Научная статья на тему 'Ресторанно-гостиничный бизнес в системе транспортного комплекса: методология создания и управления'

Ресторанно-гостиничный бизнес в системе транспортного комплекса: методология создания и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / CIVIL SOCIETY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / THE INSTITUTIONALIZATION OF ECONOMIC INTERESTS / INSTITUTE FOR RECONCILIATION OF INTERESTS ECONOMIC SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишиев Е. Д.

В статье рассматривается процесс институционализации и согласования социально-экономических интересов граждан и государства через институт общественно-государственного партнерства, который выступает неотъемлемой частью гражданского общества. Раскрываются различные подходы к понятию гражданского общества, обобщены теоретические и практические аспекты деятельности общественных и благотворительных организаций в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишиев Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restaurant and hotel business in the system of transport complex: methodology of the establishment and management

This article discusses the process of institutionalization and coordination of socio-economic interests of citizens and the state through the institution of public-private partnership that acts as an integral part of civil society. Reveals different approaches to the concept of civil society, are summarized theoretical and practical aspects of social and charitable organizations in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ресторанно-гостиничный бизнес в системе транспортного комплекса: методология создания и управления»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА:

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

МИШИЕВ Е.Д.,

аспирант кафедры «Информатика», Ростовский государственный университет путей сообщения,

e-mail: myshyev_ed@narod.ru

В статье рассматривается процесс институционализации и согласования социально-экономических интересов граждан и государства через институт общественно-государственного партнерства, который выступает неотъемлемой частью гражданского общества. Раскрываются различные подходы к понятию гражданского общества, обобщены теоретические и практические аспекты деятельности общественных и благотворительных организаций в РФ.

Ключевые слова: гражданское общество; общественно-государственное партнерство; институционализация экономических интересов.

This article discusses the process of institutionalization and coordination of socio-economic interests of citizens and the state through the institution of public-private partnership that acts as an integral part of civil society. Reveals different approaches to the concept of civil society, are summarized theoretical and practical aspects of social and charitable organizations in the Russian Federation.

Keywords: civil society; public-private partnership; the institutionalization of economic interests; institute for reconciliation of interests economic subjects.

Коды классификатора JEL: H42, H54.

Для развития экономики России особый интерес представляет процесс совершенствования бизнеса в такой трудно формализуемой и многообразной сфере, как ресторанно-гостиничные услуги. Этот бизнес является основой для успешного развития многих других важных отраслей народного хозяйства страны: индустрии отдыха и развлечений, пассажирских перевозок, туризма и спорта, санаторно-курортного лечения, АПК и пищевой промышленности, развития этноэ-кономики.

Россия обладает значительными и еще мало востребованными возможностями в этих сферах. К сожалению, многие потенциально перспективные территории для развития указанных секторов экономики не освоены (Байкал, Кавказ, Азовское море и др.). На иных территориях России отдых и туризм дороже, чем в аналогичных местах за рубежом (Москва — третий город в мире по стоимости проживания в гостиницах, Черноморское побережье дороже турецкого и т.д.). Сервис в лечебных и лечебно-восстановительных учреждениях страны весьма далек от мировых стандартов.

Анализ публикаций по теме позволяет констатировать: теория, методология и инструменты организации и ведения ресторанно-гостиничного бизнеса в настоящее время развиты недостаточно [2]. Ряд особенностей ресторанногостиничного бизнеса подробно описан в научной литературе, например: [2]. Не перечисляя всех особенностей этого бизнеса, отметим важное, но не исследуемое пока свойство: услуги ресторанно-гостиничного бизнеса отличаются необратимостью исполнения. Товар можно без особых потерь для производителя и потребителя возвратить, обменять, отправить на ремонт. В ресторанно-гостиничном бизнесе эти процедуры практически не реализуемы.

Железнодорожный транспорт России в силу высокой протяженности ее территории уже выступает в роли системы, связующей между собой экономики регионов. В данной работе предлагается эту интегрирующую роль транспортного комплекса распространить и на процессы развития ресторанно-гостиничного бизнеса в стране. Обладая развитой инфраструктурой, средствами связи и передвижения, единой системой управления бизнес-процессами, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») способно взять на себя роль организатора сети ресторанно-гостиничного обслуживания населения. Железнодорожная инфраструктурная сеть должна стать точкой роста ресторанно-гостиничного бизнеса.

Развитие рыночных форм функционирования в стране требует постоянного переосмысления многих, ранее незыблемых воззрений и новых сложившихся представлений об основах рыночной экономики и бизнеса (в том числе о роли государства и крупного бизнеса в управлении бизнес-деятельностью).

© Е.Д. Мишиев, 2012

РЕСТОРАННО-ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ.

111

Теоретическая модель совершенной экономики, удобная в теоретических исследованиях, на практике может существовать только на начальном этапе развития соответствующего сегмента рынка, а именно: в условиях его слабой насыщенности востребованными продуктами. Далее естественные рыночные процессы (бизнес-сотрудничество и конкуренция) неизбежно ведут к объединению бизнесов. Рынок приобретает форму монополии или олигополии. Российский менталитет, высокая роль чиновничества (административного ресурса) в организации бизнеса способствуют этим процессам. Примерами тому могут служить истории развития иных российских бизнесов (нефтяного, газового, золотодобычи и др.). Такой вариант развития приносит большие издержки экономике.

Предлагаемая нами модель развития ресторанно-гостиничного бизнеса основывается на использовании потенциала ОАО «РЖД» (экономического, управленческого), что позволит обеспечить подконтрольность процесса, сократить время и усилия на создание полноценного ресторанно-гостиничного бизнеса в стране.

Тенденции последних лет, связанные с усилением роли государственного влияния и крупного бизнеса имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Государство в этой связи имеет больше возможностей отстаивать свои интересы на внешних рынках, регулировать хаотические процессы на внутреннем рынке: упредить экономические спады (по крайней мере, сделать их менее разрушительными) и вовремя поддержать критические отрасли. Но с другой стороны, государство и крупный бизнес сдерживают инициативу частного предпринимательства, снижают гибкость бизнеса, ограничивают возможности проявления бизнес-творчества. Экономическая система становится прогнозируемой и управляемой, но малоэффективной.

В этой связи следует реализовать идею управления бизнесом отрасли с помощью механизмов, моделируемых «поводком» переменной длины. При благоприятных условиях развития отрасли государство «отпускает поводок» (ослабляет требования, обязательные для выполнения, расширяет границы индикативного управления), предоставляя простор для инициативы и творчества хозяйствующих субъектов. При неблагоприятных условиях регулирующая роль государства усиливается ограничением длины «поводка». В системе консолидируется ресурс, необходимый для выживания и конкурентной борьбы, она становится более прогнозируемой и управляемой.

В настоящее время ресторанно-гостиничный бизнес в России развивается как малый бизнес. Этому способствует ряд объективных и субъективных предпосылок. Не отрицая роли и значения этой формы бизнеса для экономики России, считаем необходимым развивать сетевые формы организации бизнеса, интегрирующие ресурсы развития (финансовые, кадровые, рекламные) полнее использовать возможности франчайзинга. Предполагается, что ОАО «РЖД» и выступит как инициатор формирования сети, ее «мозговой» центр и «приводной ремень».

Особое внимание в этом случае следует уделить развитию системного подхода к созданию и ведению ресторанногостиничного бизнеса, включающего: системный анализ проблемы, системный синтез ресторанно-гостиничного бизнеса, системное управление.

Необходимо уточнить, что понятия «система» и «сеть» не совпадают по сути между собой. Это принципиально разные схемы организации взаимодействия. Система оперирует элементами (объектами строгой и жесткой подчиненности), а сеть мобильными агентами (самостоятельно существующими, но стремящимися к сотрудничеству объектами). Тем не менее, к сети правомерно применить системные атрибуты (анализ, синтез, управление).

Рыночная концепция организации ресторанно-гостиничного бизнеса должна учитывать несколько факторов: место расположения предприятия, средства обслуживания, уровень сервиса, имидж, цена. Если организовывать бизнес под патронажем холдинга ОАО «РЖД», то требования по всем указанным факторам эффективно выполняются. Железнодорожные вокзалы имеют выгодное расположение, являясь центром притяжения производственной и бытовой деятельности населения, у компании есть имидж, ресурсы и опыт организации ресторанно-гостиничных услуг, цена услуг за счет масштаба бизнеса может быть значительно уменьшена.

Наша рыночная концепция организации ресторанно-гостиничного бизнеса предполагает олигополистический тип рынка, арбитром которого по российской традиции будет выступать государство. Как минимум на рынке ресторанногостиничных услуг данной территории должны присутствовать игроки, отражающие интересы региона. Предполагается разный характер взаимодействия этих структур в регионах:

ресторанно-гостиничная сеть транспортного комплекса на некоторой территории преобладает над региональной (территории, «привязанные» к транспортному комплексу, здесь железнодорожный вокзал — не только инфраструктура перевозок, а публичное место, обеспечивающее отдых, отправление интеллектуальных и духовных потребностей населения);

ресторанно-гостиничная сеть транспортного комплекса локальной территории подчинена региональной (транспортный комплекс играет свою прямую вспомогательную роль для региона и ресторанно-гостиничные услуги на транспорте реализуются за счет хорошо развитой региональной сети);

ресторанно-гостиничная сеть транспортного комплекса равнозначна региональной (бизнесы сосуществуют, распределив между собой спектр услуг).

Принятый тип рынка накладывает ограничения на выбор параметров организации (структура, корпоративная культура, стиль управления руководителя) и технологий повышения конкурентоспособности и эффективности работы.

Системный подход к построению сети ресторанно-гостиничных услуг предполагает рассмотрение проблемы с позиции следующих принципов:

выявление всех элементов (субъектов данного рынка, включая государственные органы) и всех связей между ними (эти задачи решаются средствами когнитивного и морфологического анализов [7]);

формирования частных (для отдельных участников рынка) и общей согласованной цели совместного существования, в результате которого образуется синергетический эффект взаимодействия, обеспечивающего как выживание, так и эффективность [4];

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

112

Е.Д. МИШИЕВ

■/ учета всех внешних и внутренних возмущающих воздействий, предполагая, что рынок ресторанно-гостиничный услуг, как и любой иной рынок, является открытым [5].

В частности, в качестве первоочередных задач развития ресторанно-гостиничного бизнеса на базе потенциала ОАО «РЖД» предлагается:

1. Создание сервисно-ориентированной системы менеджмента ресторанно-гостиничного бизнеса [3].

2. Разработка системы поддержки принятия управленческих решений на основе моделирования деятельности фирмы, прогноза ее развития, создания гибридной интеллектуальной системы [1].

3. Инвестиционное обеспечение развития ресторанно-гостиничного бизнеса.

4. Сетевая организация ресторанно-гостиничного бизнеса [6].

5. Развитие международной сети ресторанно-гостиничного бизнеса на основе идей и технологий сравнительного менеджмента. Учет традиций и ментальности населения — потенциал развития ресторанно-гостиничного бизнеса.

6. Использование схемы франчайзинга для интеграции в ресторанно-гостиничный бизнес.

Рассмотрим подробнее некоторые наиболее актуальные из выше названных аспектов.

Экономика не относится к хорошо формализуемым отраслям знаний, а экономические процессы по своей сути нестационарны, что резко сказывается на качестве планирования деятельности, поэтому разработка адекватной систем поддержки принятия решений — ключевая задача системного синтеза сети. Отсутствие достоверной, репрезентативной информации не позволяет получить качественные и точные прогнозы. Процесс прогноза «растягивается», время теряется и он (прогноз) начинает служить причиной неудач. Этот факт ставит под сомнение целесообразность и эффективность подробного планирования бизнес-деятельности.

Материал, представленный в статье, актуализирует развитие ресторанно-гостиничного бизнеса в составе экономики России. Он открывает новые возможности для развития смежных отраслей, создает новые рабочие места, обеспечивает население специфическими услугами.

За пределами данного исследования остались еще многие важные вопросы. Те же проблемы, которые рассмотрены, очевидно, не отличаются полнотой изложения и степенью проработанности. Это предмет будущих исследований. Дальнейшее решение сформулированной проблемы видится в решении следующих задач:

♦ использование комплекса математических процедур (когнитивный и морфологический анализ внутренней и внешней среды избранного бизнеса, моделирование процессов оказание услуг и управление ими);

♦ разработка совокупности новых и совершенствование известных менеджерских технологий вхождения на рынок;

♦ формирование согласованных параметров организации в совершенствовании маркетинговых процедур ведения ресторанно-гостиничного бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алашеева Е.А. Разработка методов анализа и моделирования процесса реабилитации для задач управления санаторнокурортным учреждением (экономико-организационные аспекты) // кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 05.13.10. Таганрог: ТГРУ, 2004.

2. Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент // www.tourlib.net.

3. Галкин В.В. Сервисно-ориентированная система информационного менеджмента как инструмент поддержки принятия управленческих решений // кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 05.13.10. Ростов н/Д: ЮФУ, 2008.

4. КозловВ.Н. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. С. 190.

5. Лябах Н.Н., Лябах А.Н. Нетрадиционные страницы менеджмента. Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2002. С. 208.

6. Сукиасян Д.А. Сетевые стратегии позиционирования торговых предприятий // Экономический вестник Южного федерального округа. 2008. № 2.

7. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: СИНТЕГ, 1998. С. 376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.