Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ВАКЦИНАЦИЯ / COVID-19 / ИТ / ЭКСПОРТ / ИНФЛЯЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова Виктория Георгиевна

Республика Корея, одной из первых оказавшись в эпицентре пандемии COVID-19, сумела благодаря продуманной политике успешно сдерживать ее первые волны. Потерпев значительные убытки в 2020 г. из-за пандемии в виде резкого падения экспортных показателей, роста безработицы и государственного долга, РК в 2021 г. удалось выйти на докризисный уровень и добиться роста ВВП. Однако ни значительный уровень вакцинированных, ни продуманная политика по отслеживанию, тестированию и лечению не остановили распространение COVID-19 в стране. В статье анализируются основные меры, принятые РК в целях сдерживания пандемии COVID-19, выявлены вызовы, с которыми придется бороться новой администрации РК после президентских выборов в марте 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсонова Виктория Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF KOREA IN THE FIGHT AGAINST THE COVID-19 PANDEMIC

The Republic of Korea, which was among the first to get into the epicenter of the COVID-19 pandemic, thanks to the smart policy was able to blunt successfully its first attacks. Having suffered significant losses in 2020 due to the pandemic in the form of a sharp drop in export indicators, an increase in unemployment and public debt, South Korea has managed to reach the pre-crisis level in 2021 and achieved GDP growth. However, neither a significant number of vaccinated people, nor a smart policy through tracking, testing and treatment measures have not stopped the spread of COVID-19 in the country. The article analyzes the main measures taken by the Republic of Korea in order to stop the COVID-19 pandemic, identifies the challenges which the new administration of the Republic of Korea will have to solve after the presidential elections in March 2022.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

В.Г. САМСОНОВ А*. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19.

Аннотация. Республика Корея, одной из первых оказавшись в эпицентре пандемии COVID-19, сумела благодаря продуманной политике успешно сдерживать ее первые волны. Потерпев значительные убытки в 2020 г. из-за пандемии в виде резкого падения экспортных показателей, роста безработицы и государственного долга, РК в 2021 г. удалось выйти на докризисный уровень и добиться роста ВВП. Однако ни значительный уровень вакцинированных, ни продуманная политика по отслеживанию, тестированию и лечению не остановили распространение COVID-19 в стране. В статье анализируются основные меры, принятые РК в целях сдерживания пандемии COVID-19, выявлены вызовы, с которыми придется бороться новой администрации РК после президентских выборов в марте 2022 г.

Ключевые слова: Республика Корея; вакцинация; COVID-19; ИТ; экспорт; инфляция потребительских цен.

V.G. SAMSONOVA. Republic of Korea in the Fight Against the COVID-19 Pandemic.

Abstract. The Republic of Korea, which was among the first to get into the epicenter of the COVID-19 pandemic, thanks to the smart policy was able to blunt successfully its first attacks. Having suffered significant losses in 2020 due to the pandemic in the form of a sharp drop in export indicators, an increase in unemployment and public debt,

* Самсонова Виктория Георгиевна - кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН.

South Korea has managed to reach the pre-crisis level in 2021 and achieved GDP growth.

However, neither a significant number of vaccinated people, nor a smart policy through tracking, testing and treatment measures have not stopped the spread of COVID-19 in the country. The article analyzes the main measures taken by the Republic of Korea in order to stop the COVID-19 pandemic, identifies the challenges which the new administration of the Republic of Korea will have to solve after the presidential elections in March 2022.

Keywords: the Republic of Korea; vaccination; COVID-19; IT; export; consumer price inflation.

Для цитирования: Самсонова В.Г. Республика Корея в борьбе с пандемией COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. -2022. - № 2. - С. 147-158. DOI: 10.31249/RVA/2022.02.08

Вот уже более двух лет весь мир находится под гнетом пандемии COVID-19, и Республика Корея, к сожалению, не исключение. Географическая близость и тесные экономические связи с Китаем повлияли на то, что уже примерно через два месяца после КНР в РК были зафиксированы первые случаи заражения.

Молниеносные меры, предпринятые правительством РК, помогли сдерживать первые волны пандемии в 2020-2021 гг., и, по нашему мнению, ключевыми моментами оперативной борьбы с COVID-19 стали:

1) мгновенное реагирование на распространение вируса;

2) подготовленная цифровая база для отслеживания цепочек заражений и введение системы штрафов для нарушителей;

3) широкомасштабная финансовая помощь государства;

4) оперативная вакцинация и доверие населения к процессу вакцинации.

Мгновенное реагирование на распространение вируса

В начале пандемии правительством РК были введены первые карантинные меры и обязательный скрининг для прибывающих из г. Ухань (январь 2020 г.). В феврале 2020 г. введен красный уровень (самый высокий) готовности и запрещен въезд для иностранных граждан из провинции Хубэй, усилен контроль за при-

148

бывшими из Китая и Японии и др. С марта 2020 г. это правило распространилось на всех въезжающих.

Мгновенное реагирование на распространение вируса было осуществлено во многом благодаря опыту борьбы с вирусом ближневосточного респираторного синдрома Middle East respiratory syndrome (MERS) в 2015 г. Накопленный опыт позволил РК оперативно отреагировать на новую угрозу и использовать выработанные пять лет назад алгоритмы, такие, как метод трех Т (trace / отслеживание, test / тестирование, treat / лечение) [9, с. 207].

По данному методу были оперативно организованы скри-нинговые центры «на ходу», экстенсивное тестирование, быстрая диагностика, а также использование информационных и коммуникационных технологий для информирования населения и отслеживания подтвержденных случаев.

Путем лицензирования частных компаний и клиник на проведение тестов на ранних этапах эпидемии возможности тестирования были быстро расширены с 3000 в день (по данным на 7 февраля 2020 г.) до 15 000-20 000 в день со сроком выполнения 624 часов к концу марта 2020 г. По состоянию на 25 марта 2020 г. функционировало 118 учреждений, способных проводить тесты на COVID-19, включая Корейское агентство по контролю и профилактике заболеваний (KCDC), четыре национальные карантинные станции, 1 8 научно-исследовательских институтов общественного здравоохранения и окружающей среды (RIPHE) и 95 частных медицинских лабораторий и больниц [11].

Подготовленная цифровая база для отслеживания цепочек заражений и введение системы штрафов для нарушителей

В РК широко используются такие меры, как: мгновенное отслеживание цепочек распространения вируса, самоизоляция для всех прибывающих из-за границы, система штрафов и распространенная практика доносов на нарушителей.

Отслеживание информации ведется по всем доступным каналам, включая медицинские записи, мобильный GPS, записи с камер видеонаблюдения, записи кредитных карт и т.д. Ужесточен контроль в местах массового скопления населения (рынки), например, до конца 2021 г. работала система «звонков безопасности»

- автоматизированная система регистрации посетителей, при которой продавцы и покупатели при входе на рынок совершают звонок на специально выделенный номер. Рядом с рынками открыто 40 мобильных центров тестирования на COVID-19.

Отслеживаются пассажиры, прибывающие в страну из-за границы: они обязаны установить либо «Приложение для защиты безопасности самокарантина», либо «Приложение для самодиагностики» на своих телефонах, чтобы отслеживать, проявляются ли у них симптомы, указывающие на заражение COVID-19, в течение 15 дней, начиная со дня прибытия. Кроме того, список прибывающих путешественников предоставляется каждому местному органу власти (городу или провинции) для проведения мониторинга [15].

Система штрафов распространяется как на физических, так и на юридических лиц. В частности, в целях предотвращения дефицита масок и санитайзеров в начале пандемии были введены штрафы для предпринимателей, создающих искусственный дефицит для получения сверхприбыли. Нарушение масочного режима и правил учета посетителей общественных мест наказывается штрафом до 3 млн вон (2700 долл. США) для владельцев бизнеса и до 100 тыс. вон (90 долл. США) для физических лиц [4].

При этом введение обязательного ношения масок не встретило негативных откликов со стороны населения (ношение масок и до пандемии у корейцев было обычным явлением).

Широкомасштабная финансовая помощь государства

Первый пакет мер по поддержке малого бизнеса был принят уже 4 марта 2020 г. и составил 2,1 млрд долл. США. Второй пакет мер принят 19 марта 2020 г.: выделено 39 млрд долл. Третий пакет мер: выделено 29 млрд долл. США - 29 мая 2020 г.

Согласно принятому второму дополнительному бюджету в 2021 г. на борьбу с последствиями пандемии было выделено более 29 млрд долл., из которых 14,6 млрд - на финансовую поддержку бизнеса и населения (4,5 млрд - на компенсацию потерь малого бизнеса, остальное на поддержку уязвимых слоев населения и на стимулирование потребления), 4,2 млрд - на борьбу с пандемией (1,9 млрд - на поддержку вакцинации и тестирования

и 2,3 млрд - на другие меры по контролю пандемии), 2 млрд - на поддержку занятости и др.

Оперативная вакцинация и доверие населения к процессу вакцинации

В феврале 2021 г. РК начала массовую вакцинацию своих граждан, и по данным на начало 2022 г. было привито уже 86,4% всего населения (получившие одну вакцину) и 83,7% всего населения (получившие две вакцины) [6].

Вакцинация является всеобщей, бесплатной и добровольной, и право на бесплатную вакцину от COVID-19 получили не только граждане Республики Корея, но и все находящиеся в стране иностранцы [2].

Осенью 2021 г. правительство РК, основываясь на том, что в стране достигнут высокий процент вакцинированных граждан, приняло решение о введении облегченного режима, получившего название «жизнь с COVID-19» (life with COVID-19). Имеется в виду этап, когда большинство населения (70%) будет вакцинировано двумя препаратами (используются вакцины компании AstraZeneca, Pfizer, Janssen и Moderna) и начнет вырабатываться массовый иммунитет.

Начавшийся в ноябре облегченный режим дал возможность кафе и ресторанам работать 24 часа в сутки, а число людей, которым можно встречаться одновременно, увеличилось до 10-12 человек [1]. Была упрощена работа фитнес-центров, развлекательных заведений, стало возможным проведение спортивных состязаний и концертов. Также была облегчена и процедура въезда на территорию РК: в настоящее время в РК признается факт получения следующих прививок от COVID-19, сделанных за рубежом: Pfizer, Janssen, Moderna, AstraZeneca, Sinopharm и Sinovac.

Все вышеперечисленные меры сыграли свою позитивную роль, и ко второй половине 2021 г. экономика Республики Корея, существенно пострадавшая от пандемии COVID-19, не только восстановила докризисные показатели, но и продолжила набирать обороты. По данным МВФ, рост экономики РК в 2021 г. достиг 4% во многом благодаря эффективной борьбе страны с пандемией, росту экспорта, улучшению инвестиций в бизнес и поддержке со

стороны государства. Ожидается, что рост продолжится и в 2022 и 2023 гг., составляя в среднем около 3% [12].

Являясь седьмым по величине экспорта в мире государством, в 2021 г. стране удалось экспортировать на сумму более чем 640 млрд долл. США (табл. 1.) [13].

Таблица 1

Экономические показатели РК в 2021-2022 гг. (прогноз)

2021 г. 2022 г.

Рост ВВП (%) 4,0 3,1

Рост занятости (число новых рабочих мест (тыс.) Уровень занятости (%, население в возрасте от 15 до 64 лет) 350 66,5 280 66,9

Инфляция потребительских цен (%) 2,4 2,2

Экспорт (млрд долл США) Импорт (млрд долл США) 643,0 612,5 656,0 628,0

Источник: Ministry of Economy and Finance of the ROK Press release: Korea Economic Policies 2022. - 2021. - 21.12. - URL: https://english.moef.go.kr/pc/select TbPressCenterDtl.do?boardCd=N0001&seq= 5273 (дата обращения: 07.01.2022).

Экспорт полупроводников составил 115,2 млрд долл США за первые 11 месяцев 2021 г., что составляет 19,7% от общего объема зарубежных продаж страны, что почти вдвое больше, чем 62,2 млрд долл. в 2016 г. Экспорт автомобилей составил 32,7 млрд долл США в период с января по сентябрь, что дало Южной Корее возможность оставаться на пятом месте в мире по экспорту автомобилей. Южная Корея доминировала на мировом рынке органических светодиодов (OLED) с долей рынка 83,1% за первые девять месяцев 2021 г. Экспорт биоматериалов, аккумуляторов, косметики, а также продукции сельского хозяйства и рыболовства увеличился на 12,3 млрд долл. США до рекордных 40 млрд долл. США. Поставки биопродуктов достигли 14,3 млрд долл. США США в январе-ноябре 2021 г. Экспорт аккумуляторов вырос на 20% до 7,9 млрд долл. США (2-е место в мире после Китая). Страна стала пятым по величине экспортером косметики в мире, а зарубежные продажи выросли на 46,2% до 8,5 млрд долл США за первые 11 месяцев 2021 г. по сравнению с тем же периодом 2018 г. [14].

В пандемию РК удалось диверсифицировать свои экспортные поставки и расширить поставки за рубеж медицинских това-

ров в том числе таких, как тесты для СОУГО-19 и медицинские маски. По данным Таможенной службы РК, экспорт тест-систем вырос с 3000 долл. США в январе 2020 г. до почти 132 млн долл. США в апреле. А экспорт масок в феврале 2020 г. вырос на 2195% в сравнении с февралем 2019 г. и составил 157,13 млн долл. США [7, с. 88].

Однако, несмотря на столь радужные прогнозы, 2022 г. будет сложным для РК, и специалисты отмечают, что ключевыми задачами в экономическом плане на будущий 2022 г. будут:

- противостояние пандемии СОУГО - 19 (в том числе против новых штаммов);

- смягчение негативных последствий пандемии, которые в той или иной степени затронули практически все сферы деятельности в РК;

- поиск новых драйверов роста.

Более того, новой администрации, которая начет свою работу после выборов в марте 2022 г., придется оперативно решать как новые, так и застаревшие вызовы, которые правительство Мун Чжэ Ина по сути не смогло побороть. Такие, как существенная сумма долга как государственного, корпоративного, так и долга самих граждан, рост неравенства между богатыми и бедными, значительное число самоубийств среди стариков. Не утихают и внешние вызовы, а именно: рост инфляции из-за резкого повышения цен на сырье, сбои в глобальных цепочках поставок и конфликт между США и Китаем, которые также негативно влияют на экономику РК.

Крупномасштабная финансовая помощь предприятиям и населению в период пандемии вылилась в рост государственного долга, который в 2020 г. достиг 750 млрд долл. США, что почти на 110 млрд больше, чем в 2019 г. [3]. Негативная ситуация сохраняется и в демографическом плане, социальной сфере, а также на рынке труда, в котором из-за пандемии произошло увеличение количества безработных.

Потребительские настроения в РК в конце 2021 г. также показали негативный тренд: по данным Статистического управления РК, национальный индекс розничных продаж в ноябре 2021 г. составил 119,1, что на 1,9% меньше, чем месяцем ранее. Это стало самым высоким падением с тех пор, как индекс упал на 6,1% в

июле 2020 г., когда пандемия нанесла серьезный удар по экономике. В разбивке по статьям розничные продажи упали на: бытовую технику, мобильные компьютеры, одежду, спортивные товары, автомобильное топливо, продукты питания и напитки. Крупные дисконтные сети, на долю которых приходится большая часть потребления домохозяйств, зафиксировали заметный спад на 10,4% [10].

Мы также вынуждены констатировать, что приход 2022 г. ознаменовался для РК новой волной заболеваний и, к сожалению, правительству РК пришлось свернуть смягчение режима роста из-за заразившихся и появления нового штамма вируса омикрон.

Остается серьезным вызовом и значительная доля престарелого населения, уровень смертности в которой от пандемии СОУГО-19 высок. Несмотря на то что среди заразившихся доля населения старшего поколения незначительна и составила всего 3,21%, среди умерших процент стариков существенен и составил практически 50% (табл. 2). Усугубляет положение заболевших стариков и их тяжелое финансовое состояние: РК имеет самый высокий показатель граждан в возрасте 65 лет и старше, живущих в бедности, среди всех стран ОЭСР. Бедность стариков во многом обусловлена ограниченной пенсией из-за неразвитой пенсионной системы и низким заработком тех, кто продолжил работать [16, р. 11]. С целью снижения заболевших среди престарелого населения правительство РК предложило сократить интервал между вакцинацией и ревакцинацией для граждан старше 50 лет с 6 до 5 месяцев, для граждан старше 60 лет - до 4 месяцев.

Осознавая глубину социально-демографической проблемы, президент РК Мун Чжэ Ин 4 января 2022 г. объявил о введении мер поддержки семей с детьми, в частности, впервые в 2022 г. планируется выдать ваучеры на покупку детских товаров и детские пособия, а право на получение детских пособий будет распространено на детей до восьми лет. Стандартный средний доход будет повышен до рекордно высокого уровня, что значительно повысит уровень покрытия семи основных льгот. Круг тех, кто имеет право на страхование занятости, также будет расширен за счет включения в него работников службы доставки и оплачиваемых назначенных водителей. Субсидирование расходов на жилье и образование для молодежи будет увеличено предоставлением ежеме-

сячной поддержки расходов на аренду жилья в размере 200 000 вон и покрытия половины стоимости обучения для студентов из семей со средним уровнем дохода [18].

Таблица 2

Количество заболевших и смертельных случаев по возрастным группам (по данным на 06.01.22)

Возраст Подтвержденные случаи заболевания (%) Смертность (%)

80 лет и старше 21 018 (3,21) 2 935 (49,86)

70-79 39 283 (6,01) 1 610 (27,35)

60-69 92 411 (14,13) 923 (15,68)

50-59 94 469 (14,45) 284 (4,82)

40-49 95 799 (14,65) 81 (1,38)

30-39 95 262 (14,57) 38 (0,65)

20-29 97 431 (14,90) 13 (0,22)

10-19 65 794 (10,06) 0 (0,00)

0-9 52 325 (8,00) 3 (0,05)

Источник: ^ ^^^ ^#(1.6 00Л| 7|§) (на кор. яз.)

(Текущее состояние с заболевшими данные с разбивкой возрасту (на 06.01.22) (дата обращения: 02.01.2022). - URL:http://ncov.mohw.go.kr/bdBoardList_Real.do? ЬМЫ= 1&brdGubun= 11&ncvContSeq=&contSeq=&board_id=&gubun=

В 2022 г. в РК наблюдается рост заболевших СОУГО-19 (табл. 3). Понятно, что в сравнении с мировыми показателями заражений данное количество считается небольшим и РК занимает 58-е место в мире [8] по количеству заболевших (равному 660 тыс. с общим количеством смертей 5986 человек), но темпы роста вызывают опасения [6].

Вызывает тревогу и состояние медицинского фонда РК, который пока справляется с наплывом больных, но, по нашему мнению, при резком его увеличении может возникнуть нехватка медперсонала и больничных коек. Поэтому ввиду роста количества заболевших правительство решило создать дополнительно 10 тыс. больничных коек для пациентов с СОУГО-19 в тяжелом состоянии. Таким образом, их число будет доведено до 25 тыс. При этом ряд крупных больниц будет перепрофилировано на лечение исключительно пациентов с коронавирусом. В частности, не менее 300 коек для таких пациентов будет обеспечено в больницах при универ-

ситетах, в том числе при Сеульском государственном университете [5].

Таблица 3

Количество заболевших в РК с 31.12.21 по 06.01.22

Кол-во заразившихся 31.12 01.01 02.01 03.01 04.01 05.01 06.01 Среднее по неделе

Чел. в день 4874 4415 3831 3125 3023 4443 4126 3976

На 100 тыс. человек 9,44 8,55 7,42 6,05 5,85 8,6 7,99 7,7

Источник: ^ ЦО (1.06. 00Л| = Текущее состояние с заболевшими в РК на 06.01.22. - На кор. яз. - URL: http://ncov. mohw. go.kr/bdBoardList_Real. do?brdId= 1&brdGubun= 11&ncvContSeq=&contSeq= &board_id=&gubun=

Усугубляет ситуацию в стране и введение вакцинных пропусков, которые, начиная с 3 января 2022 г., обязательны для входа в общественные здания, включая предприятия торговли и общественного питания. Введение таких пропусков вызвало ожесточенную реакцию общественности, что вылилось в подачу многочисленных судебных исков против министра здравоохранения и социального обеспечения и главы KCDC [17].

В заключение отметим, что в настоящее время в РК сложилась непростая как экономическая, так и социальная ситуация. Высокая степень неопределенности, связанная с непрекращающейся пандемией и появлением ее новых опасных штаммов, заставляющая правительство РК вновь вернуться к жестким мерам, вызывает негативную реакцию со стороны граждан, уставших от бесконечных ограничений. В унисон с гражданами звучат и протесты представителей малого и среднего бизнеса, которые не смогли полностью перестроиться на дистанционные рельсы и терпят убытки. На наш взгляд, после выборов в марте 2022 г. новой администрации РК придется оперативно искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Список литературы

1. Кирьянов О. В Южной Корее с 1 ноября смягчаются антикоронавирусные правила // Российская газета. - 2021. - 31.10. - URL: https://rg.ru/2021/10/31/v-

iuzhnoj -koree-s-1 -noiabria-smiagchaiutsia-antikoronavirusnye-pravila.html (дата обращения: 01.01.2022).

2. Кирьянов О. В Южной Корее стартует всеобщая вакцинация // Российская газета. - 2021. - 25.02. - URL: https://rg.ru/2021/02/25/v-iuzhnoj-koree-startuet-vseobshchaia-vakcinaciia.html (дата обращения: 01.01.2022).

3. В 2020 году в РК отмечен рекордный рост государственного долга // KBS World Russian. - 2021. - 06.04. - URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view. htm? lang=r&id=Ec&Seq_Code=65418 (дата обращения: 08.02.2022).

4. Для нарушителей правил карантина введены штрафные санкции // KBS World Russian. - 2021. - 05.04. - URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm? lang=r&id=Dm&Seq_Code=65407 (дата обращения: 01.01.2022).

5. Для пациентов COVID-19 будут созданы дополнительные больничные койки // KBS World Russian. - 2021. - 22.12. - URL: http://world.kbs.co.kr/service/news_ view_sp.htm?lang=r&Seq_Code=68450&board_code=99&page=4&board_code=9 9&kubun=n&special_id=covid (дата обращения: 03.01.2022).

6. Корея: текущее состояние с заболевшими в РК на 06.01.22 //

(COVID-19). - 2022. - 08.01. - На кор. яз. -URL: http://ncov.mohw. go.kr/bdBoardList_Real. do?brdId= 1&brdGubun= 11&ncv ContSeq=&contSeq=&board_id=&gubun=

7. Семина Л.И. Опыт Республики Корея по борьбе с эпидемией COVID-19: первые итоги // Восточная Азия: факты и аналитика. - 2020. - № 2. - С. 77-94.

8. Статистика по коронавирусу // Коронавирус сегодня. - URL: https://koronavi rus-today.ru (дата обращения: 03.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федоровский А.Н. Вызовы пандемии COVID-19 и приоритеты экономического развития Республики Корея // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13, № 5. - С. 204-218.

10. Kim Yon-se. Consumption Falls Steepest in 16 Months // The Korea Herald. -2021. - 30.12. - URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=202112300006 57&ACE_SEARCH=1 (дата обращения: 08.01.2022).

11. Response to COVID-19 in South Korea and Implications for Lifting Stringent Interventions / Dighe A., Cattarino L., Cuomo-Dannenburg G. et al. // BMC Medicine. - 2020. - N 18 (321). - URL: https://bmcmedicine.biomedcentral.com/artic les/10.1186/s12916-020-01791-8 (дата обращения: 08.01.2022).

12. Korea Economic Forecast // OECD. - 2021. - December. - URL: https://www. oecd.org/economy/korea-economic-snapshot/ (дата обращения: 08.01.2022).

13. Korea Economic Policies 2022 // Ministry of Economy and Finance. - 2021. -20.12. - URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do? boardCd= N0001&seq=5273 (дата обращения: 07.01.2022).

14. Ji-Hoon Lee, Sin-Young Park, Eu-Jin Jeong. Korea Exports Hit Record to Top $640 bn in 2021 // The Korea Economic Daily. - 2021. - 14.12. - URL: https://www.kedglobal.com/newsView/ked202112130016?lan= (дата обращения: 03.01.2022).

15. Korean Government's Response System // Coronavirus (COVID-19), Republic of Korea. - URL: http://ncov.mohw.go.kr/en/baroView.do?brdId=11&brdGubun= 111&dataGubun=&ncvContSeq=&contSeq=&board_id (дата обращения: 03.01.2022).

16. OECD Economic Surveys Korea // OECD. - 2020. - Р. 11. - URL: https://www. oecd.org/economy/korea-economic-snapshot/ (дата обращения: 03.01.2022).

17. Lee Hyo-jin. Ongoing Vaccine Pass Confusion May Hamper Booster Shot Rollout // The Korea Times. - 2022. - 07.01. - URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/ nation/2022/01/119_321873.html (дата обращения: 08.01.2022).

18. Opening Remarks by President Moon Jae-in at 1 st Cabinet Meeting // English1. President.Go.kr. - 2022. - 04.01. - URL: https://english1.president.go.kr/ Briefingspeeches/Speeches/1131 (дата обращения: 07.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.