Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса в обеспечении воспроизводства инновационного типа'

Ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса в обеспечении воспроизводства инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS WORKPLACES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНТЕРЕСЫ / ФАКТОРЫ / FACTORS / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дамдинов Доржи Дамдинович

В статье рассматриваются факторы, определяющие роль и место предприятий малого предпринимательства в современной региональной экономике, показаны их преимущества и недостатки в формировании системы инновационно-инвестиционного развития, определены интересы субъектов и факторы влияющие на деятельность предпринимателя. По мнению автора, единственной возможностью предпринимателей Республики Бурятия конкурировать с другими регионами и странами является внедрение инновационных технологий, разработка инновационной, конкурентоспособной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential Use of Innovative Production by Small Businesses

The article discusses the factors determining the role of small businesses in the current regional economy, with a focus on the Republic of Buryatia (Russian federal Subject located in south-central region of Siberia). The paper enumerates the advantages and disadvantages behind application of innovation production and development of investment. It does this by assessing the factors influencing the activities of the entrepreneur, and also by covering the interests of the participant players. In conclusion, the document says the best way for entrepreneurs in the Republic of Buryatia to compete with those in other regions and countries is through the application of innovative technologies, particularly in developing competitive products.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса в обеспечении воспроизводства инновационного типа»

Байкальский регион издавна славится не только природными красотами, но и плодотворным сотрудничеством отечественных и зарубежных партнеров в различных областях науки, техники, экономики. Регулярное проведение Байкальского экономического форума, а также международных выставок на базе Сибэкспоцентра способствуют вовлечению в процесс взаимовыгодного освоения инновационных проектов новых деловых кругов как России, так и ближнего и дальнего зарубежья.

Таким образом, представленный в статье методический подход к оценке уровня устойчивости региональной экономики дает возможность расширить спектр обозреваемых аспектных показателей, повысить информационную полноту проводимого анализа и достоверность полученного результата. В процессе мониторинга функционирования региональной экономики раскрываются доминирующие в ней тенденции и условия для ускоренного развития промышленного потенциала Иркутской области на основе генерации и освоения инноваций и его эффективного использования для обеспечения устойчивого роста жизненного уровня населения региона. Стратегией прорыва в промышленной сфере призван стать комплекс взаи-

моувязанных по ресурсам продуктивных мероприятий, ^

отвечающих требованиям инновационной экономики ш

и особенностям формирования индустриального ком- |

плекса Восточной Сибири. ^

Литература х

1. Коптюг В. А. Избранные труды / Новосиб. ин-т орган. х химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН. Т. 4: Информатика. щ Экология. Устойчивое развитие. М.: Наука, 2006. 503 с. ^

2. Тормышева Т. А. Место России в международной инно- < вационной системе: [Электронный ресурс]. Режим до- с ступа: http://www.rair-info.ru/publication/publication14. ^

3. Доля инновационной продукции в производстве РФ долж- ^ на вырасти к 2020 г.: [Электронный ресурс]. Режим до- н-ступа: http://ria.ru/nano_news/20110907/431826754.html. <

4. Промышленное производство Иркутской области. 2010: d Стат. сб. / Иркутскстат. Иркутск, 2011. 92 с. s

5. Иркутская область. 2011: Стат. сб. / Иркутскстат. Иркутск, ^ 2011. 60 с. ql

6. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2 2010: Стат. сб. М.: Росстат, 2010. 996 с. h

7. Вепрев А. Первым делом — самолеты // Вост.-Сиб. правда. 2009. 25 июля.

8. Название: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.irkut.com/ru/corporation/iaz.

Ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса в обеспечении воспроизводства инновационного типа

Potential Use of Innovative Production by Small Businesses

УДК 005.342

Дамдинов Доржи Дамдинович

начальник планово-финансового управления Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, кандидат экономических наук 670013, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1

Damdinov Dorzhi Damdinovich

Klyuchevskaya Str. 40B, Ulan-Ude, 670013, Russian Federation, Republic of Buryatia

В статье рассматриваются факторы, определяющие роль и место предприятий малого предпринимательства в современной региональной экономике, показаны их преимущества и недостатки в формировании системы инновационно-инвестиционного развития, определены интересы субъектов и факторы влияющие на деятельность предпринимателя. По мнению автора, единственной возможностью предпринимателей Республики Бурятия конкурировать с другими регионами и странами является внедрение инновационных технологий, разработка инновационной, конкурентоспособной продукции.

The article discusses the factors determining the role of small businesses in the current regional economy, with a focus on the Republic of Buryatia (Russian federal

subject located in south-central region of Siberia). The paper enumerates the advantages and disadvantages behind application of innovation production and development of investment. It does this by assessing the factors influencing the activities of the entrepreneur, and also by covering the interests of the participant players. In conclusion, the document says the best way for entrepreneurs in the Republic of Buryatia to compete with those in other regions and countries is through the application of innovative technologies, particularly in developing competitive products.

Ключевые слова: предприятия малого бизнеса, предпринимательство, инновации,инвестиции, интересы, факторы, региональное развитие

Keywords: small business workplaces, entrepreneur-ship, innovation, investments, interest, factors, regional development

Стратегические планы формирования новой экономики России на федеральном и региональном уровне основаны сегодня на усилении роли малого предпринимательства. «Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2012 г. — это сектора интеллектуального и творческого труда, работающие на глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги» [1].

В качестве мер по выводу экономики России на передовые позиции правительством страны предлагаются как структурные, так и системные преобразования.

Реструктуризация экономики предполагает перенос экономического внимания на развитие наукоемких отраслей промышленности. К системным преобразованиям относится развитие малого бизнеса в экономике, что может придать устойчивость, стабильность и гибкость экономической системе.

На первый взгляд, вполне очевидно, что предложенные меры действительно являются одним из естественных, лежащих на поверхности путей интеграции российской экономики в мировую, основными чертами которой в настоящее время являются инновацион-ность, ресурсосбережение, предпринимательская активность. Однако на данном пути у российской экономики присутствуют трудности, особенно значимые для регионального и местного уровней.

В регионах страны экономические процессы формирования предпринимательской деятельности являются результатом воздействия двух групп факторов:

1. системных, которые определяются территориально-производственными возможностями регионов и имеют стратегическое влияние на текущее состояние и прогнозное развитие процессов развития предпринимательства;

2. ситуационных, обусловленных динамикой использования системных факторов и оказывающих влияние на тактику регулирования процессов в ближайшее время.

На наш взгляд, выделение специфических особенностей развития регионов в период трансформации экономических отношений связано с реализацией следующих факторов:

• ростом диспропорций в экономических процессах между секторами, отраслями экономики, формами организации предпринимательской деятельности;

• ускорением формирования ограничений на экономическую деятельность.

Рост диспропорций в экономических процессах объясняется действием двух основных факторов:

1. регионализацией экономики и потерей кооперационных связей, локализующих ответственность за экономическое развитие и приводящих к расслоению предпринимателей, втягиванию их в конкурентную борьбу с другими предпринимателями за ресурсы и, как следствие, увеличивающих издержки;

2. реализацией конкурентных преимуществ, нашедших свое применение в условиях рыночной экономики и обусловленных либерализацией внешнеэкономической деятельности, свободным рыночным ценообразованием, рыночными методами распределения произведенных благ.

Предприниматели, локализованные в условиях конкурентных противоречий, вынуждены конкурировать в сторону увеличения использования нетрадиционных видов деятельности.

Ускорение формирования ограничений на экономическую деятельность предпринимателя имеет под собой следующие причины:

• экономико-экологические, которые вызваны пересмотром политики ресурсопотребления и рационального природопользования, а также действием эффекта глобализации;

• экономико-социальные, которые вызваны ростом социальных требований общества, проявлением активности населения при защите своих интересов;

• экономико-политические, которые вызваны реализацией интересов государства [2, с. 24]. Декомпозиция экономической системы явилась

реакцией на изменения в экономике последних десятилетий. Неспособность крупных предприятий быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка во многом вызвана масштабом предприятий.

Неоспоримые преимущества крупных предприятий должны быть основаны на реальной рыночной потребности в их продукции. Большие производства массового и крупносерийного характера в некоторых отраслях промышленности в условиях кризиса нерентабельны.

Проведение диверсификационной политики позволяет на базе крупных промышленных предприятий, не имеющих достаточного спроса на свою продукцию, который позволяет окупить затраты на содержание коллектива и производственных мощностей, сформировать несколько средних и малых предприятий, более эффективно использующих те же производственные мощности. Такая политика оказалась возможной только при создании определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий, разделения собственности, решения совместных задач.

Поддержка малого и среднего предпринимательства оказалась необходимой для проведения региональной политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

Основа экономического роста видится нам в оптимальном сочетании использования следующих факторов:

• ресурсы (природные, производственные, человеческие, финансовые (инвестиционные) и др.);

• процессы преобразования ресурсов (технологии) и использования ресурсов (спрос);

• в эффекте синергизма от использования данных сочетаний.

Основными движущими силами развития в современных теориях являются:

• спрос (реакция на изменения спроса, эластичность спроса по доходу);

• инвестиции (внешние инвестиции в производство и спрос на экспортный товар; внешние инвестиции в производство и спрос на экспортный товар; эффект мультипликатора экономической базы);

• «увлекающие» отрасли, являющиеся полюсами роста; склонность к сбережениям, поддерживающая инвестиции и формирование капитала;

• мировой товарообмен (выход на внешние рынки, ценовые регуляторы, которые заключены в равновесных условиях торговли, эффекты «цена—объем»);

• структурные преобразования экономики (производительность труда в первичном и вторичном секторах; эффекты распространения и противотока или эффекты просачивания и поляризации);

• инновации [3].

Очевидно, что малое предпринимательство органично вписалось в процесс обеспечения экономического роста в государствах с переходной экономикой.

В основе прогресса общества лежит инвестиционный процесс, непрерывность и нарастание которого обеспечивает экономическую основу развития. Парадокс заключается в том, что инвестиции, являясь инструментом развития, на самом деле вкладываются

не в развитие непосредственно, а в формирование экономического потенциала предпринимателя, через использование которого достигаются требуемые показатели экономического роста.

Возникает замкнутая цепочка: цели — инвестиции — потенциал — использование — рост — цели, реализация которой заключается в постоянной смене состояния предпринимателя. В данной цепочке присутствуют как процессы (действия), так и результаты — относительно статичные элементы в виде целей и потенциала.

Сущность инвестиционной деятельности заключается в получении финансового результата — прибыли для предпринимателя. Даже в случае государственных бюджетных инвестиций во главу угла становится результат пусть и в виде социального или бюджетного эффекта.

Направленность на результат, с одной стороны, является положительным фактором, так как позволяет осуществлять целевое управление развитием; с другой стороны, четкая целевая ориентация не позволяет обеспечить оценку эффективности долгосрочных действий, лежащих в рамках концепции устойчивого развития.

Процесс развития социально-экономических систем, в частности региональных рынков, и их интеграция с мировыми рынками связана с необходимостью проведения определенных процедур реорганизации для достижения их совместимости по основным параметрам.

Под совместимостью следует понимать совпадение всех основных характеристик товаров (продукции и услуг), предлагаемых на рынке, а также организационных, экономических, правовых и других основ функционирования рынка. Как раз малое предпринимательство наиболее быстро адаптируется к условиям рынка.

Проведение реорганизации предполагает не только внедрение инноваций самих по себе, но и создание механизмов их адаптации и развития в существующей структуре рынка. Любое изменение в методах или средствах должно сопровождаться изменениями всех элементов рыночной системы, взаимной адаптации их друг к другу. Механизмы, обеспечивающие эффективность инновационных изменений, должны сопровождать сами изменения.

Объективная оценка ситуации показывает, что единственной возможностью предпринимателей Республики Бурятии конкурировать с другими регионами и странами является внедрение инновационных технологий, разработка инновационной, конкурентоспособной продукции. Высокие коммунальные затраты, транспортные и экологосберегающие расходы, являющиеся основными сдерживающими факторами для реализации продукции республики на других рынках, могут быть сняты для товаров предпринимателей региона в случае их конкурентоспособности или инновационного характера.

Таким образом, в коэффициентах сравнения конкурентоспособности (качества) товаров предпринимателей республики с товарами других регионов должны изначально закладываться гандикапы для погашения ценовых превышений.

Однако в настоящий момент на рынке наблюдается отставание российской товарной продукции от мировых рынков практически по всем областям. Очевидно, что это связано не только с конструкторской мыслью, определяющей параметры продукции, — во всех видах продукции наша промышленность имела

и имеет разработки и конкретные товары на уровне < мировых лидеров. щ

Отставание и несовместимость продукции связана | и не с техническими параметрами качества, которых ^ можно достичь при определенных условиях, и даже не □= с ценой продукции, а с некоторыми экономическими 5 механизмами, не позволяющими поддерживать конку- х рентоспособность продукции на должном уровне.

Инвестиционное развитие сейчас является разовым 5 действием, носящим некоторый экстремальный для т предпринимателя характер. Объективно это действи- £ тельно так, потому что инвестиции изменяют картину > финансовых потоков, и постоянное инвестирование бес- 2 смысленно по ряду причин. Однако разовые инвестиции н не способны сами по себе обеспечить долгосрочный < характер поддержания экономического потенциала. 1=

Изменения на рынке приводят к снижению эф- х фективности инвестиций в долгосрочном периоде. х Речь идет не столько о финансовой стороне вопроса, о хотя и финансовая отдача со временем снижается, на больше о конкурентности инвестиций во времени, которая снижается по ряду причин.

Очевидно, что необходимо создание механизма поддержания эффективности инвестиций. Таким механизмом может стать система непрерывного инновационно-инвестиционного развития предпринимателя.

Сущность этой системы состоит в том, что непрерывное инвестирование в производство должно тесно увязываться с непрерывным внедрением инноваций.

Инновации являются одним из главных механизмов, обеспечивающих развитие производства и гарантирующих поддержание экономического потенциала предпринимателя.

Система инновационно-инвестиционного развития необязательно ведет за собой большие инвестиционные потоки заемных средств. Одним из вариантов финансирования данной системы будет накопление средств внутри ее самой — создание своеобразного расширенного воспроизводства.

Прибыль, получаемая от реализации новой продукции, должна служить основным источником для деятельности этой системы. Привлечение дополнительных инвестиций наоборот является исключительным случаем при стабильной работе данной системы, так как инновации являются одной из главных составляющих затрат на производство при применении данной идеологии.

Одним из главных факторов инновационно-инвестиционного развития является временной фактор. Время является еще более универсальным инструментом оценки эффективности, чем деньги. Речь идет о возможности преобразования временного фактора в денежный эквивалент при наличии определенных знаний о сущности экономического процесса.

Примером быстрой реакции на изменения рынка может служить ситуация в Китае, предприниматели которого заполонили мировые рынки сравнительно дешевыми товарами — аналогами инновационных товаров известных фирм. Причем скорость копирования китайскими производителями порой настолько велика, что поражает даже разработчиков основной продукции. При этом качество товаров-аналогов часто оставляет желать лучшего.

Не оценивая такую стратегию выхода на мировые рынки, можно в качестве положительной стороны выделить как раз быстроту реакции и скорость внедрения инноваций.

Существующие за рубежом методологии инноваций и инвестиций в производство основаны на мар-

кетинговом планировании, которое автоматически предполагает непрерывность процесса инновационно-инвестиционного развития. У наших предпринимателей в подавляющем большинстве случаев такие системы не действуют. Отношение к инвестициям как к разовым обособленным мероприятиям является главной причиной их неэффективности.

Инновации стали орудием конкуренции, именно они способствуют получению преимуществ на рынке. В соответствии с этим эффективными могут оказаться только те инвестиционные проекты предпринимателя, где достаточно высоко развита инновационная составляющая.

Следует отметить, что инновации являются одним из естественных механизмов, наряду с экстенсивными инвестициями, позволяющим обеспечить экономический рост в регионах с низким потенциалом, так как они позволяют нивелировать отрицательные последствия нехватки инвестиционных ресурсов для развития экономической системы.

Малый бизнес при всей своей активности имеет существенный недостаток — отсутствие возможности полноценного прогнозирования конъюнктуры инноваций. Внедрение инноваций сталкивается с проблемой потерь ресурсов при различных поколениях технологий [4].

В зависимости от преобладаний стадий технологического цикла определяется технологическая структура государства (технологический уклад), степень инновационности и соответственно степень потерь ресурсов. Чем выше технологический уклад в обществе, тем меньше потери. Проблема потери ресурсов в инвестиционно-инновационном процессе требует своего дополнительного исследования. Ресурсы, проходя через цикл инновационного развития, по идее должны наращиваться, однако тупиковые инвестиции ведут к тому, что часть ресурсов будет потеряна для общества. Реальные потери материальных, финансовых и человеческих (временных) ресурсов могут быть достаточно велики.

Важным преимуществом малого предпринимательства является то, что специфика деятельности малого бизнеса делает его непривлекательным для крупных сетевых и транснациональных компаний. Данная ниша остается как бы в зоне внутрирегиональной конкуренции даже при развитии межрегиональных и глобальных интегрирующих процессов.

Характерной чертой малого бизнеса является наличие и четкое отражение интересов различных сторон с приоритетом персонифицированных интересов предпринимателей.

На рынке предпринимательства действуют интересы различных субъектов экономики: государственно-муниципальные, частные, корпоративные, общественные, личные. Каждый из данных субъектов оказывает влияние на результативность деятельности рынка предпринимательства и на развитие инфраструктуры предпринимательства.

Рассмотрим интересы и инструменты влияния каждого субъекта на рынок предпринимательства.

Интересы частных игроков рынка предпринимательства лежат в плоскости бизнеса — это прибыль, конкурентоспособность и другие показатели. В качестве основного инструмента влияния на рынок будет выступать маркетинговое планирование.

Корпоративные интересы отражаются в рамках стратегии коооперации и аутсорсинга. В качестве основных инструментов влияния на рынок предпринимательства выступают программы экономического

развития фирмы, а также личная стратегия собственника.

Общественные интересы отражаются в рамках гуманитарно-экологических ценностей. Инструментами влияния общественных организаций на рынок предпринимательства являются нормативно-правовые ограничивающие акты и развитие общественных специфических социальных услуг (религиозного, экологического и других типов).

Личностные интересы населения и наемных работников отражаются в реализации спроса и потребностей. Инструментами влияния личности является уровень оплаты труды и ожидания предоставления благ.

Малый бизнес можно разделить на две категории:

1. индивидуальный бизнес (предпринимательство), отражающий интересы одного предпринимателя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. коллективный бизнес (малые предприятия и общества), отражающий интересы группы предпринимателей.

Экономические отношения в данных видах малого бизнеса имеют определенные различия, связанные с процессами согласования интересов при принятии управленческого решения.

Можно выделить четыре основных цели, или побудительных мотива малого бизнеса:

1. реализация экономических интересов и ожиданий предпринимателей и членов их семьи;

2. достижение определенного социального статуса;

3. реализация творческого потенциала предпринимателя;

4. участие в производстве общественно необходимого продукта.

Ключевое отличие малого предприятия — не его размеры и техническая вооруженность, а некое неформальное сочетание черт частного сектора. Формальные же наименования малого предпринимательства определены нормативными государственными решениями, а не естественными экономическими отношениями и поэтому не имеют решающего значения.

Неразрывность инвестиционно-инновационного развития, являясь положительным фактором, обеспечивающим прогресс и экономический рост, вместе с тем ведет к главному инновационному ограничению экономической деятельности предпринимателя, заключающемуся в борьбе нового и старого.

Сдерживающие и стимулирующие факторы, находясь в постоянном динамическом конфликте, в итоге приводят к изменению в экономической системе и ее инвестиционной части.

К сдерживающим факторам относятся:

• рационализм и консерватизм;

• нежелание изменений и инноваций;

• минимизация затрат труда и ресурсов. Природа этих факторов различна. Так, рационализм

и консерватизм своим источником имеют практический опыт эффективного использования имеющейся экономической системы, наличие прибыльного бизнеса. Прогнозный период персонификации ответственности за бизнес в данном случае не велик, что позволяет субъекту процесса принимать решения об отсутствии необходимости в инвестиционном развитии. Здесь срабатывают теории удовлетворенности и ограниченности бизнеса.

Нежелание изменений и инноваций как сдерживающий фактор имеет не экономическое происхождение. В данном случае психология предпринимателя переносится на деятельность субъекта (предприятия). Отсутствие личных мотивов или активное

неприятие нового ставится в основу формирования инвестиционной политики субъекта инвестиционного процесса.

Минимизация затрат труда и ресурсов имеет те же корни, что и предыдущие факторы. Приоритетной становится текущая прибыль предпринимателя, которая уводится из производственного сектора экономики в сферу личного потребления.

К стимулирующим факторам экономической деятельности предпринимателя относятся:

• стремление к оптимизации системы;

• направленность на выгоду;

• нацеленность на лидерство.

Стремление к оптимизации основано на экономическом процессе выбора лучшего варианта. Наличие альтернативности в инвестиционных решениях ведет к тому, что менеджер обязан сделать данный выбор.

Направленность на поиск выгоды является неотъемлемым свойством предпринимательской деятельности, при этом очевидна потребность в дополнительных затратах для ее осуществления.

Нацеленность на лидерство приводит к возник- fi

новению внешней и внутренней конкуренции и, как ш следствие, к потребностям в инвестициях.

Конфликт между сдерживающими и стимулирую- ^

щими факторами приводит к изменениям в экономи- □=

ческой системе и, как следствие, к созданию опре- 5

деленного типа экономического процесса в каждом х

субъекте. s

Литература ™

Cl

1. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. i= 30.01.2012. ^

2. Беломестнов В. Г. Методология управления потенциалом ^ региональных социально-экономических систем. СПб.: н НПК РОСТ, 2005. (Б-ка журн. «Проблемы современной < экономики».) d

3. Malizia E. E., Edward J. F. Understanding Local Economic x Development. New Brunswick. NJ: Center for Urban Policy к Research, Rutgers University, 1999. о_

4. Комков Н. И. Роль инноваций и технологий в развитии ° экономики отрасли // Проблемы прогнозирования. 2002. h С. 24-43.

Инновационные и инвестиционные аспекты реализации стратегического плана

(на примере ОАО «ЗСМК»)

Evraz ZSMK: Innovation and Investment Aspects in the Joint Venture's Strategic Plan

УДК 658.5

Новиков Николай Иннокентьевич

заведующий кафедрой Новокузнецкого института — филиала Кемеровского государственного университета, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный экономист России 654041, г Новокузнецк, ул. Циолковского, д.23

Novikov Nikolay Innokent'evich

Tsiolkovskogo Str. 23, Novokuznetsk, 654041, Russian Federation

Подъяпольский Дмитрий Васильевич

соискатель Новокузнецкого института —

филиала Кемеровского государственного

университета

654041, г Новокузнецк,

ул. Циолковского, д. 23

Pod''yapol'skiy Dmitriy Vasil'evich

Tsiolkovskogo Str. 23, Novokuznetsk, 654041, Russian Federation

В статье показан механизм инновационного процесса на крупном металлургическом предприятии и

Новикова Галина Васильевна

преподаватель Новокузнецкого института — филиала Кемеровского государственного университета 654041, г Новокузнецк, ул. Циолковского, д. 23

Novikova Galina Vasil'evna

Tsiolkovskogo Str. 23, Novokuznetsk, 654041, Russian Federation

выявлены его узкие места. Авторами предложен усовершенствованный порядок работы с инновациями, обеспечивающий непредвзятость и оперативность в их рассмотрении и внедрении, а также предложена схема управления инновационной и инвестиционной деятельностью на предприятии, связанной с большими материальными и финансовыми затратами, но предприятие не является самостоятельным (входит в состав сталелитейной группы «Евразхолдинг»). Авторы рассматривают источники инвестиционной программы на предприятии, предлагая аккумулировать предложения инновационной направленности на комбинате двумя способами: «сверху» и «снизу». Способ «сверху» — это проекты, поступающие на предприятие извне. Механизм сбора предложений и проектов —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.