Научная статья на тему 'Ресурсная политика как фактор устойчивого развития мировой энергетики'

Ресурсная политика как фактор устойчивого развития мировой энергетики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНАЯ ПОЛИТИКА / МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / САММИТЫ ООН 1972-2010 ГГ. / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеев П. А.

В статье исследуется эволюция ресурсной политики как фактора устойчивого развития мировой энергетики. Особое внимание уделено влиянию этой проблемы на состояние глобальной экологии, что рассматривается на уровне документов ООН деклараций, конвенций, докладов и т.д. с 1972 г. до настоящего времени. Обосновывается важность использования принципов ресурсной политики при формировании стратегии национального и регионального экономического и социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсная политика как фактор устойчивого развития мировой энергетики»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 327.7 339.972

ресурсная политика как фактор устойчивого развития мировой энергетики

п.а. сергеев,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра промышленных и инвестиционных исследований E-mail: p. sergeev@ imemo. ru

Институт мировой экономики и международных отношений РАН

12 (105) - 2011

В статье исследуется эволюция ресурсной политики как фактора устойчивого развития мировой энергетики. Особое внимание уделено влиянию этой проблемы на состояние глобальной экологии, что рассматривается на уровне документов ООН — деклараций, конвенций, докладов и т. д. с 1972 г. до настоящего времени. Обосновывается важность использования принципов ресурсной политики при формировании стратегии национального и регионального экономического и социального развития.

Ключевые слова: ресурсная политика, мировая энергетика, природные ресурсы, окружающая среда, устойчивое развитие, саммиты ООН 1972—2010 гг., внутренняя и внешняя политика.

Современный финансово-экономический кризис в очередной раз показал ограниченность возможностей человечества в решении глобальных и региональных проблем общественного развития, а стихийные бедствия и техногенные аварии (особенно на донной нефтяной скважине компании «Бритиш Петролеум» в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 г.) — беспомощность многих институциональных структур в критических ситуациях. При этом сопутствующая кризисным явлениям политическая и экономическая нестабильность самым негативным образом воздействует на мировые рынки нефти и газа, снижает устойчивость энергообеспечения, подрывает безопасность стран и регионов [2]. Все это, с одной стороны, оказывает негативное воздействие на субъекты рынка и приводит их к опрометчивым управленческим решениям, а с другой — становится очевидной

потребность использования оптимальных решений по управлению природными и другими ресурсами на государственном (региональном, локальном) уровне.

В самом общем виде ресурсная (природно-ре-сурсная) политика определяется как совокупность целей, задач, а также средств их осуществления, практически реализуемых государством и обществом для комплексного управления поисками, добычей, переработкой и использованием природных ресурсов в своих национальных интересах. Появление прямо или косвенно законодательно оформленной ресурсной политики было связано с потребностью в решении новых проблем общественного развития. К середине ХХ в. особенно ярко стала проявляться противоречивость природопользования, состоящая в том, что научно-техническая революция создала возможности для обеспечения высоких темпов экономического роста, исключительной эффективности добычи и использования природных ресурсов, но одновременно возникли проблемы разрушения окружающей среды глобального характера. Теоретическое обобщение этих проблем было осуществлено на проведенной в 1949 г. под эгидой ООН Международной научной конференции по проблемам сохранения и использования природных ресурсов.

Постепенно проблемы формирования долгосрочной государственной политики в сфере управления природными ресурсами (прежде всего водными и нефтегазовыми) и охраной окружающей среды становятся приоритетными для внутренней

и внешней политики ведущих индустриальных государств мира [4, 5, 10]. Именно потребность в более эффективной координации соответствующих компонентов экономической политики во многом стимулирует создание межгосударственных объединений, в том числе Северного совета (орган парламентов стран Северной Европы—Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, 1952 г.), Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, 1958 г.), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, 1960 г.) и др.

В 1970-е гг. вопрос эффективности использования природных ресурсов становится одним из основных [1, 7]. Стала ясна бесперспективность и опасность для развития цивилизации глобального ухудшения состояния окружающей среды при стихийном развитии общества. Это стимулировало создание специальных административных органов и разработку соответствующей государственной политики, призванной обеспечить более гармоничное взаимодействие общества со средой обитания. Были разработаны и стали осуществляться многочисленные и масштабные национальные и международные программы, прямо или косвенно связанные с повышением эффективности использования природных ресурсов и улучшением охраны производственной и окружающей среды [3, 6, 8, 9].

Расширялся и перечень авторитетных международных организаций, прямо или косвенно связанных с проблемами природопользования и управления природными ресурсами. Прежде всего, это Комитет по природным ресурсам ООН, учрежденный в соответствии с резолюцией 1535 ЭКОСОС от 27 июля 1970 г., а также целый ряд специализированных международных организаций.

В решениях Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 5—16 июня 1972 г.) были сформулированы рекомендации по разработке национальных моделей экологической защиты, в соответствии с которой глобальная стратегия охраны природной среды подкреплялась природозащитными мероприятиями каждой из стран ООН с учетом принципа сочетания национальных и интернациональных мер охраны окружающей природной среды. Существенно расширился перечень научных журналов, освещающих проблемы ресурсной политики и управления природными ресурсами (в том числе водными, энергетическими, лесными и т. д.). Характерно, что они появились, прежде всего, в высокоразвитых странах — Climate Policy (Великобритания); EU Energy Policy (Великобритания); European

Water Management (Нидерланды); Forest Policy and Economies (Нидерланды); Natural Resources Journal (США); Resources Policy (Великобритания); Society and Natural Resources (Великобритания); Waste Management and Research (Великобритания); Water Policy (Великобритания) и т. д.

Спустя двадцать лет после Стокгольмской конференции, в июне 1992 г., в Рио-де-Жанейро1 на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Декларация по окружающей среде и развитию и программа действий под названием «Повестка дня на XXI век» 2, в которых были сформулированы принципы, обеспечивающие защиту целостности глобальной системы окружающей среды и направленные на установление справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами. На международном уровне была разработана детальная концепция устойчивого развития, основой которой стали принципы гуманизации социально-экономической жизни общества, обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала, охраны окружающей среды и т. д.

Период, прошедший после 1992 г., показал, что обязательства, принятые национальными и международными органами для реализации Повестки дня на XXI век, не выполняются или выполняются слишком медленно. Развитие мирового производства и потребления объективно обретало глобальный характер, при этом наносился все возрастающий экологический ущерб экосистемам жизнеобеспечения, резко сокращалось биоразнообразие. Экономическое развитие осуществлялось в ущерб социальному развитию и охране окружающей среды. Назревшие проблемы мировой энергетики наиболее тщательно были обобщены в докладе Специальной межправительственной группы экспертов по энергетике и устойчивому развитию открытого состава (Нью-Йорк, 6—10 марта 2000 г., документ ООН: E/CN. 17/2000/12) 3.

Соответственно, проблемы мирового ресурсного обеспечения и охраны окружающей среды были отражены и в последующих документах ООН. В целях содействия проведению Ассамблеи тысячелетия и Саммита тысячелетия ООН организации гражданского общества провели в Центральных учреждениях

1 URL: http: //www. un. org/russian/documen/dedarat/rioded. htm (дата обращения: 28.12.2010).

2 URL: http: //www. un. org/russian/conferen/wssd/agenda21/ (дата обращения: 28.12.2010).

3 URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/UNDOC/GEN/ N00/361/02/PDF (дата обращения: 28.01.2011).

- 3

Приоритеты России

12 (105) - 2011

ООН в Нью-Йорке 22—26 мая 2000 г. форум тысячелетия «Мы, народы: укрепление ООН в XXI веке»4. Форум, в частности, призвал правительства (в разд. Е. Устойчивое развитие и окружающая среда) проанализировать свои экономические модели развития на предмет их устойчивости и принять меры по осуществлению структурной перестройки, с тем чтобы избавиться от тех моделей, которые ориентированы на экспорт, полностью зависят от импорта или определяются внешней задолженностью, если такие модели не носят устойчивого характера; перейти к устойчивым структурам производства и потребления, в которых важнейшее место занимает здоровье и благополучие населения и окружающей среды» 5.

А 8 сентября 2000 г. главы государств и правительств на генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке приняли Декларацию тысячелетия ООН (документ ООН: А/Res/55/2) 6, которая, в частности, предусматривала (в гл. I Ценности и принципы) «уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Таким образом, можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков», при этом (в гл. VI Охрана нашей общей окружающей среды) «мы должны не жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей».

На основе восьми глав Декларации тысячелетия ООН были приняты международные Цели развития тысячелетия (восемь целей) 7, которых 192 государств-членов ООН и 23 международных организаций договорились достичь к 2015 г.

4 Декларация и Программа действий форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление ООН в XXI веке». Документ ООН: А/54/959 // URL: http://www. un. org. /russian/conferen/ millenium/a54-959.doc; и Доклад Генерального секретаря «Мы, народы: роль ООН в XXI веке». Документ ООН: А/54/2000 // URL: http:// www. un. org. /russian/conferen/ millenium/2000.doc (дата обращения: 28.12.2010).

5 URL: http://www. un. org/russian/conferen/millennium/ dec_e. htm (дата обращения: 28.12.2010).

6 URL: http:// www. un. org/russian/documen/declarat/ summitdecl. htm (дата обращения: 28.12.2010).

7 URL: http:///www. unrussia. ru/goals. html (дата обра-

щения: 28.12.2010).

4 -

Прошедшая 26 августа — 4 сентября 2002 г. в ЮАР Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию показала сохраняющуюся сложность и противоречивость современных проблем природопользования. Соответственно, в Йо-ханнесбургской декларации по устойчивому развитию отмечалось, что «искоренение нищеты, изменение моделей потребления и производства, а также охрана и рациональное использование природной ресурсной базы в интересах социально-экономического развития являются главнейшими целями и основными потребностями устойчивого развития. Над нами нависла опасность того, что глобальное неравенство укоренится, и, если мы не примем мер для того, чтобы радикальным образом изменить жизнь бедных слоев мира, они могут утратить веру в своих представителей и в демократические системы, которым мы по-прежнему привержены, поскольку они будут рассматривать своих представителей всего лишь как пустозвонов и празднословов» 8.

Обеспокоенность низкими темпами перемен прозвучала и на саммите ООН по вопросам Целей развития тысячелетия, который завершился в сентябре 2010 г. В резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (документ ООН: A/RES/65/1) — «Выполнение обещания: объединение во имя достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» 9, отмечалось, что «мы, главы государств и правительств, собравшиеся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций 20—22 сентября 2010 г., приветствуем прогресс, достигнутый со времени нашей последней встречи здесь в 2005 г., выражая при этом глубокую обеспокоенность тем, что он далеко не соответствует тому, который необходим» 10.

Таким образом, на самом высоком международном уровне использование элементов ресурсной политики для формирования эффективных стратегий национального и регионального экономического и социального развития становится все шире. Вместе с тем современные проблемы мировой энергетики и устойчивости энергообеспечения затронуты в международных документах в основном опосредованно, через рациональное природопользование и охрану окружающей среды. В этой связи соответствующее

8 URL: http:///www. un. org/russian/documen/declarat/ del_wssd. html (дата обращения: 28.12.2010).

9 URL: http:// www. un. org/ru/mdg/summit2010 (дата обращения: 28.12.2010).

10 URL: http://daccess-dds-ny. un. org/UNDOC/GEN/ N10/512/62/PDF (дата обращения: 28.12.2010).

уточнение целей долгосрочного мирового развития могло бы внести существенный вклад в решение глобальных проблем мирового хозяйства, которые в начале 2011 г. стали во многом определять международную политику.

Список литературы

1. Герасимов В. А. Британская политика размещения промышленности / Государственное воздействие на размещение производительных сил в капиталистических странах: сб. науч. тр. М.: СОПС, 1970. С. 31—43.

2. Мировая экономика: выход из кризиса. М.: ИМЭМО, 2010.

3. Ткачев Ю. А Плата за недра. СПб: Наука, 1998.

4. Austvik O. G. Market Considerations in Norwegian Oil Policy / In: Norwegian Oil and Foreign Policy / Ed. by Austvik O. G.(Norwegian Foreign Policy Studies N68) // Sandvika: Norwegian Institute of International Affairs, 1989. P. 108—122.

5. Brundtland G. H. The politics of oil: a view from Norway // Energy Policy, 1988, № 2. P. 102—109.

6. Long term strategy approved // OPEC Bulletin, 2010. №11-12. P. 16-17.

7. Mason C. M. Resource Management and International Politics / In: The Effective Management of Resources. The International Politics of the North Sea /Ed. by Mason C. M. // L.: Frances Pinter Publ. Ltd., 1979. P. 1-18.

8. Matlary J. H. The EC Policy-Making Process in the Field of Energy: An Analysis with a View to Norwegian Interests // In: Norwegian Gas in the New Europe: How Politics Shape Markets / Ed. by Austvik O. G. (Norwegian Foreign Policy Studies N 76) // Sandvika: Norwegian Institute of International Affairs, 1991. Park J. D. Oil and Gas: Governments and Companies / Op. cit. L.: Frances Pinter Publ. Ltd., 1979.

9. Reynolds D. B. The case for conserving oil resources: the fundamentals of supply and demand. // OPEC Review, 2000 (Vol. 24), № 2. P. 71-86.

10. The Effective Management of Resources. The International Politics of the North Sea / Ed. by Mason C. M. // L.: Frances Pinter Publ. Ltd., 1979. P. 71-99.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl

V/SA

ÍIndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.