Научная статья на тему 'Реставрация временных зубов с применением цветного компомерного материала'

Реставрация временных зубов с применением цветного компомерного материала Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
806
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОМЕР "ТВИНКИ СТАР" / COMPOMER "TWINKY STAR" / АДАПТАЦИЯ К МАНИПУЛЯЦИЯМ / ADAPTATION TO MANIPULATION / МОТИВАЦИЯ К ЛЕЧЕНИЮ / MOTIVATION FOR TREATMENT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Терехова Т. Н., Леонович О. М.

Среди разнообразия стоматологических материалов для лечения детей цветной компомер «Твинки Стар» обеспечивает качественное лечение ребенка и адаптирует его к стоматологическим манипуляциям. Возможность использовать компомер «Твинки Стар» позволяет достичь лучшего взаимопонимания между стоматологом и ребенком, формируя у ребенка позитивное отношение к стоматологическим манипуляциям и мотивацию к лечению зубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Терехова Т. Н., Леонович О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of temporary teeth using color compomer material

Among a variety of dental products for the treatment of children color compomer «Twinky Star» provides high-quality child care and adapts it to the dental procedures. Ability to use a new compomer «Twinky Star» can achieve a better understanding between the dentist and the child, shaping a childs positive attitude to dental procedures and the motivation for dentistry.

Текст научной работы на тему «Реставрация временных зубов с применением цветного компомерного материала»

Обмен опытом

Особенности анатомо-физиоло-гического строения молочных зубов и распространения патологического процесса, физиологические особенности полости рта ребенка, невозможность усидеть долго в одной позе, возрастные особенности психики обусловливает трудности лечения маленьких детей [2, 5]. Несвоевременное лечение кариеса приводит к развитию осложнений и преждевременному удалению зубов, формируя боязнь, страх перед посещением врача-стоматолога. Поэтому своевременное лечение кариеса временных зубов относится к числу важных проблем. Успешным считается лечение временных зубов в случаях выполнения всех манипуляций на уровне, не требующем повторного вмешательства до естественного выпадения молочных зубов [8]. Изготовление качественных, высокоэстетичных, прочных и долговечных реставраций по-прежнему актуально в стоматологии детского возраста [1-4].

Среди пломбировочных материалов нет абсолютно идеальных, которые могли бы применяться одинаково успешно для пломбирования полостей всех классов в зубах различной групповой принадлежности. Наиболее эффективные материалы для реставрации молочных зубов - стек-лоиономерные цементы, композиты и ком-померы [2, 7, 8, 10, 11]. При лечении детей выбирают материал, который обеспечивает не только качественное лечение, но и мотивирует ребенка к посещению стоматолога и проведению лечения.

РЕСТАВРАЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦВЕТНОГО КОМПОМЕРНОГО МАТЕРИАЛА

Терехова Т.Н., доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии детского возраста БГМУ

Леонович О.М. ассистент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ

Terekhova Т.Ы., Leonovich О.М. Belarusian State Medical University, Minsk

Restoration of temporary teeth using color compomer material

Резюме. Среди разнообразия стоматологических материалов для лечения детей цветной ком-помер «Твинки Стар» обеспечивает качественное лечение ребенка и адаптируетего к стоматологическим манипуляциям. Возможность использовать компомер «Твинки Стар» позволяет достичь лучшего взаимопонимания между стоматологом и ребенком, формируя у ребенка позитивное отношение к стоматологическим манипуляциям и мотивацию к лечению зубов.

Ключевые слова: компомер «Твинки Стар», адаптация к манипуляциям, мотивация к лечению.

Abstract. Among a variety of dental products for the treatment of children color compomer «Twinky Star» provides high-quality child care and adapts it to the dental procedures.

Ability to use a new compomer«Twinky Star» can achieve a betterunderstanding between the dentist and the child, shaping a child's positive attitude to dental procedures and the motivation for dentistry. Keywords: compomer «Twinky Star», adaptation to manipulation, motivation for treatment.

Светоотверждаемый компомерный цветной пломбировочный материал Twinky Star помогает врачу в достижении следующих целей: снижение дентофо-бии у детей и обеспечение качественного комфортного для ребенка лечения неосложненных форм кариеса молочных зубов, мотивирование ребенка к посещению стоматолога и проведению лечения [1, 8].

Завоевать доверие маленького пациента оказывается намного проще, ориентируясь на психологические особенности возраста, ведь детский стоматолог по совместительству психолог. Надежный способ адаптации ребенка к лечению зубов - представить процесс лечения зубов как игру [1, 3, 4, 6]. Ребенок фантазирует, верит в сказки и чудеса, ему нравится участвовать в творческом процессе лечения и постановки разноцветных пломб, -цветовая палитра Twinky Star состоит из 7 ярких цветов с мерцающими блестками (белый, золотой, лимонный, розовый, синий, оранжевый, зеленый). После лечения зубов ребенок может похвастаться перед друзьями: он был в волшебном кабинете у Феи и участвовал в лечении своих зубов, выбирал цвет пломбы под свитер (кофту, платье или просто любимый цвет).

Учитывая высокую потребность детского населения Республики Беларусь в лечении кариеса зубов [9], нами

предпринята попытка оптимизировпать стоматологическую помощь детям с использованием пломбировочного материала Twinky Star.

Материал Twinky Star использовался у 33 пациентов, было реставрировано 102 зуба: из них кариозные полости локализовались в 35 (34,31 ±4,69%) зубах на жевательной поверхности, в 24 (23,53±4,16%) - на дистально-окклюзион-ной; в 14 (13,73±3,32%) - на мезиально-окклюзионной, в 29 (28,43±4,44%) - на вестибулярной.

После удаления с поверхности зубов пелликулы щеточкой с очищающей пастой давали возможность ребенку выбрать понравившийся цвет пломбировочного материала на стандартной цветовой шкале Twinky Star. При необходимости проводили анестезию. Препарирование твердых тканей зубов осуществляли по общепринятой методике с водяным охлаждением тканей зубов и полным удалением размягченных участков эмали и дентина борами с алмазным напылением. При реставрировании фронтальных зубов создавали небольшой скос эмалевого края. В области боковой группы зубов закругляли края препарирования. Для изолирующих прокладок использовали стеклоиономерные цементы химического (lonogem) и светового (lonosit) отверждения. Зубы изолировали с помощью ватных валиков.

42

оовре

1нная стоматология n1

Обмен опытом

При постановке пломб II класса использовали прозрачные матрицы, фиксируемые в апроксимальном участке клиньями. Матрица накладывалась перед протравливанием эмали и дентина и нанесением дентинного адгезива. Далее наносили самопротравливающийся адгезив «Futurabond N0» согласно инструкции по применению. Восстановление анатомической формы зуба проводили послойно, толщиной не более 2 мм, адаптировали подходящим инструментом и затем фо-тополимеризовали.

Финишную обработку и полировку пломбы осуществляли с помощью финишных алмазных головок с очень мелкой зернистостью и полирами. Проводили флюоризацию зуба.

Оценка качества пломб осуществлялась через 1, 6, 12, 18 месяцев по следующим критериям: анатомическая форма, краевое прилегание, краевая пигментация, шероховатость поверхности. Критерий соответствия цвета был исключен, так как материал цветной. При согласии родителей и пациентов при наложении пломбы и при последующих контрольных осмотрах пломбы фотографировали.

Для клинической оценки пломб применяли критерии Иуде [13-15]. Оценивали пломбы два эксперта-стоматолога. Если при оценке эксперты приходили к разным результатам, отличающимся от критериев Иуде, выполнялось повторное исследование обоими экспертами и как оценочную документировали более низкую степень оценки.

Поведение детей до и после лечения оценивалось с использованием поведенческой шкалы Франкла (12), которая выделяет в поведении ребенка четыре категории:

Рг1 - абсолютно негативное поведение: ребенок отказывается от лечения, плачет, полон страха;

Fr2 - негативное поведение: ребенок с неохотой принимает лечение, имеются некоторые признаки негативизма, но не столь явно выраженные;

Fr3 - позитивное поведение: ребенок принимает лечение с настороженностью, но выполняет требования врача;

Fr4 - абсолютно позитивное поведение: у врача хороший контакт с ребенком, ребенок проявляет интерес к проводимым процедурам, смеется, радуется.

В зависимости от степени дентофобии и для снижения чувства тревоги и страха работу с ребенком делили на 2-3 этапа.

Первое посещение включало знакомство, общение со стоматологом и осмотр, чтобы ребенок привык к обстановке сто-

матологического кабинета и понял, что его посещение не связано с принудительными болезненными процедурами. Если в первое посещение было достигнуто взаимопонимание и проявление интереса у ребенка к проведению дальнейших манипуляций в полости рта, то следующим шагом была профессиональная гигиена. Это позволяет понять ребенку, что нахождение в стоматологическом кресле и использование шумных инструментов (щетки) в полости рта не приносит боли, а использование ароматизированной полировочной пасты делает эту процедуру приятной и «вкусной».

Далее необходимо кардинально поменять психологическое восприятие ребенком процесса лечения зуба: со скучной необходимой процедуры постановки пломбы - на игровой увлекательный процесс лечения, в результате которого получаешь красивое цветное «украшение» на зуб, к тому же защищающее от кариеса. То есть у ребенка есть возможность поучаствовать как в процессе лечения, так и в выборе цвета этого «украшения» -ребенок начинает творчески относиться к лечению. По опыту нашей работы, даже те дети, которые резко отрицательно относились к лечению зубов, после предложения выбрать цветное украшение для зуба охотно соглашались на проведение «лечебно-украшающих» процедур в это же посещение, и нам реже требовалось назначение на следующий прием.

Второе посещение включало уже знакомое ребенку очищение зуба специальной пастой перед постановкой «украшения». Управляя поведением ребенка, широко использовали методику «рассказываю - показываю - делаю».

Статистическая обработка полученных результатов производилась с использованием методов вариационной статистики с применением критерия Стьюдента.

Выбор цвета. В результате исследования установлено, что для пломбы дети выбирали наиболее часто серебристый (39, или 38,2%) и розовый (17, или 16,7%) цвет материала Twinky Star. Дети желали иметь золотистые (11) пломбы, зеленые (15), голубые (7), лимонные (7), оранжевые (6). Мальчики отдают предпочтение синему, зеленому, золотому и белому оттенкам будущей пломбы, а девочки чаще предпочитают розовый, золотистый, оранжевый и белый цвета.

Оценка качества лечения зубов с применением материала Twinky Star. Как сразу после постановки пломб, так и через месяц жизнеспособность зубов, их анатомическая форма, структура и цвет,

а также краевое прилегание пломб сохранились в 100% случаев.

Спустя 6 месяцев пломбы и зубы выглядели очень хорошо клинически (оценка А1) в 100 (98,04±1,38%) случаях. В одном (1±0,98%) случае зуб и пломба выглядели неудовлетворительно, имелся скол эмали с обнажением дентина (оценка С) и в одном (1±0,98%) случае пломба выпала и оценена как й.

В 102 случаях пациенты не предъявляли жалоб как через месяц, так и через 6 месяцев.

Превосходный переход от твердой ткани зуба к материалу пломбы (а1) зафиксирован в 100 (98,04±1,39%) случаях, в 2 (1,96±1,38%) пломбах обнаружена краевая щель, простирающаяся до прокладки (С) через 6 месяцев после лечения.

Материал пломбы непрерывно переходил в анатомические структуры зуба в 100 случаях (А). К критерию «браво» отнесено 2 (1,96±1,38%) пломбы, в которых выявлен перерыв между материалом пломбы и тканями зуба или недостача материала без обнажения дентина или прокладки.

Вторичное поражение кариесом (критерий «браво») диагностировали в 1 (0,99±0,98%) зубе. К критерию «альфа» отнесен 101 (99,01±1,38%) зуб, так как в них не выявлено изменений твердых тканей.

Зафиксировано изменение цвета у края пломбы в 2 (1,96±1,38%) зубах (оценка «браво»). Оценку «чарли» не получила ни одна пломба.

Поверхность 100 пломб была гладкая и на прилегающих мягких тканях не обнаружено изменений (оценка «ромео»). Две пломбы, локализованные на дис-тально-окклюзионной поверхности зубов 5.5 и 8.4 (одна пломба имела скол, одна выпала), получили оценку «виктор» и требовали замены.

Спустя 12 месяцев пломбы и зубы выглядели очень хорошо клинически во всех 100 случаях.

Спустя 18 месяцев в 2 (2,0±1,4%) случаях из 100 была обнаружена краевая щель, без обнажения прокладки и дентина, в 2 (2,0±1,4%) других зубах диагностирован небольшой скол пломбы без нарушения целостности и герметичности пломбы.

Жалоб не предъявил ни один пациент.

Анатомическая форма зуба была сохранена в 96 (96±1,96) случаях, к критерию «браво» отнесено 4 (4,00±1,96%) пломбы, в которых выявлена недостача материала без обнажения дентина или прокладки.

Вторичное поражение кариесом и изменение цвета зуба не обнаружено.

©©временная стоматология n1 2012 43

обмен ©пыт©м

При оценке поверхности пломбы по критериям Ryge поверхность 4 (4±1,96%) пломб выглядела шероховатой, имелись углубления, которые после полировки пломбы были оценены как «альфа», соответствуя критерию А.

Поведение детей до начала лечения: у 8 (24,24±7,43%) детей поведение оценено как абсолютно негативное - Fr1; у 11 (33,33±8,18%) детей, которые с неохотой принимали лечение и проявляли некоторые признаки негативизма, но не столь явно выраженные, поведение оценено как Fr2; у 14 (42,43±8,59%) детей, принимающих лечение с настороженностью, но выполняющих требования врача, - Fr3.

После лечения зубов с помощью ком-помера Twinky Star поведение детей в стоматологическом кабинете изменилось. Если до лечения зубов ни у одного ребенка не было зарегистрировано абсолютно позитивного поведения, то после лечения у 25 (75,76±7,54%) детей, проявляющих интерес к проводимым процедурам, поведение оценено как Fr4. У 7 (21,21±7,09%) детей поведение соот-

ветствовало Fr3 и лишь у 1 (3,03±2,97%) ребенка, с неохотой принимающего лечение, - Fr2. Абсолютно негативного поведения детей не выявлено.

Используемый в данном исследовании пломбировочный материал показал хорошие клинические наблюдения в течение всего периода наблюдения.

Участие ребенка в творческом процессе лечения и постановки цветной пломбы оказывало дополнительное психологическое воздействие на него. Цветная пломба расценивается ребенком как «украшение» и естественно повышает его внимание к зубам, повышает желание тщательнее проводить гигиену полости рта, следить за ее сохранностью во рту самому, а также его родителям. Кроме того, такая пломба вызывает интерес у сверстников и членов семьи, тем самым расширяются границы общения.

При повторных посещениях ребенок идет в зубной кабинет без напряжения, настроенный на продолжение игры с выбором нового цвета пломбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авраамова О.Г., Муравьева С.С. // Стом. газета «стоматология сегодня». - 2005. - №6 (47)

2. Димитрова М.М., Куклева М.П. // Стоматология. - 2005. - №4. - С.43-46.

3. Комченков С.А. // Институт стоматологии. - 2004. -№3. - С.22-23.

4. Корчагина В.В. // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2007. - №3. - С.65-71.

5. Корчагина В.В. Лечение кариеса у детей раннего возраста. - М., 2008. - 167 с.

6. Ларенцева Л.И., Рвачева Е.А., Любимова Д.В. и др. // Рос. Стом. журн. - 2007. - №5. - С.34-35.

7. Макеева И.М. Восстановление зубов светоотверждае-мыми композитными материалами. - М.,1997. - С.71.

8. Сарапульцева М.В., Мешенко А.Г. // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. - №3. -С.43-49.

9. Терехова Т.Н., Мельникова Е.И., Зорич М.Е., Валеева З.Р// Соврем. стоматология. - 2009. -№3-4. - С.28-30

10. ЭдрианЯп. // Новости Densply. - 2004. - №10. -С.8-10.

11. Cristoph Benz // Новое в стоматологии. - 2000. -№10. - С.9-13.

12. Frankl S.N., Shiere FR, Fogels H.R. // J. Dent. Child. - 1984. - Vol.29. - P.150-163.

13. Ryge G. // Int. Dent. J. - 1980. - Vol.30. - P.347-358.

14. Ryge G, Stanford J.W. // Int. Dent. J. - 1977. -Vol.27. - P.46-57.

15. Ryge G, Jendresen M.D., Giant P.O., Mjorl. // Swed. Dent. J. - 1981. - Vol.5. - P.235-239.

Поступила 16.12.2012

ОСОБЕННОСТИ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОГО ХИРУРГА И ВРАЧА ХИРУРГА-СТОМАТОЛОГА

Ленькова И.И., канд. мед. наук, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии БГМУ Пархимович Н.П., канд. мед. наук, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии БГМУ Ермаркевич А.А., студент стоматологического факультета БГМУ

Len'kova I.I., Parkhimovich N.P., Ermarkevich А.А.

Belarusian State Medical University, Minsk

Antibacterial therapy in maxillofacial and dental surgery

Резюме. Описаны основные принципы лечения и антибактериальной терапии при отдельных нозологическихформах заболеваний: хронический периодонтит (стадия обострения),острые одонтогенные периоститы, хронические периоститы в стадии обострения, операция атипичного удаления зуба мудрости, острые артриты, гнойно-воспалительные процессы в челюстно-лицевой области и в области шеи, доброкачественные опухоли и опухолеподобные заболевания, симптоматическое лечение онкологических больных.

Ключевые слова: антибактериальная терапия, выбор лекарственного препарата.

Summary. Main principles of treatment and antibacterial therapy in patients wtth the following nosological entities are described: active chronic periodontitis, acute lateral abscesses, active chronic periostitis, atypical operation of wisdom tooth extraction, acute arthritis, pyoinflammatory process in maxillofacial and neck region, benign tumours and tumour-like diseases, symptomatic treatment of oncological patients.

Keywords: antibacterial therapy, choice of medication.

Выбор наиболее эффективного антибактериального средства во многом зависит от идентификации микроорганизма, вызвавшего заболевание.

В условиях работы челюстно-лицевого хирурга и хирурга-стоматолога (в поликлинике или в стационаре) необходимо провести следующие исследования:

- установить клинический диагноз и определить необходимость эмпирической антибиотикотерапии;

- уточнить наличие сопутствующей патологии и выявить состояние организма (возраст, беременность, функции детокси-цирующих органов, генетические аспекты). Собрать фармакологический анамнез за последние три месяца, аллергологический анамнез в течение всей жизни пациента. При назначении антибиотикотерапии следует учитывать и национальность пациента. Так, по данным литературы, левомицетин северными нациями (норманны, голландцы)

переносится хорошо, а южными (итальянцы, арабы, евреи) - очень плохо;

- провести забор биологического материала (кровь, моча, содержимое гнойного очага) для бактериологического исследования. Провести данное исследование удается только в условиях стационара и не всегда можно распространить результаты этого исследования in vivo. Например, при наличии смешанной флоры реакция бактерий на антибиотики может быть измененной.

44

1нная ©т©мат@л@гия n1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.