ская конфедерация лесной промышленности, Европейская федерация продуцентов древесноволокнистых плит, Европейский комитет продуцентов оборудования для деревообрабатывающей промышленности, Европейский мебельный союз) и ни одна — проблемами глобального масштаба; в отрасли строительства и строительных материалов — восемь европейских институтов и ни одного института мирового уровня. В то же время резко выражена товарная специализация мировых институтов (ОПЕК, СИ-ПЕК, ФИС, МОКК, МОНК и т.д.).
Отнесение институтов к тому или иному сектору в определенной степени условно, т.к. многие из них в силу присвоенной им компетенции или с целью более успешного решения стоящих перед ними задач функци-
онируют одновременно в нескольких смежных секторах. По этой причине можно вести речь и о таком направлении институцио-нализации, как смешанное, или комплексное. Примерами являются валютно-финан-совые институты мировой экономики (МВФ, МБРР и др.), региональные экономические союзы, сообщества, содружества (ЕС, Экономическое сообщество государств Западной Африки — ЭКОВАС, Содружество независимых государств — СНГ и др.) и т.д.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 509.
М. И. ЩАДОВ
докторант МГГУ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛЬШИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Представляет интерес процесс реструктуризации в угольной промышленности Польши, который осуществляется с начала 90-х гг. XX в.
В течение многих лет каменный уголь составлял основу польской экономики. В отдельные периоды годовая добыча его достигала 200 млн т. Польша является крупным производителем каменного угля в ЕС, обеспечивая за счет него 60% своих потребностей в первичных энергоресурсах. Объем добычи угля в Польше превышает суммарную добычу угля в странах Европы: Великобритании, Германии, Испании и Франции.
Экономическая реформа, проводимая в угольной промышленности Польши, имеет целью достижение рентабельности работы отрасли в кратчайшие сроки, обеспечение конкурентоспособности польского угля на мировом рынке, использование финансовых возможностей отрасли для осуществления инвестиций в развитие производства.
Программа «Основные проблемы реструктуризации каменноугольной промыш-
ленности» включает три последовательных этапа.
На первом этапе ставилась задача стабилизации экономических процессов в угольной отрасли: приспособление производственной деятельности шахт к потребностям внешнего и внутреннего рынков угля, снижение себестоимости добычи угля, изменение системы финансирования угольных компаний. Задачи данного этапа реструктуризации угольной промышленности Польши идентичны задачам, которые ставились и решаются в различной степени в угольной промышленности России. Обращает на себя внимание краткосрочный характер реализации намеченных задач, который был сохранен на следующем этапе реструктуризации.
На втором этапе, в период 1994-1995 гг., совокупность решаемых задач по реструктуризации отрасли включала в первую очередь необходимость обеспечения прибыльности в производственной деятельности угольных предприятий за счет изменения объемов добычи угля с учетом потребнос-
М. И. ЩАДОВ
ти рынка и роста производительности труда, а также повышения конкурентоспособности польского угля на мировом рынке, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий для модернизации производства, регулирования занятости на угледобывающих предприятиях.
На третьем этапе реструктуризации ставилась задача более строго очерчен-
ного контура: обеспечение минимальной прибыли с учетом горно-геологических условий месторождений полезных ископаемых.
В табл. 1 представлена динамика использования средств государственной поддержки за период 1998-2002 гг. для целей реструктуризации угольной промышленности Польши.
Таблица 1
Использование средств государственной поддержки, млн злотых
Направление реструктуризации Год Всего
1998 1999 2000 2001 2002
Закрытие шахт 211,4 413,0 462,0 225,0 176,0 1487,4
Сокращение численности трудящихся 505,0 1044,0 1017,1 812,0 947,0 4325,1
Повторный прием на работу для ликвидации загрязнения окружающей среды 28,0 35,0 35,0 35,0 35,0 168,0
Выплата дополнительных пособий пенсионерам - 250,0 250,0 250,0 250,0 1000,0
Создание новых рабочих мест - 50,0 50,0 50,0 50,0 200,0
Всего 754,4 1792,0 1814,1 1372,0 1458,0 7180,5
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что 60% средств государственной поддержки направляются на решение проблемы сокращения численности трудящихся, 21% — на закрытие шахт.
В процессе реструктуризации угольной промышленности Польши государственное агентство каменного угля образовало из 49 самостоятельных шахт шесть угольных компаний, которые являются собственностью государства при участии Государственного казначейства. Структура управления компаний позволяет рассматривать шахты в их составе без образования юридического лица. Наряду с созданием шести угольных компаний 13 шахт Катовицкой группы преобразованы в акционерные компании при Государственном казначействе, которые, в свою очередь, входят в единую совместную акционерную компанию.
В процессе реализации трех рассмотренных этапов реструктуризации угольной промышленности Польши были созданы восемь акционерных компаний: Бытомская, Рудзс-кая, Гливицкая, Надвеслинская, Рыбницкая, Ястржембская, единая совместная компания Катовицкой группы шахт, акционерная компания «Шахта "Богданка"». Отметим некоторые аспекты деятельности угольных компаний: механизм ценообразования включает согласование с основными потребителя-
ми угля — сектором энергетики и коксохимическими заводами; упрощение организационной структуры шахты, учитывая необходимость концентрации производства; целенаправленная социальная политика с использованием механизмов мотивации труда горняков. Особое значение имеет реструктуризация системы экспорта угольной продукции. Экспорт польского угля, направляемого в основном в Финляндию, Данию, Францию, Австрию, Ирландию, Чехию, Словакию и Бразилию, осуществляется корпорацией «Венглококс», принадлежащей Государственному казначейству. В наблюдательный совет корпорации «Венглококс» входят представители Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического сотрудничества с зарубежными странами, угольных компаний, что определяет интересы участвующих сторон, т.е. как государства, так и непосредственных производителей (угольных компаний).
Следует отметить, что реструктуризация угольной промышленности осуществляется при тяжелом финансово-экономическом положении угольных предприятий. Так, в связи с реализацией угля по низким ценам в 1998 г. накопленные долги угольных компаний составили 4 млрд дол. США. Издержки производства остаются высокими в условиях снижающегося спроса на уголь,
имеют место избыточные производственные мощности (30 млн т в год), избыток рабочей силы (50-60 тыс. человек). Как считают польские специалисты, для обеспечения добычи угля в объеме 135 млн т в год необходимая численность работников должна составить 90 тыс. человек1.
В табл. 2 представлена динамика показателей угольной промышленности Польши за 1990-1998 гг. При снижении объема добычи угля со 147 млн т в 1990 г. до 116 млн т в 1998 г., т.е. на 21%, численность работников угольной промышленности Польши снизилась за этот период с 391,1 до 229,9 тыс. человек, т.е. на 41,1%. Несмотря на значительно опережающий темп снижения численности работников, численность занятых в угольной промышленности на 140 тыс. человек (60%) больше оптимальной, рекомендуемой международным стандартом.
Таблица 2
Динамика показателей угольной промышленности Польши за 1990-1998 гг.
Показатель Год
1990 1993 1995 1997 1998
Добыча угля, млн т 147 130 135 137 116
Число шахт 70 68 65 56 53
Численность работ- 391,1 326,1 280,7 250,5 229,8
ников, тыс. чел.
Государственные субсидии, % 100 — — — —
Рост производи- 100 109 133 153 160
тельности труда, %
Инвестиции, 100 147 145 118 112
дол. США
Программа реструктуризации угольной промышленности Польши предусматривает необходимость совершенствования форм собственности, реализуемого на основе оформления права собственности на недвижимость, сокращения непроизводственной сферы на шахтах, создания новых субъектов хозяйствования на базе имущества шахт2.
Для создания новых хозяйственных субъектов на основе имущества шахт производится дифференциация имущества по следующим направлениям: излишние земельные участки, имущество жилищного хозяйства, находящегося на балансе предприятия, социально-бытовых и посреднических подразделений угольных компаний.
Угольная промышленность Польши имеет 14 429 га земельных отводов, из них 81,6% зарегистрированы официально.
Как видно из табл. 3, на самостоятельных шахтах доля земель, оформленных в собственность, наиболее высока, а на ликвидируемых шахтах она наименьшая. Это обстоятельство имеет определенное значение при ликвидации нерентабельных шахт.
Таблица 3
Доля земель,
оформленных в собственность, %
Собственник Год
1995 1996 1997
Всего по отрасли 69,5 78,1 81,6
В том числе
Угольные объединения 74,2 80,9 81,6
Самостоятельные шахты 74,5 88,9 89,5
Ликвидируемые шахты 30,5 54,0 54,2
Отметим направления реструктуризации жилого фонда, находящегося на балансе шахт, социально-бытовых объектов, вспомогательных и обслуживающих производств: передача жилого фонда в качестве взноса жилищным кооперативам, продажа квартир и зданий проживающим в них жителям, передача жилого фонда в собственность жилищных товариществ и оформление юридического статуса обязательного участника-учредителя этих товариществ. Ремонтные мастерские, строительные цеха, котельные, теплоэлектростанции, складские помещения, транспортные базы в процессе реструктуризации угольных компаний используются в качестве взноса при образовании тор-гово-посреднических акционерных обществ, приватизируются или выводятся из баланса шахты как самостоятельное государственное производство.
Следует отметить общность положения угольной промышленности Польши и России в международном масштабе: Польша и Россия являются самыми крупными угледобывающими странами в Европе; добыча угля осуществляется на шахтах и разрезах; эти страны имеют развитую форму углеобогащения и угольного машиностроения.
Главное преимущество угольной промышленности Польши заключается в относительно низких затратах на добычу угля по сравнению с другими европейскими странами. Это связано в основном с благоприят-
Е. А. КОЛОДИНА
ными горно-геологическими условиями его залегания. Каменный уголь определяет структуру и энергетическую безопасность национальной экономики3.
Себестоимость 1 т угля в Польше составляет в среднем 75 марок, в то время как в Германии — 200 марок; электроэнергия, полученная на базе каменного угля, значительно дешевле, чем полученная на базе газа. В Польше электроэнергия самая дешевая в рамках ЕС.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Состояние и перспективы развития угольной промышленности основных угледобывающих стран мира. М., 2000. Вып. 4.
2 Климов С.Л. Опыт реструктуризации угольной промышленности за рубежом. М., 2001.
3 Угольная промышленность Польской Народной Республики. Крат. обзор. М., 1956.
Е. А. КОЛОДИНА
докторант БГУЭП
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СИБИРИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Главной темой Байкальского экономического форума стало обсуждение экспортно-энергетических и транзитных проектов Сибири и Дальнего Востока. И это не случайно, т.к., находясь между основными центрами региональной интеграции — Европой, Америкой и Юго-Восточной Азией, Россия не имеет выбора вариантов экономического развития, ее единственно возможной геоэкономической стратегией, сохраняющей территориальную целостность государства, может быть только одна — стать мостом между Европой, Азией и Америкой и тем самым — катализатором трансъевразийской интеграции. Таким образом, при осуществлении данной стратегии регионы Сибири и Дальнего Востока автоматически превращаются в площадку реализации глобальных экономических проектов России.
Но стратегия инвестиций в развитие и освоение Сибири и Дальнего Востока имеет много противников. Такие противники были всегда, и аргументация их позиции была различной. Так, в 1862 г. во время прений в политико-экономическом комитете по вопросу о колонизации Сибири Мейндорф высказал мнение, что метрополии вовсе не следует заботиться о колониях и развивать их ввиду того, что, достигнув зрелости, все колонии рано или поздно отделяются1.
В наше время такая позиция оформилась в особую концепцию — концепцию сжатия интенсивно используемого пространства («экономической ойкумены»)2, сторонники которой считают освоение Сибири одной из основных причин отсталости России. Академик В.Л. Янин в этой связи пишет: «По моему мнению, источник наших современных бед — "прирастание Сибирью". Когда Ермак и другие землепроходцы присоединили в XVI веке к территории России Сибирь, правительство ясно осознало, что выгоднее взять ясак и "толкнуть" его на запад, чем возделывать собственную землю. Сравните любой клочок земли в Дании или в Голландии (где ухожен каждый квадратный метр) с нашей запущенной "территорией для проживания". Сибирский "ясак" по-прежнему течет на Запад. Только вместо соболя теперь — нефть, газ, алмазы, золото»3.
Да, Сибирь всегда была «палочкой-выручалочкой» для российского государства и в мирное время, и в годы войны. За счет освоения природных ресурсов на востоке сформировался Урало-Волжский индустриальный пояс, который дает треть промышленной продукции и около 40% экспорта России. Наличие Транссибирской магистрали позволило в годы Великой Отечественной войны осуществить эвакуацию в Сибирь промышленных предприятий, что предоп-