Научная статья на тему 'РЕСУРС СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ФАКТОР ИНОВАЦИЙ В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

РЕСУРС СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ФАКТОР ИНОВАЦИЙ В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОТКРЫТАЯ НАУКА / ACADEMIC SOCIAL NETWORKS / INTERNET / SCIENTIFIC RESEARCH / SOCIAL NETWORKS / OPEN SCIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарбей В.Н., Гаража Н.А.

В данной статье рассмотрен зарубежный и российский опыт использования академических социальных сетей как площадки для проведения научных исследований и построения коммуникаций между учеными разных стран. Обосновывается идея о том, что в современном мире наличие эффективной академической интернет-платформы является одним из фундаментальных условий для повышения уровня развития научной сферы каждого государства, так как это способствует улучшению международного сотрудничества между учеными. В работе был проведен анализ зарубежных специализированных социальных сетей, выявлены и описаны их характерные особенности. Были выделены преимущества и недостатки конкретных международных интернет-платформ. Значительное внимание уделено изучению возможностей отечественных интернет-ресурсов. Основное содержание данной работы составляет анализ российской практики создания специализированных социальных сетей, на основе которого были определены отличительные особенности их функционирования. Выявлены основные проблемы в деятельности существующих российских интернет-платформ для ученых. В статье особое внимание уделено проблеме низкого уровня развития отечественных академических интернет-ресурсов. В заключении предложены способы устранения выявленных недостатков функционирования российских специализированных интернет-платформ, а также рассмотрены возможности использования зарубежного опыта в качестве метода улучшения работы специализированных социальных сетей для российских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE OF SOCIAL NETWORKS AS A FACTOR OF INNOVATIONS IN SCIENTIFIC COMMUNICATION: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

This article discusses the foreign and Russian experience of using academic social networks as a platform for conducting scientific research and building communications between scientists from different countries. It substantiates the idea that in the modern world the presence of an effective academic Internet platform is one of the fundamental conditions for increasing the level of development of the scientific sphere of each state, as this helps to improve international cooperation between scientists. In the work, an analysis of foreign specialized social networks was carried out, their characteristic features were identified and described. The article also highlights the advantages and disadvantages of specific international Internet platforms. Considerable attention is paid to studying the capabilities of domestic Internet resources. The main content of this work is an analysis of the Russian practice of creating specialized social networks, on the basis of which the distinctive features of their functioning were determined. The main problems in the activities of existing Russian Internet platforms for scientists are identified. This article focuses on the problem of the low level of development of domestic academic Internet resources. In conclusion, methods for eliminating the identified shortcomings in the functioning of Russian specialized Internet platforms are proposed, and the possibilities of using foreign experience as a method for improving the work of specialized social networks for Russian scientists are considered.

Текст научной работы на тему «РЕСУРС СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ФАКТОР ИНОВАЦИЙ В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

SOCIAL SCIENCES

РЕСУРС СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ФАКТОР ИНОВАЦИЙ В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Сарбей В.Н.

Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, студентка 4 курса направления подготовки Финансовый менеджмент» Гаража Н.А.

Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заведующий кафедрой «Информатика, математика и общегуманитарные науки» кандидат исторических наук, доцент

RESOURCE OF SOCIAL NETWORKS AS A FACTOR OF INNOVATIONS IN SCIENTIFIC COMMUNICATION: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

Sarbey V.

Novorossiysk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

4th year student Garazha N.

Novorossiysk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Head of the Department of Informatics, Mathematics and General Humanities, candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Аннотация

В данной статье рассмотрен зарубежный и российский опыт использования академических социальных сетей как площадки для проведения научных исследований и построения коммуникаций между учеными разных стран. Обосновывается идея о том, что в современном мире наличие эффективной академической интернет-платформы является одним из фундаментальных условий для повышения уровня развития научной сферы каждого государства, так как это способствует улучшению международного сотрудничества между учеными. В работе был проведен анализ зарубежных специализированных социальных сетей, выявлены и описаны их характерные особенности. Были выделены преимущества и недостатки конкретных международных интернет-платформ. Значительное внимание уделено изучению возможностей отечественных интернет-ресурсов. Основное содержание данной работы составляет анализ российской практики создания специализированных социальных сетей, на основе которого были определены отличительные особенности их функционирования. Выявлены основные проблемы в деятельности существующих российских интернет-платформ для ученых. В статье особое внимание уделено проблеме низкого уровня развития отечественных академических интернет-ресурсов. В заключении предложены способы устранения выявленных недостатков функционирования российских специализированных интернет-платформ, а также рассмотрены возможности использования зарубежного опыта в качестве метода улучшения работы специализированных социальных сетей для российских ученых.

Abstract

This article discusses the foreign and Russian experience of using academic social networks as a platform for conducting scientific research and building communications between scientists from different countries. It substantiates the idea that in the modern world the presence of an effective academic Internet platform is one of the fundamental conditions for increasing the level of development of the scientific sphere of each state, as this helps to improve international cooperation between scientists. In the work, an analysis of foreign specialized social networks was carried out, their characteristic features were identified and described. The article also highlights the advantages and disadvantages of specific international Internet platforms. Considerable attention is paid to studying the capabilities of domestic Internet resources. The main content of this work is an analysis of the Russian practice of creating specialized social networks, on the basis of which the distinctive features of their functioning were determined. The main problems in the activities of existing Russian Internet platforms for scientists are identified. This article focuses on the problem of the low level of development of domestic academic Internet resources.

In conclusion, methods for eliminating the identified shortcomings in the functioning of Russian specialized Internet platforms are proposed, and the possibilities of using foreign experience as a method for improving the work of specialized social networks for Russian scientists are considered.

Ключевые слова: академические социальные сети, Интернет, научные исследования, социальные сети, открытая наука.

Keywords: academic social networks, the Internet, scientific research, social networks, open science.

Современные информационные технологии расширяют научно-исследовательское сотрудничество, способствуют объединению учёных из разных точек мира. В настоящее время можно говорить об эре «открытой науки», когда научные деятели из разных городов, стран и континентов имеют возможность свободно и легко обмениваться опубликованными работами, экспериментальными данными, идеями и мнениями. Однако, следует отметить, что ученые в полной мере не используют те возможности, которые предоставляет глобальная сеть Интернет.

С каждым годом профессиональные социальные сети становятся все более актуальными и популярными. Главной их целью является объединение людей на основе их профессиональных интересов. Так как сегментированность социальных сетей, являющаяся их природным качеством, подвижна, без выделения постоянного лидера или единой программы действий, то он-лайн социальные сети могут вмещать самые разные системы ценностей, предоставляя им право на свой кластер без доминирования. Это значит, что даже в рамках одной профессии может быть представленность ряда сетей, при том не дублирующих друг друга и конкурирующих, а отвечающих за разные аспекты жизнедеятельности профессии [6, с. 20]. Таким образом, перспектива заключена в расширении специализаций сетей, соответственно, их количественном росте, при этом возможной утрате некоторыми своей актуальности.

Для научных сотрудников создаются специальные академические интернет-платформы, которые, в первую очередь, предназначены для построения и организации социальных взаимоотношений между учеными. Данные социальные сети позволяют размещать на сайте как опубликованные статьи, так и неопубликованные материалы, а также получить обратную связь в виде рецензий и комментариев. Академические сети можно также использовать в качестве платформы для коммуникации между учеными, что в свою очередь способствует расширению пространства академической деятельности [2, с.707].

Целенаправленные эмпирические исследования представляют данные о том, что социальные сети исследователей, изобретателей отличаются плотностью и связностью представляемой информации, хорошо налаженным процессом обмена информацией, способствуют улучшению климата доверия между учеными и построению долгосрочных контактов [7].

Наиболее популярными и распространенными зарубежными академическими социальными сетями являются: ResearchGate, Academia.edu,

МеМе1еу. Данные интернет-платформы различаются по численности пользователей, предоставляемым функциям и возможностям, однако все они направлены на улучшения взаимодействия между научными деятелями разных стран.

Рассмотрим особенности социальной сети ResearchGate, которая была создана в 2008 г. Главная цель этого интернет-ресурса заключается в объединении научных исследователей, создании доступной системы обмена научными знаниями. В настоящее время ResearchGate объединяет свыше 15 млн. пользователей из более 193 стран. Численность российских ученых, пользующихся данным сайтом, достигает отметки в 15 000. Основная аудитория - исследователи из ведущих университетов мира. Например, в группе Гарвардского университета состоит почти 15 000 участников, основная часть которых - профессоры и студенты университета. Следует также отметить, что на данной интернет-платформе большинство пользователей занимаются междисциплинарными исследованиями. Так, по состоянию на 2019 г., количество научных деятелей, реализующих себя в данной сфере, составляет 3,8 млн. человек [3]. Второе по распространенности направление исследований - это медицина (2,8 млн. исследователей), а третье - инженерные науки (2,7 млн.). В целом, можно сделать вывод, что основная аудитория социальной сети ResearchGate занимается естественными, а также точными и техническими науками (свыше 16 млн. исследователей). Исследования в сфере гуманитарных наук проводят около 5 млн. пользователей.

Каждый пользователь ResearchGate самостоятельно ведет свой профиль и загружает публикации. К ключевым возможностям данной социальной сети можно отнести: семантический поиск (поиск по аннотации), совместное использование файлов, обмен публикациями, форумы, методологические дискуссии и так далее. При помощи анализа персональной информации пользователей сайта, которую они сами указывают в своем профиле, сайт предлагает вступить в группы по интересам, тематическую литературу, а также завязать общение и сотрудничество с другими учеными. Группы по интересам могут быть как с открытым, так и с ограниченным доступом. Любой пользователь всегда может создать новую группу по тематике, которая его интересует. В подобных группах существует возможность обмена файлами, а также инструменты по планированию встреч и проведению опросов. ResearchGate также содержит доску объявлений со списком международных вакансий для ученых.

Еще одной популярной академической социальной сетью является Academia.edu Она была основана в сентябре 2008 г., на сегодняшний день

данная социальная сеть имеет свыше 80 млн. зарегистрированных пользователей. Academia.edu дает возможность исследователям делиться своими статьями, отслеживать их цитируемость и следить за новостями исследований и разработок по ключевым словам. Отличительная особенность данной интернет-платформы заключается в том, что в ней могут регистрироваться не только студенты и научные сотрудники, но и независимые исследователи [1, с.75]. Главная цель социальной сети состоит в ускорении процесса обмена знаниями между пользователями. Academia.edu дает возможность независимого оценивания научных трудов, которое, в свою очередь, оказывает значительное влияние на качество результатов научной деятельности и помогает ранжировать работы по их действительной полезности. В данной социальной сети существует собственный рейтинг текстов, который учитывает средние оценки пользователей, а также сайт использует алгоритм «умной ленты», то есть до пользователя сети доходят только те новости, которые ему интересны и которые были рекомендованы его друзьями [4]. Academia.edu, как и ResearchGate, нацелена на улучшение взаимодействия между ученным, это выражается в возможности мгновенно свзаться с любым пользователем, написав ему личное сообщение. Более того, в разделе Jobs на сайте сети Academia.edu представлен список предложений о работе в университетах по всему миру.

Академическая социальная сеть Mendeley дает возможность пользователям по всему миру бесплатно управлять библиографической информацией, хранить и просматривать научные труды. Сайт был разработан научными сотрудниками вузов в 2007 г., первая версия программы вышла в августе 2008 г. Mendeley позволяет ученым извлекать метаданные из научных публикаций, изучать документы с возможностью текстовых пометок, осуществлять поиск по ключевым словам, названию статьи или имени автора по всей электронной библиотеке, искать дополнительную метаинформацию через Google Scholar, извлекать сноски из раздела ссылок, а также пользоваться возможностями социальной сети с созданием профиля с указанием интересов и прочей личной информации. Главное преимущество использования именно данной социальной сети заключается в возможности хранения своих трудов в структурированном виде и полнотекстовый поиск, вставки комментариев в документах, а также возможность автоматического формирования списка цитируемой литературы.

Специализированная социальная сеть LinkedIn, которую тоже можно отнести к академическим, функционирует с мая 2003 г. На сегодняшний день в ней зарегистрировано свыше 225 миллионов пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран. Данная социальная сеть доступна на 20 языках мира. Почти половина пользователей LinkedIn являются жителями США, и приблизительно 25 миллионов зарегистрированы в Европе. Предназначение данной социальной сети состоит в возможности создавать и поддерживать

список деловых контактов. Список деловых контактов может использоваться в различных целях, главные из которых следующие: расширение деловых связей и сотрудничества, создание и поиск групп по интересам, публикация профессиональных резюме, поиск работы, публикация и поиск вакансий.

Таким образом, проанализировав зарубежные академические социальные сети, можно сделать вывод, что большинство из них направлены на повышение доступности и эффективности взаимодействия и сотрудничества между учеными всех стран. Все вышеперечисленные социальные сети способствуют решению важных проблем, возникающих в современном научном обществе, например, данные сайты способствуют популяризации науки, а также помогают деятельности молодых исследователей. Зарубежные академические социальные сети выступают удобной и доступной платформой для международных и междисциплинарных исследований, требующих совместных усилий. Данные интернет-ресурсы позволяют ученым устанавливать контакты с коллегами, расширять связи, распространять идеи среди единомышленников, что положительно сказывается на практическом применении результатов исследований и улучшению показателей цитируемости.

Тем не менее, исследователи подчеркивают, что во взаимодействии со студентами в рамках образовательной и научно-исследовательской деятельности процесс внедрения академических социальных сетей развивается более замедленными темпами, чем это могло бы быть. Студенты в общей массе предпочитают WhatsApp и Facebook, как ресурсы организации досуга и быстрого обмена информацией о заданиях [2, p. 129]. Исследования, проводимые во Франции и Румынии установили, что мотивированная преподавателями университетов интеграция студентов в академические социальные сети не влияет на их успеваемость, в целом - не имеет перспективы вовлеченности [3].

В настоящее время в Российской Федерации академические социальные сети почти не распространены. Это связано, в первую очередь с тем что в данный момент не существует ни одной российской социальной сети для ученых, которая не уступала бы по качественности и функциональности западным. Также причиной такого положения может служить консервативность взглядов российских ученых: основная часть научных деятелей предпочитает традиционные способы коммуникации, то есть живое общение. К наиболее популярным российским специализированным социальным сетям можно отнести следующие:

1. Научная сеть Scipeople.ru. Основными возможностями данной социальной сети являются следующие: оповещение коллег об исследованиях, публикация статей или аннотаций со ссылками, налаживание связей с другими исследователями в той или иной сфере. В настоящее время в ней зарегистрированы более 50 тысяч пользователей, функционируют свыше 9 тысяч тематических групп для

дискуссий в различных научных областях, размещено около 100 тыс. публикаций. Все тематические группы на сайте разделены на три типа: дискуссионные, исследовательские и официальные. В наиболее популярных дискуссионных группах обсуждаются различные вопросы, связанные с основной деятельностью научных сотрудников. Например, группа «Аспиранты» посвящена обсуждению вопросов аспирантуры, написания диссертации и организационных вопросов с ними связанных, в ней состоят около 1200 участников. Существуют также аналогичные по смыслу группы: «Научные конференции», «Гранты», «Электронные библиотеки» и т.д. В целом, можно сделать вывод, что данная социальная сеть является скорее источником информации для начинающих ученых, нежели интернет-платформой для коммуникаций и сотрудничества между российскими учеными.

2. Социальная сеть «Учёные России». Данная социальная сеть основана как проект РАЕ. В ней зарегистрировано свыше 18000 человек. К главным функциям сайта относятся: поиск коллег, установление контактов с ними, организация встреч и онлайн конференций, публикации научных статей и их обсуждение, написание рецензий и комментариев, ведение блогов, размещение и поиск вакансий, размещение и поиск информации о научных конференциях, изданиях, грантах, аспирантурах, докторантурах и другой нужной для каждого ученого информации. Так, данная социальная сеть была создана, в первую очередь, для общения ученых и обмена информаций. Однако, активность на данном ресурсе увеличивается лишь в период проведения так называемых «Студенческих научных форумов», в рамках которых студенты и молодые ученые выкладывают на сайт свои научные работы, просматривают работы других авторов, комментируют и задают им вопросы в режиме онлайн. Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, награждаются дипломами РАЕ. В остальное время активность на сайте падает почти до нулевого уровня, а «блог-лента» данного ресурса превращается скорее в доску объявлений, причем зачастую некорректных. Так, в данном разделе нередко размещается реклама интернет-казино и даже предложения о покупке диплома.

3. Социальная научная сеть science-community.org. Основное предназначение данной социальной сети - развитие общения и сотрудничества ученых стран пост-советского пространства. Сайт объединяет более 40 000 ученых со всего мира, среди которых: 2 264 докторов наук, 12 052 кандидатов наук, 8 588 аспирантов, 5 165 магистров, 7 641 студентов. Зарегистрированные пользователи имеют возможность находить коллег и единомышленников, обмениваться комментариями, участвовать в обсуждении и вебинарах, размещать записи в персональных блогах, публиковать препринты статей и интервью, получать информацию о грантах, искать финансирование, узнавать о

конференциях, вакансиях. Из всех вышеперечисленных социальных сетей, science-community.org. является наиболее удачной, на сайте часто обновляется информация о конференциях, стажировках и других научных мероприятиях.

Более того, личные блоги организованы в соответствии с концептуальной идеей автора, каждая отдельная запись представляет собой отдельную мысль или действие блоггера, выраженные в тексте, который характеризуется логичностью и целостностью [5, с. 118-143]. Блог, как и в целом социальная сеть выполняют важнейшую прагматическую ценность - возможность дистанционного взаимодействия коммуникантов, которое отличается простотой и массовостью включения любого пользователя Интернета.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные социальные сети в России мало распространены и используются, как правило, в целях информирования пользователей о проведении различных научных мероприятий, а также для получения информации, полезной для начинающих ученых.

Одна из проблем внедрения концепции «открытой науки» в Российской Федерации заключается в том, что с каждым годом в России ограничивается доступ все к большему количеству крупных международных сайтов. Так, в 2016 году социальная сеть LinkedIn была внесена в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. LinkedIn, работающая в большинстве стран мира, была признана нарушившей закон «О персональных данных», который с 1 сентября 2015 года обязывает хранить персональные данные россиян на территории России. На момент ограничения доступа в данной сети было зарегистрировано около 5 млн. аккаунтов из России. Закон «О персональных данных» также нарушается другими крупными социальными сетями «Фейсбук» и «Твиттер» и вполне вероятно, что в ближайшем будущем данные ресурсы тоже будут заблокированы на территории РФ, что также окажет влияние на российское научное сообщество, ведь участие ученых России в международных исследованиях и сотрудничество с учеными и научно-исследовательскими коллективами разных стран будет осложнено.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует необходимость создания эффективной академической социальной сети. Это нужно, в первую очередь, для развития и популяризации науки среди российского населения. Следует отметить, что в 2017 г. на II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых по проблемам практической реализации разработок по приоритетным направлениям развития науки и технологий первый замминистра Минобрнауки Валентина Переверзева в своем выступлении заявила, что к концу 2019 г. в России будет создана национальная платформа для ученых, с помощью которой научные деятели смогут общаться, публиковать свои работы, получить доступ к международным базам данным, а также найти работу. Такая платформа действительно была создана и начала свою работу осенью 2019 г.,

она получила название «Science-ID». В данный момент социальной сетью пользуются 10 000 человек. Во вкладке «Пользователи» можно найти информацию о конкретных исследователях, использующих данный ресурс. Например, можно узнать информацию о должности, количестве публикаций, сфере научных интересов, а также опыте работы пользователя. На сайте есть раздел «Мероприятия», в котором размещена информация о научных конкурсах, конференциях, семинарах, форумах, проводимых в разных городах России. Следует отметить, что все мероприятия можно фильтровать по месту и дате проведения, области науки и проблематике. Также на данном интернет-ресурсе имеются вкладки «Вакансии», «Новости» и «Научные группы»1. В целом, возможности и функционал Science-ID2 ничем не отличается от аналогичных социальных сетей. Необходимо учитывать, что данная академическая социальная сеть является молодой и нуждается в доработке. Так, по данным самого ресурса, в 2020 г. планируется особое внимание уделить интеграции с внешними системами, развитию научных групп, мероприятий и вакансий. Также в планы разработчиков Science-ID входит создание ряда уникальных сервисов, которые будут направлены на популяризацию науки и стратегии научно-технологического развития РФ.

Список литературы

1. Гаража Н.А. Экспорт образовательных услуг в структуре экономики знаний (на примере Лаборатории по борьбе с бедностью Массачусетского технологического института) / Н.А. Гаража, В.Н. Сарбей // Вестник Академии знаний. 2018. N° 4 (27). С. 83-87.

2. Гасилин А.В. Academia.edu: маркетинг социальных сетей как «новый органон» открытой науки

/ А.В. Гасилин // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. -№ 1. -2018. - С. 73-91.

3. Душина С.А. Социальные академические интернет-сети как репрезентация «открытой науки» / С.А. Душина, В.А. Куприянов, Т.Ю. Хва-това // Социология науки и технологий. -№ 3. -2018. - С. 80-98.

4. Паринов С.И. Технологии социальных сетей в организации научного взаимодействия / С.И. Паринов // Вестник российской академии наук. - № 8. -2016. - С. 706-710.

5. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): Дисс. на соиск. ученой степени канд. филолог. н. / И.Г. Сидорова. - Волгоград, 2014 - 249 с.

6. Филь М.С. Социальные сети. Новые технологии управления миром / М.С. Филь. - М.: Синергия, 2016. - 83 с.

7. Forti E., Franzonic C., Sobrero M. Bridges or isolates? Investigating the social networks of academic inventors // Research Policy. - 2013. - № 42. - Pp. 1378- 1388.

8. Ortego Antón M.T., Elena García J., Nistal P.F. Linguistic behaviour in social networking sites used as academic and educative communication tool // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - № 212. - Pp. 123 - 130.

9. Pavalache-Ilie M., Rioux L. The appropriation of the academic environment and the social network as academic success factors - a trans-cultural study // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - № 127. - Pp. 494 - 498.

1 Социальная сеть science-community.org. [Электронный

ресурс]: Социальная научная сеть Scientific Social Community - Режим доступа: https://www.science-commu-nity.org/ru - Дата обращения: 02.11.2019 г.

2 Science-ID [Электронный ресурс]: Science-ID - объединяя российских ученых - Режим доступа: https://scienceid.net/ - Дата обращения: 02.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.