Научная статья на тему 'РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА'

РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / СВЯТЫНИ / МЕЧЕТИ / КУПОЛА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Адилов Зафар Равшанович, Болгабоев Дилшод

В статье представлены исторические сведения о строительстве памятников архитектуры, некоторых медресе и мечетях в Наманганской области. В работе также представлена подробная информация и необходимые выводы об уникальной роли и значении архитектурных памятников в человеческом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА»

РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Адилов Зафар Равшанович, Болгабоев Дилшод, Наманганский инженерно-строительный институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

E-mail: adilovzafar615@gmail. com

Аннотация. В статье представлены исторические сведения о строительстве памятников архитектуры, некоторых медресе и мечетях в Наманганской области. В работе также представлена подробная информация и необходимые выводы об уникальной роли и значении архитектурных памятников в человеческом развитии.

Ключевые слова: памятники культуры, объекты культурного наследия, современное градостроительство, святыни, мечети, купола.

Введение. Узбекский народ обладает богатейшим и древнейшим культурным наследием в Центральной Азии. Обнаружение этих богатств, представление человечеству истинного культурного и духовного образа узбекского народа является неотъемлемой частью восстановления нашего культурного наследия и необходимым условием для знакомства Узбекистана с миром. Каждый период и поколение создают свое культурное наследие. Суждения выносятся в отношении периодов и поколений в зависимости от культурного наследия. Национальные ценности нашего народа, унаследованные веками, формировались долгими историческими процессами. Их прошлое создало центральноазиатскую цивилизацию, насчитывающую более 3000 лет.

Благодаря независимости Узбекистана сегодня мы имеем многовековое историческое наследие нашего народа. После обретения Узбекистаном независимости возросло внимание к памятникам старины и историческим улицам. Начали ремонтировать многие медресе и дворцы, жилые дома, уникальные памятники. Поэтому одна из важнейших задач на повестке дня -бережно сохранить их для будущих поколений, познакомиться с памятниками, созданными архитекторами прошлого и поразить всех, прилежно изучить связанные с ними исторические источники и отремонтировать их. Ведь глубокое

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

приобретение культурного наследия, целостное развитие его положительных сторон имеет решающее значение для духовного развития подрастающего поколения.

Основная часть. Сегодня во всем мире проводится значительная работа по развитию туристической индустрии. Туризм - это область, связанная с развитием, и постоянно создаются новые туристические направления и новые виды туризма. Такая динамика гарантирует, что туризм становится приоритетом социально-экономического развития.

По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), туристический сектор является четвертым по величине экспортером товаров и услуг в мире после автомобильной, химической и топливной промышленности (2018 г.) [3].

Несмотря на то, что индустрия туризма в Узбекистане относительно новая, по многим направлениям она опережает всемирный опыт, и наша страна имеет большой потенциал для развития международного туризма.

Культурное наследие - это ценности, идеи, опыт, знания прошлого, способы их усвоения, то есть способы творческой деятельности людей и ее организации и ее результаты. Процесс ассимиляции, точнее, культурного наследия очень важен и является одним из основных законов культуры в действии. Этот процесс объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества в целом и становится обычными готовыми достижениями. Так же, как нет необходимости искать то, что существует, открывать то, что известно, открывать то, что было создано, нет необходимости повторять то, что делали предки прошлого. Основываясь на достижениях, общество выбирает кратчайшие пути достижения своих целей. Кроме того, духовное наследие поднимает уровень людей, обогащает их умственно и эмоционально, служит неиссякаемым источником знаний» [4].

Известно, что сегодня количество объектов материального культурного наследия в стране составляет 7476, из них 4308 - археологические, 2079 -архитектурные, 694 - монументальные, художественные, 395 -достопримечательности, а за годы независимости их охрана возросла до уровень государственной политики [1].

В настоящее время в Наманганской области принимаются последовательные меры по развитию туристической отрасли. В области 274 объекта культурного наследия, из которых 98 - памятники архитектуры, 152 -памятники археологии, 8 - монументальные произведения искусства, 16 -достопримечательности и святыни (таблица 1).

Сама история свидетельствует о том, какие красоты способен сотворить человеческий труд, и о том, что в этой красоте обобщены переживания, страдания и благородные намерения людей. С этой целью медресе Мулла Кыргыз в Намангане, мечеть Ота Уллихон Тора, мечеть Сирли в Наманганском районе, мечеть в Косонсойском районе, комплекс Мавлоно Лутфулло в Чусте играют важную роль в духовном и идейном воспитании молодежи [5; 6].

39

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Ценности прошлого - бесценное культурное наследие народа. В них воплощен опыт веков, труд наших предков.

Таблица 1

Национальный перечень объектов материального культурного наследия Наманганской области

В том числе: Состояние

№ Перечень районов Общее количество памятники археологии памятники архитектуры Монументальные произведения искусства Достопри-мечатель-ности и святыни Удовлет- во-рительное Подлежит рекон-струк-ции

1. Город Наманган 38 3 30 4 1 30 8

2. Касансайский район 21 10 10 0 1 17 4

3. Мингбулокский район 6 5 1 0 0 5 1

4. Наманганский район 12 3 8 0 1 10 2

5. Наринский район 24 20 3 0 1 22 1

6. Папский район 32 22 8 0 2 30 3

7. Туракурганский район 17 3 12 0 2 14 3

8. Уйчинский район 25 19 4 0 2 25 0

9. Учкурганский район 26 23 1 1 1 25 1

10. Чартакский район 12 9 1 0 2 12 0

11. Чустский район 35 13 17 3 2 31 4

12. Янгикурганский район 26 22 3 0 1 24 2

Всего : 274 152 98 8 16 245 29

Один-единственный яркий луч из прошлого может осветить тьму, неизвестную нам на века. Независимость ждет нас от архитекторов и всех творческих людей для поиска памятников или памятных вещей, достойных культурного наследия, для их глубокого изучения, для того, чтобы подняться с созданной ими творческой лестницы и служить развитию современной культуры.

Согласно источникам, Наманганская область имеет многовековую историю и является одним из древнейших поселений человеческой цивилизации. В этих исторических местах располагались мечети, медресе и бани, которые отражали атмосферу того времени и более или менее удовлетворяли культурное и духовное состояние населения. Одно из них - медресе Ота Валихон Тора в Намангане, построенное в 1916 году, которое отличается архитектурным величием и высотой. Здание этого медресе было построено в уникальном стиле. Воду наливали в течение нескольких месяцев, чтобы смыть соль с земли из кирпича, использованного для этого медресе, после чего из глины готовили, обрабатывали и превращали в кирпичи. Эти кирпичи очень тщательно и бережно обжигались в хуму, так что они тоже были высокого качества, а построенные из

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

них постройки были прочными и красивыми. Следовательно, этот архитектурный памятник является одним из самых величественных памятников Средней Азии [7; 8; 9; 11].

Медресе, что в переводе с арабского означает «обучение», образовалось как общеобразовательное и высшее учебное заведение в Центральной Азии в конце восьмого века, особенно в период Саманидов. Строительство медресе началось в конце восьмого - начале девятого веков в Бухаре и Самарканде, крупнейших городах этого периода. До этого воспитательная работа, как отмечалось выше, велась в библиотеках школ и мечетей, а также в специальных учебных заведениях.

Из истории известно, что мулла Базар Ахунд был известным ученым первой половины 17 века, который продвигал людей к человечности, добру, доброте, знаниям, духовности. Этот ученый был первым учителем нашего соотечественника, огнедышащего поэта Боборахима Машраба. Именно поэтому здесь всегда много посетителей мавзолея и могилы Муллы Базара Ахунда.

Среди местных жителей высоко ценилось мастерство Мастера Муллы Кыргызстана. Комплекс, созданный Мастером Муллой Киргизским, отличается не традиционностью, а уникальностью исторического решения. Сохранившиеся виды декора характерны для монументальной архитектуры Ферганы [10; 11; 12].

Как мы уже говорили выше, слава об архитектурных памятниках нашей страны распространилась по всему миру, им посвящено много книг, альбомов, брошюр. Однако исторические памятники Ферганской долины, особенно Наманганской области, остались без внимания [13; 14]. Это связано, во-первых, с тем, что архитектурные памятники Намангана не так известны, как знаменитые памятники Средней Азии, а во-вторых, исторические памятники Намангана до сих пор малоизучены, известны только местному населению и узкому кругу экспертов. По этим причинам они не пользуются большой популярностью.

Комплекс Мулла Базар Ахунд - Мемориальный комплекс Мулла Базар Ахунд расположен на улице Ахунбобоев в жилмассиве Курашхана в г. Намангане. Комплекс связан с именем и местом проживания поэта Боборахима Машраба, учителя одного из великих суфиев XVII века, ученого Ходжи Убайдуллоха ибн Султана Мухаммада Бабура Карахана Муллы Базара Ахунда.

Мулла Базар Ахунд родился в первой половине семнадцатого века. Жажда знаний привела его в Бухару, научный центр Туркестана. Помимо обучения в медресе в течение многих лет, он учился у мудрого ученого Мирзо Баходира Бухари, получил от него письмо иршада, то есть ярлык пир, и покинул Бухару и отправился на Ближний Восток. в Хотане, Йоркенте и других городах Кашгара. Мулла Базар Ахунд был великим ученым, который владел фикхом, хадисами, фароизом, географией, научным бухгалтерским учётом, историей, литературой, мистицизмом и другими науками.

Медресе, построенное на месте бывшего мавзолея, и мавзолей были снесены в 30-е годы прошлого века. Накануне обретения страной независимости, в 1990 году, община начала строительство мечети. Мухаммад

41

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Сайид Намангани, который живет в Саудовской Аравии, также внес свой вклад в это доброе дело своей неоценимой силой. Однако из-за экономического кризиса строительство не было завершено [9; 10] (рис. 1-2).

Рис. 1 Комплекс Мулла Базар Ахунд: Рис. 2 Комплекс Мулла Базар Ахунд: прежний вид современный вид

В сентябре 1993 года хокимияты области и города приняли решение восстановить памятник архитектуры на этом историческом месте. 25 декабря этого года начались строительные работы на главных воротах комплекса. Строительство было завершено 18 мая 1994 года. Его выполнили строители под руководством главного архитектора Намангана Абдуджаббора Абдугаффорова и архитектора Ташкента Одилжона Кадырова. В реконструкции мемориального комплекса принимали участие самые квалифицированные строители под руководством мастера Тургунбоя Фозилова и мастера Нематиллы Кочкарова, сына мастера Намангани.

Мемориальный комплекс Мулла Базар Ахунд состоит из трех частей: мечети, главного большого помещения - подвального помещения и ворот. Он сделан из жженого кирпича и железобетонной панели.

Мавзолей - памятник, построенный уникальным способом. Внутри мавзолея на символической могиле муллы Базара Ахунда написано: «Ходжа Убайдулла ибн Султан Мухаммад Бабур Карахан Мулла Базар Ахунд умер в 1079 году (мил. 1668 года)».

За пределами мавзолея с северо-восточной стороны находятся две гробницы, одна из которых - могила Нияза Ахунда ибн Джалалиддина Зами, учителя и соратника муллы Базара Ахунда. Другой - один из мучеников в этом отделе. Эти трупы были обнаружены при строительстве хаки и перезахоронены. В центре двора мемориального комплекса Мулла Базар Ахунд находится 8-ми гранный бассейн диаметром 10 метров. Уровень воды более 10 газов. Он также построен в соответствии с правилами и условиями водопотребления в исламе.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Он состоит из переоценки современного состояния существующих исторических памятников в Наманганской области, анализа их местонахождения, переоснащения зданий и сооружений, обогащения их содержания на основе исторических данных. Следует обратить внимание на дальнейшее увеличение потока памятников старины. туристы, посещающие наш регион, через установку указателей. В ходе научных исследований целесообразно запланировать определенные работы по разработке проектных предложений по проектированию и строительству различных туристических объектов с целью создания благоприятных условий для туристов на обочинах туристического маршрута.

С этой целью считаем, что в ближайшее время в Наманганской области необходимо провести масштабные работы по строительству современных сантехнических сооружений, установке дорожных знаков, ведущих к туристическим объектам, строительству множества современных и комфортабельных гостиниц.

Заключение. Город Наманган имеет свои богатые исторические и архитектурные памятники. Среди них мавзолей Ходжама, мечеть Атуллихон Тора, медресе и мечеть Азизходжа Эшан, медресе Мулла Кыргыз, мавзолей Мавлави Намангани, мечеть Махдуми Эшан, дом-музей Кадырходжа Эшонбой, районный комплекс школы музыки и драматургии имени Алишера Наво Муллы Базар Ахунди. сегодня - это адаптация здания Китайского банка Намангана, мечети Абдуллы Эшана, мечети Рахматуллы Лахтода, мавзолея Нодима Намангани, мечети Шейха Исака Эшана, купола Муйи Мубарак, мечети Лангар к современным функциям и их сохранению. В частности, приспособление мечети Атуллихан Тора к зданию музея, приспособление медресе Мулла Кыргызстан для продажи национальных ремесел неизбежно повысит эффективность их использования. Потому что эти памятники являются уникальными объектами, отражающими историю, культуру и архитектурные традиции Намангана.

Литература:

1. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги "Узбекистон Республикасини янада ривожлантириш буйича харакатлар стратегияси туFрисида"ги Фармони.

2. "Узбекистон Республикасида туризм сохасини янада ривожлантириш чора-тадбирлари туFрисида"ги Узбекистон Республикаси Президентининг 2019 йил 15 августдаги 3567-сонли Фармони.

3. UNWTO Tourism Highlights, 2017, 2018 Edition, UNWTO, Madrid.

4. Рузинов Б., Ражабова С., Исмоилов Ю., Косимов А. Наманган вилояти маданий мероси. - Наманган, 2013.

5. Азимов И. ФарFOна водийсининг архитектура ёдгорликлари. - Тошкент, «Узбекистон», 1986 й.

6. Зохидов П.Ш. Меъмор олами. - Тошкент, К,омуслар бош тахририяти, 1996 й.

43

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

7. Исмоилов Ю. Наманган фахри. - Наманган нашриёти, 1994 й.

8. Адилов З.Р. Наука и просвещение: сборник статей VI Международной научно-практической конференции «Защита культурного наследия сокровища нашего народа - основа наших национальных ценностей». - Пенза, 25 мая 2021 г.

9. Рузинов Б., Ражабова С. Наманган вилояти маданий меросидан лавхалар. Наманган нашриёти, 2006 й.

10. Саматов У. Уста K^Fro излари издоши. «Наманган», 1999 й.

11. Adilov Z.R. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal "ARCHITECTURE OF THE MULLAH KYRGYZ MADRASAH IN NAMANGAN". July 2020, Vol. 10, Issue 7.

12. Хамракулов А.К., Жамалов Б.И. Организация эффективного использования традиционных и компьютерных технологий в обучении начертательной геометрии // Universum: психология и образование. - 2020. - № 12 (78).

13. Хамракулов А.К. Роль информационно коммуникационных технологий в обучении начертательной геометрии и инженерной графики // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 9.

14. Турсунов Ш.Ш. Использование новых педагогических технологий в процессе художественного образования // Science Time. - 2016. - № 2 (26). - С. 554-556.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.