Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение региональных целевых программ'

Ресурсное обеспечение региональных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ / REGIONAL BUDGET / PROGRAMME-TARGET METHOD / LONG-TERM TARGET PROGRAMMES / RESOURCE PROVISION / THE QUALITY OF PUBLIC FINANCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галухин Антон Викторович

В статье определены источники финансирования и проанализирована динамика ресурсного обеспечения долгосрочных целевых программ (далее – ДЦП) Вологодской области. Автором обоснована актуальность совершенствования существующей модели программно-целевого бюджетирования с целью повышения качества управления общественными финансами в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галухин Антон Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource provision of regional target programmes

The article identifies the sources of financing and analyses the dynamics of resource provision for the Vologda Oblast long-term target programmes (hereinafter – LTTP). The author substantiates the relevance of improving the existing model of programme-target budgeting in order to improve the quality of public finance management in the region.

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение региональных целевых программ»

Территориальные финансы

УДК 336.144.2(470.12) ББК 65.261.33(2Рос-4Вол)

© Галухин А.В.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

В статье определены источники финансирования и проанализирована динамика ресурсного обеспечения долгосрочных целевых программ (далее - ДЦП) Вологодской области. Автором обоснована актуальность совершенствования существующей модели программно-целевого бюджетирования с целью повышения качества управления общественными финансами в регионе.

Региональный бюджет, программно-целевой метод, долгосрочные целевые программы, ресурсное обеспечение, качество управления общественными финансами.

Galukhin A.V.

RESOURCE PROVISION OF REGIONAL TARGET PROGRAMMES

Galukhin Anton Viktorovich - Junior Scientific Associate. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky St., Vologda, Russia, 160014. E-mail: antongalukhin@yandex.ru.

The article identifies the sources of financing and analyses the dynamics of resource provision for the Vologda Oblast long-term target programmes (hereinafter - LTTP). The author substantiates the relevance of improving the existing model of programme-target budgeting in order to improve the quality of public finance management in the region.

Regional budget, programme-target method, long-term target programmes, resource provision, the quality of public Finance management.

Одним из ключевых направлений работы органов государственной власти является повышение качества управления общественными финансами. При этом задача заключается в том, чтобы обеспе-

/•>

ГАЛУХИН Антон Викторович младший научный сотрудник ФГБУН ИСЭРТ РАН Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: antongalukhin@yandex.ru Тел.: 8(8172) 59-78-10

чить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы как базовых принципов ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства. Реализовать её призван переход от модели бюджетного планирования «управления затратами» к модели «управления результатами», то есть к бюджетированию.

Переход территориального бюджетного планирования на среднесрочный период (три года) должен способствовать увеличению прогнозных горизонтов и повышению качества управления

социально-экономическими системами. Этот подход позволяет повысить качество определения объёма финансирования мероприятий в рамках ДЦП в соответствии с ресурсной потребностью на их реализацию и размером доходной базы регионального бюджета.

Долгосрочные целевые программы, количество которых в Вологодской области постоянно увеличивается (с 28 в 2008 году до 58 в 2012 году), выступают в качестве одного из инструментов реализации новой модели бюджетирования. Основой ресурсного обеспечения данных программ являются финансовые средства, аккумулируемые в бюджете области.

Однако уровень бюджетного планирования и прогнозирования является слабой стороной финансового менеджмента региона. Подтверждением данному тезису является тот факт, что в областные законы о бюджете Вологодской области были внесены поправки в 2008 году 8 раз, в 2009 - 9, в 2010 и 2011 - 11, в 2012 - 9. В результате этого основные параметры регионального бюджета в 2008 - 2012 гг. были существенно изменены. Корректировка коснулась как доходной части регионального бюджета, так и расходной. При этом объёмы доходов и расходов, определённые в проекте регионального бюджета на 2009 - 2011 гг., были скорректированы в меньшую сторону в соответствии с проектом бюджета области на 2010 год на 20,3 и 8,2% соответственно. Планируемые параметры на 2011 год были сокращены ещё более значительно: в проекте бюдже-

та на 2011 - 2013 гг. были уменьшены доходы на 35,7%, а расходы на 29,4%. В 2012 году финансовые возможности региона и выполнение расходных обязательств, осуществляемые за счёт средств областного бюджета, были пересмотрены в сторону увеличения относительно более ранних оценок данных параметров, заложенных в проекте бюджета на 2011 - 2013 гг., на 2,6 и 24,2% соответственно (табл. 1).

При этом основным фактором, приведшим к значительной волатильности проектных параметров бюджета Вологодской области, являются последствия мирового финансово-экономического кризиса конца 2000-х гг., оказавшие непосредственное влияние на экономику, которое выразилось в падении ВРП на 3,3 и 12,9% в 2008 и 2009 гг. соответственно.

Общемировой кризис ликвидности, вызванный проблемами банковского сектора, привёл к сокращению объёмов мирового потребления и цен на сырьевые и другие товары. Данный факт негативным образом повлиял на результаты деятельности предприятий Вологодской области. В результате этого значительно сократились поступления в региональный бюджет по налогу на прибыль (более чем в

4,5 раза по сравнению с 2008 годом).

Причиной этому стало, в первую очередь, уменьшение отчислений по данному налогу от предприятий ОАО «Северсталь» в 18 раз и предприятий ОАО «ФосАгро» -в 6,5 раз, в совокупности формировавших более 73% всех налогов на прибыль Вологодской области в 2008 году (рис. 1).

Таблица 1. Изменение проектных параметров доходов (расходов) бюджета Вологодской области

в 2008 - 2012 гг., млрд. руб.

Наименование 2008 2009 2010 2011 2012

доходы расходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы

Проект на 2008 г. 26,7 30,3 - - - - - - - -

Проект на 2009 -2011 гг. - - 43,1 46,4 45,8 48,5 49,8 51,0 - -

Проект на 2010 г. - - - - 36,5 44,5 - - - -

Проект на 2011 -2013 гг. - - - - - - 32,0 36,0 34,2 31,8

Проект на 2012 -2014 гг. - - - - - - - - 35,1 39,5

Источник: Данные Департамента финансов Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.df35.ru/

Снижение финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятий во время кризиса привело к сокращению численности занятых в экономике региона и росту уровня безработицы в Вологодской области в 2009 году на 2,0 п. п., что повлекло за собой уменьшение поступлений налога на доходы физических лиц на 9,8%.

Отмеченные изменения привели к сокращению на 44,7% в 2009 году собственных доходов областного бюджета. При этом низкий уровень финансового планирования Вологодской области не позволил заранее спрогнозировать поступление дополнительных 10,6 млрд. руб. в региональную казну. Планировавшийся изначально с дефицитом в размере 3,6 млрд. руб. бюджет региона в 2008 году был исполнен с профицитом в 0,4 млрд. руб. Анализ проектных параме-

тров и результатов исполнения бюджета Вологодской области в 2009 - 2010 годах показывает, что доходные возможности были ниже планируемых объёмов на 21 -27%. В связи с этим руководство региона прибегало к ежегодному сокращению расходов в размере 9 - 19% ранее планировавшихся объёмов. В 2012 году в результате увеличения собственных доходов бюджета Вологодской области на 2,7 млрд. руб. и выделения региону дополнительных

7,5 млрд. руб. безвозмездных поступлений из федерального бюджета фактический объём доходов составил 124% от плана. Вместе с тем расходная часть была увеличена ещё более значительно (прирост составил 42,1%), что привело к исполнению регионального бюджета с дефицитом в 2,8 млрд. руб. вместо ранее прогнозируемого профицита в 2,4 млрд. руб. (табл. 2), что

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

50,9

22,5

17,4

9,2

12,5

16,7

37,2

33,3

40,7

15,7

20,4

23,2

34,2

20

22,5

23,3

6,7

38,1

21,9

33,3

2008 1 2009 —1 1 2010 1 2011 1 2012

■ Филиалы ■ Местные организации ■ Химическое производство ■ Металлургическое производство

Рис. 1. Отраслевая структура поступлений налога на прибыль в региональный бюджет Вологодской области в 2008 - 2012 гг. [4]

Таблица 2. Результаты исполнения бюджета Вологодской области в 2008 - 2012 гг.

Год Планируемый объём доходов (расходов), млрд. руб. Фактический объём доходов (расходов), млрд. руб. Изменение*

млрд. руб. %

2008 26,7 (30,3) 39,5 (39,1) 12,8 (8,8) 147,9 (129,0)

2009 43,1 (46,4) 31,3 (37,7) -11,8 (-8,7) 72,6 (81,3)

2010 45,8 (48,5) 36,1 (43,1) -9,7 (-5,4) 78,8 (88,9)

2011 49,8 (51,0) 39,3 (46,5) -10,5 (-4,5) 78,9 (91,2)

2012 34,2 (31,8) 42,4 (45,2) 8,2 (13,4) 124,0 (142,1)

*Расчёты автора. Источник: Данные Департамента финансов Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.df35.ru/

обусловило рост государственного и муниципального долга области к концу 2012 года до 98% собственных доходов.

Финансовым органам государственного управления Вологодской области за 2009 - 2012 гг. так и не удалось обеспечить сбалансированное исполнение региональной казны. При этом максимального размера в абсолютном выражении дефицит областного бюджета достиг в 2011 году (7,2 млрд. руб.), а в расчёте к собственным доходам региона он был максимальным в 2009 году (34,1%). Только в результате значительного урезания расходов по сравнению с проектом бюджета на 2012 - 2014 гг. тенденцию роста объёмов дефицита удалось сломить, а его размер был уменьшен до 2,8 млрд. руб. (8,9% собственных доходов; рис. 2).

Сокращение объёмов поступления денежных доходов в бюджетную систему Вологодской области, сопровождаемое политикой оптимизации расходов, привело к многочисленным корректировкам долгосрочных целевых программ.

1т 0,4 |

0 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9

В среднем на одну программу в 2009 и

2011 годах приходилось более 5 корректировок. Суммарное количество вносимых изменений выросло с 31 редакции в 2008 до 220 в 2012 году. Максимальное число изменений проектов ДЦП региона было отмечено в 2011 году (249 редакций).

В результате вносимых изменений значительно пересмотрено финансовое обеспечение мероприятий.

В соответствии с первоначальными редакциями проектов региональных ДЦП было определено, что расходы бюджета Вологодской области на реализацию программных мероприятий составят от 5,7 млрд. руб. в 2008 году до 12,6 млрд. руб. в 2012 году. Максимальный объём бюджетных ассигнований на выполнение программ должен был быть выделен в 2011 году в размере 18,7 млрд. руб. (40% всех расходов области). В результате резкого сокращения финансовых возможностей региона в период острой фазы кризиса (конец 2008 - начало 2009 гг.) и последовавших в след за ним проблем сбаланси-

■ Дефицит (-), профицит (+)

Рис. 2. Динамика результатов исполнения регионального бюджета Вологодской области в 2008 - 2012 гг., млрд. руб.

Источник: Данные отчётности об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.roskazna.ru/reports/mb.html

рованного исполнения бюджета и нарастания долговой нагрузки финансирование расходных обязательств региона, осуществляемых программно-целевым методом, в 2012 году предполагалось уменьшить до 27,8% всех расходов бюджета.

Сокращение доходов областного бюджета, а вместе с ним и политика оптимизации расходов привели к ежегодному уменьшению финансирования относительно первоначально заявленных объёмов программных мероприятий Вологодской области. Выделенные на ДЦП средства областного бюджета за 2008 -2012 гг. увеличились лишь на 20% вместо ранее планировавшихся 120%. Решение проблемы сокращения размера дефицита бюджета, а также увеличившаяся до 17,9% доля расходов на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга Вологодской области в общем объёме расходов региона в 2012 году привели

Млрд. руб.

к уменьшению финансирования ДЦП на 24%. В расчёте к совокупному объёму расходов областного бюджета расходы на финансирование программных мероприятий не превышали 20% за весь анализируемый период. При этом, если в 2008 году доля финансирования программных мероприятий составляла 12,2%, то в 2009 году она сократилась до 8,8%. Максимальная доля расходов регионального бюджета, выделяемая на реализацию ДЦП Вологодской области, за весь анализируемый период составила всего 16,1% (2011 год). Большинство истекших в 2011 году программ были продлены на новый срок с уточнением целевых показателей и индикаторов и соответствующим ресурсным обеспечением, размеры которого были значительно сокращены по сравнению с предыдущими прогнозами. Доля расходов на мероприятия региональных программ в 2012 году была сокращена до 12,7%. (рис. 3).

В%к расходам

Планируемый объём финансирования ДЦП, млрд. руб.

Фактический объём финансирования ДЦП, млрд. руб.

Доля планируемого объёма финансирования ДЦП в расходах бюджета, ‘ Доля фактического объёма финансирования ДЦП в расходах бюджета, °Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Динамика финансирования долгосрочных целевых программ (ДЦП) Вологодской области в 2008 - 2012 гг.

Источник: Расчёты автора.

Таким образом, можно резюмировать, что в анализируемом периоде объём финансирования ДЦП региона был существенно ниже запланированного. Более того, дефицит ресурсного обеспечения выполнения программных мероприятий Вологодской области увеличивался четыре года подряд с 970 в 2008 до 11,2 млрд. руб. в 2011 году.

В 2009 и 2012 гг. текущее финансирование покрыло менее половины ресурсных потребностей реализации ДЦП Вологодской области, а в 2011 году дефицит достиг рекордных размеров - 60% (рис. 4).

Следствием сокращения объёмов финансирования стали массовые срывы реализации ранее заявленных программных мероприятий, что привело к невозможности достижения целевых индикаторов и показателей. Наглядным примером тому является ДЦП «Инвестиции в объекты капитального строительства на 2010 - 2013 годы и перспективу до 2020 года», объём финансирования которой за счёт средств бюджета Вологодской области в 2010 -

2012 гг. составил лишь 63% от ранее планировавшегося. Анализ хода её реализации показал, что достичь удалось только двух показателей: «ввод амбулаторно-поли-

клинических учреждений» и «ввод в действие учреждений физкультуры и спорта». При этом из числа ключевых параметров

реализации данной программы в 2012 году были исключены показатели ввода учреждений начального профессионального образования, домов-интернатов и объектов ЖКХ по той причине, что они вообще не строились. Остальные показатели реализации мероприятий программы были выполнены лишь на 58 - 82% (табл. 3).

Вместе с тем целый ряд ДЦП Вологодской области, изначально заявленных для реализации в 2008 - 2012 гг., не был профинансирован вовсе.

В то же время, несмотря на тяжёлое положение бюджетной системы Вологодской области, по ряду региональных целевых программ финансирование было увеличено по сравнению с изначально запланированным. С профицитом были исполнены 6 из 28 программ в 2008 году, 5 из 34 в 2009, 12 из 41 в 2010, 12 из 50 в 2011 и 12 из 58 в 2012. Основная доля дополнительных бюджетных ассигнований в 2008

- 2009 гг. приходилась на финансирование сельского хозяйства (льноводство), а также по программам повышения безопасности. В

2011 - 2012 гг. увеличение финансирования произошло по программам капитального строительства, образования, физкультуры и спорта, что отражает приоритетность реализации задач данных направлений, обусловленная указами президента РФ и губернатора Вологодской области.

70

60

50

40

30

20

60,0

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рис. 4. Дефицит ресурсного обеспечения ДЦП Вологодской области в 2008 - 2012 гг., %

Источник: Расчёты автора.

Таблица 3. Показатели реализации ДЦП «Инвестиции в объекты капительного строительства на 2010 - 2013 годы и перспективу до 2020 года»

Показатель 2010, факт 2011, факт 2012 2010 - 2012 гг.

базовый план уточнённый план факт план факт +, - %

Ввод в действие учреждений начального профессионального образования, мест 0 0 0 исключено 250 0 -250 0,0

Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест 220 40 790 485 0 1250 260 -990 20,8

Ввод в действие дошкольных общеобразовательных учреждений, мест 435 320 320 0 0 1310 755 -555 57,6

Ввод в действие домов-интернатов, мест 0 0 50 исключено 50 0 -50 0,0

Ввод больничных учреждений, коек 0 20 106 17 400 512 420 -92 82,0

Ввод амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену 1508 0 100 0 300 350 1808 +1458 517,0

Количество создаваемых рабочих мест 0 0 -* 219 145 219 145 -74 66,2

Ввод в действие учреждений культуры клубного типа, единиц 1 0 6 1 1 14 2 -12 14,3

Ввод в действие учреждений физкультуры и спорта, единиц 2 6 0 1 1 2 9 +7 450,0

Ввод в действие объектов коммунального хозяйства, единиц 0 0 0 исключено 4 0 -4 0,0

Профинансировано за счёт средств бюджета Вологодской области, млн. руб. 2,33 2,82 3,96 1,79 1,75 11,1 6,91 -4,19 62,3

^Первоначально не планировался Источник: Расчёты автора.

Анализ паспортов ДЦП показал, что на финансирование их мероприятий помимо денежных средств регионального бюджета предполагалось привлечение ресурсов и из других источников. Ими должны были выступить средства федерального бюджета, местных бюджетов Вологодской области, а также внебюджетные источники, к числу которых относятся внебюджетные фонды, а также собственные и заёмные ресурсы предприятий и организаций, являющихся участниками реализации мероприятий ДЦП региона.

Первоначально предполагалось, что средства областного бюджета составят более 60% всего объёма планируемого ресурсного обеспечения, предусмотренного в соответствии с проектами областных ДЦП в 2008 - 2010 гг., а также в 2012 году. В 2011 году основную долю (порядка 50%) финансирования должны были составить ресурсы внебюджетных источников. Обеспечение реализации программ за счёт федерального бюджета предполагалось в размере, не превы-

шающем 8%. При этом доля финансирования из бюджета Федерации по итогам

2012 года должна была снизится и составить всего 1,1%. Финансирование реализации программных мероприятий за счёт средств местных бюджетов согласно первоначальным редакциям паспортов ДЦП Вологодской области планировалось в пределах 0,8 - 1,9% ресурсного обеспечения (рис. 5).

Анализ фактических результатов реализации ДЦП Вологодской области показал, что доля финансирования программных мероприятий за счёт средств регионального бюджета составила 80 в 2011 и 68% в 2012 году. Вторым по значимости является вклад внебюджетных источников - 11,2 в 2011 и 28% в 2012 году, представляющий собой в основном заёмные средства организаций. Финансирование мероприятий ДЦП области за счёт средств федерального бюджета составило 6,6 в 2011 и 3,8% в 2012 году. Местные бюджеты участвовали в реализации лишь в размере 0,1 в 2011 и 0,3% в 2012 году от

■ Федеральный бюджет ■ Областной бюджет ■ Местные бюджеты ■ Внебюджетные источники

Рис. 5. Структура ресурсного обеспечения ДЦП Вологодской области в 2008 - 2012 гг., %

Источник: Расчёты автора.

общего объёма фактического ресурсного обеспечения анализируемых программ.

Совокупный дефицит ресурсного обеспечения составил 30,4 и 10,5 млрд. руб. в 2011 и 2012 гг. Степень недофинансирования достигла 77 и 56% в 2011 и 2012 гг. соответственно. Данный факт является свидетельством недостаточного уровня взаимодействия региональных властей с федеральным центром по включению программных мероприятий области в федеральные целевые программы и подпрограммы, а также с местным самоуправлением и организациями региона ввиду их малой информированности и отсутствия средств на участие в ДЦП.

Внебюджетные средства выделялись преимущественно на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, развитие человеческого капитала, а также сельского хозяйства, определённые в качестве приоритетных направлений Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года и указами президента РФ.

Таким образом, проведённый анализ позволяет утверждать, что обозначенная в Бюджетном послании Президента РФ ещё в 2011 году цель повышения качества управления общественными финансами в Вологодской области по состоянию на

2013 год не была достигнута.

Ключевыми проблемами внедрения программно-целевого бюджетирования в регионе являются:

- волатильность собственных доходов Вологодской области в 2008 - 2012 гг., обусловленная сильной зависимостью доходной базы бюджета от результатов финансово-хозяйственной деятельности нескольких предприятий региона, приведшая к большому количеству внесённых изменений в законы о территориальном бюджете ввиду отсутствия грамотного финансового менеджмента региональных органов управления;

- пересмотры основных параметров областного бюджета, повлекшие за собой резкий рост количества корректировок проектов ДЦП с 31 до 220 единиц, что является свидетельством слабости всей системы стратегического управления в регионе;

- рост более чем в 7 раз дефицита ресурсного обеспечения ДЦП, показывающий низкую степень согласованности долгосрочных целевых программ с доходными возможностями бюджета Вологодской области;

- низкий уровень привлечения на реализацию ДЦП средств из других источников финансирования, характеризуемый объёмом недофинансирования, превышающим совокупный размер дефицита ресурсного обеспечения, рассчитанный исходя из объёмов финансирования программных мероприятий, осуществляемых только за счёт средств бюджета Вологодской области.

Решению отмеченных проблем должны способствовать:

- прогнозирование параметров областного бюджета на основе методов, учитывающих особенности конкретного доходного источника, его волатильность и зависимость от неконтролируемых экономических факторов;

- планирование ресурсной потребности на выполнение программных мероприятий с учётом рисков недофинансирования со стороны бюджетной системы; при этом целесообразно иметь в наличии проработанный план действий по изы-

сканию дополнительных денежных ресурсов с целью минимизации дефицита ресурсного обеспечения программ;

- разработка долгосрочной бюджетной стратегии Вологодской области, которая по указанию президента РФ должна быть осуществлена во всех субъектах РФ в 2013

- 2014 гг.; её принятие позволит закрепить «потолки» по каждому направлению расходов, что должно повысить обоснованность ресурсной потребности каждой программы с целевыми параметрами их реализации;

- формирование паспортов программ с максимально возможным включением в программы федерального уровня, активизация работы органов государственной власти с органами местного самоуправления по поиску направлений участия муниципальных образований и организаций региона в реализации программных мероприятий.

Отсутствие регулярной комплексной оценки эффективности бюджетных расходов на реализацию ДЦП является ещё одним веским аргументом, подтверждающим актуальность совершенствования программноцелевого метода и дальнейших мер по адаптации модели «управления результатами» к российским реалиям бюджетирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Галухин, А.В. Долгосрочная целевая программа как инструмент программно-целевого метода бюджетного планирования [Текст] / А.В. Галухин // Молодые учёные - экономике: сб. работ молодёжной науч. школы. - Вып. 13. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - С. 202-207.

3. Поварова, А.И. Региональный бюджет 2012 - 2014: стабильность откладывается [Текст] / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 3. - С. 43-62.

4. Поварова, А.И. Региональный бюджет 2013 - 2015: стабильность или выживание? [Текст] / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 1. - С. 36-55.

5. Сводная информация о ходе реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области в 2011 году: отчёт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vologda-oblast.ru/common/upload/docs/Svodnaya_informatsiya_o_khode_realizatsii_DTSP_Vologodskoy_ oblasti_v_2011_godu_na_sayt.pdf

6. Сводная информация о ходе реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области в 2012 году: отчёт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vologda-oblast.ru/common/upload/docs/Svodnaya_informatsiya_o_khode_realizatsii_DTSP_Vologodskoy_ oblasti_v_2012_godu_na_sayt.pdf

7. Ускова, Т.В. Общественные финансы регионов: приоритеты модернизации [Текст] / Т.В. Ускова, А.И. Поварова, В.С. Орлова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 168 с.

REFERENCES

1. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu sobraniyu ot 13.06.2013 "O byudzhetnoy politike v 2014 - 2016 godakh” [Budget Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated June 13, 2013 "On the Budget Policy in 2014 - 2016”]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus” [Reference-Legal System Consultant Plus].

2. Galukhin A.V. Dolgosrochnaya tselevaya programma kak instrument programmno-tselevogo metoda byudzhetnogo planirovaniya [Long-Term Target Programme as a Tool of the Programme-Target Method of Budget Planning]. Molodye uchenye - ekonomike: sbornik rabot molodezhnoy nauchnoy shkoly - Vyp. 13 [Young Scientists - to Economics: a Collection of Works of the Youth Research School. Vol. 13]. Vologda: ISERT RAN, 2013, pp. 202-207.

3. Povarova A.I. Regional'nyy byudzhet 2012 - 2014: stabil'nost' otkladyvaetsya [Regional Budget of 2012 - 2014: Stability Is Delayed]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2012, no. 3, pp. 43-62.

4. Povarova A.I. Regional'nyy byudzhet 2013 - 2015: stabil'nost' ili vyzhivanie? [Regional budget for 2013 - 2015: stability or survival?]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 1, pp. 36-55.

5. Svodnaya informatsiya o khode realizatsii dolgosrochnykh tselevykh programm Vologodskoy oblasti v 2011 godu: otchet Pravitel'stva Vologodskoy oblasti [Summary Information on the Implementation of Long-Term Target Programmes in the Vologda Oblast in 2011: Report of the Vologda Oblast Government]. http://vologda-oblast.ru/common/upload/docs/Svodnaya_informatsiya_o_khode_realizatsii_DTSP_Vologodskoy_ oblasti_v_2011_godu_na_sayt.pdf

6. Svodnaya informatsiya o khode realizatsii dolgosrochnykh tselevykh programm Vologodskoy oblasti v 2012 godu: otchet Pravitel'stva Vologodskoy oblasti [Summary Information on the Implementation of Long-Term Target Programmes in the Vologda Oblast in 2012: Report of the Vologda Oblast Government]. http://vologda-oblast.ru/common/upload/docs/Svodnaya_informatsiya_o_khode_realizatsii_DTSP_Vologodskoy_ oblasti_v_2012_godu_na_sayt.pdf

7. Uskova T.V., Povarova A.I., Orlova V.S. Obshchestvennye finansy regionov: prioritety modernizatsii [Public Finances of the Regions: Modernization Priorities]. Vologda: ISERT RAN, 2010. 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.