест простирания залежи, их число, порядок отработки эксплуатационных участков. Поэтому, как правило, при вовлечении в отработку участков первоочередной отработки внешний экскаваторно-железнодорожный отвал располагают за удаленным контуром горного отвода. Он

соответствует предельному положению борта на конечной глубине карьера. Вскрышные горизонты в этом случае вскрывают наклонной и соединительной горизонтальной тран-шеями. По мере развития горных работ на глубину расстояние транспортирование при такой схеме вскрытия постепенно уменьшается. Объемы и сроки выполнения горно-строитель-ных работ по проходке выездных наклонной и соединительной траншей очень большие. К тому же эти работы в большинстве случаев выполняют мехлопатами в комплексе с автомобильным транспортом. В связи с боль-шими расстояниями транспортирования в период строительства карьера текущие затраты значительны.

При вовлечении смежного участка первоочередной разработки разрезная траншея по наносам и полезному ископаемому проходится со стороны выработанного пространства уже эксплуатируемого карьера. Стационарные вскрывающие выработки сооружают к концу проходки разрезной траншеи в торце вовлекаемого участка. Свободное от технологического комплекса пространство в границах вовлекаемого участка за ближним контуром горного отвода позволяет помимо отсыпки прибортового отвала сформировать на небольшом удалении внешний экскаваторно-железно-дорожный отвал и обеспечить независимое производство вскрышных работ на смежных участках карьерного поля. Расстояние транспортирование железнодорожной вскрыши, до перехода отвальным фронтом границы горного отвода и начала формирования отвала в выработанном пространстве, в связи с углубкой карьера будет увеличиваться незначительно. При дальнейшем развитии горных работ на средних и нижних вскрышных уступах оно практически не меняется.

Значительным препятствием в сооружении групповой или общей внешней траншеи с прямолинейными трассами на выходах залежей полезного ископаемого могут стать отсутствие требуемого пространства для их размещения, в первую очередь из-за наличия в этой части земельного отвода магистральных транспортных коммуникаций. Сооружение в стационарном борту внутренней траншеи в самом начале разработки одного из участков месторождения приведет к увеличению расстояния транспортирования вскрышных пород и будет сдерживать в дальнейшем переход на технологию с внутренним отвалообра-зованием. При таком расположении вскрывающей выработки не избежать тупикового развития трасс для основного грузопотока.

Как один из вариантов сокращения протяженности железнодорожных путей, Рудненским индустриальным институтом [5] предложено вскрывающие выработки располагать в рабочей зоне карьера в направлении забойного тупика. Путем замещения в схеме части протяженности забойных путей длиной съезда на рабочем горизонте, при совпадении направления его трассы с забойным тупиком, достигается ресурсосбережение. Однако при этом неизбежна отработка другой части фронта уступа с обратными заездами локомотивососта-вов, что будет сдерживать развитие горных работ без изменения конфигурации фронта уступов в плане. Из теории известно, что скользящие съезды вынуждены применять на крутонаклонных и крутых месторождениях как единственно целесообразные при продольной двухбортовой углубочной системе разработки. Поэтому область применения съездов в рабочей зоне ограничивается начальным периодом развития горных работ в карьере при незначительных

размерах его торцов и при доработке месторождения.

С учетом особенностей нарезки новых вскрышных уступов на пологих и наклонных пластовых месторождениях при ограниченных размерах дневной поверхности для размещения внешних траншей с прямолинейной трассой впервые предложено поэтапное формирование системы вскрывающих выработок вместе с трассами путей по ресурсосберегающей технологии [6,7]. В начале формируется смешанная траншея. Внешнюю ее часть проходят драглайном по бестранспортной схеме. Внутреннюю ее часть в виде съезда временно располагают на рабочем борту путем сопряжения его трассы с рабочим горизонтом передового уступа на наклонной кривой. После укладки железнодорожного пути окончательное формирование съезда в стационарное положение осуществляется мехлопатой с нижней погрузкой, работающей на этом горизонте. По мере развития горных работ его трасса в плане будет выпрямляться, после чего внутренняя часть траншеи займет стационарное положение. Второй вскрышной уступ будет нарезаться мех-лопатой с верхней погрузкой на путь от первой смешанной траншеи. Дальнейшая отработка передового уступа будет осуществляться мехлопатой с нижней погрузкой на новый путь. Доступ к этому горизонту будет осуществляться через новую смешанную траншею, примыкающую к первой траншее в торце карьера. Остальные вскрышные горизонты достаточно будет вскрывать формируемыми в торце карьера съездами. При этом верхняя погрузка будет иметь место на каждом новом нарезаемом уступе до окончания формирования съезда на этот горизонт. Прямые заезды на рабочие горизонты с независимыми путями позволяют интенсифицировать

вскрышные работы. После образования выработанного пространства достаточных размеров и сооружения съезда на второй вскрышной горизонт в его торце укладывается стрелочный перевод и от него на нижнем горизонте прокладываются соединительный и отвальный пути к месту отсыпки внутреннего отвала. Далее возможно нижнюю вскрышную зону отрабатывать прямыми заездами через систему съездов в торце карьера на отвальные ярусы, формируемые только в пределах карьерного поля.

Приведенный инновационный способ вскрытия внедряется на участке Центральном разреза «Майкубенский» (рис. 1-4). Вторая внешневнутренняя траншея необходима не только для интенсивной отработки передового уступа, но и для перераспределения грузопотоков на внешний и внутренний отвалы со средней части вскрышной зоны. Из-за сложной гипсометрии кровли пласта полезного ископаемого вдоль фронта работ, как правило, фактическое количество вскрышных уступов больше, чем на флангах карьера. К примеру, кровля пласта западает в центральной части обоих участков разреза.

Интенсификацию горных работ на участке Центральном предложено достичь организацией вывозки основного объема вскрышных пород через западный фланг разреза по кратчайшему пути на новый внешний экскаваторножелезнодорожный отвал Южный. Его принято формировать между перегоном «Угольная-Ушкулын» и южным контуром горного отвода в границах участка.

Рис. 1. Строительство отдельной смешанной траншеи внешнего и внутреннего заложения по ресурсосберегающей технологии

Гор.

Рис. 2. Окончание проходки двух смешанных траншей в торце разреза с вводом в эксплуатацию станции «Западная»

300

290

280

270

260

250

240

230

^ Т - т ^ « т - т л 1ё с?

1 с5 ;еП #

| '-1 \ 1 V * н

ч о II. <

1 ь, 1

1

>

Рис. 3. Поперечное сечение западного торца углеразреза с границей отработки вскрышных пород на внешний и внутренний отвалы

Рис. 4. Завершение формирования съезда на второй уступ и переход на внутренне отвалообразование с использованием прямых заездов ло-комотивосоставов с нижних вскрышных уступов

Для этого запланировано от 5-го вытяжного пути станции «Угольная» вдоль перегона уложить соединительный железнодорожный путь, который первоначально будет использоваться в качестве отвального для отсыпки пионерной насыпи новым драглайном ЭШ-11/75.

На строительстве траншеи предусматривается использовать драглайн ЭШ-13/50 и экскаваторы типа мехлопат вскрышной зоны при их приближении к западному торцу разреза. По углю в работе будут находиться гор. +230 м и +240 м. Отработка угля и внутренней вскрыши ведется роторными экскаваторами с погрузкой на железнодорожный транспорт, а транспортирование - по путям горизонта через станцию «Погрузочная» с выходом через выездную железнодорожную траншею участка Восточного на поверхность, станция «Угольная», внутренний отвал участка Восточного. Отработка надугольного вскрышного горизонта и зачистка кровли угольного пласта осуществляются экскаватором ЭКГ-4у с верхней погрузкой в средства железнодорожного транспорта. Выемка пород вышележащей вскрышной зоны ведется экскаваторами ЭКГ-10 в комплексе с железнодорожным транспортом.

Выполненные исследования показали, что наиболее целесообразным и экономичным вариантом вскрытия вскрышных горизонтов участка Центрального при применении железнодорожного транспорта является разработанная ресурсосберегающая технология поэтапной проходки вскрывающих выработок и трасс. Пространственное положение вскрывающих выработок установлено на поперечном профиле вдоль XXIII разведочной линии, по которой формируется торец разреза. Завершение их проходки на новый горизонт должно соответствовать окончанию нарезки но-

вого вскрышного уступа с учетом положения рабочей зоны.

Длина первой смешанной траншеи по вскрытию передового уступа на глубину 12 м и уклоне 40%о, с учетом рельефа местности, достигает 600 м. Внешняя ее часть длиной 400 м проходится драглайном ЭШ-13/50 с размещением навала в западной части на дневной поверхности. В дальнейшем он будет служить для снегозадержания и отвода паводковых и ливневых вод. С рабочего горизонта передового уступа мехлопа-той ЭКГ-4у, до сочленения с внешней частью смешанной траншеи, с верхней погрузкой в средства железнодорожного транспорта формируется криволинейный съезд.

На расстоянии не менее 30 м от устья траншеи на соединительном пути перегона врезается стрелочный перевод, от которого отходит путь на отвал Южный. После укладки от него траншейного и забойного путей приступают к отработке передового уступа мехлопатой ЭКГ-10 с нижней погрузкой в подвижной состав. Постепенно, по мере развития горных работ, из временного положения внутренняя часть смешанной траншеи с криволинейной формой трассы пути приводится в стационарное положение с выравниванием наклонной части трассы пути. Объем первой траншеи при ширине понизу 25 м не превышает 90 тыс. м3. Обмен локомотивосоставов осуществляется по временной схеме на соединительном пути перегона. Конструкция обменного пункта позволяет исключить остановку груженых составов на подъеме и сразу подавать их с пути выездной траншеи на отвальный путь. В этот момент порожний состав находится на соединительном пути перегона. Для оставления локомотива в хвосте состава при движении на подъем, перед ожиданием прохода груженого состава на от-

вал, спуск порожнего состава с отвала с попаданием на соединительный путь перегона осуществляется через выездную траншею.

К моменту нарезки второго вскрышного уступа должны быть завершены работы по проходке второй смешанной траншеи с простой формой трассы в западной части первой траншеи и с торца передового уступа. Объем работ по ее сооружению не превысит 40 тыс. м3. До завершения формирования второй траншеи должна быть построена небольшая станция «Западная». Тогда вторая траншея будет использоваться для вывозки вскрышных пород с передового уступа, а первая - для вывозки вскрышных пород второго уступа, отрабатываемого первоначально экскаватором ЭКГ-4у с верхней погрузкой. Во избежание дополнительного разноса борта в связи с размещением пород средних и нижних уступов в выработанном пространстве в конструкции западного торца разреза на горизонте укладки соединительного пути предусмотрено оставление транспортной бермы требуемой ширины.

После устройства съезда в торце второго вскрышного уступа с гор. + 288 м до гор. + 276 м организуется его отработка экскаватором ЭКГ-10 с нижней погрузкой. На небольшом удалении от съезда на гор. + 276 м в торце разреза врезается стрелочный перевод для спуска локомо-тивосоставов на гор. + 264 м. После этого организуется перемещение вскрышных пород этого и нижеследующих горизонтов через систему съездов прямыми заездами во внутренний отвал. Объем работ по формированию съезда не превышает 30 тыс. м3. По сравнению с известными способами вскрытия объем горнокапитальных работ по проходке системы вскрывающих выработок к концу 2017 года меньше в 6 раз. Реализация технологии поэтапного формирования системы

вскрывающих выработок во вскрышной зоне пологонаклонных месторождений с переходом на внутреннее отвалообразо-вание в реальных условиях действующего предприятия обеспечит ресурсосбережение с достижением проектной мощности.

Таким образом, предложенная система позволит вскрывать каждый вскрышной горизонт с использованием простых форм независимых трасс капитальных выработок, интенсифицировать развитие горных работ при значительном уменьшении объемов горно-капитальной вскрыши при их сооружении и предусматривает своевременный переход на внутреннее отвалооб-разование при прямых заездах локомоти-восоставов.

Для определения начала заполнения выработанного пространства внутренним отвалом необходимо увязать сроки нарезки новых вскрышных уступов через интенсивность их подвигания с параметрами выработанного пространства и объемом внешнего двухярусного отвала (рис. 5). При перераспределении грузопотоков вскрыши на внешний и внутренний отвалы с определенного горизонта необходимо обеспечить сдерживание необоснованного увеличения расстояния транспортирования пород на внешний отвал с верхней части вскрышной зоны и складирование на постоянной основе пород во внутренний отвал. Последние с увеличением угла падения пласта полезного ископаемого будут периодически возрастать со средней и нижней частей вскрышной зоны. Поэтому принят двухярусный внешний отвал со сроком службы Тно=12-15 лет, а полное размещение вскрыши в границах горного отвода обеспечит их складирование на верхних ярусах внутреннего отвала выше дневной поверхности.

Рис. 5. Схема к определению границы перехода на внутреннее отвалообразование: 1 - контур карьера к моменту окончания формирования разрезной траншеи; 2 - контур внешнего отвала; 3 и 4 - соответственно контуры рабочего борта и внешнего отвала к моменту окончания нарезки второго вскрышного уступа; 5 - первоначальный контур внутреннего отвала

Объем внешнего отвала определяется по выражению

Уо = БоИоЬо + (Во - Шбо - Но2с1^во) X

хН02(10-2Шб0-Н20^0). (1)

Остаток ширины второго яруса после окончания нарезки 1-го вскрыш-ного 10ъ=(У0-У0Ш(и-2Шб0-Н02^в0)Н02]. (2) где Ул - заполнение внешнего отвала к окончанию нарезки нового 1-го вскрышного уступа, равное

У<э1 крм ^фв1 +

+кРск(иэ1 —^^^р н) !^фв\ пь

здесь п - количество новых вскрышных уступов по вмещающим породам.

При этом

У01 < У0, а 10Ъ > Ьв(^в+^ав)+М- ън2

М - горизонтальная мощность пласта полезного ископаемого при выходе под наносы, м; Ън2 - ширина дна разрезной траншеи по наносам, м.

Горизонтальная проекция ширины дна карьера к моменту окончания нарезки 1-го вскрышного уступа 1пу=Ъру+Нв(сГ^+^ав) п+М- Ън2, (3)

где Ъру - горизонтальная проекция ширины дна разрезной траншеи с учетом полной выработки угля, м.

Она должна быть 1пу> 1'п.о+(2о^30), м (4)

где !'п.0 — горизонтальная проекция ширины основания внутреннего отвала, равная ширине заходки отвального экскаватора (лучше первоначально использовать шагающий драглайн) и ширине пионерной насыпи, завозимой автотранспортом с участка Восточного.

Составляющая срока начала формирования внутреннего отвала после окончания проходки разрезной траншеи на новом смежном участке карьерного поля определяется из равенства к

из= , (5)

1=1

где уз, - подвигание передового уступа к моменту окончания нарезки нового вскрышного уступа на 1-й горизонт; иф1 -

скорость подвигания фронта работ в 1,

2, 3... до К года, зависящая от производительности по добыче угля Р], Р2...Рк, равная

Кф1 = [Р(1-р)]/[Ус1уИ(1-Ц0)], з

здесь у0 — плотность угля, т/м ; Ьу — длина смежного участка, м; к — вертикальная мощность угольного пласта, м; р, ц0 — величина соответственно разубожива-ния и потерь, доли ед.

Подвигание передового уступа к моменту окончания нарезки нового вскрышного уступа на 1-й горизонт иЗ, определяется по формулам: если Ън2= М, то изг= кв(сГ^+^ав) п+Шрн-Ан; если Ън2< М, то

Пзг= кв(сГ^+^ав) П+Шрн-Ан+ М- Ън2;

(6)

если Ън2> М, то

Пзг= кв(сГ^+^ав) П+Шрн-Ан+ Ън2- М.

Установление ширины дна разрезной траншеи по наносам Ън2 выполнено с учетом возможности размещения при-бортового отвала и ее проходки драглайном с ограниченными размерами двумя заходками (рис. 6).

При первой заходке из двух нижеприведенных формул по определению ширины дна траншеи Ьн1 принимается наименьшее значение

(а + Н )Н — к к 2с1яа

^ '-О р о Г 0' р р н о

“1 к к ’

н Р

К = кр + кч — ао— Нрс^Р0 — с+2Кс^а;

С > 71 + 72 ; 71 = к (^ау — ^а)

22 = На ) при Ро=Ре ^2 =0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я = а + Н ■ с№ В + R

р 0 р Ого м

Я = Я — а — Н с№В Я > Я

м р 0 р <Ь Г о м к

Як - радиус вращения кузова, м.

Вторая заходка

Ьн2 = К + Кд (7)

К.д = Яр + Яч — Нр^ёРо — С2о — Нк^ёа

сю > Нк (с*ёау — с1ёа)

Рис. 6. Схема к определению ширины дна разрезной траншеи по наносам с учетом возможности формирования прибортового отвала драглайном

Составляющую срока начала формирования внутреннего отвала после окончания проходки разрезной траншеи на новом смежном участке карьерного поля К можно определить на графике рис. 7.

При угле падения пласта Р=10° и проектной мощности разреза 8,5 млн. т в год К=3,8 года. Нарезка второго вскрышного уступа при этом начинается на расстоянии 126 м от контура разрезной траншеи. Если соблюдается условие (4), то, следовательно, часть объемов вскрыши со второго вскрышного уступа можно перемещать во внутренний отвал.

Срок возможного перехода к размещению вскрышных пород во внутренний отвал определяется по выражению

ЬЛ.к А к = к + ф‘ в в +1 +1

Р

годы

(8)

где Рв

среднеэксплуатационная годо-

вая производительность вскрышного

3 ,

экскаватора, м ; ^.с - срок сооружения съезда, годы; ^.ж - время на переукладку и строительство ж.-д. путей, годы.

После окончания нарезки второго вскрышного уступа начинается нарезка третьего вскрышного уступа и т.д. С началом нарезки третьего вскрышного уступа более 50% вскрыши размещается в выработанном пространстве, после нарезки четвертого вскрышного уступа -более 75% и с этого периода более 60% вскрыши в целом по карьеру складируется в выработанном пространстве. После этого, при выравнивании на обоих

Рис. 7. График к определению составляющей срока начала формирования внутреннего отвала после окончания проходки разрезной траншеи в зависимости от угла падения залежи при мощности разреза (млн. т/год): 1 - 6,6; 2 - 8,5; 3 - 12

участках текущего коэффициента вскры-ши, более 75% вскрыши (до 80-85%) возможно перемещать в выработанное пространство и размещать в границах карьерного поля. При отработке участка Восточного - 50%, т.е. больше на 25^35%.

-------СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Коваленко В.С. Формирование ресурсосберегающих технологий открытой разработки свит крутых и наклонных пластов: Автореф. дисс. ... докт. техн. наук. - М., 1997. - 40 с.

2. Колесников В.Ф. Вскрытие карьерных полей на угольных месторождениях. - КузГТУ, 2007. - 138 с.

3. Ржевский В.В. Открытые горные работы.

Учеб. для вузов - Часть 2. Технология и комплексная механизация. - М.: Недра, 1985. -

549 с.

4. Развитие техники и технологии открытой угледобычи; Под ред. М.И. Щадова. - М.: Недра, 1987. - 237 с.

5. Фионин Е.А. Проявление ресурсосберегающих свойств схем путевого развития карьеров //Топорковские чтения: Сб. докл. VII межд.

научн. конф. - Рудный: РИИ, 2006. - том 2. - С. 123-130

6. М0лдабаев С.К. Совершенствование схемы и порядка вскрытия пологопадающих залежей //Горный журнал. - Москва, 2008.- № 6. -

С. 56-59

7. Заключение о выдаче инновационного патента на изобретение РК «Способ вскрытия породных горизонтов при открытой разработке пологонаклонных пластов полезных ископаемых» № 22336/02 от 18.09.2008 РГКП НИИС Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК /М0лдабаев С.К., Иргебаев Г.Е., Шулаева Н.А., Сыздык0в А.Х. - Зарегистрирована под № 2008/0134.1 от 11.02.2008. ЕШ

— Коротко об авторах

Ракишев Б.Р. - академик НАН РК, доктор технических наук, профессор, Казахский национальный технический институт им. К.И. Сатпаева,

Молдабаев С.К. - кандидат технических наук, профессор, Екибастузский инженернотехнический институт им. акад. К.И. Сатпаева, технический консультант ТОО «Майкубен-Вест»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.