Научная статья на тему 'Реструктуризация государства в современной экономике'

Реструктуризация государства в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ТРАНСАКЦИЯ / RESTRUCTURING / STATE / TRANSACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликов П. П.

В статье обосновано, что в современных условиях реструктуризация государства как института экономики заключается в трансакции частичной передачи присущих ему прав собственности, связанных с ними экономических свобод и легитимное наделение этими правами других субъектов. Раскрыто, что процесс трансакции происходит в различных формах (в их числе контракты, концессии, арендные соглашения, аутсорсинг, свободные экономические зоны (офшоры), создание совместных предприятий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRUCTURING OF STATE IN MODERN ECONOMY

The author of the article proves the idea that nowadays restructuring of state as an economic institution means transaction, i.e. partial transfer of the property rights, economic freedom and legitimate allotment of these rights to other subjects. It is proved that the process of transaction has various forms contracts, concessions, rent agreements, outsourcing, free economic zones (offshores), creation of joint ventures

Текст научной работы на тему «Реструктуризация государства в современной экономике»

ются базовыми институтами институциональной структуры рынка труда (и экономической системы в целом). Однако они не всегда реализуются во всей своей целостности: в течение последних десятилетий нормой стало отсутствие каких-либо официальных договоренностей (в виде трудового договора, трудовой книжки и пр.).

В парадигме институционального подхода раскрываются основы функционирования рынка труда. Характеристики и поведение индивидов как контрагентов рынка труда являются производными от институцио -нальной среды (норм и «правил игры»: экономических, социальных, юридических, политических). Институциональная теория ввела в научную сферу проблему, объясняющую экономический выбор индивида, - мо -тивацию человеческого поведения. В этой связи большое значение приобретает сам процесс принятия решений, его отправные условия при заключении сделок на рынке труда. Процессы на рынке труда носят, как правило, вероятностный характер. В связи с этим значение экономических институтов труда заключается в

уменьшении неопределенности, случайности в сфере занятости, поэтому рынок труда в рамках институционального анализа утрачивает свойства стохастической (вероятностной) среды.

1. Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка. М.; Л., 1930.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.

4. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996.

5. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М., 2003.

6. Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах // Вопросы экономики. 2003. № 6.

7. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

8. Commons J. R. Institutional Economics. N.Y., 1934.

удк ззо.з п.П. Беликов

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье обосновано, что в современных условиях реструктуризация государства как института экономики заключается в трансакции - частичной передачи присущих ему прав собственности, связанных с ними экономических свобод и легитимное наделение этими правами других субъектов. Раскрыто, что процесс трансакции происходит в различных формах (в их числе контракты, концессии, арендные соглашения, аутсорсинг, свободные экономические зоны (офшоры), создание совместных предприятий).

Ключевые слова: реструктуризация, государство, трансакция.

P.P. Belikov

RESTRUCTURING OF STATE IN MODERN ECONOMY

The author of the article proves the idea that nowadays restructuring of state as an economic institution means transaction, i.e. partial transfer of the property rights, economic freedom and legitimate allotment of these rights to other subjects. It is proved that the process of transaction has various forms - contracts, concessions, rent agreements, outsourcing, free economic zones (offshores), creation of joint ventures.

The key words: restructuring, state, transaction.

Проблема реструктуризации государства, особенно в условиях разразившегося глобального экономического кризиса 2008 - 2009 гг., выступает на первый план. Отечественные экономисты, в частности М. Делягин и В. Шеянов, связывают реструктуризацию государства с передачей власти представителям нового бюрократического слоя, состоящего из относительно эффективных и дееспособных чиновников (многие из которых прошли школу бизнеса) и связанных с ними энергичных бизнесменов, имеющих широкий кругозор и относящихся сегодня ко второму и третьему эшелонам правящего класса [1, с. 134, 178, 196]. Основными направлениями реструктуризации государства являются придание государственному управлению эффективности, свойственной частному сектору, предельное упрощение процедуры инициирования, принятия и реализации решения с обеспечением неотвратимой персональной и ведом-

ственной ответственности за его результаты, переход на электронный документооборот, развитие государственного рынка и государственного бизнеса.

На наш взгляд, требует обоснования тот факт, что в современных условиях основное содержание процесса реструктуризации государства как института экономики заключается в трансакции присущих ему функций. Отметим, что данная постановка проблемы применительно к деятельности такого института, как государство, в известных нам современных научных источниках не встречалась. Раскрытие сути процесса трансакции функций государства предполагает прежде всего рассмотрение родового понятия «трансакция» и правомерности ее использования в данном контексте. Понятие трансакции является основополагающим в институциональной теории, при этом существует несколько подходов к его трактовке. Выделим теорию трансакций Дж. Коммонса,

изложенную в работе «Институциональная экономическая теория» (1934), положения которой значимы для данного анализа. Она основана на теоретических положениях о редкости ресурсов, вследствие чего у хозяйствующих субъектов возникает конфликт по поводу их использования. Разрешается конфликт путем совершения трансакций. Трансакцию, являющуюся, по Дж. Ком-монсу, основной категорией экономической науки, нельзя отождествлять с («простым») обменом ресурсами, товарами или услугами. Это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом [4, р. 652]. Различия между обменом и трансакцией указывают на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности на эти блага.

Т. Эггертссон определял трансакции как обмен индивидами прав собственности на экономические блага и защиту своих исключительных прав [5].

Трансакции подразделяются на трансакцию сделки, трансакцию рационирования и трансакцию управления. Трансакция сделки (торговая трансакция) предполагает перераспределение прав собственности на взаимовыгодной основе, т.е. признание эквивалентности получаемого и отчуждаемого блага. Взаимовыгодным является обмен, в результате которого экономические агенты повышают свое благосостояние. Отличительными признаками и результатом трансакции сделки является добровольная передача (а не производство) богатства из рук в руки. В качестве примера такой трансакции отметим контракты (фьючерсы), переуступку долгов, кредитные сделки и т.д. Трансакция рационирования - когда право принятия решения передается коллективному органу управления. Здесь сохраняется правовая асимметрия. Примером такой трансакции выступает составление устава и распорядка организации, определение направления расходования средств организации или средств организации, или выбор инвестиционных проектов советом учредителей, т.е. коллегиальным органом. Рационирующий субъект не управляет, а только определяет границы допустимых действий, учитывая мнение другого контрагента. Результатом трансакции рационирования является наделение богатством того или иного экономического агента. Трансакция управления построена на отношениях «управление - подчинение», что предполагает принятие окончательного решения только одним из контрагентов, имеющих на это преимущественное право. Отличительным признаком трансакции управления является правовая асимметрия контрагентов, а ее результатом -производство богатства в отличие от его перемещения в трансакции сделки. Такой тип трансакции используется там, где возможно осуществить передачу права на принятие решения в обмен на больший доход по сравнению с рыночными ставками заработной платы (применяется в бюджетных организациях, внутрифирменных отношениях). Таким образом, несмотря на некоторые разночтения в понимании данной категории, общим является осознание трансакций как передачи от одного субъекта другому прав собственности полностью или частично, т.е. прав на владение, пользование, распоряжение, получение дохода от совершения различного рода сделок, обладание какими-либо правомочиями, обязательствами.

Автор полагает, что осуществляемые государством трансакции присущих ему функций осуществляются прежде всего в виде трансакции рационирования и трансакции управления. Поскольку трансакции связаны с передачей прав собственности, кратко рассмотрим их содержание. Теория прав собственности является важнейшей частью институционализма. У ее истоков стояли РКрауз и А. Алчиан, А. Оноре. Права собственности - это совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между субъектами по поводу использовании ими экономических благ («пучок правомочий»). Существующий ныне набор прав собственности формировался исторически. В римском праве ведущую роль играли права владения, пользования, распоряжения и передачи вещи по наследству С развитием рыночных отношений к ним добавляются право «на капитализацию стоимости», право на доход. Национализация поставила вопрос о временных границах использования вещи (бессрочное или с ограниченным сроком) и праве на безопасность собственности (защита от экспроприации). С обострением экологических проблем связано право защиты от отрицательных послед -ствий использования вещи. Таким образом, право собственности - изменяющаяся категория, и в реальной жизни возможны различные сочетания прав собственности. Полный «пучок прав» собственности состоит из 11 элементов: 1) право владения, т.е. возможность исключительного контроля над благами; 2) право пользования, т.е. применения субъектом полезных свойств блага; 3) право управления (распоряжения), т.е. право принятия решения, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ; 5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; 6) право на безопасность, т.е. на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7) право на передачу прав в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; 10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания благ в уплату долга; 11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Право собственности может укрепляться путем добавления к нему новых правомочий. Это спецификация прав собственности, она предполагает определение субъекта и объекта собственности, наделение их соответствующими правами и определение правомочий собственника. Право собственности полностью специфицировано, когда у каждого правомочия есть свой исключительный собственник. Система прав собственности (по Алчиану) - это совокупность методов предоставления конкретным индивидам «полномочий» выбирать любой способ использования конкретных благ из класса незащищенных способов использования этих благ.

Зададимся вопросом: какие из указанных прав собственности государство как институт власти может передать полностью или частично (т.е. осуществить трансакцию) другим субъектам в национальном хозяй-

стве. По мнению автора, таковыми могут быть, исходя из полного «пучка прав» собственности, большинство таких прав, за исключением отдельных. Так, государ -ство оставляет за собой полностью право суверена; право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий; запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, частично - право на безопасность (при наличии частных охранных агентств), право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания благ в уплату долга. Комбинация прав собственности оказывает влияние на величину издержек и вознаграждений эконо -мических агентов. Внося изменения в законодательство (комбинацию отдельных полномочий), субъект меняет условия взаимодействий, происходит перераспределение их полномочий, что влияет на объем ресурсов и уровней благосостояния субъектов.

Следует отметить, что идеи реструктуризации государства рассматриваются в стратегической перспективе. В докладе Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир» отмечается, что одновременно с переносом могущества национальных государств усилится относительная власть негосударственных субъектов - включая коммерческие предприятия, кланы, религиозные организации и криминальные структуры. «Система» в будущем станет многополярной, состоящей из многочисленных кластеров как государственных, так и негосударственных субъектов [2, с. 25].

В рамках институционализма основными функциями государства называются спецификация и защита прав собственности, создание каналов обмена информации, разработка стандартов мер и весов, создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах, производство чистых общественных благ. Рассмотрим, в каких форматах осуществляется полная или частичная трансакция определенных функций государства в национальном хозяйстве. Исходя из сложившейся институциональной трактовки функций государства, полагаем, что в современной экономике государство осуществляет частичную трансакцию фактически всех указанных выше присущих ему функций, но в различной степени. Так, очевидна и существенна трансакция такой функции государства как создание каналов обмена информации, которая в значительной степени выполняется самостоятельно хозяйствующими субъектами. Это проявляется в фор -мировании корпоративных информационных систем, обеспечивающих движение и обновление информационных ресурсов бизнес -структур, предприятий и организаций, различных сетевых сообществ индивидов. Государство осуществило трансакцию такой функции, как создание каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, о чем свидетельствует интенсивное развитие частной торговли, институционализированной коммерческими оптовыми структурами и ритейлерами. Такая функция государства, как спецификация и защита прав собственно-

сти, трансформируется в процессе передачи права владения и права пользования, права управления и права на доход другим субъектам - бизнесу, негосударственным некоммерческим организациям, индивидам. Фактически это означает, что государство осуществляет трансакции - отчуждение присущих ему прав собственности и связанных с ними экономических свобод и - делает легитимным присвоение этих прав другими субъектами. Происходит этот процесс трансакции в различных формах.

Автор полагает, что в настоящее время такими формами являются контракты, концессии, арендные соглашения, аутсорсинг, свободные экономические зоны (офшоры), создание совместных предприятий. Это формальная институционализация таких трансакций. Неформальная институционализация таких трансакций проявляется в уровне доверия экономических субъектов к государству и власти, а также хозяйствующих субъектов друг к другу.

Аутсорсинг означает передачу хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, в основном непрофильных, сторонним хозяйствующим субъектам, которые выполняют их более эффективно за счет глубокой специализации, использования новейших технологий, высококвалифицированного персонала.

Контрактная система связана с широким и активным использованием контрактов как формы соглашений в сфере государственного хозяйствования - при закупке государством товаров и услуг, необходимых для собственных нужд. Контрактная система практикуется в таких сферах деятельности, как строительство, военные заказы, услуги финансовых, в том числе банковских структур, медстрахование, подбор персонала (госслужащих), НИОКР Контрактная система широко используется во взаимоотношениях государства с частными структурами и некоммерческими учреждениями, кото -рые выполняют ранее относившиеся к общественному сектору услуги - городской общественный транспорт, уборка улиц, проектирование и строительство зданий, сооружений общественного назначения, обслуживание инженерных коммуникаций, содержание пожарной охраны, парков, и т.п. Например, в США доля контрактов на деловые услуги за последние 15 лет возросла с 25% до 31%. Госструктуры передают частным бизнес-фирмам следующие административные функции: составление и анализ бюджетов; сбор налогов; охрана общественного порядка; содержание и управление тюрьмами. В Англии на аутсорсинг переданы информационные системы налоговых ведомств, в США сбор налогов передается частным фирмам.

Контрактная система используется в концессионных соглашениях, при сдаче в аренду государственного имущества, в том числе на условиях франчайзинга и т.п. Достоинством контрактной системы как формы трансакций является четкое определение экономических параметров - объема предоставляемых товаров и услуг, цены, нормативов возмещения затрат, форм и сроков оплаты товаров и услуг, стандартов качества, санкций за нарушения. Развитие таких форм, как аутсорсинг, и контрактной системы не означает сокращение присутствия государства в экономике, упразднение присущих ему функций. Это следует рассматривать

как трансакцию функций государства, трансформацию их в иные, новые формы, связанные с использованием предпринимательских методов. Анализ форм осуществления трансакций функций государства как института современной экономики позволяет выявить те формы, которые могут использоваться в российской действительности.

В настоящее время активно происходит «экономизация» общественного сектора, связанная с расширением сферы действия рыночных механизмов. Это можно расценивать не только как прямое влияние глобализации, втягивающей постепенно все сферы страны, все сектора и сферы общественного хозяйства в рыночное пространство, но и как осуществление трансакций со стороны государства. «Экономизация» общественного сектора фактически означает его коммерциализацию, т.е. перевод на режим возмездности, платности и окупаемости (полной или частичной). Так, в США муниципалитеты заключают договора с другими на составление бюджетов; полиция одних районов по договору обслуживает другие районы.

Рыночные формы взаимодействия госструктур и частных коммерческих структур как составляющие трансакций помимо контрактов включают конкурентные торги, конкурсы, аукционы, тестирование. Позитивным следствием развития данных форм является создание конкурентной среды в госсекторе. Это нивелирует в известной степени государственный монополизм, способствует более рациональному использованию ресурсов при наличии альтернатив, снижает нагрузку госрасхо-дов на бюджеты разных уровней.

В современных условиях выполнение государством в полной мере и монопольно всех этих функций сопряжено со значительными трудностями и сопровождается фиаско. Это обусловлено тем, что в рамках национального хозяйства все более значимой становится международная составляющая, представленная деятельностью ТНК, международных экономических организаций и межгосударственных объединений. Государству все сложнее обеспечивать условия, связанные с созданием и воспроизводством эффективной институциональной матрицы - устой -чивой системы базовых общественных институтов. Поэтому объективным и закономерным является трансакция - передача (частичная) государством другим субъектам полномочий (прав) на создание и поддержание эффективной институциональной матрицы. В качестве базовых институтов, согласно канонам институциональной теории, выступают конституирующие правила, нормы, установки, традиции и организации, структурирующие взаимоотношения субъектов. Может ли в современных условиях только государство устанавливать и поддерживать все общественные институты, устойчивая система которых называется институ-

циональной матрицей? Автор полагает, что дееспособными при создании и воспроизводстве эффективных и устойчивых институтов являются и другие субъекты, такие как бизнес (фирмы), домохозяйства, различные общественные организации, профессиональные союзы и т.д. Так, бизнес активно разрабатывает те институты, которые являются элементами институциональной матрицы. К их числу относятся различные виды и формы организации бизнеса, формы взаимоотношений между бизнес-структурами (контракты, лизинг, факторинг) и т.д. В создании архитектуры институциональной матрицы помимо фирм участвуют и другие экономические субъекты, например, политические институты и т.д. Государство в современных условиях предоставляет свободу действий субъектам в создании и инкорпорации тех или иных институтов в институциональную среду и передает на это соответствующие права, т.е. фактически осуществляет трансакцию такой функции, как институциональное проектирование. Она предполагает создание новых институтов и (или) видоизменение импортируемых институтов из других стран. Эту функцию могут выполнять различные бизнес-структуры, создающие собственные модели бизнеса, управления взаимоотношениями с внешними структурами. Так, например, бизнес-структуры создали различные мультимедийные технологии, Интернет, что значительно изменило конфигурацию мировой экономики. Реально воплощаются идеи электронного правительства в ряде развитых стран. Многие формы хозяйствования бизнес-структур были взяты на вооружение госструктурами как эффективные нормы их деятельности (контрактирование, девелоперство, аутсорсинг). Зарубежные специалисты отмечают, что в современных условиях, связанных с глобализацией всех сфер деятельности субъектов, политики и высокопоставленные чиновники утрачивают контроль над событиями, потому что этот контроль переходит к обычным гражданам [3, с.15].

Итак, в современных условиях происходит реструктуризация государства, суть которой заключается в трансакции присущих государству как институту экономики функций.

1. Делягин М., Шеянов В. Мир наизнанку. Чем закончиться кризис для России. М.: Эксмо, 2009.

2. Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир: доклад Национального разведывательного совета США. М.: Европа, 2009.

3. Норберг Ю. В защиту глобального капитализма / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007.

4. Commons J .Institutional Economics //American Economic Review. 1931. Vol. 21.

5. Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge Univеrrsity Press, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.