Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал персонального бренда Л.Н. Толстого в интернет-пространстве'

Ресурсный потенциал персонального бренда Л.Н. Толстого в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурология / ресурсный потенциал / персональный бренд / региональное развитие / культурная территория / Л.Н. Толстой / Крым / интернет-пространство / resource potential / personal brand / regional development / cultural territory / L.N. Tolstoy / the Crimea / Internet space

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталья Юрьевна Гоцанюк

В данной статье исследуется многозначная категория персонального бренда великого русского классика Льва Николаевича Толстого и отмечается, что его ресурсный потенциал может быть ис-пользован для регионального развития Крыма. Рассматриваются наиболее значимые факторы и направле-ния влияния потенциала бренда писателя на современную культуру. Большое внимание автор уделяет изу-чению репрезентации данной фигуры в интернет-пространстве, при этом актуализируются «крымские стра-ницы» творчества и биографии писателя как перспективные и актуальные для продвижения персонального бренда. Автор приходит к выводу, что для эффективного использования последнего необходимо учитывать специфику аудитории региона и современные цифровые технологии, освещающие «крымские страницы» творчества классика. Актуальные культурные практики позволяют расширять представление о конкретной личности, использовать визуализацию данного образа для формирования имиджа Крыма в тематическом направлении «Л.Н. Толстой и Крым».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource Potential of L.N. Tolstoy’s Personal Brand in the Internet Space

This article deals with the research of the ambiguous category of the personal brand of the great Russian classic Leo Tolstoy. It is noted that its resource potential can be used for the regional development of the Crimea; the most significant factors and directions of the influence of the potential of the writer’s brand on modern culture are considered. The author pays great attention to the consideration of this figure in the Internet space, while the “Crimean pages” of the writer’s creativity and biography take on increasing importance as promising and rele-vant for the promotion of a personal brand. The author comes to the conclusion that in order to effectively use a personal brand, it is necessary to take into account the specifics of the region’s audience and modern digital tech-nologies that illuminate the “Crimean pages” of the classic’s creativity. Current cultural practices allow us to expand the idea of a particular figure, to use the visualization of this image to form the image of the Crimea in the direction of “L.N. Tolstoy and the Crimea”.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал персонального бренда Л.Н. Толстого в интернет-пространстве»

Научная статья

УДК 008+81'33:004

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.12.49

Ресурсный потенциал персонального бренда Л.Н. Толстого в интернет-пространстве Наталья Юрьевна Гоцанюк

Крымский университет культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия, oreznik2005@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-2810-3845

Аннотация. В данной статье исследуется многозначная категория персонального бренда великого русского классика Льва Николаевича Толстого и отмечается, что его ресурсный потенциал может быть использован для регионального развития Крыма. Рассматриваются наиболее значимые факторы и направления влияния потенциала бренда писателя на современную культуру. Большое внимание автор уделяет изучению репрезентации данной фигуры в интернет-пространстве, при этом актуализируются «крымские страницы» творчества и биографии писателя как перспективные и актуальные для продвижения персонального бренда. Автор приходит к выводу, что для эффективного использования последнего необходимо учитывать специфику аудитории региона и современные цифровые технологии, освещающие «крымские страницы» творчества классика. Актуальные культурные практики позволяют расширять представление о конкретной личности, использовать визуализацию данного образа для формирования имиджа Крыма в тематическом направлении «Л.Н. Толстой и Крым».

Ключевые слова: культурология, ресурсный потенциал, персональный бренд, региональное развитие, культурная территория, Л.Н. Толстой, Крым, интернет-пространство

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Гоцанюк Н.Ю. Ресурсный потенциал персонального бренда Л.Н. Толстого в интернет-пространстве // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 375-380. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.49.

Original article

Resource Potential of L.N. Tolstoy's Personal Brand in the Internet Space Natalia Yu. Gotsanyuk

Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russia, oreznik2005@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-2810-3845

Abstract. This article deals with the research of the ambiguous category of the personal brand of the great Russian classic Leo Tolstoy. It is noted that its resource potential can be used for the regional development of the Crimea; the most significant factors and directions of the influence of the potential of the writer's brand on modern culture are considered. The author pays great attention to the consideration of this figure in the Internet space, while the "Crimean pages" of the writer's creativity and biography take on increasing importance as promising and relevant for the promotion of a personal brand. The author comes to the conclusion that in order to effectively use a personal brand, it is necessary to take into account the specifics of the region's audience and modern digital technologies that illuminate the "Crimean pages" of the classic's creativity. Current cultural practices allow us to expand the idea of a particular figure, to use the visualization of this image to form the image of the Crimea in the direction of "L.N. Tolstoy and the Crimea".

Keywords: resource potential, personal brand, regional development, cultural territory, L.N. Tolstoy, the Crimea, Internet space

Funding: Independent work.

For citation: Gotsanyuk, N.Yu. (2023) Resource Potential of L.N. Tolstoy's Personal Brand in the Internet Space. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 375-380. Available from: doi:10.24158/fik.2023.12.49 (In Russian).

Введение. В настоящее время каждый регион стремится использовать туристические базы, музейные экспозиции, культурные маршруты, которые могли бы способствовать его экономическому росту. Крым выступает в этом отношении как поливекторная культурная территория, где уже известные направления должны сочетаться с новыми, перспективными. Фигуру Льва Николаевича Толстого, связанного с полуостровом и биографически, и творчески, можно позиционировать как важный, актуальный для современной аудитории бренд.

Литературоведческие и культурологические разработки, посвящённые эффективному осмыслению ресурсного потенциала классика мирового уровня, не в полной мере учитывают осо-

© Гоцанюк Н.Ю., 2023

бенности развития туризма, связанного с конкретными значимыми именами отечественной культуры. В связи с этим задача определения значимости Л. Толстого для Республики Крым является новой, не раскрытой в достаточной степени в научной литературе.

Методы. Ресурсный потенциал региона во многом определяется его природными и историческими богатствами, используемыми на конкретном этапе развития экономики. В настоящее время актуализация громких (в том числе и литературных) имён прошлого смещает фокус регионального потенциала в сторону культуры и туризма. Возможности развития крымского региона связаны с такими категориями, как «культура», «культурный ландшафт»: в частности, последнее «фиксирует упорядоченность, взаимосвязанность и закономерность явлений на поверхности Земли в пространственном аспекте, прежде всего, - единство природных и культурных (в широком смысле) компонентов»1. Интерес к крымскому ландшафту растёт и в науке, и в культурной жизни России. Регион становится все более популярным объектом географических, социологических, культурологических и междисциплинарных гуманитарных исследований. Крым выступает как эффективное средство аккумуляции, воспроизведения и ретрансляции ресурсного потенциала различных культур. Так, В.Л. Каганский утверждает, что прежде всего не природные, а культурные (в том числе идеолого-политические) факторы обусловили формирование в России унифицированного централизованного ценностно-поляризованного культурного ландшафта2.

В словаре А.Н. Азрилияна «потенциал» трактуется с экономических позиций как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области3. В качестве последних следует понимать те, которые могут быть использованы для достижения определённой цели. В крымском контексте имя Льва Николаевича Толстого можно рассматривать как эквивалент глобализма и гуманизма одновременно. В своих произведениях (как художественных, так и публицистических) он выступал как «выдающийся деятель русской и мировой культуры, гениальный писатель-гуманист, мыслитель-моралист, оказавший и оказывающий влияние на умы и сердца людей» (Козлов, 2003: 131).

В работе исследователя Н.С. Козлова «Интеллектуальные, философские и социальные искания Льва Толстого» на материале наиболее важных публицистических и научных статей исследуются поиски смысла жизни писателя на протяжении всей его жизни: «Труд и человек труда, его деятельность выступают как высшая ценность. Так делается жизнь: люди своими усилиями создают все многообразие и красоту жизни. И в этой деятельности смысл жизни людей - эта идея пронизывает многие страницы его творческого наследия» (Козлов, 2003: 145). Персональный бренд данной культурной фигуры строится на том, что «человек изначально чего-то стоит как специалист»4. Л.Н. Толстой позиционируется как «специалист в области литературы»: его произведения охватывают самую разнообразную тематику, в них изображены реалистичные художественные образы, которые являлись, с одной стороны, типичными для своей эпохи, а с другой - содержательно противоречивыми и диалектичными.

Художественные произведения Л.Н. Толстого, связанные с Крымом, - это, в первую очередь «Севастопольские рассказы», «Дьявол», также рассказ «Ильяс», законченный в Симеизе. В Гаспре, кроме дневников, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат», статьи «Солдатская памятка», «Офицерская памятка», «К рабочему народу», «К молодёжи» и другие. В письмах и дневниках он оставил самые тёплые слова о полуострове. Сохранение и популяризация свидетельств Л. Толстого как культурных памятников прошлого позволяет позиционировать их как важный и значимый культурный бренд Крыма.

Согласно Е. Никитиной, «личный бренд - это совокупность коммуникаций, которые помогают человеку занять уверенное положение и стать лидером в какой-либо сфере. В идеале -стать человеком, которого знает и уважает весь мир»5. Рассматривать имя Льва Толстого как бренд позволяет его яркая индивидуальность и известность в российском культурном пространстве. Потребители (читатели, посетители музея, памятных мест или библиотеки) хорошо знают жизненный путь и творчество писателя, периодически обращаются к его произведениям, часть из них включена в школьную программу для изучения подрастающим поколением. Особое внимание уделяется дневникам, где встречаются «крымские» страницы.

Результаты. Доминантным фактором личного бренда выступает узнаваемость. У читателей формируется определённый стереотип, набор информационных представлений о данном

1 Каганский В.Л. Пространственные закономерности культурного ландшафта современной России : ав-тореф. дис. ... канд. геогр. наук. М., 2012. 26 с.

2 Там же.

3 Потенциал [Электронный ресурс] // Большой экономический словарь. URL: https://rus-big-economic-dict.slovaronline.com/10892-ПОТЕНЦИАЛ (дата обращения 11.11.2023).

4 Никитина Е. Что такое личный бренд и кому он нужен [Электронный ресурс] // Ан. Два. URL: https://andva.ru/chto-takoe-lichnyj-brend-i-komu-on-nuzhen (дата обращения 11.11.2023).

5 Там же.

авторе и его значимости. Указанный аспект тесно связан с таким фактором, как дифференциация: бренд должен выделяться на фоне подобных явлений. Творческая манера и биография Л.Н. Толстого этому способствуют.

Дополнительные ценности индивидуального бренда Л.Н. Толстого каждый читатель определяет сам, так как произведения и личностные черты данного автора изучаются еще в период обучения в средней школе и хорошо знакомы подавляющему большинству россиян. Достаточно широкий круг посещающих Крым уже сформировал своё представление о писателе и его биографии. Бренд - это прежде всего имя, символ, совокупность черт, предназначенных для идентификации услуги, товара, явления. Как показывает опрос читателей разного возраста, Л.Н. Толстой выступает в их культурном опыте как крупная и авторитетная фигура русской и мировой классики, чьи мировоззренческие поиски достаточно репрезентативны и содержательны. Интернет-ресурс «Са-мопознание.ру»1 в материале «4 главных черты характера и жизненный манифест Льва Толстого» указывает на целеустремлённость, смелость, склонность к экспериментам и противоречивость писателя. Восприятие данной личности россиянами отличается демократизмом и креативностью.

Сегодня влияние на потребителей идёт преимущественно через рекламу, в том числе и у блогеров. Именно в процессе рекламных кампаний происходит изменение и настройка образа бренда в сознании целевой аудитории (Рябых, Зебра, 2015). Для того чтобы потребитель данного бренда легко идентифицировал его в интернет-пространстве, необходимо правильно репрезентировать его специфику, подчеркнуть индивидуальные особенности, поскольку главная задача брендинга - «.помочь целевой аудитории сделать выбор в пользу конкретного товара/услуги в условиях свободного рынка» (Рябых, Зебра, 2015: 10).

Как правило, бренд-менеджеры используют механизмы, облегчающие потребителям обработку информации о продукте и связанном с ним бренде. Смысл этого заключается в том, чтобы поместить в память людей запоминающийся и индивидуализированный образ, контакт с которым будет положительным и вызывающим определённые ассоциации. Для этого следует использовать следующие механизмы, выделенные А.А. Крыловой:

- атрибуты и визуальное представление бренда, которые должны не просто создать запоминающийся образ, но и подчеркнуть или даже усилить впечатление от определенных свойств, присущих ему;

- рекламные кампании: многократное повторение способствует закреплению в памяти ассоциативного ряда, который должен быть связан с брендом;

- эмоциональное наполнение: «яркие позитивные послания, которые бренд несет своей целевой аудитории, усиливают воздействие на потребителей и включают механизм эмоциональной неуязвимости и способности управлять настроением» (Крылова, 2021).

Выделяются четыре уровня связи аудитории с брендом: знание (осведомление человека о репрезентируемом с его помощью продукте), понимание (восприятие идеи, которую несёт бренд), приверженность как эмоциональная лояльность, предпочтение обозначенной им продукции, а также участие (люди не только разделяют ценности бренда, но и готовы активно способствовать развитию компании - давать обратную связь, предлагать идеи)2.

Связь аудитории с персональным брендом великого писателя является многоуровневой: Л.Н. Толстой выступает как имя, известное большому количеству потребителей, воспринимаемое несколькими поколениями читателей русской литературы. Ресурсный потенциал данного бренда основан прежде всего на произведениях Л. Толстого, которые закрепились в сознании читателей через эмоциональные и рациональные ассоциации (на это указывает Б.Л. Бойко в статье «Звуки, цвета, свет и запахи в картине войны (по текстам «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого») (Бойко, 2014)).

Произведения, связанные с крымскими страницами биографии писателя, отмечены реалистичностью и узнаваемостью. Так, «Севастопольские рассказы» анализировались в этом контексте М.И. Щербаковой, которая заметила: «В "Севастопольских рассказах" художественным гением Л.Н. Толстого воссоздана психологическая картина Крымской войны и ясно обозначены её духовные смыслы» (Щербакова, 2022: 166). Данный исследователь прослеживает духовный рост писателя-реалиста, его пристальное внимание к повседневным деталям, постепенно переходящее к художественным обобщениям. Следует отметить, что Л.Н. Толстой изображает Крым непосредственно только в двух произведениях - «Севастопольские рассказы» и «Дьявол», однако «крымские детали» встречаются также в его других значимых произведениях и в публицистике.

1 4 главных черты характера и жизненный манифест Льва Толстого [Электронный ресурс] // Самопозна-ние.ру. URL: https://samopoznanie.ru/news/13639/ (дата обращения: 07.12.2023).

2 Восемь факторов силы бренда [Электронный ресурс] // Spark.ru. 2021. 18 ноября. URL: https://spark.ru/startup/logo/blog/81396/vosem-faktorov-sili-brenda?ysclid=loy47zka2b638691141 (дата обращения 14.11.2023)

Культурологические категории непосредственно применимы к крымским страницам биографии и творчества писателя, где обнаруживается антагонизм войны и мира, вечного и повседневного. Исследователь В.В. Курьянова сосредотачивает своё внимание на духовной составляющей характеристики русского человека, представленной Л. Толстым в «Севастопольских рассказах» (Курьянова, 2012). Ее рассуждения позволяют утверждать, что бренд Толстого-гуманиста, Толстого-философа уже сформирован. Он достаточно легко узнаваем, воспринимается как авторитет различными возрастными и социальными категориями читателей, мировоззренческая позиция писателя вызывает интерес исследователей.

Л.Н. Толстой - это прежде всего личность. Его духовные предпочтения отражены в художественных произведениях достаточно убедительно, что подтверждается читательским интересом к ним. Если принять как данность, что культура выступает средством самореализации, то творчество писателя демонстрирует ее как последовательную и сложную эволюцию творческих замыслов, диалектичных и узнаваемых одновременно.

Культура всегда предполагает меру и оценку, поэтому творчество данного писателя можно рассматривать как культурное наследие, сочетающее субъективное оценивание и типичное изображение. Л.Н. Толстого интересует событийная составляющая истории, он рассматривает и обыденность, повседневность, и исключительность, нетипичность (например, война). Целевая аудитория читателей, в свою очередь, получает созданную автором «Севастопольских рассказов» галерею образов, синтез повседневных и бытийных явлений, события различных временных пластов в сочетании с конкретными эмоциями и переживаниями, что характерно для брен-динга. Условно говоря, данный писатель так изображает (преподносит) конкретный художественный материал, что аудитория, воспринимающая его, последовательно увеличивается, её внимание концентрируется, тем самым привлекая потребителей к культурной торговой марке - «Лев Толстой и Крым». Как отмечают некоторые исследователи, «если за торговым знаком не стоит никаких эмоций и лояльной аудитории, это не бренд, а просто нечто написанное...» (Рябых, Зебра, 2015: 13). Кроме того, достаточно большой процент читателей может точно описать, к какой отрасли относится главное достижение писателя - его творчество, они регулярно читают классику и могут правильно назвать главные произведения данного автора. Если учесть, что Л.Н. Толстой известен читателям уже свыше ста лет, его персона становится неотъемлемой составляющей богатой и разнообразной ресурсной базы Крыма.

Обсуждение. Актуальным становится обновление и эффективное использование данного имени в интернет-пространстве, так как современный читатель выступает как пользователь Сети, получающий информацию из данного источника. Этому способствовал тот факт, что в феврале 2014 г. полное собрание сочинений классика было оцифровано по инициативе его праправнучки Фёклы Толстой, которая в 2013 г. указала на желание писателя быть доступным для всех. У читателей появилась возможность ознакомиться с произведениями, черновиками и дневниками на сайте Tolstoy.ru1. Праправнук писателя Владимир Толстой считал, что это особая миссия, а руководитель проекта уточнила: «Толстой - идеолог Сети. Те идеи, которые он высказывал, фактически лежат в основе философии Интернета. Толстой когда-то отказался от авторских прав. А сегодня дискуссия на тему авторских прав в Интернете особенно актуальна. Он чувствовал связанность всего и вся в мире. Вспомните цитату из сна Пьера Безухова: "Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие". Фактически это метафорическое описание сетевого общества»2.

Блогер Дмитрий Чернышев, известный под ником mi3ch, согласился, что Льва Николаевича в этом смысле можно назвать идеологом свободного Интернета. Литературовед и литературный критик А. Архангельский подчёркивает значимость именно такой подачи информации: «Важно, что люди, включаясь в большой цифровой проект, становятся причастными к миру Толстого, к большой русской классике. Они будут предъявлять себя к самим себе через Толстого»3. Этапы работы над оцифровкой литературного наследия отражены на портале «Весь Толстой в один клик»4.

Ещё одно направление популяризации классика - его цитаты, которые выполняют активную роль микроблогера. В Интернете представлены различные исторические личности, но Лев

1 Лев Толстой [Электронный ресурс]. URL: Tolstoy.ru (дата обращения: 07.12.2023).

2 Забродин А. Фекла Толстая: Лев Толстой был идеологом Интернета [Электронный ресурс] // Российская газета. Специальный проект DIGITAL. URL: https://rg.ru/2014/12/11/levtolstoy-site.html (дата обращения: 12.11.2023).

3 Весь Лев Толстой теперь доступен в Интернете [Электронный ресурс] // Вести.ру. URL: www.vesti.ru/ar-ticle/1821476 (дата обращения: 12.11.2023).

4 Весь Толстой в один клик [Электронный ресурс]. URL: https://readingtolstoy.ru/ (дата обращения 07.12.2023).

Толстой и Фёдор Достоевский собрали наибольшее количество подписчиков: «Твиты Толстого в целом куда интереснее и содержательнее - превращённые в короткие статусы переживания, наблюдения и мысли из дневника писателя порой очень удачно сопровождают актуальную новостную повестку сегодняшнего дня»1. Lenta.ru рассказывает, как классик русской литературы помещает посты о работе в полях, пытается разъяснить людям, почему Христос не трудился, и рассуждает о том, что отсутствие «уважения и повиновения из-за страха» и «выступившая свобода» - актуальные приметы современности2.

Можно также привести в качестве примера публикации рассматриваемой тематики в цифровой периодической печати. Так, на сайте газеты «Крымские известия»3 представлены этапы пребывания классика в Крыму, названы памятные места, связанные со всеми его тремя визитами в данный регион. Здесь же размещён комментарий заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Института филологии Крымского федерального университета, доктора филологических наук С.О. Курьянова, в котором указывается, что к юбилею писателя необходимо создать Крымский республиканский литературный музей имени Льва Толстого в Симферополе и Музей Толстого во дворце графини Паниной в Гаспре - в местах, связанных с пребыванием писателя на полуострове. Эту идею поддерживает Николай Волков, председатель Комитета Государственного совета Республики Крым по культуре и вопросам охраны культурного наследия, который в преддверии юбилея предлагает интенсифицировать издание соответствующей «толстовской» литературы - произведений Льва Николаевича, а также книг и альбомов о нём4.

Заключение. Появление многочисленных информационных интернет-публикаций, он-лайн-площадок способствует развитию интереса к данному автору. Средства массовой информации популяризируют культурное наследие Льва Николаевича Толстого, а значит, создают устойчивую базу для развлечений и отдыха в Крыму с учётом «толстовского бренда». Как подчёркивают М.А. Малиш, М.А. Решетова, «от подхода к вопросам освещения и популяризации культурного наследия зависит дальнейшее развитие конкретного региона» (Малиш, Решетова, 2021: 122). Главное, чтобы данный ресурсный потенциал раскрывался путём активного участия пользователя (посетителя музея, туриста) в освоении новых знаний и обладал достаточно актуальным и профессионально выстроенным культурным наполнением. Динамичные социальные сети, форумы, интернет-страницы, блогинговые системы могут позиционировать ресурсный потенциал персонального бренда Л.Н. Толстого в культуре Крыма в дальнейшем.

Список источников:

Бойко Б.Л. Звуки, цвета, свет и запахи в картине войны (по текстам «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого) // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2014. № 4. С. 35-45.

Козлов Н.С. Интеллектуальные, философские и социальные искания Льва Толстого // Философия и общество. 2003. № 4 (33). С. 131-145.

Крылова А.А. Влияние бренда на потребителя // Молодой ученый. 2021. № 18 (360). С. 257-259.

Курьянова В.В. К вопросу об эстетической позиции Л.Н. Толстого (о границах пейзажных описаний в «Севастопольских рассказах»). Часть 1 // Вопросы русской литературы. 2012. № 22 (79). С. 218-235.

Малиш М.А., Решетова М.А. Сохранение и популяризация объектов истории и культуры в современном обществе // Культурная жизнь Юга России, 2021. № 3 (82). С. 121-128. https://doi.org/10.24412/2070-075X-2021-3-121-128.

Рябых А., Зебра Н. Персональный бренд. Создание и продвижение. М., 2015. 217 с.

Щербакова М.И. Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого: духовные смыслы Крымской войны // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 162-173. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-162-173.

References:

Boiko, B. L. (2014) Zvuki, tsveta, svet i zapakhi v kartine voiny (po tekstam «Sevastopol'skikh rasskazov» L.N. Tolstogo) [Sounds, colors, light and smells in the picture of war (according to the texts of "Sevastopol stories" by L.N. Tolstoy)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 22. Teoriya perevoda. (4), 35-45. (In Russian).

Kozlov, N. S. (2003) Intellectual, Philosophical and Social Search of L. Tolstoy. Filosofiya i obshchestvo. (4 (33)), 131-145. (In Russian).

Krylova, A. A. (2021) Vliyanie brenda na potrebitelya [The impact of the brand on the consumer]. Molodoi uchenyi. (18 (360)), 257-259. (In Russian).

1 Степанов В. В соцсетях «оживают» великие люди прошлого [Электронный ресурс] // Союз. URL: http://zhurnal-soyuz.ru/в-соцсетях-оживают-великие-люди-про/?ysclid=lp88bb93x2940668631 (дата обращения: 12.11.2023).

2 Степанов В. На словах я Лев Толстой. В соцсетях «оживают» великие люди прошлого [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2013/09/25/history/ (дата обращения: 12.11.2023).

3 Васильев А. Экспедиция «КИ» по крымским местам писателя [Электронный ресурс] // Крымские известия. URL: https://new.crimiz.ru/rubriki/102-lyudi-i-sudby/21611-ekspeditsiya-ki-po-krymskim-mestam-pisatelya (дата обращения: 12.11.2023).

4 Отмечая 195 лет со дня рождения Льва Толстого, готовимся к 200-летию [Электронный ресурс] // Дзен. Крымские известия. URL: https://dzen.ru/a/ZP6_rWyPQU3DHAr0 (дата обращения: 07.12.2023).

Kur'yanova, V. V. (2012) K voprosu ob esteticheskoi pozitsii L. N. Tolstogo (o granitsakh peizazhnykh opisanii v "Sevasto-pol'skikh rasskazakh"), chast' 1 [On the question of L.N. Tolstoy's aesthetic position (on the boundaries of landscape descriptions in "Sevastopol Stories"). Part 1]. Voprosy russkoi literatury. (22 (79)), 218-235. (In Russian).

Malish, M. A. & Reshetova, M. A. (2021) Preservation and Popularization of Objects of History and Culture in Modern Society. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. (3 (82)), 121-128. Available from: doi:10.24412/2070-075X-2021-3-121-128. (In Russian).

Ryabykh, A. & Zebra, N. (2015) Personal'nyi brend. Sozdanie i prodvizhenie [A Personal Brand. Creation and Promotion]. Moscow. 217 р. (In Russian).

Shcherbakova, M. I. (2022) Leo Tolstoy's Sevastopol Stories: Spiritual Meanings of the Crimean War. Studia Litterarum. 7 (2), 162-173. Available from: doi:10.22455/2500-4247-2022-7-2-162-173. (In Russian).

Информация об авторе Н.Ю. Гоцанюк - проректор по связям с общественностью и коммуникациям Крымского университета культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.Yu. Gotsanyuk - Vice-Rector for Public Relations and Communications, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.