Научная статья на тему 'Ресурсосберегающая модель деятельности авиапромышленных предприятий'

Ресурсосберегающая модель деятельности авиапромышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЙ ФОНД / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ / RESOURCE-SAVING MODEL / PROFIT PLANNING METHODS / RESOURCE-SAVING FUND / PRODUCTION PROGRAM / EFFECTIVENESS OF RESOURCE-SAVING / RESOURCE-SAVING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко О.К.

В статье рассмотрены основные характеристики методов планирования прибыли от деятельности по ресурсосбережению, обоснована целесообразность использования метода факторного моделирования. Разработана ресурсосберегающая модель деятельности авиапромышленного предприятия. Предложены подходы к диагностике результативности деятельности по ресурсосбережению. Усовершенствованы процедуры внутреннего экономического контроля предприятия путем определения его разновидностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсосберегающая модель деятельности авиапромышленных предприятий»

Костенко О.К. ©

Старший преподаватель, кафедра учет, анализ и аудит,

Донецкий национальный университет

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены основные характеристики методов планирования прибыли от деятельности по ресурсосбережению, обоснована целесообразность использования метода факторного моделирования. Разработана ресурсосберегающая модель деятельности авиапромышленного предприятия. Предложены подходы к диагностике результативности деятельности по ресурсосбережению. Усовершенствованы процедуры внутреннего

экономического контроля предприятия путем определения его разновидностей.

Ключевые слова: деятельность по ресурсосбережению, ресурсосберегающая модель, методы планирования прибыли, ресурсосберегающий фонд, производственная программа,

результативность ресурсосбережения.

Keywords: resource-saving activity, resource-saving model, profit planning methods, resource-saving fund, production program, effectiveness of resource-saving.

Особенности развития авиапромышленных предприятий в Украине связаны с низкой конкурентоспособностью продукции и услуг по сравнению с зарубежными аналогами, медленной инновационной активностью, значительной степенью износа основных фондов и малыми темпами обновления технопарка, высоким уровнем затрат на организацию производства и низким уровнем доходности финансово-хозяйственной деятельности. Принцип объективной заинтересованности авиапромышленных предприятий в организации деятельности по ресурсосбережению (ДРС) не реализуется вследствие негативного влияния субъективных факторов, к которым отнесены, во-первых, предвзятое отношение к результативности ресурсосберегающих мероприятий, во-вторых, отсутствие методического обеспечения управления ДРС. Как следствие, результаты ДРС авиапромышленных предприятий являются негативными, поскольку характеризуются только величинами ресурсных платежей и материальных затрат. Преодоление таких тенденций возможно при условии разработки методического обеспечения планирования направлений и диагностики результатов ДРС авиапромышленных предприятий и совершенствования инновационных подходов к управлению стимулированием и контролированием ДРС.

Проблемам организации ресурсосберегающей деятельности в условиях

авиапромышленных предприятий посвящены научные труды Г. Астаповой, А. Берсуцкого, Я. Берсуцького, З. Богатыренко, О. Бутенко, В. Войцеховськой, В. Гончарова, Ю. Драчука, А. Зинченко, Н. Касяновой, Н. Конищевой, О. Корневой, В. Костенка, Р. Лепи, О. Половяна, Ю. Сосюрка, П. Шилепницкого, Г. Черниченко, М. Чумаченко и других исследователей.

Вместе с этим, в экономической теории вообще не рассматривается ресурсосберегающая деятельность предприятий как прибыльная производственная деятельность, не доказано ее влияние на общую результативность деятельности авиапромышленного предприятия, не определена ее роль в обеспечении экологической безопасности авиапромышленного производства. Таким образом, важным заданием является разработка ресурсосберегающей модели деятельности предприятия с целью определения части прибыли от ДРС в общей сумме прибыли.

В процессе планирования прибыли авиапредприятия от деятельности по ресурсосбережению можно использовать следующие основные методы: метод экстраполяции,

© Костенко О.К., 2014 г.

метод прямого расчета; нормативный метод, метод «CVP», метод целевого формирования прибыли, метод прогнозирования денежного потока, метод факторного моделирования.

По результатам анализа методов планирования прибыли нужно отметить, что только метод факторного моделирования позволит эффективно спрогнозировать объем исследуемого показателя. Это утверждение базируется на основе влияния случайных величин и процессов на сумму прибыли от ДРС (спрос на продукцию или влияние рекламы на величину прибыли от ДРС). Поэтому целесообразно пользоваться именно этим методом, хотя он действительно сложен в использовании, нужно делать выбор: качество результата применения метода, или простота его при расчетах.

Использование данного метода позволяет определять не только сумму, но и относительный показатель - величину доли прибыли от ДРС в сумме чистой прибыли. Доля прибыли от ДРС- то есть ресурсосберегающий фонд предприятия (РСФП) в общей величине чистой прибыли определяется на основе ресурсосберегающей модели ДРС предприятия, основанной на использовании целевого похода и теории графов :

Р0 = f(P1(P11(P111, P112,..,,P11n)P12(P121, P122,..,,P2n2), (1)

где f - функция расчета показателя дерева графа;

Р0 - аргумент, характеризующий главную цель - образование доли прибыли от ДРС в виде РСФП авиапромышленного предприятия;

Pi (1) - аргумент, характеризующий образование части чистой прибыли на потребление в виде средств на материальное поощрение работников, занимающихся ДРС;

Pj (11, 12) - аргумент, характеризующий образование части капитализированной чистой прибыли в виде средств на приобретение основных (11) и оборотных (12) фондов ресурсосберегающего назначения;

Py (111-11n, 121-12n) - аргумент, характеризующий уровень модернизации авиапромышленного предприятия (111-11 n) и степень рационального и комплексного использования материальных ресурсов (121-12n)

Указанная ресурсосберегающая модель позволяет определить, что в основу расчета процентной доли прибыли от ДРС положены показатели индекса инновационной активности работников (Pi (1)) , фондоотдачи Pj (11, 12) и оборачиваемости запасов (соответственно, Py (111- 11 n, 121- 12n)).

Определенную долю прибыли от ДРС авиапромышленного предприятия предложено использовать при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности на основе технико-экономического метода. Результатом расчета является прогнозная величина общего объема чистой выручки от реализации предприятия, которая является экономическим ориентиром финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.

Для достижения и повышения прибыльности ДРС авиапромышленных предприятий необходимо приложить усилия для увеличения выручки от реализации продукции и результатов от прочей реализации, рост которых обеспечивается активизацией мер по материальному стимулированию работников, занятых ДРС.

Диагностику результативности ДРС предприятия с позиций обеспечения

стимулирования трудовой активности работников предложено осуществлять путем учета индивидуальных сумм премий за ресурсосбережение, которые определены на основе использования коэффициентов труда по ресурсосбережению.

Дифференцированный подход, дополненный диагностическим подходом по обоснованию величин премий за ресурсосбережение работникам предприятий

авиапромышленного предприятия на основе установления индивидуальных коэффициентов ресурсосбережения, основывается на установленной зависимости суммы выплат за ресурсосбережение, осуществляемых в пользу работников от результативности их деятельности по повышению рационального использованию ресурсов предприятия.

Использование диагностического подхода предусматривает усовершенствование процедуры внутреннего экономического контроля авиапромышленного предприятия путем

определения его разновидности - упреждающего тактического контроля выплат за ресурсосбережение, ключевой задачей которого является установление возможности фактов изменения результатов ДРС, определения причин и своевременное осуществление тактических мероприятий, а именно внесение изменений в производственную программу.

Внутренний экономический контроль в управлении ДРС представляет собой процесс выработки управленческих решений по всем основным аспектам формирования, распределения и использования прибыли от ДРС авиапромышленного предприятия. По характеру контрольной деятельности определены: стратегический контроль, оперативный контроль и

предупреждающий тактический контроль. Обеспечение эффективности последнего вида экономического контроля определяет ряд требований к этому процессу :

1. Интегрированность с процессом управления ДРС.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области ДРС взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние на конечный результат - прибыль от ДРС.

3. Высокий динамизм контрольной деятельности.

4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает учет альтернативных возможностей действий в сфере ДРС.

5. Ориентированность на стратегические цели ДРС авиапромышленного предприятия. Все проекты управленческих решений должны соответствовать миссии (главной цели ДРС), стратегическим направлениям развития предприятия.

Предупреждающий тактический контроль призван обеспечить:

1. Максимизацию размера прибыли, которая формируется от ДРС, соответствующему ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.

2. Оптимальную пропорциональность между уровнем прибыли, которая формируется от ДРС, и допустимым уровнем риска. Между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь.

3. Высокое качество прибыли, которая формируется от ДРС. В процессе формирования прибыли от ДРС предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет доходов от ресурсосбережения и обоснование издержек и выплат в условиях авиапромышленного предприятия.

4. Формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли от ДРС в соответствии с задачами ДРС предприятия в предстоящем периоде.

5. Рост рыночной стоимости предприятия. Темп роста рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли от ДРС, полученной предприятием.

6. Эффективность программ участия персонала в потребительской прибыли от ДРС.

Состав основных функций упреждающего тактического контроля авиапромышленного

предприятия следующий:

1. Разработка целенаправленной комплексной политики управления прибылью предприятия.

2. Создание организационных структур , обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях.

3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений .

4. Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли.

5. Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и его эффективного использования .

6. Осуществление эффективного контроля за принятыми решениями в области формирования и использования прибыли .

В процессе управления ДРС предприятия предупреждающий тактический контроль на основе системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» осуществляет следующие процедуры:

1. Выявление безубыточности ДРС авиапромышленного предприятия.

2. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную ДРС в длительном периоде.

Операционная деятельность в длительном периоде по сравнению с краткосрочным периодом претерпевает следующие основные изменения:

а) с ростом объема реализации продукции периодически возрастают постоянные операционные расходы. Это связано с увеличением стоимости оборудования ресурсосберегающего назначения ( что приводит к росту амортизационных отчислений), повышением численности работников, занятых ДРС;

б) с насыщением рынка в результате роста объема реализации соответствующей продукции предприятие вынуждено снижать уровень цен , что приводит к уменьшению темпов роста прибыли от ДРС;

в) за счет полезного использования отходов в качестве сырья и материалов, роста производительности труда за счет трудовой и инновационной активности работников , занятых ДРС, постепенно снижается уровень переменных затрат на единицу продукции.

3. Определение суммы " предела безопасности " (или "запаса прочности") предприятия или размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную ДРС.

Приведенные процедуры осуществляются с помощью таких инструментов как диагностика результативности ДРС, изменений значений ресурсосберегающих коэффициентов труда, диагностирования альтернативных направлений ДРС.

Средствами определенных видов диагностики выступают:

- показатели оценки выполнения плановых заданий относительно структуры и объемов направленности прибыли от ДРС по соответствующим направлениям и конкретными объектами финансирования, то есть ресурсосберегающим мероприятиями и проектами;

- показатели вариантов эффективного вложения средств в ДРС;

- показатели ликвидации непроизводительных расходов за счет ДРС.

Таким образом, определение экономической природы ресурсосберегающей прибыли предприятия, ресурсосберегающей модели по расчету ее величины, методических подходов к планированию результатов ДРС позволит более объективно и обоснованно определить сущность различных экономических явлений, процессов и объектов, которые прослеживаются в ДРС авиапромышленного предприятия.

Литература

1. Астапова Г.В. Усовершенствованные механизмы экономического и материального стимулирования работников корпоративных предприятий авиационного транспорта: [монография] / Г.В. Астапова, Н.И. Новикова, О.К. Костенко, Р.Е. Щербань, О.В. Устинова - Донецк: ТОВ «Юго-Восток», 2012. -240с.

2. Беляева Е.Л. Эколого-экономическая оценка производственных проектов / Е.Л. Беляева. // Вопросы экологии, 2005. - № 2. - С. 21-24.

3. Драчук Ю.З. Эффективность инноваций и безопасность производства: [монографiя] / Ю.З. Драчук -Донецьк: 1ЕП НАН Украши, 2009.-272 с.

4. Мартякова Е.В. Совершенствование экономического механизма промышленной безопасности / Е.В. Мартякова. // Проблемы повышения эффективности функционирования предприятий различных форм собственности: Сб. науч. тр. В 3 т. / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2004. - Т. 1. - С. 227-234.

5. Холод Б.И. Комплекс эконометрических моделей построения возможных вариантов развития региона: [монография] / Б.И. Холод, В.А. Ткаченко, Л.Д. Гармидер. - Д.: Монолит, 2007. - 924 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.