Проблемы экономики и менеджмента
УДК 64.011.8
В.П. Грахов
д-р экон. наук, профессор, кафедра «Промышленное и гражданское
строительство»,
ФГБОУВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
П.Е. Манохин
канд. техн. наук, доцент, кафедра «Промышленное и гражданское
строительство»,
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
Т.Н. Иванова
студент,
кафедра «Промышленное и гражданское
строительство»,
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. Рассмотрена реструктуризация и модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, а также недостатки системы управления этой сферы. Представлено описание возможных наукоемких технологий и их влияние на дальнейшее развитие жилищнокоммунального хозяйства. Рассмотрен уровень и состояние благоустройства жилищного фонда Удмуртской Республики.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реструктуризация, качество, реформа, государственный фонд, система управления, модернизация, наукоемкие технологии, разработки, преобразования, услуги.
V.P. Grahov, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
P.E. Manohin, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
T.N. Ivanova, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
REORGANIZATION IN THE HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE
Abstract. The reorganization and modernization of housing and utilities infrastructure in the Russian Federation, as well as the drawbacks of its management system are considered. The possible high technologies and their effect on the further development of housing and utilities infrastructure are described. The level and state of housing facilities in the Udmurt Republic are analyzed.
Keywords: housing and utilities infrastructure, reorganization, quality, reform, State fund, management system, modernization, high technologies, development, transformation, facilities.
Одним из направлений общественно-экономических преобразований является реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство - это важнейший сектор экономики. Поэтому включение жилищно-коммунального хозяйства в систему рыночных
№ 4 (44) - 2015
17
Проблемы экономики и менеджмента
отношений, изменение механизма управления этой сферой, ее реформирование влияет на весь ход экономической реформы в России.
Безусловно, ключевым элементом управления жилищно-коммунального хозяйства является механизм финансирования. Он включает разработку гибкой системы формирования жилищно-коммунальных платежей в соответствии с объемом и качеством потребляемых услуг.
Успех жилищно-коммунальной реформы определяется тем, насколько синхронно осуществляются ее мероприятия, в какой мере при этом обеспечена гласность и информированность населения об ожидаемых и достигнутых результатах на каждом ее этапе.
Наше коммунальное хозяйство значительно изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали нормой для наших городов. Но основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности этой отрасли экономики.
Современный этап реформы ЖКХ «запущен» Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. Закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К основным целям можно отнести: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий [1].
Для достижения этих целей государством создана государственная корпорация -Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая на безвозмездной основе осуществляет следующие функции:
1. Рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда.
2. Принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов установленным требованиям.
3. Принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
4. Осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов.
5. Осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполне-
18
№ 4 (44) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
ния предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
6. Осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
Средства поддержки выделяются тем регионам и муниципалитетам, которые создают у себя рынок жилищно-коммунальных услуг. Поощряют конкуренцию среди управляющих компаний, поддерживают товарищества собственников жилья, выполняют основные условия Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ, по которому реформируется жилищно-коммунальное хозяйство России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ Фонд должен был действовать до 1 января 2012 года и подлежать ликвидации, однако, учитывая накопленный положительный опыт его работы, были внесены изменения, предусматривающие продление срока действия Фонда до 1 января 2016 года.
В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 270-ФЗ, изменяются условия и порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Уточняется определение аварийного жилищного фонда. (Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации) [2].
По данным Минстроя Удмуртской Республики на 2013 год насчитывается около 800 домов, подлежащих сносу, с общей площадью 121 тыс. квадратных метров [3].
К условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства относятся:
• реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
• осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
• проведение мероприятий, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
• проведение мероприятий, касающихся обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных жилищным законодательством.
А так же ряд других мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства [2].
Для местного бюджета финансирование работ по обслуживанию и содержанию жилого фонда составляет объект затрат, который важно сбалансировать в процессе бюджетирования. Потребители в отношении таких услуг заинтересованы скорее в повышении качества, чем в снижении стоимости. Один из основных путей к повышению качества с одновременным снижением стоимости таких услуг - применение наукоем-
№ 4 (44) - 2015
19
Проблемы экономики и менеджмента
ких технологий.
Наукоемкие технологии могут улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг через применение:
1. Новых наукоемких диагностических систем и технологий, позволяющих вовремя предупредить или избежать аварии, проанализировать состав подаваемых ресурсов, снизить перепады в сетях и непродуктивные потери подаваемых ресурсов; сократить время ремонта и модернизации трубопроводов, увеличить период службы сетей.
2. Информационных технологий для сбора, преобразования и хранения полученных данных, принятия обоснованных оперативных управленческих решений.
Такие разработки одновременно снижают стоимость предоставления жилищнокоммунальных услуг. Приоритет принадлежит наиболее затратоемкому электро-, водо- и теплоснабжению. В этой связи нельзя не согласиться с А.Г. Поляковой и В.В. Колмаковым, которые утверждают, что модернизация ЖКХ за счет внедрения новых технологий является одним из приоритетов социально-экономического развития территорий [4].
При отсутствии счетчиков воды удельное водопотребление в жилищном фонде значительно превышает технически обоснованное и в целом в 2-2,5 раза больше среднеевропейского [5]. Начисления за водоснабжение устанавливаются исходя из установленных нормативов, позволяющих покрывать непроизводственные потери в сетях, в т.ч. сверхнормативные, за счет потребителей - «бесприборников» и бюджета. Причем потери во внедомовых сетях составляют ежегодно значительный процент от всего объема поданной воды (около 20%). По мнению специалистов резервы экономии за счет тепло-, водо- и энергосберегающих проектов могут достигать 50%.
К факторам, сдерживающим внедрение энергосберегающих мероприятий, относится сохранившийся до сих пор отраслевой подход к экономии ресурсов. Стоимость строительства не связывается с последующими расходами на эксплуатацию зданий и сооружений. Между тем сами затраты на строительство дома составляют в среднем 5-10%, а дисконтированные издержки на ремонт, освещение и прочее - 90... 97%.
Уменьшение энергопотребления в жилом фонде может достигать 40% за счет утепления ограждающих конструкций, модернизации оконных и дверных заполнений, систем вентиляции и других.
Тепло- и водосчетчики в жилых домах позволяют не только учесть потери ресурсов, но и сократить их.
Электронные таймеры на приборах отопления поддерживают минимальные допустимые параметры, а в административных зданиях могут позволить отключать отопление в выходные, праздничные дни или ночью. Такие приборы сэкономят значительные бюджетные средства.
Помимо счетчиков для улучшения работы систем тепло- и водоснабжения потенциал наукоемких технологий может реализоваться в:
• новых технологиях тепло-, гидро- и антикоррозийной защиты металлических трубопроводов, особенно горячего водоснабжения;
• снижении теплопотерь через оконные и дверные блоки с помощью покрытий,
20
№ 4 (44) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
отражающих инфракрасные лучи;
• разработке бестраншейных технологий ремонта и восстановления сетей (цементно-песчаная облицовка и другие);
• применении в системах отопления автоматических воздухоотводчиков, автоматизированных систем управления городским водопроводом;
• реконструкции тепловых пунктов с помощью автоматизации, телемеханизации;
• внедрении компьютеризированных систем контроля энергопотребления;
• использование нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра, низкопотенциального тепла стоков на очистных сооружениях), установки современных автоматизированных агрегатов вместо энергоемких котлов;
• создании электронных паспортов домов, участков тепловых сетей в виде баз и банков данных по жалобам жителей;
• в установке датчиков пожарной и охранной сигнализации в инженерных системах.
По проведенному анализу бюджетных расходов на ЖКХ значительную и растущую долю в них составляют ремонтно-эксплуатационные предприятия (РЭУ), в платежах населения эти расходы составляют около 8%.
С каждым годом растут расходы на лифтовое хозяйство, так как число выработавших свой ресурс лифтов увеличивается. Модернизация главного электропривода, позволяющего продлить срок службы лифта, энергосберегающие лампы, микропроцессорная система управления пассажирскими лифтами, автоматизированные системы дистанционного контроля и управление инженерным оборудованием - лишь немногие меры, направленные на снижение затрат, которые могут стать заказом для электронных предприятий.
Зимняя уборка городов может быть улучшена с помощью применения систем компьютерной дозировки подачи реагентов, в том числе жидких, а также предварительное их увлажнение, позволит не только уменьшить вред, наносимый окружающей среде, но и сократить расход реагентов (более чем в 2 раза), а следовательно затраты на борьбу с гололедом.
При санитарной очистке городов могут применяться новые технологии по переработке, утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), а также наукоемкое оборудование для мусороперерабатывающих заводов, которые позволят повысить качество работ и одновременно снизить их стоимость.
Потенциал электронной промышленности, реализованный в применении информационных технологий, способен повысить эффективность работы по уменьшению задолженности, привести к снижению расходов, связанных с начислением и сбором коммунальных платежей при постоянно меняющихся тарифах [5].
ОАО «Ижевский радиозавод» одно из предприятий Удмуртской Республики, которое разрабатывает и производит продукцию для нужд жилищно-коммунального хозяйства. Это энергосберегающее оборудование: преобразователи частоты (ПЧ), устройства плавного пуска, станции управления группой насосов, автоматизированные станции управления блочными индивидуальными тепловыми пунктами (АСУ БИТП). Преобразователь часто-
№ 4 (44) - 2015
21
Проблемы экономики и менеджмента
ты предназначен для плавного пуска, регулирования скорости вращения вала, контроля и защиты асинхронных электродвигателей. Его использование на центральных тепловых пунктах жилищно-коммунального хозяйства города позволяет круглые сутки автоматически поддерживать в заданных пределах давление в системе горячего водоснабжения. При этом экономится до 40% электрической энергии, до 30% тепловой энергии и до 15% воды. Но максимальной эффективности можно добиться только в случае использования, в системе отопления, и другого оборудования, например, станций управления группой насосов. Станция управления защищает двигатель от перегрузки и короткого замыкания, таким образом, срок эксплуатации оборудования увеличивается, уменьшаются затраты на ремонт и обновление техники. Оборудование внедрено и продолжает успешно работать в водоканалах Пермской, Нижегородской области, в Удмуртии, ОАО «Элеконд» (г. Сарапул), НГДУ «Южарланнефть». В ОАО «Элеконд» в 2002 году была установлена станция управления группой насосов с преобразователем частоты для управления насосами в системе оборотного водоснабжения с поддержанием в системе необходимого давления. Введение станций управления позволило сократить расход электроэнергии на насосах до 60% [6].
Однако проекты, связанные с разработкой и производством наукоемких товаров требуют значительных капитальных вложений.
Развитие городской инфраструктуры, в том числе при применении наукоемких технологий, делается на бюджетные средства. Между тем существует множество заинтересованных сторон, которые могут стать инвесторами или гарантами такого проекта. Два обязательных участника наукоемких проектов, обеспечивающих спрос и предложение в наукоемком проекте - это предприятия ЖКХ и электронной промышленности. Третьей заинтересованной стороной в реализации таких проектов являются органы местного самоуправления.
Вовлеченной стороной может также являться строительная организация. Это обусловлено как экономическими, так и административными условиями. Во-первых, применение новых наукоемких технологий способно повысить стоимость строящегося объекта в результате снижения будущих эксплуатационных издержек. Примером являются ресурсосберегающие технологии. Указанный фактор станет реальным экономическим рычагом вовлечения застройщиков в проекты ЖКХ, если стоимость квадратного метра жилья будет увязываться с последующими расходами на эксплуатацию. Тогда эффективное внедрение наукоемких технологий станет конкурентным преимуществом на рынке жилья. Во-вторых, в странах с рыночной экономикой применяются следующие административные формы участия застройщиков в развитии городской инфраструктуры: плата в натуральной и денежной форме, договорные отчисления, фиксированные сборы [5].
Заниматься управлением многоквартирных домов должны не случайные люди, а те, кто был специально для этого обучен. В Российской Федерации рассматривается предложение о вводе новой профессии в сфере ЖКХ.
Проект заключается в следующем:
• должно быть введено по всей стране лицензирование компаний, основной дея-
22
№ 4 (44) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
тельностью которых будет управление домами, где много квартир;
• руководитель такой компании (управляющей многоквартирными домами) должен будет обладать определенным квалификационным аттестатом, благодаря чему на рынке не будет присутствовать нарушающих нормы и законы компаний;
• вся работа управляющих компаний будет заключаться в том, чтобы убирать придомовые территории и вывозить мусор;
• работу, относительно заключения юридических соглашений с коммунальными службами и с другими организациями по обслуживанию, должны будут заниматься профессиональные управляющие. Эти люди, для того, чтобы обзавестись соответствующим аттестатом, должны будут пройти через специальный экзамен, и в результате такой человек будет зарегистрирован в статусе ИП.
Г осударство собирается лично войти на рынок и установить для структур новые правила. Эти структуры будут допущены специальной программой для работы с фондом жилья [7].
Жилищный фонд Удмуртской Республики на 1 января 2012 года составил 30,8 млн кв. метров общей площади. В среднем на каждого жителя республики приходится 20,3 кв. м. общей площади жилья.
За годы реформирования экономики существенно изменилась структура жилищного фонда. Частное жилье пополнялось в основном за счет приватизации. Удельный вес жилья, находящегося в частной собственности граждан увеличился с 30% в 1995 году до 83,8% на начало 2012 года.
Уровень благоустройства жилищного фонда республики характеризуется следующим: водопроводом оборудовано 80,7% жилья, канализацией - 69,7%, отоплением - 81,2%, горячим водоснабжением - 56,1%, газом - 80,8%, напольными электроплитами - 7,1% [8].
На 1 января 2013 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства республики работает 481 организация различной формы собственности, в том числе частных предприятий - 424. Продолжаются преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации продолжалась работа по выбору способа управления многоквартирными домами. В 27734 многоквартирных домах собственники жилых помещений выбрали способ управления.
Одним из приоритетных направлений деятельности является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). В настоящее время на территории республики насчитывается 787 ТСЖ [8].
По уровню благоустройства жилищного фонда Удмуртская Республика относительно других территорий Приволжского федерального округа находится на десятом месте. По удельному весу жилищного фонда, оборудованного водопроводом, республика занимает третье место в регионе, а по наличию отопления - десятое место [9]. С этой точки зрения можно отнести данный субъект Российской Федерации к регионам нового освоения в соответствии с терминологией и классификацией А.Г. Поляковой [13].
Таким образом, реформирование жилищно-коммунальной сферы является важ-
№ 4 (44) - 2015
23
Проблемы экономики и менеджмента
нейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационно-экономических задач. А единственно возможный путь сокращения затратоемкости жилищно-коммунальной отрасли - это применение наукоемких технологий. Только они позволяют значительно снизить стоимость коммунальных услуг с одновременным повышением качества.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
2. Реформа ЖКХ в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zhkh. su/
3. В Удмуртии приостановлено финансирование переселения граждан из аварийного жилья [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sarapul.net/
4. Полякова А.Г. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства как фактор повышения качества жизни населения / А.Г. Полякова, В.В. Колмаков. Тюмень, 2008. 100 с.
5. Наукоемкие технологии в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://youhouse.ru/
6. ЖКХ: ударим инновациями по отсталости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irz.ru/
7. Новая профессия в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://youhouse.ru/
8. Жилищно-коммунальное хозяйство Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.udminvest.ru/
9. Постановление от 4.09.2013 № 396 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Удмуртской Республики (2013-2015 годы)"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izhcommunal.ru/
10. Асадуллин А.Ф., Файзуллин Р.В. Анализ бюджетной обеспеченности районов и городов Удмуртской Республики // Приволжский научный вестник. 2013. № 8 (24). С. 70-78.
11. Перминова О.М., Файзуллин Р.В. Механизм интеграционного взаимодействия при формировании профессиональных компетенций региональной информационно-коммуникационной системы // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 1 (61). С. 75-77.
12. Грахов В.П., Грахова Е.В., Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Управление регионом: оценка кредитоспособности региона и его конкурентоспособность // Научная индустрия европейского континента - 2013 = Vedecky prumysl evropskeho kontinentu - 2013: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред.: Zdenek Cernak. 2013. С. 32-34.
13. Полякова А.Г. Регионы нового освоения в условиях модернизации. Тюмень: Ист Консалтинг, 2010. 232 с.
24
№ 4 (44) - 2015