обеспечения контроля над данными учебного плана, можно прибегнуть к методу функциональному моделирования, что позволит наглядно отразить реальные затруднения и проблемы.
Выводы. Отталкиваясь от описанного выше, мы считаем, что метод информационно - функционального моделирования (IDEF0) (Integrated Definition for Function Modeling), наилучшим образом подходит для исследования специфики документационного обеспечения образовательной деятельности, поскольку он используется для описания системы в целом как множества взаимозависимых действий и функций. Хотим подчеркнуть, что IDEF0 моделирование - функционально направленный метод, который позволяет сконцентрироваться на исследовании функций, а не объектов, обеспечивающих их выполнение, что особенно важно для документационной поддержки реализации образовательных функций современного вуза.
Литература:
1. Булат, Р.Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования[Текст] / Р.Е. Булат // Инженерное образование. - 2007. - №4. - С. 136-139.
2. Галунова, Ю.В. Необходимость составления и использования инструкции по делопроизводству в дошкольных образовательных учреждениях[Текст] / Ю.В. Галунова // Документационное обеспечение в системе управления: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 5-6 февраля 2009 года) / отв. ред. В.В.Степанова, Е.А.Давыденко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - С. 215-222.
3. Каширина, Е.И. Опыт организации контроля исполнения в рамках концепции информатизации документационного обеспечения управления / Е. И. Каширина // Кубанские исторические чтения: Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ЦНТИ, 2016. - С. 169-174.
4. Каширина, Е.И. Система менеджмента качества как гарантия качества высшего образования / Е.И. Каширина // Социально-гуманитарный вестник: Всерос. сб. науч. тр. - Вып. 17. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ЦНТИ, 2014. - С. 90-93.
5. Лило, И.А. Законодательная и нормативная регламентация лицензирования образовательной деятельности [Текст] / И.А. Лило // Документационное обеспечение в системе управления: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 5—6 февраля 2009 года) / отв. ред. В.В.Степанова, Е.А.Давыденко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - С. 170-175.
6. Рюмшина, Е.В. Перспективы трансформации отраслевой системы документации в сфере высшего профессионального образования [Текст] / Е.В. Рюмшина // Теория и практика общественного развития - 2012. - № 12. - С. 288-290.
7. Сауткин, В.Ф. Документационное обеспечение управления образовательным учреждением / В.Ф. Сауткин // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 17-21.
8. Утяшева, З. Общий порядок подготовки документов к лицензированию образовательного учреждения [Текст] / З. Утяшева // Документационное обеспечение в системе управления: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 5-6 февраля 2009 года) / отв. ред. В.В.Степанова, Е.А.Давыденко. - Нижневартовск:Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - С. 246-249.
9. Штратникова А. В., Рюмшина Е. В. Анализ технологий документирования кадастрового учета посредствам информационно-функционального моделирования / А. В. Штратникова, Е. В. Рюмшина // Проблемы научной мысли. - 2018. - Т. 3. (№ -1). - С. 43-54.
Психология
УДК: 159.99
кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации детей и инвалидностью в семье. Рассматриваются факторы, препятствующие данному процессу, связанные с трансформацией функции родительства. Анализируются проявления данной трансформации во всех компонентах родительства, определяются причины рассматриваемого явления, преодоление которых позволяет гармонизировать семейную среду и обеспечить выполнение родителями, воспитывающими ребенка с инвалидностью, социальных функций, тем самым содействовать его позитивной социализации.
Ключевые слова: семья, дети с инвалидностью, социализация, родительство, компоненты родительства, ресурсы семьи, ресурсный потенциал.
Annotation. The article is devoted to the problem of socialization of children and disability in the family. The factors impeding this process related to the transformation of the function of parenthood are considered. The manifestations of this transformation in all components of parenthood are analyzed, the causes of the phenomenon under consideration are determined, the overcoming of which allows to harmonize the family environment and ensure the fulfillment of social functions by parents raising a child with disabilities, thereby contributing to its positive socialization.
Keywords: family, children with disabilities, socialization, parenthood, parenting components, family resources, resource potential.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект №18-011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)
Введение. С научной точки зрения семья выступает междисциплинарным предметом научного анализа в силу многообразия своих функций. Семья как ближайшее окружение ребенка обеспечивает его потребности и создает условия для первичной социализации, являясь фактором его социальной интеграции, определяя его психофизический и социальный статус в будущем, а также индивидуальный уровень реабилитационного и интеграционного потенциалов (Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева [6]). В.Ю. Ковалевым [9] подчеркивается влияние
социальной ситуации на формирование психосоматической функциональной системы ребенка, отражается ее влияние на биологической наследственной программы ее созревания.
Очевидным является тот факт, что появление в семье ребенка с инвалидностью определяет необходимость выполнения семьей некоторых дополнительных функций, которые в целом определяются своеобразием пути его развития.
Среди новых функций, которые должна выполнять семья ребенка с ОВЗ, выделяются, корректирующая, реабилитационная, экспертная (Д. В. Зайцев [5]), смысл которых состоит в том, чтобы создать дополненный ресурс (общепринятые функции семьи по-прежнему ей необходимо выполнять) способный компенсировать ограниченные возможности ребенка, связанные с состоянием его здоровья, и тем самым сбалансировать его взаимодействие с социальной средой в процессе совместного с ним освоения разнообразных культурных практик.
Как показывают социологические, психологические, педагогические исследования (М. Н. Гуслова, Т.К. Стуре [3], Д. В. Зайцев [5], И.В. Карпенкова [8], Л.М. Шипицына [17]), выпадение из социума и /или деформация связей с ним, нарушение привычного семейного уклада и структуры семьи, приобретаемые родителями негативные социально-психологические характеристики на фоне хронического психологического напряжения создают существенные барьеры для вхождения нетипичного ребенка в общество, препятствуя его становлению как социального субъекта. Результатом таких преобразований является приобретение семьей как системой неустойчивости, деформация ее структуры, что, в итоге, нарушает ту специфическую жизнедеятельность людей (термин Д.В. Зайцева и О.В. Зайцевой [6]), которая должна формировать нормы взаимоотношений и поведение растущего человека. Возникает противоречие между объективной необходимостью преодолеть социальную изоляцию ребенка с инвалидностью, с одной стороны, и снижением социальных функций, которые должна выполнять семья по отношению к нему, с другой стороны. Преодоление данного противоречия выступает актуальной теоретико-практической задачей, решение которой позволит индивидуализировать процесс реабилитации детей с инвалидностью, а в более широком смысле активизировать процессы их социальной инклюзии.
Изложение основного материала статьи. Изучению семьи как главного института социализации посвящено достаточное количество как социологических, так и психолого-педагогических исследований. Она традиционно определяется в нескольких основных контекстах:
- как основная ячейка общества, в которой из поколения в поколение передаются традиции, ценности и отношения;
- как особый социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, трансляции культуры жизнедеятельности;
- как определенная система межличностных отношений, которая реализует ряд функций, связанных с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
Семья как социальный институт выполняет разнообразные социальные функции, все из которых обеспечивают взаимодействие ребенка и общества. Роль семьи выражается в своего рода социальном посредничестве, когда через детско-родительские взаимоотношения транслируются социальные роли, осваиваются нравственные ценности и правила общежития.
Семья, воспитывающего ребенка с инвалидностью, выступает особым социальным феноменом, который требует целенаправленного изучения. Важность данной проблематики определяется следующим противоречием. С одной стороны, в социализации такого ребенка семья вносит уникальный вклад, поскольку обладает ресурсом усиления его социально-адаптационных возможностей, благодаря эмоционально-личностному контексту взаимоотношений, восполнению ограничений, вызванных нарушениями здоровья, за счет обогащения семейных практик и постепенным расширением социальных контактов.
С другой стороны, в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (в том числе, и в значительно большей степени, с инвалидностью) возникает ряд дезинтеграционных социальных процессов, разрушающих ее внешнюю и внутреннюю структуру. Так, по мнению О.Н. Юлдашевой [1] социализация в семье детей с ОВЗ выступает как вид отклоняющейся социализации, поскольку создает для них особую среду, не соответствующую социальным эталонам общества. Данные О.В. Скворцовой [15] показывают, что большинство семей, воспитывающих детей с серьезными отклонениями в развитии, являются неполными. Кроме того, в семьях нередко наблюдается жесткое отношение к детям, значительнее количество грубых ошибок в их воспитании, характерными становятся неправильные модели воспитания, неадекватные формы поведения родителей в семье (Т.М. Кожанова [10]). Работы И. Ю. Левченко и В. В. Ткачевой [11] подтверждают тот факт, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, семья ребенка с инвалидностью приобретает черты дисфункциональности, начинает выполнять роль агента негативной социализации, снижает и так невысокие адаптивные возможности ребенка и отягощает нарушения его развития, вызванные биологическими факторами. В целом, имеет место трансформация феномена родительства, в качестве которого в современной науке понимается социально-психологический феномен, включающий эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений человека о себе как родителе, которая реализуется в поведенческих аспектах взаимоотношений с детьми (А.С. Спиваковская [16], Р.В. Овчарова [13] и др.).
Как показывают авторы, родительство складывается из компонентов, в качестве которых выступают ценности, установки и ожидания, отношения, чувства, позиции, ответственность, стиль семейного воспитания. Соотнесение выявленных в психолого-педагогических исследованиях особенностей, характеризующих семью и родителей детей с инвалидностью, со структурой родительства как социальной функции позволит определить социологический контекст изучения проблемы социализации детей данной категории в семье.
Исследования А.С. Спиваковской доказывают тот факт, что в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития, родительские позиции отличаются неадекватностью, ригидностью, а также сиюминутностью, в то время как в семьях, воспитывающих здоровых детей позиции имеют адекватный и прогностический, направленный на будущее, характер. Именно с родительскими позициями Е.Ю. Бикметов, З.Л. Сизоненко и О.Н. Юлдашева [1] связывают социализирующий потенциал семьи ребенка с ОВЗ, показывая, что данными позициями определяется возможные модели социализации ребенка. В целом, родительские позиции отражают восприятие родителями будущих перспектив детей с ОВЗ. У родителей
детей с инвалидностью складываются неадекватные установки и ожидания в отношении ребенка, отражающие либо веру в полное излечение и недооценку необходимости психолого-педагогической помощи, либо инфантилизацию или инвалидизацию ребенка. По данным социологического анализа И. В. Карпенковой [8], в семье ребенка с инвалидностью преобладают ориентации на его здоровье, нередко в ущерб задачам его развития и социализации.
Родительские чувства и отношения характеризуются противоречивостью, часто конфликтностью. Характерен феномен перекладывания ответственности за настоящее и будущее ребенка на других лиц и отстранение от оказания ему необходимой помощи и заботы. Проявляются такие варианты, когда родители, чаще мать, не хочет делить ответственность и, принимая позицию жертвы, отстраняет остальных лиц от участия в процессе социализации ребенка.
Исследования Л.М. Шипицыной [17] показали, что в семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, доминирует авторитарная гиперсоциализация. Т.М. Кожанова [10] называет в качестве наиболее распространенных подсознательное отверждение и гиперопеку.
Кроме того, у родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, в целом меняются представления о родительстве (Н.А. Голиков [2], И.Ю. Левченко [11]).
Трансформация всех компонентов родительства в семьях, воспитывающих ребенка с инвалидностью, происходит под влиянием следующих основных групп причин. Во-первых, происходит так называемая ресоциализация семьи, связанная со снижением ее социального статуса, материальной обеспеченности и субъективным стремлением родителей к ограничению социальных контактов, к самоизоляции по причине появления ребенка со сложными проблемами развития.
Во-вторых, с приобретением данной категории родителей таких социально-личностных характеристик, как нервно-психическое напряжение, раздражение, горечь, страх, неудовлетворенность.
В-третьих, характерно нарушение супружеских взаимоотношений, их дисгармония или разрушение и распад семьи. Работы Е.А. Полоухиной [14] показали, что появление ребенка с инвалидностью приводит к заниженной самооценки супругов и оценки партнера, а также повышению напряжения в отношениях.
Итак, проведенный анализ показывает необходимость оптимизации функции родительства в семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, что позволит ей стать актором реабилитации и социализации, актуализировать потенциальные возможности семейной микросреды, определяемые спецификой влияния родителей на развитие и воспитание ребенка. В свою очередь, решение данной задачи требует глубокого изучения тех негативных трансформаций, которые могут возникать во всех компонентах родительства, применительно к конкретной семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью.
Степень и качество выполнения семьей в отношении ребенка новых функций, связанных с его инвалидностью, определяется ее потенциалом, который не только аккумулируется семьей, но создается и обогащается ею, обеспечивая социальный противовес ограничениям функционирования, свойственным ребенку.
В ряде работ в отношении семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, используется понятие реабилитационного потенциала. Так С.В. Калинина и А.А. Моисеева [7] предлагают ресурсный подход к его повышению, показывая значимость с этой точки зрения личностных и средовых ресурсов семьи. Однако, имея в виду, что семья ребенка с ОВЗ, инвалидностью должны выполнять не только реабилитационные, но и другие, не менее важные функции, нам представляется необходимым рассматривать семью с позиции более широкой понятийной категории, которой, на наш взгляд, является понятие ресурсного потенциала.
Ресурсом можно назвать все, что используется для целенаправленной деятельности, своеобразные «запасы», а также в качестве ресурса выступает и сама деятельность, поскольку аккумулирует человеческое начало: способы деятельности и ее предметы выработаны человечеством, а осваиваются они в деятельности посредством взаимодействий ее субъектов. Они позволяют достигать поставленных целей и решать проблемы, в ходе чего удовлетворяются человеческие потребности. Ресурсы имеют разные виды и направляются на удовлетворение разных потребностей.
Ресурсный подход к анализу социальных феноменов, связанных с проблемой инвалидности, нашел свое отражение в современных социологических исследованиях (Г. В. Жигунова [4]).
В контексте рассматриваемой проблематики следует также обратить внимание на понятие «ресурсы семьи», или «семейные ресурсы», отражающее материальные, производственные, ценностные и иные ресурсы, связанные с удовлетворением потребностей семьи, достижении ею поставленных целей, разрешению возникающих проблем, которые понимаются как условие жизнеспособности семьи (А.А. Нестерова [12]). Автор в перечень ресурсов семьи вводит взаимоотношения, устойчивость семейной среды и непротиворечащие друг другу методы воспитания.
Имея в виду направленность ресурсов семьи на преодоление кризисных ситуаций и восстановления гомеостаза семьи, можно сделать вывод о важности изучения ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, для понимания социальных механизмов и определения инструментария повышения эффективности выполнения ею как общих для всех семей, так и специфических функций.
Подчеркивается зависимость ресурсов семьи и возможности их увеличения от модели семьи, а сами ресурсы определяются как материальные, денежные, производственные (трудовые) и технологические (информационные) средства, возможности, ценности и источники дохода. Однако такая классификация не отражает многообразия функций семьи, а именно, не затрагивает воспитательную, эмоциональную функции, а также функцию социального контроля и сохранения традиций, ценностей. Здесь уместно говорить о зависимости ресурсов семьи от ее морально-психологического климата, ценностных ориентаций, характера эмоциональных связей между ее членами, образа жизни семьи, ее уклада.
Категория потенциала, в свою очередь, включает представления о совокупности средств, а также запасов и источников, которые могут быть при необходимости применены для достижения цели.
Выводы. Итак, на основе сопоставления понятийных концептов «ресурсы семьи» и «потенциал» категорию ресурсного потенциала можно определить как возможности (потенции, отражающие направления развития), которые при наличии цели мобилизуются и переходят в актуализированное состояние, создавая базу для ее достижения. Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, раскрывает те «запасы» энергии, которые актуализируются при наличии осознанной и четко поставленной цели, объединяющие усилия членов семьи.
Перспективная исследовательская проблема состоит в том, чтобы операционализировать понятие ресурсного потенциала в отношении семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, что позволит разработать методику его оценки с целью получения объективной информации о ресурсном поле семьи, на основе чего может быть повышена степень включения семьи в процесс социализации и интеграции ребенка для обеспечения социальной инклюзии ребенка путем, во-первых, оптимизации функции родительства, а во-вторых, позитивного развития самой семьи как социальной группы и социально-индивидуального развития всех ее членов.
Литература:
1. Бикметов, Е.Ю., Сизоненко, З.Л., Юлдашева, О.Н. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями [Текст] / Е.Ю. Бикметова, З.Л. Сизоненко, О.Н. Юлдашева. Уфа: Аркаим, 2012. 171 с.
2. Голиков, Н.А. Ребенок инвалид: обучение, развитие, оздоровление [Текст]/ Н.А. Голиков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 429 с.
3. Гуслова, М. Н. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов [Текст] / М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре // Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
4. Жигунова, Г.В. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории. Монография [Текст] / Г.В. Жигунова, И.Л. Ткаченко. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. 220 с.
5. Зайцев, Д. В. Социологический анализ современной семьи в России [Текст] / Д.В. Зайцев // Дефектология. 2008. № 6. С. 3-10.
6. Зайцев, Д.В., Зайцева, О.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ [Текст] / Д.В. Зайцев. О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 3. С. 53-61.
7. Калинина, С.В., Моисеева А.А. Повышение реабилитационного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода [Текст] / С.В. Калинина, А.А. Моисеева // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 47- 49.
8. Карпенкова, И.В. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком - инвалидом: социологический анализ [Текст] / И.В. Карпенкова. Дисс. .. канд. социол. наук. М., 2008. 188 с.
9. Ковалев, В.Ю. Социальные проблемы психосоматического развития у детей [Текст] / В.Ю. Ковалев // Коррекционная педагогика. 2005 № 1. С. 12-15.
10. Кожанова, Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья/ Т.М.Кожанова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. http://cyberieninka.m/artide/n/rol-semi-v-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya. (дата обращения 31.04.2018).
11. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
12. Нестерова А.А. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях [Текст] / А.А. Нестерова // Развитие личности. 2016. № 1. С. 156-173. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-resursy-kak-uslovie-zhiznesposobnosti-semi-v-krizisnyh-situatsiya. (дата обращения 01.06.2018).
13. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. М.: Изд. Центр Академия, 2005. 368 с.
14. Полоухина, Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений [Текст] / Е.А. Полоухина. Дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 2009. 146 с.
15. Скворцова, О.В. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / О.В. Скворцова. М.: Владос -Пресс, 2006. 160 с.
16. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций [Текст] / А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности ребенка / Под ред. А.А.Бодалева. М.: 1981. 38-45.
17. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. 2-е изд. СПб: Речь, 2005. 477 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто определение понятия коммуникативной компетентности, описана ее структура, которая включает в себя компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, представлены уровни сформированности коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, структура коммуникативной компетентности, урони сформированности.
An^tatton. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the article reveals the definition of the concept of communicative competence, describes its structure, which includes the components: motivational-value, cognitive, emotional, behavioral, presents the levels of formation of communicative competence.