Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал хозяйств населения Оренбургской области'

Ресурсный потенциал хозяйств населения Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Т. Н.

Дана оценка ресурсного потенциала и перспективы хозяйств населения. Авторами отмечено, что хозяйства населения являются в настоящее время полноправным, эффективным, развивающимся участником аграрной сферы, функционирование которых не только вносит вклад в производство сельскохозяйственной продукции, но и определяет уровень жизни сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource potentials of farm enterprises and their population

The resource potentials and prospects of private farms development are assessed. It is pointed out that the private farm enterprises can be characterized as efficient developing and full rights enjoying members of the agrarian sector. The functioning of these private farms make an essential contribution to the production of farm produce and determine the level of rural population life.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал хозяйств населения Оренбургской области»

Ресурсный потенциал хозяйств населения Оренбургской области

Т.Н. Ларина, к.э.н, доцент, Оренбургский ГАУ

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК — одно из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В рамках данного направления предусмотрено развитие механизмов поддержки личных подсобных хозяйств населения. Согласно национальному проекту, в России объем реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами к 2008 г. должен увеличиться на 6% к уровню 2005 г. Оренбургская область запланировала прирост показателя в 2007 г. на 16,3% к уровню 2005 г. (в ценах реализации 2005 г.). Будет ли это по силам личным подсобным хозяйствам области? Каков их реальный вклад в экономику? В этой связи небезынтересно проанализировать показатели, характеризующие ресурсный потенциал хозяйств населения области, участвующих в производстве сельскохозяйственной продукции.

На начало 2005 г. в Оренбургской области в сельской местности проживало 909,7 тыс. человек (42,6% всего населения). Надо отметить, что на протяжении последних лет численность сельского населения сокращается. Только с 2002 по 2005 гг. она сократилась на 9,7 тыс. человек. Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 60,6% (в городских поселениях — 65,2%). По данным переписи населения 2002 г., средний размер сельских семей составляет 2,8 человека (в город-

ских поселениях — 2,6 чел.). Семьи состоят преимущественно из 2—3 человек. Однако на селе чаще, чем в городе, встречаются более многочисленные семьи (в статистических обследованиях их называют частными домохозяйствами). Так, на 1000 домохозяйств в сельских поселениях приходится 133 домохозяйства, состоящих из 5 и более человек (в городе — 85 домохозяйств) [1].

В сельском хозяйстве широко распространены формы производства, организованные на семейно-индивидуальной основе. Это — личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х).

При организации федерального государственного статистического наблюдения к ЛПХ относится форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, осуществляемой личным трудом гражданина и членов его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Землепользование хозяйств может состоять из приусадебных и полевых участков. К(Ф)Х осуществляет предпринимательскую деятельность и представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии [2].

По данным официальной статистики, на начало 2006 г. в Оренбуржье 18,7% сельскохозяйственных угодий находилось в пользовании фермеров и личном пользовании населения, насчитывалось 278,4 тыс. семей, имеющих земельные участки, 6574 крестьянских (фермерских) хозяйства. За последние пять лет площадь таких земель заметно возросла (табл. 1).

В среднем на одну семью приходится 36 соток земли, средний фермерский надел составляет139 га. Надо отметить, что рост земельной площади в хозяйствах населения с начала 1990-х гг. был обусловлен активизацией процесса выделения земель населению в связи со снятием ограничений по размерам приусадебного хозяйства.

В 2006 г. в структуре валового выпуска сельского хозяйства Оренбургской области доля продукции ЛПХ составила 57,1%, фермеров — 4,8%. Доля производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения в 2005 г. по сравнению с 2002 г. возросла на 5,6 процентных пункта.

В ЛПХ производится более 95% картофеля, сахарной свеклы, овощей. В ЛПХ и фермерских хозяйствах Оренбуржья производится свыше 60% молока, 64% мяса, 43% шерсти. Однако в 2005 г. по сравнению с 2004 г. производство продукции ЛПХ при его оценке в сопоставимых ценах сократилось на 6,4%, производство продукции в фермерских хозяйствах, напротив, возросло на 2%. Для сравнения: производство продукции сельскохозяйственных предприятий области в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось на 6,6% [3]. Однако производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения области в среднем, по динамике, более устойчиво, чем в крупных организациях.

Одним из показателей результатов производственной деятельности является уровень товарности продукции, определяемый как соотношение объема реализованной продукции к произведенной. Наибольший уровень товарности в хозяйствах населения в 2005 г. был по мясу (58%) и картофелю (48%). Однако нельзя назвать этот уровень высоким. Так, уровень товарности мяса в крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 52%, в сельскохозяйственных организациях — 134,5%. Сравнительно низкий уровень товарнос-

ти в хозяйствах населения объясняется значительным личным потреблением сельскохозяйственной продукции на цели питания и заготовку кормов для собственного скота и птицы. Это обстоятельство позволяет отнести хозяйства населения Оренбургской области к потребительскому типу, не ориентированному на рынок.

Специализация хозяйств населения тесно связана с размером земельного участка. Небольшие хозяйства занимаются преимущественно овощеводством. Как правило, подворья, содержащие скот, особенно крупный рогатый, в среднем располагают большими площадями земли. В последние годы в хозяйствах населения Оренбургской области расширяется ассортимент производимой продукции. К примеру, за 5 лет в 2 раза увеличилось производство винограда.

Главным образующим критерием хозяйств населения на селе является общность ресурсов и потребления [4]. При этом совместное потребительское хозяйство может сочетаться с совместным ведением индивидуально-семейного производства и получением доходов. Экономические основы сельских хозяйств населения определяются, во-первых, их функциями в сельскохозяйственном воспроизводственном процессе и, во-вторых, условиями жизни сельских семей (домохозяйств), укладом жизни на селе.

Результаты производственной деятельности хозяйств населения используются как для удовлетворения собственных потребностей, так и для продажи на рынке, пополняя доходную часть семейного бюджета. В домашних условиях осуществляется хранение продуктов, их переработка, то есть развивается «малая индустрия питания» и бытового обслуживания.

Данные о доходах (ресурсах) и расходах сельского населения — незаменимая информация для всестороннего анализа социально-экономического развития села. Она позволяет сравнивать уровень и качество жизни сельского и городского населения. Доходы сельского населения формируются из таких источников, как заработная плата, доходы от личного подсобного хозяйства, социальные трансферты (пенсии, пособия и т.п.). В этой связи необходимо отметить, что отношение заработной платы в сельском хозяйстве состав-

1. Площадь сельскохозяйственных угодий по землепользователям Оренбургской области

(на конец года, тыс. га)

Годы Все сельскохозяйственные угодья Пашня Кормовые угодья

К(Ф)Х ЛПХ К(Ф)Х ЛПХ К(Ф)Х ЛПХ

2001 785,9 78,7 620,9 59 165 17,9

2002 866,1 89,1 682,6 65,4 183,4 22

2003 914,7 95,8 714,7 70,6 199,9 23,6

2004 919,9 87,7 720,9 64,6 198,9 21,4

2005 934,4 88,9 730,3 65,4 204 21,8

2005 г. к 2001 г. 118,9 113,0 117,6 110,8 123,6 121,8

ляет лишь 31% к уровню средней заработной платы по области. Зарплата работников сельского хозяйства не достигает даже величины прожиточного минимума: в 2005 г. соотношение показателей составило 72%. Таким образом, заработную плату в настоящее время нельзя назвать основным источником дохода сельчан. Согласно результатам переписи населения 2002 г., в Оренбургской области в качестве основного источника средств к существованию 14,7% опрошенных указали доходы от личного подсобного хозяйства.

Одним из важнейших индикаторов экономического состояния сельского населения, уровня и качества жизни на селе является структура расходов на конечное потребление. Она отражает основные каналы расходов населения. Согласно выборочным обследованиям бюджетов домашних хозяйств, проводимым Федеральной службой государственной статистики по Оренбургской области, в 2004 г. в структуре расходов на конечное потребление сельских домашних хозяйств доля расходов на покупку продуктов питания составила 54,9% [1]. Общепризнано, что чем ниже доля затрат на питание, тем выше уровень и качество жизни. В развитых странах затраты на питание составляют не более 15—30% потребительских расходов. В сельских домохозяйствах Оренбургской области данный показатель намного превышает допустимые границы, несмотря на то, что доля стоимости натуральных поступлений продуктов питания в сельской местности значительна (около 30%). Важно учитывать и то, что при значительной доле расходов на питание последнее в нашей стране не соответствует рациональным нормам. Доля расходов на непродовольственные товары и оплату услуг составила 33,2%, что на 7,2 пункта меньше, чем в городской местности. Данные цифры говорят о сравнительно низкой обеспеченности сельских жителей товарами длительного пользования, неразвитой социальной инфраструктуре и сфере бытовых, культурных и других услуг. Очевидно, выжить на селе в современных условиях можно только благодаря подсобному хозяйству.

За годы аграрных реформ хозяйства населения стали главными производителями картофеля, мяса, овощей и ряда других видов продукции. Кроме того, сельские подворья являются основным источником дохода граждан. Именно поэтому в последние годы государство начало поддерживать ЛПХ так же, как и других сельхозтоваропроизводителей. Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. предусмотрены такие меры, как бесплатный ветеринарный

осмотр скота, мероприятия по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, предоставление ЛПХ материально-технических ресурсов на возвратной основе, формирование инфраструктуры обслуживания и обеспечения деятельности ЛПХ и т.д. Финансирование этих мероприятий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

В Оренбургской области в бюджете 2006 г. предусмотрено выделить более 70 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам, получаемым сельхозтоваропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, МТС. Особое внимание при этом уделено малым формам хозяйствования: крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам. В рамках национального проекта планируется субсидирование потребительских кредитных и торгово-закупочных кооперативов при получении кредитов на приобретение горюче-смазочных материалов, запчастей, семян, кормов, минеральных удобрений, племенного молодняка животных, на заработную плату, оплату взносов при страховании урожая, платежей по договорам финансового лизинга.

Следует подчеркнуть, что поднять производство в хозяйствах населения невозможно без решения социальных проблем села. В частности, необходимо стимулировать многодетность, увеличивать объемы жилищного строительства на селе, разработать четкую политику занятости сельского населения, направленную на смягчение ее сезонности. Также важным аспектом является развитие инфраструктуры села. Необходимо оптимизировать взаимодействие ЛПХ и фермеров с сельскохозяйственными предприятиями и местными органами власти с целью повышения эффективности производства в личных подсобных и фермерских хозяйствах. Устойчивому развитию экономики хозяйств населения будет способствовать долгосрочная государственная политика, основой которой станут результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи, прошедшей в июне 2006 г.

Литература

1. Областной статистический ежегодник: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2006.

2. Методологические положения по статистике. Вып. 3 / Госкомстат России. М., 2000.

3. Сельское хозяйство Оренбургской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2006.

4. Емельянов, А. Экономические основы сельских домашних хозяйств // Аграрная реформа: экономика и право. 2003. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.