Научная статья на тему 'РЕСТАВРАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СВЕТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ'

РЕСТАВРАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СВЕТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЯ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ТЕОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ / КОНСЕРВАЦИЯ / CULTURE / AXIOLOGY / PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / THEORY OF RESTORATION / CONSERVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макарова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается деятельность по сохранению культурного наследия в контексте аксиологического подхода к анализу культурных процессов. Реставрация представляется автором как особый вид этой деятельности, направленный на сохранение и актуализацию ценностных характеристик объектов - носителей культурных ценностей. Раскрывается понятие культурного наследия, приводится определение реставрационной деятельности, рассматриваются вопросы динамики культурных ценностей на примере изменения трактовки объекта реставрации в законодательных актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSERVATION OF CULTURAL HEGITAGE IN THE LIGHT OF THE AXIOLOGICAL THEORY OF CULTURE

The article describes preservation of cultural heritage in the context of axiological approach to the cultural processes. Conservation is viewed as a special type of the preservation activity, performed to save and update the cultural value of objects. The author overviews definitions of the cultural heritage and conservation, analyzes the problem of dynamics of cultural values with an example of changes in interpretation of the conservation object given in legislative acts.

Текст научной работы на тему «РЕСТАВРАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СВЕТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR

УДК 7.025.3 ББК 79.0

10.34685/HI.2020.30.3.012

РЕСТАВРАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СВЕТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Макарова Анастасия Сергеевна,

художник-реставратор ФГБНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации», ул. Гастелло 44 стр. 1, г. Москва, 107014 e-mail: aanpilogova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается деятельность по сохранению культурного наследия в контексте аксиологического подхода к анализу культурных процессов. Реставрация представляется автором как особый вид этой деятельности, направленный на сохранение и актуализацию ценностных характеристик объектов - носителей культурных ценностей. Раскрывается понятие культурного наследия, приводится определение реставрационной деятельности, рассматриваются вопросы динамики культурных ценностей на примере изменения трактовки объекта реставрации в законодательных актах.

Ключевые слова

Культура, аксиология, сохранение культурного наследия, теория реставрации, консервация.

Осмысление теоретических и, глубже, философских основ любой профессиональной деятельности — одна из базовых потребностей вовлеченных в нее людей. Нельзя назвать исключением и деятельность, направленную на сохранение культурного наследия. Незначительное

внимание, уделяемое данному вопросу, зачастую приводит к тому, что, пожалуй, каждый практикующий реставратор сталкивался с чувством бесполезности и бессмысленности собственной деятельности. Действительно, есть ли необходимость продлять жизнь материалам и субстанциям, мно-

гие из которых не предназначены к бесконечному существованию? Более того, реставрационное вмешательство часто ограничено во времени и требует бесконечного повторения хотя бы части ранее выполненных работ. Самый очевидный пример - обеспыливание и удаление прочих поверхностных загрязнений, которые можно выполнять ежегодно и даже чаще. К тому же любое реставрационное «вторжение» по сути сокращает объем сохраняемого авторского материала, заменяя его актуальными реставрационными составами. В некоторых случаях это приводит к совмещению в современном облике произведения следов различных этапов его бытования. В западной литературе это явление получило красочный эпитет «синдрома Франкенштейна», который подразумевает, что музейный предмет в результате многократных реставраций все больше представляет собой смешение материалов и техник различных эпох1. В публикациях Ю.Г. Боброва это же явление деликатнее названо «шумом», который затрудняет восприятие авторского замысла при контакте с отреставрированным произведе-нием2. Однако главный, на наш взгляд, вопрос, определяющий сущность данной профессии, это вопрос о том, в чем ценность сохраняемого объекта. Понятие ценности раскрывается в аксиологической концепции культуры, которая наиболее удачно и органично служит фундаментом философского осмысления деятельности по сохранению культурного наследия.

Аксиология трактует культуру как совокупность ценностей или ценностных ориентиров общества. Ценность здесь - особое отношение человека к объекту или явлению, которое определяет жизненные представления. Ценности включают обычаи, верования, традиции, нормы, правила и многое другое. Между различными группами ценностей существуют взаимосвязи, формируются иерархии. Существует несколько трактовок структуры ценностей. Приведем некоторые из них. Г. Риккерт разделял ценности на логические, эстетические, мистические, социально-этиче-

ские, религиозные, личностные3. Г.П. Выжлецов подразделял ценности на духовные, социальные, экономические и материальные. М.С. Каган выделял нравственные, социально-организационные, религиозные, эстетические, экзистенциальные и художественные ценности4.

Практически во всех классификациях структуры ценностей присутствует категория эстетических или художественных ценностей, отождествляемая со значимостью художественной выразительности произведений искусства. Для большинства исследователей данная категория относится к ценностям особой группы или высшего, духовного порядка. При этом объекты - носители художественной ценности зачастую и есть ценности, так как провести отделение ценности от ее «носителя» здесь практически невозможно. Так по мнению М. Шелера «все эстетические ценности ... суть - ценности предметов»5. Разнообразие категорий ценности позволяет наделять ею и предметы, лишенные очевидных художественных достоинств, но имеющие другие признаки социокультурной значимости.

Совокупность и структура ценностей определяют культурную идентичность общества. Стабильность ее существования во многом связана с возможностью сохранения и ретрансляции ценностных ориентаций из поколения в поколение. В связи с этим возникает понятие культурного наследия, которое в наиболее широком контексте трактуется как совокупность культурных объектов или ценностных ориентиров, подлежащих сохранению в виде, приближенном к аутентичному, с целью дальнейшего репродуцирования. Таким образом материальную сущность наследия составляют «опредмеченные» художественные и шире - культурные ценности, выраженные в движимых и недвижимых объектах, сохраняемых в виду своей значимости. Зачастую отличительным признаком подобных объектов становится время их создания, а также связь с какой-либо исторической личностью или событием.

1 Salvador Munoz-Vinas. The Transactional Nature of Heritage Conservation. Instituto de Restauración del Patrimonio, Universitat Politécnica de Valencia. Pantheon Drukkers. 2018. P. 8.

2 Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. М., 2017. С. 59.

3 Риккерт Г. О системе ценностей. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. - С. 365-391.

4 Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. С. 132.

5 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 304, 319.

Именно в области содействия передаче культурного наследия от одного поколения другому находит свое место и деятельность по сохранению культурного наследия. Ее можно представить в виде последовательности из мероприятий по выявлению объектов, достойных сохранения, их изучения, интерпретации и публичного представления, направленного на максимальное раскрытие ценностных характеристик. Одним из видов этой деятельности можно считать реставрацию или консервацию культурных ценностей.

В рамках аксиологической концепции культуры под консервацией или реставрацией можно понимать деятельность по физическому сохранению объектов материального мира с целью максимального раскрытия их культурной ценности. В данном случае разделение на консервацию и реставрацию, которое получило распространение в традиционных определениях этой деятельности, не имеет принципиального значения. Эти два понятия вводятся в профессиональной литературе на основании видов работ или набора операций, производимых с объектом. Так консервация предполагает более узкий спектр допустимых мероприятий, направленных на предотвращение физической утраты объекта, а реставрация, в свою очередь, включает элемент творческого поиска по реконструкции авторского замысла в максимально возможном объеме. Однако в свете аксиологической теории и консервация, и реставрация имеют общую цель - сохранение той ценности, которая заложена в физической субстанции объекта. Современные методы реставрации и естественно-научных исследований позволяют также интегрировать эту деятельность в процессы интерпретации и актуализации ценности.

Культурное наследие - живая и динамичная структура, изменяющаяся вслед за ценностными ориентациями общества. Ценность отдельных предметов или их групп постоянно переосмысляется, что можно наблюдать на примере отношения к произведениям религиозного искусства в 20 в., а также во многих других случаях. Проявления подобных изменений заметны в тематике выставочных и исследовательских проектов, принципах пополнения музейных собраний и в некоторой степени - в области сохранения наследия.

Одним из них можно считать изменение терминологии, связанной с определением объекта - носителя культурных ценностей. Несмотря на то, что

исследуемые определения фигурируют в законодательных актах, они вполне отражают изменения в профессиональном самоопределении.

Так в «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой в Гааге в 1954 г., употреблялся термин «культурные ценности», объединявший ценные движимые и недвижимые предметы, организации культуры и центры, в которых физически находятся культурные ценности6. В «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» ЮНЕСКО 1972 г., понятие культурных ценностей сменяется на более узкий термин «культурное наследие», который включает произведения архитектуры, скульптуры и живописи, археологические объекты, группы строений и достопримечательные места7. В Российском законодательстве принятый в 1978 г. закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» оперировал понятием «памятник», которое включало недвижимые объекты, памятные места и предметы8. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выделяет «объекты культурного наследия», которые включают недвижимые памятники и связанные с ними предметы исторически сложившегося убранства, представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии или социальной культуры и являющие свидетельствами существовавших ранее эпох и цивилизаций9. С другой стороны, вся совокуп-

6 Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Принята 14 мая 1954 г., в г. Гаага. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900810

7 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: https://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/heritage.shtml

8 Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». URL: https://base.garant.ru/2306262.

9 Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002

№73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках

истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 37318/

ность музейного фонда в рамках Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяется как движимые предметы, которые «не зависимо от времени их создания, имеют общественную ценность благодаря их исторической, художественной или иной значимости»10.

Таким образом определение объекта наследия, требующего сохранения, в мировых и российских законодательных актах, на наш взгляд, идет по пути отказа от широких формулировок в пользу более узких и точных определений. Вслед за этим в области профессиональной деятельности по сохранению культурного наследия появляется и дробность профессиональных специализаций. В отечественной практике, казалось бы, формальное разделение на два самостоятельных понятия «объектов культурного наследия» и «предметов музейного фонда», по сути разделило сферу сохранения наследия на две малосвязанные между собой области «архитектурной» и «музейной» реставрации. Закрепившиеся сегодня формулировки кажутся производным от юридической терминологии, заимствованной из других областей права.

Постоянную дискуссию вызывает и ценность последствий реставрационной деятельности в контексте обеспечения преемственности социокультурной системы. Если в исторической перспективе, начиная с 18 в. реставрация воспринималась как один из прикладных методов изучения памятников древности11, в 19-20 вв. неоднократно поднимался вопрос о переоценке ранее выполненных работ, часто в негативном ключе. Предполагая передачу ценности и отождествляемого с ней предмета будущим поколениям следует ожидать возможной переоценки усилий по их сохранению, предпринятых сегодня. Это безусловно подчеркивает общественный или социальный характер реставрационной деятельности, справедливо отмеченный Ю.Г. Бобровым12. Вместе с тем, благодаря

94

10 Федеральный закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10496/

11 Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. М., 2017. С. 24.

12 Там же. С. 57.

научному вкладу в представления о механизмах старения различных материалов, реставрация остается, на наш взгляд, действенным инструментом сохранения культурного наследия.

Список литературы.

1. Федеральный закон от 25.06.2002 No73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 04.05.2020).

2. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата обращения 04.05.2020).

3. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». URL: https://base.garant.ru/2306262/ (дата обращения 05.05.2020).

4. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900810 (дата обращения 04.05.2020).

5. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ heritage.shtml (дата обращения 05.05.2020).

6. Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. М.: Художественная школа, 2017. 288 с., илл.

7. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 204 с.

8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. [пер. с нем.] М.: Республика, 1998. 413 с.

9. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

10. Шухободский А.Б. Памятник истории и культуры как специфический вид культурной ценности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 97. С. 356-365.

CONSERVATION OF CULTURAL HEGITAGE IN THE LIGHT OF THE AXIOLOGICAL THEORY

OF CULTURE

Makarova Anasatsiia Segreevna,

postgraduate student "Likhachev Russian Research Institute

for Cultural and Natural Heritage"; conservator, the "State Research Institute for Conservation";

Gastello Str., 44 b. 1, 107014, Moscow, Russia e-mail: aanpilogova@mail.ru

Abstract

The article describes preservation of cultural heritage in the context of axiological approach to the cultural processes. Conservation is viewed as a special type of the preservation activity, performed to save and update the cultural value of objects. The author overviews definitions of the cultural heritage and conservation, analyzes the problem of dynamics of cultural values with an example of changes in interpretation of the conservation object given in legislative acts.

Keywords

Culture, axiology, preservation of cultural heritage, theory of restoration, conservation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.