Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал управления региональным развтием'

Ресурсный потенциал управления региональным развтием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басте Г. Д., Шишхов М. Д.

Статья посвящена анализу составляющих ресурсного потенциала, исследованию управленческих аспектов проблемы интенсификации социально-экономического развития сложных региональных систем. В работе обосновывается вывод о необходимости и направлениях расширенного использования в практике управления регионом бюджетных, инновационных, информационных и инвестиционных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал управления региональным развтием»

Баете Г.Д., Шишков М-ДМГТУ, г. Майков

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Статья посвящена анализу составляющих ресурсного потенциала, исследований управленческих аспектов проблемы интенсификации социально-экономического развить сложных региональных систем. В работе обосновывается вывод о необходимости и направлениях расширенного использования в практике управления регионом бюджетных, инновационных, информационных и инвестиционных ресурсов.

Возможности изменения состояния региональной системы во многом определяются составом и характеристиками имеющихся ресурсов (природно-климатических, трудовых и др.). Не менее важным являегся вопрос эффективности их использования, решение которого неотделимо от управленческих аспектов проблем регионального развития. Ниже предлагается краткий анализ основных компонентов ресурсного потенциала региона, рассматриваемых в контек-сге решения задачи повышения эффективности управления.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональность производственной и непроизводственной сфер на подведомственных, территориях. Значительно возрастет их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Проводимая в России государственная политика в отношении регионов приводит к переходу функций регу' л и ро ван и я этих процессов от центральных уровней государственной власти к региональны м» Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощыс региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических» географических и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.

Таким образом, система управления имеет достаточно действенный рычаг управления региональным развитием. Помимо рассмотренных выше, можно выделить также и специфические типы ресурсов.

Информационные ресурсы, роль которых значительно усиливается в самоорганизующихся рыночных структурах. Примером неэффективного использования данных ресурсов является массовое строительство однотипных предприятий малого бизнеса па относительно небольших территориях - заправочные станции, аптеки, продуктовые магазины и пр. В силу высокой плотности их размещения, предложение в данном случае не обеспечивается достаточным спросом, что приводит к разорению определенной части предприятий. Данная ситуация является необходимой с точки зрения рыночных механизмов установления равновесия спроса и предложения, однако «амплитуда» рассогласований может посредством информационных ресурсоЕ регулироваться в соответствии с целями регионального развития (рис. 1).

Рисунок 1. Иллюстрация эффекта использования информационных ресурсов

На рисунке текущее состояние локальною рынка региона показано точкой 4. Линия I отражает прогнозируемое изменение гтлотности хозяйствующих субъектов - производителей, принадлежащих данному рынку. Потребности в продукции показаны линией 2. Использование информационных ресурсов позволяв!' изменить положение линии 1 ао состояния 3* Возникающая разница, показанная на рисунке серым цветом характеризует стоимость (полезность) имеющейся информации и имеет смысл региональных ресурсов, перенаправленных на развитое иных сфер производства товаров и услуг.

Сбор информации, как правило, требует затрат, которые необходимо сопоставлять с ее прогнозной стоимостью. Процедуры сбора информации могут быть сгруппированы по следующим направлениям;

определение совокупности характеристик «безинформашюиного» развития для установления направления регулирующего воздействия системы управления. Несмотря на очевидные минусы значительного рассогласования предложения и спроса на конкретных региональных рынках, они содержат и позитивные стороны - подготовка трудовых ресурсов определенной профессиональной группы и квалификации, создание инфраструктуры, обеспечивающей специализацию региона в системе субъектов Российской Федерации, интенсивный путь развитии региона, ориентированный на вывоз определенного спектра товаров;

идентификация линии потребностей, отражающей текущие и прогнозируемые значения. В качестве базовых показателей* доступных на уровне региональной системы управления могу]’ выступать нормы потребления различных товаров и услуг, исследование стругауры затрат предприятии-потребителей, состояние и перспективы развития экспорта, вывоза продукции за пределы региона;

оценка прогнозных значений плотности (интенсивности) развития выделенною сегмента регионального рынка, которая проводится на основании сведений о существующих, действующих предприятиях, а также вновь регистрируемых, информации о собственниках земельных участков, недвижимости.

Анализ перечисленных направлений сбора информации показывает широкое использование уже собираемьгх и регистрируемых в различных органах (комитет по статистике, бюро технической инвентаризации, земельный комитет, регистрационная палата и др.) данных. Таким образом, издержки на сбор информации заключаются в затратах на сс обобщение и извлечение полезных знаний.

Несколько иная ситуация наблюдается в сфере распре деления информационных ресурсов. Дело в том, что результаты сс использования проявляются в изменениях развития региона или его отдельных экономических подсистем в целом и не имеют какого-либо одного заинтересованного субъекта - получателя преимуществ. Скорее наоборот - органы регионального управления заинтересованы в увеличении показанного ка рисунке 1 размаха .между линиями 1 и 2, поскольку регистрация новых юридических лиц - предприятий малого бизнеса, филиалов, приносит бюджету средства. Выходом из данной ситуации может стать формирование инвестиционного фонда поддержки реального сектора экономики и сфер, 1ребующих инвестиционной поддержки, в коюрый предприниматели могли бы вкладывать перенаправляемые средства. Органы регионального управления получили бы в этом случае необходимый инвестиционный ресурс, компенсирующий недополученные средства от регистрации избыточных предприятий, предприниматели - возможность эффективного использования собствен пости и имеющихся ресурсов, получения информации о действующих на различных рынках предприятиях, участие в управлении инаестироваштыми средствами.

Инновационные ресурсы - специфический вид информационных ресурсов, представляющий собой новые наукоемкие разработки в области техники, технологий производства, управления- Несмотря на повышенный риск вложения средств в инновационные проекты, информация о них, доведенная до функционирующих и вновь регистрируемых предприятиях, способна найти инвестора из их числа.

Для эффективного использования ресурса данного вида в Республике Адыгея имеются хорошие перспективы. На территории республики расположены высшие учебные заведения: Адыгейский государственный университет. Майкопский государственный технологический университет, Адыгейский филиал Московского открытого социального университета, филиалы других вузов; научно-исследовательские институты: Адыгейский НИИ сельского хозяйства, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, Майкопская опьггная станция ВНИИ растениеводства. То есть, создана многокомпонентная структура разработки научной продукции. Именно ее многокомпонентное™ позволяет использовать рыночные механизмы (конкуренции), повышающие эффективность инновационных продуктов.

В решении даяной проблемы - повышение отдачи от использования инновационного ресурса, важное значение играет координирующая роль региональной системы управления, обеспечивающая процессы выделения приоритетных направлении исследований, концентрирующая усилия различных коллективов, оказывающая финансовую поддержку разрабатываемым проектом.

Административный ресурс. Традиционно понимаемый административный ресурс включает систем}' регионального управления в сочетании с комплексом воздействий, которые она может оказывать на экономическое, социальное развитие региона, его экологическое состояние. Эффективность административных ресурсов определяется разграничением полномочий между различными элементами системы управления, процессами организации новых и упразднения старых подсистем, делегирования полномочий, оптимизированных по набору функций и ответственности. С течением времени можно ожидать уменьшения роли данного вида ресурсов в общем векторе управления региональным развитием.

Инвестиционные ресурсы. Хотя в качестве инвестиционных ресурсов могут выступать и некоторые из перечисленных выше, они выделены в отдельную категорию, поскольку имеют, наряду с традиционно рассматриваемыми, другую существенную составляющую. Речь идет о формировании с помощью инвестиций ресурсов других типов. Это обеспечивает возможность использования позитивных эффектов синергии.

Источники инвестиционных ресурсов, управляемых прямо или косвенно на уровне региональной системы управления широко известны. К группе непосредственно подконтрольных источников отнесены бюджетные средства и иностранные инвестиции. Последние, однако, могут прямо управляться лишь в смысле ограничения. Приток же иностранных инвестиций обусловлен, как правило, другими причинами и с функционированием органов управления регионом напрямую не связан. Ко второй группе потенциальных инвесторов отнесены собственные средства предприятий, населения, внешние по отношению к рассматриваемому региону источники.

Основное различие в механизмах управления ресурсами приведенных выше видов обусловлено повышенной сложностью процессов самоорганизации, что не позволяет с приемлемой точностью прогнозировать их развитие. В связи с этим, предлагается в качестве одного из приоритетных направлений использования непосредственно подконтрольных ресурсов (бюджетные средства) рассматривать формирование и поддержание условий развития процессов самоорганизации. Таким образом, речь идет о формировании благоприятной институциональной среды, в которой будет обеспечиваться возможность расширенного использования ресурсов всех перечисленных выше видов.

Литература:

1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-ко СПбГТУ, 1997.-510 с.

2. Концепция стратегического развития России до 2010 года. Н Гос. Совет РФ - М., -2001.- 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.