Научная статья на тему 'Ресурсоэкономичность транспортных систем городов'

Ресурсоэкономичность транспортных систем городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
209
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хомченко Алёна Николаевна, Осинцев Никита Анатольевич

В статье представлен анализ улично-дорожной сети города Магнитогорска. Рассмотрены основные виды ресурсов в транспортной системе города и предложены направления, позволяющие снизить их расход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хомченко Алёна Николаевна, Осинцев Никита Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсоэкономичность транспортных систем городов»

УДК 656.022

РЕСУРСОЭКОНОМИЧНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

ГОРОДОВ1 А.Н. Хомченко (науч. рук. Н.А. Осинцев)

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ),

455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, кафедра «Промышленный транспорт», osintsev@losintra.ru

Аннотация

В статье представлен анализ улично-дорожной сети города Магнитогорска. Рассмотрены основные виды ресурсов в транспортной системе города и предложены направления, позволяющие снизить их расход.

Актуальность работы

Сложившаяся в настоящее время диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети (УДС) и темпами роста количества автотранспорта приводит к ухудшению условий движения, дорожным заторам, перерасходу различного рода ресурсов, ухудшению экологической обстановки, социальному дискомфорту и является причиной высокого уровня аварийности на дорогах. Так, например, в городе Магнитогорске с 2001 по 2011 гг. количество регистрируемых ДТП увеличилось в 7 раз [1,2], интенсивность движения по основным магистральным улицам выросла в 3-6 раз, средний уровень загрузки магистралей составляет 1,15. При таком уровне загрузки наблюдается неустойчивое движение транспортных потоков, постоянно образуются дорожные заторы, снижается эксплуатационная скорость движения до 10-15 км/ч. Перечисленные факторы приводят к перерасходу ресурсов участниками дорожного движения, поэтому исследования, направленные на решения проблем снижения ресурсоемкости процесса доставки грузов и пассажиров в транспортных системах городов, являются актуальной научно-практической задачей.

Основные проблемы

Транспортная система города (ТСГ) [3] - совокупность транспортных коммуникаций всех видов (дороги общего пользования местного значения поселения, муниципального района, городского округа и линии рельсового транспорта) с их инженерным оборудованием и сооружениями, транспортных хозяйств и всего подвижного состава, участников до-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке федеральной Программы 2011-219-002.304 направленной на коммерциализацию наукоемких разработок в области нанотехнологий и наноматериалов, новых материалов и энергоресурсосбережения

рожного движения, окружающей среды, а также методов управления и организации, обеспечивающих эффективность и безопасность передвижения пассажиров и грузов. Целью функционирования и развития ТСГ является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных потоков по улично-дорожной сети города и снижение транспортных издержек по всем видам перевозок (всеми видами транспорта).

Анализ функционирования транспортной системы города Магнитогорска показал, что в городе наблюдается ежегодное увеличение численности парка транспортных средств на 5-15%, которое сопровождается ростом количества ДТП, достигающим в среднем 12-13 тыс. в год (рис.1).

Рис. 1. Динамика ДТП в г. Магнитогорске за 2005-2011 гг.

Работа городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) представлена трамваями, автобусами особо малой и большой вместимости, численность которых распределена неравномерно и составляет соответственно 9%, 17% и 74%.

Одной из основных проблем функционирования транспортной системы города является исчерпание резервов пропускной способности УДС, приводящее к образованию в часы пик дорожных заторов, созданию аварийных ситуаций при пропуске транспортных и пешеходных потоков, снижению качества доставки пассажиров и грузов. Так, значение коэффициента загрузки основных дорог движением в часы пик составляет 1,15 (рис. 2).

В 2011 году в городе Магнитогорске были проведены мероприятия по повышению пропускной способности участков УДС, в результате которых были реконструированы основные перекрестки и обновлено дорожное полотно [6]. Однако отсутствие системного подхода при реализации мероприятий, учитывающего интенсивность движения транспортных средств, параметры пассажиро- и грузопотоков, показатели качества оказания транспортных услуг и безопасности движения не позволило увеличить пропускную способность УДС.

Таким образом, увеличение численности парка автотранспортных средств, развитие коммерческого городского пассажирского транспорта и повышение транспортной подвижности населения с одной стороны, и слабое развития городской транспортной инфраструктуры с другой, приводит к снижению пропускной способности участков улично-дорожной сети, росту численности ДТП, снижению качества оказания транспортных услуг и повышению ресурсоэкономичности процесса доставки пассажиров и грузов в транспортных системах городов [1,2].

В соответствии с ГОСТ 52104-2003 [4] под ресурсоэкономично-стью продукции понимается расходование материальных и энергетических ресурсов в процессе эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Поскольку продукцией транспорта является оказание услуг по удовлетворению потребностей пассажиров, грузоотправителей и грузополу-

чателей в перевозках с установленными нормами и правилами, то под ресурсоэкономичностью транспортной услуги можно понимать процесс, при котором потребление всех типов ресурсов сведено к рациональному (минимальному) уровню с учетом обеспечения качества и безопасности перевозки.

Укрупненно все ресурсы делятся на следующие виды [4]: материальные, энергетические, интеллектуальные, трудовые, информационные, финансовые, временные, традиционные и нетрадиционные. В транспортной деятельности наиболее часто в качестве объектов ресурсосбережения фигурируют прямые (непосредственные) расходы (затраты, потери и т.п.) по наиболее емким позициям: заработная плата, материалы, энергоносители, износ основных фондов. Однако, нечеткость определения содержания понятия «ресурс» создает сложности при оперировании этими терминами практически на всех стадиях процесса управления и функционирования [5].

Представляется целесообразным в транспортной системе города рассматривать следующие виды ресурсов (табл. 1).

Таблица 1

№ Вид ресурса Определение

1 Трудовые ресурсы работники транспортных предприятий, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт и навыки в труде и занятые на предприятии

2 Материальные ресурсы потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды

3 Финансовые ресурсы совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении

4 Информационные ресурсы совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности

5 Временные ресурсы затраты времени на выполнение операций по доставке пассажиров, багажа и грузов

С позиций пассажиров транспортных средств оказывается особо важной потребительская оценка расходования ресурса времени, затрачиваемого на поездку, а также стоимость поездки. Для водителей транспортных средств, помимо временных составляющих, имеют значение показатели расхода материалов и энергии. Для грузовладельцев и предприятий, оказывающих транспортные услуги, - затраты времени на

транспортировку, численность работающего персонала и расходы на материалы.

Используемые в настоящее время способы снижения ресурсоемко-сти в транспортной деятельности направлены на уменьшение расходов по наиболее «средствоемким» статьям калькуляции себестоимости перевозок: материалы, энергоносители, основные фонды и др. [5]. Однако практическая реализация данных способов связана со значительными инвестиционными затратами на разработку, проектирование и реализацию реконструктивных мероприятий по совершенствованию элементов транспортной инфраструктуры или парка транспортных средств. Более эффективным решением проблемы снижения ресурсоэкономичности процесса перевозки является использование комплексного подхода, основанного на управлении параметрами материальных, информационных и финансовых потоков, образующихся при продвижении пассажиро- и грузопотоков в транспортной системе города.

Реализация такого подхода предполагает решение следующих основных задач:

1. Исследование факторов, влияющих на ресурсоемкость процесса доставки пассажиров и грузов в транспортных системах городов.

2. Разработка системы показателей оценки материальных, трудовых, временных, информационных и финансовых ресурсов в транспортных системах городов.

3. Разработка методов управления ресурсами при проектировании и функционировании транспортных систем городов.

Заключение

Использование комплексного подхода, основанного на гибком управлении параметрами пассажиро- и грузопотоков с целью оптимизации использования ресурсов в транспортной системе города позволит повысить качество пассажирских перевозок, снизить аварийность на дорогах города и ресурсоэкономичность доставки пассажиров и грузов. Библиографический список

1. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Осинцев Н.А., Цыганов А.В., Пыталева О.А Методика разработки маршрутной сети движения городского пассажирского транспорта (на примере г. Магнитогорска) // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова, 2011. №2. С. 49-58.

2. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Пыталева О.А. Повышение безопасности и качества пассажирских перевозок в г. Магнитогорске // Автотранспортное предприятие, 2009. №6. С. 41-44.

3. Пугачев И.Н. Методология развития эффективного и безопасного функционирования транспортных систем городов / И.Н. Пугачев. -Владивосток: Дальнаука, 2009. 260 с.

4. ГОСТ Р 52104-2003. Ресурсосбережение. Термины и определения.

5. Коссой Ю.М. Ресурсосбережение и городской общественный пассажирский транспорт. Материалы XIII международной (шестнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://waksman.ru/Russian/2006/IV/kos.htm

6. Паспорт города Магнитогорска // Официальный сайт г. Магнитогорска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magnitog.ru/

УДК 625.746.53

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОБЪЕКТОВ СВЕТОФОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕТОДАМИ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ О.В. Тарасов (науч. рук. С.Н. Корнилов)

ФГБО ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ)

455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, olegu-tarasov@yandex.ru

Аннотация

В работе исследуются возможности регулирования режимов работы светофора методами нечеткой логики с целью увеличения пропускной способности элементов улично-дорожной сети.

Актуальность

Увеличивающаяся концентрация автомобильного транспорта в городах за последние двадцать лет создает проблему обеспечения безопасности дорожного движения. Заторы являются следствием как сложившейся застройки городов, обуславливающей низкую пропускную способность проезжей части, так и организационно-управленческих причин, одной из которых является несоответствие режимов работы светофорной сигнализации реальным условиям движения. В связи с этим очевидно, что оптимизация режимов работы объектов светофорного регулирования позволит увеличить пропускную способность, сократить объем выбросов токсичных веществ и сократить аварийность.

Проблема и пути ее решения

Работа светофора в обычном режиме характеризуется постоянной продолжительностью зеленого и красного света и всего цикла. В обычном светофоре время работы зеленого и красного света, а также время цикла фиксированы. Такой режим работы в часы пик, при неравномерном транспортном потоке, приводит к появлению автомобильных пробок. Это создает определенные трудности в движении машин, особенно

Оптимизация режимов работы объектов светофор-ного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.