Научная статья на тему 'Реставрация и проблема авторства работы Большого собрания изящных искусств ASG «Бой петухов»'

Реставрация и проблема авторства работы Большого собрания изящных искусств ASG «Бой петухов» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Реставрация / проблема / повреждение / грунт / паркет / лак / Restoration / problem / defect / ground / coat of paint / parquet / varnish

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил

Статья освещает поэтапный процесс реставрации одного из наиболее примечательных полотен Большого собрания изящных искусств ASG мастерской Франса Снейдерса. Реставрация А.В. Сульдиным в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article elucidations the gradual restoration process of the most notable painting of the Great Assembly of Fine Arts ASG attributed as workshop by Frans Snyders. Restoration by A.V. Suldin in 2013 year.

Текст научной работы на тему «Реставрация и проблема авторства работы Большого собрания изящных искусств ASG «Бой петухов»»

СПАСЁННАЯ КРАСОТА

№2 (02) 2013

Михаил Яо, директор МИА ASG, доцент К(П)ФУ

Снейдерс, Франс Бой петухов 1615 г. Картинная галерея, Антверпен

реставрация и проблема авторства работы Большого собрания изящных искусств ASG «Бой петухов»

АННОТАЦИЯ: Статья освещает поэтапный процесс реставрации одного из наиболее примечательных полотен Большого собрания изящных искусств ASG мастерской Франса Снейдерса. Реставрация А.В. Сульдиным в 2013 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Реставрация, проблема, повреждение, грунт, паркет, лак.

SUMMARY ABSTRACT: The article elucidations the gradual restoration process of the most notable painting of the Great Assembly of Fine Arts ASG attributed as workshop by Frans Snyders. Restoration by A.V. Suldin in 2013 year.

KEY WORDS: Restoration, problem, defect, ground, coat of paint, parquet, varnish.

Очень часто перед реставраторами Международного института антиквариата, спасающими полотна прославленных живописцев от разрушения, возникает проблема некачественных ранних реставраций. Замывы, повреждения, отслоение грунта и красочного слоя, старые лаки - вот основные трудности, с которыми сталкиваются мастера, исправляя ошибки своих предшественников. Судьбу таких работ разделила и работа мастерской Франса Снейдерса «Битва петухов» (XVII в.) из Большого собрания изящных искусств ASG.

Картина до реставрации

Полотно представляет собой типичный образец творчества выдающегося фламандского мастера натюрмортного и анималистического жанров. Сюжетом работы служит грубовато запечатленная, с характерным для фламандского искусства XVII в. простонародным юмором, сцена потасовки петухов. На заднем плане изображен пейзаж с жилой постройкой в правой части. Интересно, что в Картинной галерее Антверпена хранится работа Снейдерса с аналогичным названием и иконографически очень близкая к рассматриваемой.

Реставрация паркета

Снейдерс, Франс Бой петухов Дерево, масло 89x110,5 см БСИИASG Инв. № 04-2824

Снейдерс, Франс Бой петуха с индюком 1610-е гг.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

До того как полотно было приобретено на аукционе Езйтайоп-Бгоио! 21 июня 2012 г. и попало в БСИИ ASG, оно прошло приблизительно через 5 - 6 реставраций разными мастерами. Этот факт не только не облегчил работу реставратора, но лишь осложнил ее. При последней реставрации картина, не очищенная от загрязнений и старого лака, была дополнительно покрыта новым лаковым слоем, в результате чего со временем на светлых местах появились мутные желтоватые пята, свидетельствующие о несовместимости лаковых покрытий.

Вначале работы, после раскрытия 50 % спиртовым раствором, был снят последний лаковый слой. Последующие слои пришлось снимать более сильными растворителями такими, как толуол и даже демитилформамид.

В сложном состоянии была основа, представляющая собой пять дубовых досок тангенциального распила. Практически каждая их них имела деформации в двух осях. После устранения этих деформаций работа была паркетирована. По предложению реставратора А.В. Сульдина ширина ячейки паркета - непостоянна и зависит от уровня деформации каждой доски.

На стыках досок были продольные трещины. В центре работы - несколько дефектов красочного слоя в виде следов от механического воздействия, а также царапины по лаковой поверхности, не затрагивающие красочный слой.

^ляр вестник мэедународ-юго инстуггуга антиквариата

4Чир искусств

1

№2 (02) 2013

СПАСЁННАЯ КРАСОТА

3 Фрагмент полотна после удаления загрязнений и снятия нескольких слоев старого лака

5 Укрепление красочного слоя и грунта в местах утрат и расслоения посредством подведения 4 - 6 % осетрового клея и заклейки профилактикой из папиросной бумаги

Утраты красочного слоя вдоль правой кромки

По мере удаления поздних записей и расчистки авторского слоя обнажились его многочисленные утраты, потертости, замывы, особенно на светлых фонах неба. После укрепления и выравнивания красочного слоя в местах утрат был поведен меловой грунт на основе 10% осетрового клея с добавлением в качестве пластификатора меда и соответствующего количества дезинфицирующего средства.

Замывы и осыпи в верхней части картины

После финишной обработки грунта и придачи ему соответствующей фактуры была произведена многослойная тонировка в местах утрат и частично в местах потертостей.

г Картина после реставрации

В результате реставрации работа приобрела внешний вид, соответствующий авторскому, первоначальному, что позволяет сделать определенные выводы по поводу качества художественного произведения в целом. Еще более очевидной стала взаимосвязь данного полотна с работой из Антверпена. Повторяя в целом композицию, работа из БСИИ АБС отличается в деталях: исчезла птица на переднем плане у правой кромки, изменен внешний вид курицы, наблюдающей за сражением соперников, приближено к зрителю здание на заднем плане. Однако все персонажи переднего плана написаны с неменьшей заинтересованностью и изобретательностью. В них ощутимо желание передать напряженность поединка, его динамику. В рассматриваемой работе сама фактура мазка удачно передает своей дробностью пестроту оперения, его «всклокоченность». Тот же азарт в передаче живописного многообразия оперения мы встречаем и в эрмитажной работе «Бой петуха с индюком», в которой ощущается близость к картине БСИИ АБС в изображении хмурого неба с кучевыми облаками, а также в рисунке кроны деревьев на заднем плане. Роднит с двумя названными работами Снейдерса и изображение второстепенных деталей, в частности перьев и колосков на переднем плане у нижней кромки. Они аналогичны на всех трех полотнах.

Таким образом, можно сделать следующий вывод - работа Большого собрания изящных искусств АБС определенно вышла из ма-

стерской Ф.Снейдерса, причем хронологически во время очень близкое к написанию антверпенской и эрмитажной композиций. По второстепенным деталям, ритмической близости композиций, увлеченности передачи фактуры во всех трех полотнах, по самому духу исполнения можно предположить участие самого Сней-дерса в создании картины.

уыр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.