ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА
УДК 338.32 : 69.003
ОВСЯННИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА, докт. экон. наук, профессор, tatovs@mail.ru
КАЗАКОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА, канд. экон. наук, доцент, kazak. og@bk. ги
РАБЦЕВИЧ ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА, канд. экон. наук, доцент, antгea85@yandex. ги
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ*
В статье рассматривается проблема ресурсных ограничений реализации инвестиционных программ и проектов, предусмотренных стратегическими документами развития строительного комплекса. Приводятся основные целевые индикаторы Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период до 2022 г. Описывается авторский методологический подход к определению потребности строительного комплекса в основных ресурсах. Даны графики, построенные на основе ресурсных балансов, характеризующих текущие и прогнозные потребности отрасли в ресурсах и ресурсообес-печенность.
Ключевые слова: стратегическое планирование; ресурсообеспеченность; ресурсные ограничения; строительный комплекс; инвестиционные программы; инвестиционные проекты.
TATYANA YU. OVSYANNIKOVA, DSc, Professor, tatovs@mail.ru
OKSANA G. KAZAKOVA, PhD, A/Professor, kazak. og@bk. ru
OLGA V. RABTSEVICH, PhD, A/Professor, antrea85@yandex. ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
* В статье использованы результаты исследования, выполненного при финансовой поддержке по проекту Минобрнауки Российской Федерации.
© Т.Ю. Овсянникова, О.Г. Казакова, О.В. Рабцевич, 2013
RESOURCE AVAILABILITY OF REGIONAL INVESTMENT PROGRAMS
A resource constraints problem of investment programs and projects implementation under the region strategic development are considered in this paper. Development strategy benchmarks of the construction complex in the Tomsk region for the period up to 2022 are presented herein. The authors' methodological approach to determining building complex needs in primary resources is described. Diagrams present resource balances of the industrial current and forecasting demands in resources and resource availability.
Keywords: strategic planning; resource availability; resource constraints; building complex; investment programs; investment projects.
Со времен основоположников учения о факторах производства А. Смита и Ж.Б. Сея в экономической науке несколько расширилось представление об основных факторах производства, вплоть до включения в их число таких факторов, как общественно-политические институты и корпоративная культура. Однако по-прежнему базовые экономические ресурсы - земля, труд, капитал - являются основой развития экономики и определяют потенциал экономического роста.
Ресурсообеспеченность производства является важнейшим фактором конкурентоспособности страны и регионов, поскольку определяет возможности расширенного воспроизводства основного капитала. Для строительства, как одной из наиболее ресурсоемких отраслей экономики, проблема обеспеченности ресурсами, наряду с проблемой повышения ресурсоэффективности, стоит очень остро. Недостаточность отдельных ресурсов становится серьезным ограничением в реализации инвестиционных программ и проектов.
В связи с этим в процессе стратегического планирования развития регионов и отраслей экономики необходимы анализ ресурсообеспеченности инвестиционных программ и проектов, определяющих масштабы и темпы экономического развития, а также оценка возможностей наращивания ресурсного потенциала строительного комплекса.
В рамках разработки системы мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающих реализацию стратегических целей и приоритетов развития региона, в 2007 г. была начата подготовка Стратегии развития строительного комплекса Томской области. Стратегия должна была стать основополагающим документом в системе отраслевого планирования и сформировать основу для разработки областных и ведомственных целевых программ, адресных инвестиционных программ в разрезе отраслей и муниципальных образований, инвестиционных проектов [1]. Кризис 2008-2009 гг., больно ударивший по инвестиционной сфере, внес существенные коррективы в стратегические планы развития строительной отрасли и отодвинул принятие отраслевой Стратегии почти на пять лет.
Стратегия развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 гг., разработанная при непосредственном участии авторов, была принята региональным законодательным органом в мае 2013 г. [2]. Стратегия связывает стратегическую цель развития региона и стратегическую цель развития строительного комплекса, определяет стратегические приоритеты инвести-
ционнои деятельности и содержит прогнозы развития при различных сценарных условиях (приоритетный сценарии и инерционный сценарии), устанавливает систему целевых индикаторов. Основными индикаторами являются показатели обеспеченности населения Томской области жильем, объектами социальной сферы, инфраструктурными объектами (рис. 1-3). Целевые индикаторы, заложенные в Стратегию, предполагают устойчивое функционирование строительного комплекса и значительный рост объемов строительства объектов жилого, социального, инфраструктурного и производственного назначения.
30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00
26,54
2012 2022 П Приоритетный сценарий Инерционный сценарий
Рис. 1. Целевой индикатор «Обеспеченность жильем населения Томской области, кв. м/чел.»
550,0
к 500,0 к
£ 450,0
5
« 400,0 к
350,0 300,0 250,0 200,0
488,5
445,0
382,0
2012 2022 Приоритетный сценарий Инерционный сценарий
Рис. 2. Целевой индикатор «Обеспеченность населения Томской области дошкольными учреждениями, кол-во мест на 10000 чел.»
□Приоритетный сценарий □Инерционный сценарий
5.00
4.79
4,55
4,50
3,91
4,00
3,50
3,00
Рис. 3. Целевой индикатор «Обеспеченность населения Томской области автодорогами общего пользования с твердым покрытием, км дорог на 1000 чел. населения»
Так, для Томской области запланирован рост ввода жилых домов с 489,7 кв. м в 2012 г. до 1291 кв. м в 2022 г., т. е. увеличение объемов жилищного строительства составит более чем два с половиной раза.
Уже к 2015 г. запланирован значительный (в 5 раз) рост объемов ввода объектов общеобразовательных учреждений и детских дошкольных учреждений (в 17 раз). К 2022 г. значительно возрастет ввод в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры - ввод автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличится в 11 раз по сравнению с уровнем 2012 г.1 (рис. 4).
Ввод жилья, тыс. кв. м
Ввод общеобразовательных учреждений, мест
Ввод дошкольных 4600 учреждений, 3200
мест 1800 -400 -600 500 400 300 200 -100 0 -
1149,3 «».Ц^А
Ввод больничных учреждений, койко-мест
Ввод автомо- 180 бильных до- 150 рог с твердым покрытием, км
Ввод объектов инновационной ин-фраструкту-ры, тыс. кв. м
120 90 -60 -
60 40 20 0
2013 2014 I___I
2015
Рис. 4. Прогнозная динамика показателей ввода объектов в Томской области на период до 2022 г.
1 Целевые индикаторы приводятся по приоритетному сценарию развития строительного комплекса.
Очевидно, что наращивание объемов строительства и ввода объектов в эксплуатацию потребует значительного количества дополнительных ресурсов. Рынок предъявляет новые требования к уровню конкурентоспособности, энергоэффективности и экологичности строительных материалов, изделий и конструкций и к расширению производимой номенклатуры.
С целью оценки потребности строительного комплекса в ресурсах и на основе требований и рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации [3, 4] авторами были разработаны проекты долгосрочных целевых программ: «Подпрограмма кадрового обеспечения программы развития жилищного строительства в Томской области на период 2011-2015 гг.» и «Программа развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Томской области на период до 2020 г.». Целью первого документа является обеспечение задач развития жилищного строительства в Томской области на период 2011-2015 гг. высококвалифицированными кадрами широкого спектра строительных профессий и всех уровней образования, владеющими современными технологиями инженерных изысканий, проектирования и строительства и обладающими современными профессиональными знаниями, умениями и компетенциями. Целью второй программы является создание условий для развития в Томской области производства современных высококачественных конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций для ресурсного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного и инфраструктурного строительства на период до 2020 г.
В указанных документах на основе анализа современного состояния и возможностей материально-технической базы строительного производства с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Томской области и предполагаемых к реализации инвестиционных проектов были выполнены оценка ресурсообеспеченности отрасли и прогноз потребности в трудовых и материальных ресурсах.
Оценка потребности строительного комплекса в ресурсах представляет определенные методологические сложности, обусловленные отсутствием адекватных методических подходов, а также рядом факторов:
- полиресурсностью строительного производства - номенклатура используемых в строительстве ресурсов составляет десятки тысяч наименований;
- значительной товарной дифференциацией строительной продукции, затрудняющей подбор объектов-представителей для расчета удельных показателей расхода ресурсов;
- отсутствием достоверной статистической информации об объемах производства на территории региона, ввоза и вывоза основных строительных материалов и конструкций;
- частичной «затененностью» финансовых, материальных и трудовых потоков в строительстве, поскольку значительная их часть протекает в теневом секторе экономики.
Поэтому авторами была разработана методика оценки потребности строительного комплекса в ресурсах, включающая несколько этапов (рис. 5).
Рис. 5. Этапы оценки потребности строительного комплекса в ресурсах
В основе методики лежат расчеты прогнозных индикаторов развития региона, структурированных по видам строительства, функциональному назначению и конструктивным типам объектов, и удельных показателей затрат ресурсов в расчете на единицу мощности объекта или на 1 млн руб. стоимости строительно-монтажных работ.
Для определения потребности в трудовых ресурсах по специальностям рабочих в соответствии с действующим Перечнем профессий по каждому виду работ были определены трудозатраты, перечень и общее количество требуемых для выполнения работы трудовых ресурсов, машин и механизмов. По суммарной трудоемкости по объектам-представителям (чел.-ч, маш.-ч), и с учетом расчетного годового фонда рабочего времени определена суммарная потребность в рабочих по каждому виду рабочих профессий, рассчитаны удельные трудозатраты по видам рабочих профессий на расчетную единицу. Так, были рассчитаны укрупненные показатели трудоемкости строительно-монтажных работ, выполняемых основными рабочими и рабочими, обслуживающими машины и механизмы, в расчете на удельную единицу (кв. м жилья): по кирпичным многоэтажным домам - 23,9 чел.-ч; панельным многоэтажным домам - 20,0 чел.-ч; кирпичным малоэтажным домам - 36,9 чел.-ч2.
На основе фактически сложившихся в крупных и средних организациях соотношений между рабочими и линейными ИТР (в среднем 20:1) и рекомендуемых при проектировании организационных структур норм управляемости [5, 6] (для начальника участка 1:4, руководителя отдела, службы 1:5, начальника управления, директора 1:5) была рассчитана общая потребность в кадрах по рабочим профессиям и специальностям для жилищного и инфраструктурного строительства.
Удельные показатели затрат материальных ресурсов определялись следующим образом:
1. Для жилых зданий и объектов социальной инфраструктуры - путем расчета затрат ресурсов по объектам-представителям. На основе сметной документации на строительство объектов с использованием программных продуктов «Гектор: Сметчик-строитель» и «ГРАНД-смета» производилась выборка основных ресурсов и определялась потребность в строительных ресурсах на объект в целом. После чего выполнялся расчет потребности в основных строительных материалах на единицу мощности объекта (на 1 кв. м общей площади квартир, на 1 место, на 1 посещение и т. д.).
2. Для промышленных объектов и объектов инфраструктуры — по нормам расхода материалов и изделий на 1 млн руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенных по СНиП «Нормы расхода материалов, изделий и труб на 1 млн руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ» по видам объектов. Для приведения стоимости СМР из текущего уровня цен в базисный уровень применялись соответствующие коэффициенты.
С использованием разработанной методики была произведена оценка текущей и прогнозной ресурсообеспеченности инвестиционных программ и инвестиционных проектов в Томской области и составлены ресурсные балансы, графическая интерпретация некоторых из них представлена на рис. 6-9.
2 В соответствии с требованиями Министерства регионального развития РФ потребность в трудовых ресурсах определялась только для жилищного и инфраструктурного строительства [3], трудозатраты на строительство промышленных объектов в подпрограмме «Кадровое обеспечение ...» не учитывались.
} -1-1-1-1-1-1-ч
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
□ Производство без учета ввода в действие новых производственных мощностей
□ Производство с учетом ввода в действие новых производственных мощностей
□ Потребность в строительном кирпиче
Рис. 6. Соотношение прогнозных объемов производства и потребности в строительном кирпиче в Томской области
400 200 0
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
■ Производство без учета ввода в действие новых производственных мощностей
□ Производство с учетом ввода в действие новых производственных мощностей
□ Потребность в сборных железобетонных конструкциях и изделиях
Рис. 7. Соотношение прогнозных объемов производства и потребности в сборных железобетонных конструкциях и изделиях в Томской области
Результаты анализа показывают, что по значительной части номенклатуры строительных материалов и рабочим профессиям уже в настоящее время ощущается дефицитность ресурсов, которая будет нарастать при увеличении объемов строительства. Для повышения обеспеченности строительной отрасли ресурсами необходимо наращивание мощностей по производству строительных материалов и развитие системы подготовки квалифицированных кадров.
■ Производство без учета ввода в действие новых производственных мощностей
□ Производство с учетом ввода в действие новых производственных мощностей
□ Потребность в нерудных строительных материалах
Рис. 8. Соотношение прогнозных объемов производства и потребности в нерудных строительных материалах
человек
29934 31572
35123 37045 39072 41210 43465 33300 35123 37045
□ 6737^5 71540
48353
□ 45844
0 -
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
■ Прогноз численности на основе сложившейся тенденции
□ Потребность в работниках
Рис. 9. Соотношение прогнозных потребности в работниках строительного комплекса и численности занятых в строительстве на основе сложившихся трендов в движении трудовых ресурсов
С целью ресурсного обеспечения развития строительного комплекса указанными выше целевыми программами предусмотрены следующие меры:
1. Обеспечение трудовыми ресурсами:
- повышение эффективности системы профессионального образования на основе развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения инновационных образовательных технологий, повышения квалификации учебно-педагогического персонала;
- создание условий для развития конкурентного рынка труда, обеспечивающего привлечение в регион высококвалифицированных рабочих и специалистов;
- обеспечение кадрового сопровождения технологических инноваций в строительстве на основе совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов;
2. Обеспечение материальными ресурсами:
- техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций;
- создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций;
- обеспечение воспроизводства региональной минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов;
- повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов.
Однако до настоящего времени рассматриваемые документы остаются не утвержденными3, а мероприятия, предусмотренные этими программами, -лишь намерениями. Очевидно, что недостаточность ресурсов может стать главным ограничением в достижении стратегических целей развития строительного комплекса и всего региона.
Библиографический список
1. Овсянникова, Т.Ю. Стратегические приоритеты и целевые индикаторы инвестиционной деятельности в регионе / Т.Ю. Овсянникова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2008. - № 1(2). - С. 68-81.
2. Стратегия развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 гг. Принята решением Законодательной Думы Томской области от 30 мая 2013 года: [официальный сайт Законодательной Думы Томской области]. - Условия доступа : http://duma.tomsk.ru/page/24740/
3. Методические рекомендации по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства / утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 101. - Условия доступа :
http://minregion.ru/activities/771/urban_development/497/744/749/
4. Методические рекомендации по разработке Программы развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения субъекта Российской Федерации до 2020 года / одобрены Министерством регионального развития Российской Федерации 13 июля 2011 г. - Условия доступа : http://minregion.ru/activities/771/urban_development/1472.html
5. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1997. - 704 с.
6. Методические рекомендации по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций / утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2004 г. № 163: - Условия доступа : http://www.busel.org/texts/cat1eu/id5dwqcue.htm
3 Подпрограмма кадрового обеспечения программы развития жилищного строительства в Томской области на период 2011-2015 гг. согласована Минрегионом РФ 28.09.2011 г. См. официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. - URL : http://minregion.ru/activities/771/urban_development/497/744/747/
References
1. Ovsyannikova, T.Yu. Strategicheskiye prioritety i tselevyye indikatory investitsionnoy deyatelnosti v regione [Strategic priorities and benchmarks of regional investment activities]. Vestnik Journal of Tomsk State University. 2008. No. 1(2). P. 68-81. (rus)
2. Strategiya razvitiya stroitelnogo kompleksa Tomskoy oblasti na period 2013-2022 gg [Development strategy of building complex in the Tomsk region for the years of 2013-2022]. Prinyata resheniyem Zakonodatelnoy Dumy Tomskoy oblasti ot 30 maya 2013 goda. [Ofitsi-alnyy sayt Zakonodatelnoy Dumy Tomskoy oblasti]. Access conditions : http://duma.tomsk.ru/page/24740/ (rus)
3. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke podprogramm kadrovogo obespecheniya zadach stroitelstva regionalnykh programm razvitiya zhilishchnogo stroitelstva [Methodological recommendations for development of subprograms on construction human resourcing of regional development programs]. Utv. Prikazom Ministerstva regionalnogo razvitiya Rossiyskoy Fed-eratsii ot 21 marta 2011 g. № 101. Access conditions : http://minregion.ru/activities/771/urban_development/497/744/749/ (rus)
4. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke Programmy razvitiya predpriyatiy promyshlen-nosti stroitelnykh materialov i industrialnogo domostroyeniya subyekta Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Methodological recommendations for development program of construction material enterprises and industrial building construction of the federal subject of the Russian Federation till 2020]. Odobreny Ministerstvom regionalnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii 13 iyulya 2011 g. Access conditions :
http://minregion.ru/activities/771/urban_development/1472.html (rus)
5. Mescon, M., Albert, M., Khedouri, F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow : Delo, 1997. 704 p.
6. Metodicheskiye rekomendatsii po ustanovleniyu norm upravlyayemosti dlya rukovoditeley proizvodstvennykh strukturnykh podrazdeleniy kommercheskikh organizatsiy [Methodological recommendations for heads of organization departments of business companies]. utv. postanovleniyem Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Respubliki Belarus ot 29 dekabrya 2004 g. № 163. Access conditions : http://www.busel.org/texts/cat1eu/id5dwqcue.htm (rus)