Республика Карелия в контексте Целей развития тысячелетия The Republic Karelia in the context the Millennium development goals
Чубиева Инна Васильевна к.э.н., н.с.
Институт экономики КарНЦ РАН, г. Петрозаводск, отдел региональной экономической политики,
E-mail: [email protected] Chubieva Inna Ph.D. in Economics, Research associate Institute of economics Karelian Research Centre Russian Academy of Sciences, city Petrozavodsk, department of regional economic policy, E-mail [email protected]
Аннотация
В контексте Декларации тысячелетия мобильность человеческого капитала является основным драйвером пространственного развития северного приграничного региона. Решение глобальных Целей развития тысячелетия находят свое отражение при разработке региональных документов стратегического планирования и формирования региональной экономической политики.
Abstract:
In the context of the Millennium Declaration, the mobility of human capital is the main driver of the spatial development of the northern border region. Addressing global Millennium Development Goals are reflected in the development of regional strategic planning documents and the formation of regional economic policy.
Ключевые слова: региональная экономическая политика, северный приграничный регион, человеческий капитал, Цели развития тысячелетия
Keywords: regional economic policy, the northern border region, human capital, the Millennium Development Goals
Введение
Оценка роли человеческого капитала местных сообществ в социально-экономическом развитии северного приграничного региона Республики Карелия в контексте Целей развития тысячелетия (ЦРТ) является актуальным вопросом устойчивого развития региональной экономической политики. Восемь ЦРТ, предусмотрены в Декларации тысячелетия, принятой всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2000 г., отразили глобальные вызовы, стоящие перед человечеством в XXI в. Мировое сообщество взяло на себя обязательство бороться с бедностью, голодом и болезнями, обеспечить грамотность, образованность подрастающего поколения, предоставить равные возможности женщинам и мужчинам, сохранить экосистему и биоразнообразие для современного и будущего поколения, достичь глобального партнерства в социально-значимых вопросах.
На протяжении четырнадцати лет в рамках национальных политик, стратегий и программ и государствами разрабатываются управленческий инструментарий, формируются новые институты на поиск возможностей преодоления глобальных проблем общества. В глобальные процессы трансформации социально-экономического пространства включена Россия, и каждый ее субъект. Пути решения глобальных ЦРТ находят свое отражение и при разработке региональных документов стратегического планирования.
Раздел 1
В Республике Карелия утвержден перечень государственных программ, на основании федеральной нормативно-правовой базы по формированию национальной политики развития и стратегического планирования социально-экономического развития, включающий 17 государственных программ, на период 2014-2020 гг. Общность задач региональных программ и ЦРТ определяется ориентацией общества на сокращение бедности, расширение прав доступа к базовым ресурсам человеческого развития и позволяют эффективно использовать бюджетные средства и внебюджетные
инвестиции на решение социально-значимых проблем. В государственных программах, принятых и действующих в Республике Карелия, отдельные направления в определенной степени согласуются с ЦРТ+ по обеспечению доступности образования, снижения материнской и детской смертности, борьбой с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и экологической устойчивостью.
Подраздел 1.1.
Борьба с бедностью выделена в качестве важнейшей цели развития тысячилетия, разрешение которой по предварительным прогнозам не достигнута в мире, не разрешены проблемы доступа в целом населения и отдельных социальных групп к ресурсам человеческого развития.
При разработке национальной стратегии и федеральных программ, а также государственных программ в Республике Карелия, борьба с бедностью не выделяется как отдельная стратегическая задача социально-экономического развития региона, требующая разработки механизмов, инструментов ее решения (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие задач по ликвидации крайней нищеты и голода в государственных программах Республики Карелия и ЦРТ
Цель государственной программы
Создание Стимулирование, Сохранение и
правовых, создание условий развитие
экономических и и содействие конкурентоспособн
Задача ЦРТ институциональн добровольному ого
ых условий,
переселению агропромышленног
способствующих соотечественников о производства;
эффективному , проживающих за развитие сельских
развитию рынка рубежом, для территорий,
труда1 социально- создание
1 Постановление Правительства Республики Карелия от 13.12.2013 г. № 361-П государственная программа Республики Карелия «Содействие занятости населения в Республике Карелия»
экономического и демографического развития2 комфортных условий жизнедеятельности в сельской 3 местности
Задача государственной программы
Сократить вдвое масштабы крайней нищеты и ликвидироват ь экстремальну ю бедность среди немаргинальн ых групп населения Предотвращение роста напряженности на рынке труда; Оптимизация потоков трудовой миграции в целях обеспечения сбалансированно сти регионального рынка труда и защиты местных трудовых ресурсов Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников , проживающих за рубежом, в республику для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи;
2 Постановление Правительства Республики Карелия от 02.10.2013 г. № 297-П долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 гг.»
3 Распоряжение Правительства Республики Карелия от 15.02.2013 г. № 97р-П государственная программа Республики Карелия «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 гг.»
Содействие
обеспечению
потребности
экономики
республики в
квалифицированн
ых кадрах для
реализации
экономических и
инвестиционных
проектов,
содействие
дальнейшему
развитию малого и
среднего
предпринимательс
тва
Стимулирование
сохранения и роста
Обеспечить бедному населению доступ к продуктам питания производства основных видов сельскохозяйственн ой продукции и пищевых продуктов; Развитие малых форм хозяйствования
Но следует отметить, что при разработке государственных программ в Республике Карелия, содержатся меры направленные на улучшение ситуации на рынке труда, в частности вопросов трудоустройства мигрантов, содействую, развития предпринимательства и самозанятости населения, которые позволят увеличить реальные денежные доходы местному населению и улучшить положение отдельных социальных групп.
Подраздел 1.2.
В достижении ЦРТ 2011-2013 гг. в республике реализовывалась программа модернизации здравоохранения, в рамках которой в регионе получили развитие направления медицинской деятельности: паллиативная помощь, выхаживание и реабилитация новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела, в связи с переходом на регистрацию рождений согласно критериям Всемирной организации здравоохранения, неонатальная хирургия (табл. 2).
Мероприятия, осуществляемые в рамках данных направлений, позволили наблюдать динамику улучшения демографической ситуации в республике по показателю роста числа родившимися живыми (на 01.01.2014 г. в Карелии зарегистрировано 7553 чел. родившимися живыми).
Таблица 2
Соответствие задач по сокращению детской смертности и улучшению охраны материнства в государственных программах Республики Карелия и
ЦРТ
Цель государственной программы
Обеспечение Стабилизаци Обеспечение Обеспечение
конституционн я права детей доступности
Задача ЦРТ ых прав граждан РФ на численности населения к на отдых и оздоровление медицинской помощи и
получение 2015 г. и ? повышение
бесплатной создание создание эффективности
медицинской условий для необходимы медицинских
4 помощи ее роста при увеличении продолжител ьности жизни5 х условий для полноценног о отдыха и оздоровлени я детей в учреждениях отдыха и оздоровлени 6 я услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствоват ь уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской 7 науки
Задача государственной программы
Повысить Оказание Снижение Повышение
продолжите медицинской инвалидност эффективности
льность помощи и на и и оказания
жизни и основе смертности специализиров
снизить стандартов населения от анной, включая
смертность медицинской управляемых высокотехноло
от помощи, а причин, гичную,
основных также с прежде всего медицинской
причин учетом в помощи,
4 Постановление Правительства Республики Карелия от 03.02.2014 г. № 21-П «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Карелия на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.»
5 Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 17.04.2008 г. N 857-ГУ ЗС региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 гг. и до 2015 г.»
6 Распоряжение Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 г. № 810р-П программа «Развитие отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия» на 2012-2014 гг.
7 Распоряжение Правительства Республики Карелия от 07.11.2013 г. N 750р-П «Программа развития здравоохранения в Республике Карелия на 2013-2020 гг.»
особенностей трудоспособ скорой, в т.ч.
половозрастно ном возрасте скорой
го состава специализиров
населения, анной,
уровня и медицинской
структуры помощи,
заболеваемост медицинской
и населения эвакуации
Совершенство
вание
системы
организованн
ого отдыха
детей,
Повысить ориентаци ю общества на здоровый образ жизни Государствен ная поддержка семей, имеющих детей способствую щего развитию физических, нравственных, интеллектуаль ных, творческих качеств личности, организации содержательн ого досуга Обеспечение системности организации охраны здоровья
Снизить Бесплатное Повышение Оказание Развитие
смертность предоставлени рождаемости государственн медицинской
детей до 5 е: первичной и укрепление ой поддержки реабилитации
лет до 11 медико- здоровья детям, населения и
случаев на санитарной детей находящимся совершенствов
1000 чел. помощи, в трудной ание системы
специализиро жизненной санаторно-
ванной, ситуации, в курортного
скорой, обеспечении лечения, в т.ч.
паллиативной отдыха и детей;
медицинской оздоровления Обеспечение
помощи в медицинской
медицинских помощью
организациях неизлечимых больных, в т.ч. детей
Снизить
материнску
ю Повышение
смертность эффективности
хотя бы на службы
50% в родовспоможе
период с ния и детства
1990 г. по
2015 г.
При изучении статистических и аналитических данных по здравоохранению в республике, можно отметить улучшение качества и своевременности оказания медицинской услуг женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют показатели снижения частоты осложнений беременности и родов, и увеличение доли нормальных родов.
В Республике Карелия в динамике за последние десять лет наблюдается
высокий уровень общей и первичной заболеваемости детей и подростков, которые превышают средние российские показатели. Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья женщин и детей Республики Карелия, которые необходимо решить в рамках государственных программ до 2020 г. являются:
• низкая мотивация населения на здоровый образ жизни;-
• несвоевременное обращение за медицинской помощью;
• недостаточная профилактическая активность первичного звена здравоохранения.
Подраздел 1.3.
Медико-демографическая ситуация в Карелии свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы оказания специализированной медицинской помощи (табл. 3). В Республике Карелия 2013 г. выявлено - 150 (2012 г. -146) случаев ВИЧ-инфекции, в том числе среди постоянных жителей республики - 134 (2012 г. - 119) случаев, среди ВИЧ-инфицированых 44,7% женщины, заболеваемость составила - 20,9 (16,5) на 100 тысяч населения. Наиболее неблагоприятными территориями по пораженности ВИЧ-инфекцией республики: Лоухский, Сортавальский, Лахденпохский районы и г. Костомукша. Отмечена тенденция роста числа ВИЧ-инфицированных в Кондопожском, Олонецком, Пудожском районах и г. Петрозаводске. Наблюдается тенденция роста доли выявленных инфицированных в возрасте 30-39 и старше и сохранившейся высокой доли в возрасте 20-29 лет 8. Медико-демографическая ситуация свидетельствует о недостаточной информированности населения в вопросе возможных поведенческих рисков в связи с ВИЧ-инфекцией.
Таблица 3
Соответствие задач по борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями в государственных программах Республики Карелия и ЦРТ
Аналитические материалы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия / URL: http://mir.karelia.ru/
Задача ЦРТ Цель государственной программы
Стабилизация численности населения к 2015 г. и создание условий для ее роста при увеличении продолжительности жизни9 Снижение смертности от туберкулеза; Повышение продолжительности и качества жизни лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитами В и С10
Задача государственной программы
Остановить Снижение инвалидности и
распространение смертности населения от Совершенствование оказания
ВИЧ/СПИДа и управляемых причин, специализированной
положить прежде всего в медицинской помощи лицам,
начало трудоспособном возрасте, инфицированным вирусом
тенденции к путем увеличения иммунодефицита человека,
сокращению продолжительности гепатитами В и С
заболеваемости здоровой (активной)
Остановить жизни, включающей Увеличение доли
распространение снижение заболеваемости, абацилированных больных
туберкулеза и травматизма и туберкулезом от числа
других, инвалидизации, создание больных туберкулезом с
социально условий для мотивации к бактериовыделением;
обусловленных ведению здорового образа Внедрение методов
инфекционных жизни; улучшения персонализированной
заболеваний и качества жизни антибактериальной терапии
9 Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 17.04.2008 г. N 857-ГУ ЗС региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 гг. и до 2015 г.»
10 Распоряжение Правительства Республики Карелия от 07.11.2013 г. N 750р-П «Программа развития здравоохранения в Республике Карелия на 2013-2020 гг.», подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»
значительно хронически больных и больных туберкулезом
сократить инвалидов, в т.ч. за счет
заболеваемость предоставления им
ими условий для реализации
имеющегося (остаточного)
потенциала здоровья
Основными направлениями улучшения медико-демографической ситуации 2015-2020 гг. в Карелии связаны с развитием новых технологий работы с местным населением, включая выездные методы, с использованием механизма приграничного сотрудничества в рамках реализации международных проектов в сфере здравоохранения; формированием инфраструктуры скорой, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, службы крови, персонализированной антибактериальной терапии больных туберкулезом.
При решении задач региональной социальной политики необходимо особое внимание уделить формированию поведенческой мотивации местного населения к сохранению своего здоровья и пропаганде среди молодого поколения здорового образа жизни, в том числе, по профилактике социально-значимых болезней, ВИЧ/СПИД и поиск новых подходов в инвестиции лечения, расширения перечня услуг по лечению для особых групп населения (молодежи, женщин имеющих детей, жителей периферийных сельских населенных пунктах, мигрантов) предоставленных широкой сетью медицинских и социальных институтов, которые позволят снизить расходы регионального бюджета на оказание специализированной медицинской помощи.
Подраздел 1.4.
В регионе решение задачи ЦРТ «поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин» имеет комплексный подход в осуществление, включающий реализацию государственный программ в
сфере демографической политики, образования, занятости, развитии институтов гражданского общества (табл. 4).
Таблица 4
Соответствие задач по поощрению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин в государственных программах
Республики Карелия и ЦРТ
Задача ЦРТ
Цель государственной программы
Повышение
уровня
удовлетворен
Стабилизация ности
численности населения
населения к степенью
2015 г. и развития
создание институтов
условий для гражданского
ее роста при общества,
увеличении местного
продолжитель самоуправлен
ности жизни11 ия, защиты прав и свобод человека и гражданина12
Создание правовых, экономических и
институционал ьных условий, способствующ их
эффективному развитию
рынка труда
.13
Обеспечени е высокого качества и доступности образования
соответству
ющего растущим потребностя м
гражданина,
общества, требованиям
социально ориентирова
нного инновацион
11 Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 17.04.2008 г. N 857-ГУ ЗС региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 гг. и до 2015 г.»
12 Постановление Правительства Республики Карелия от 19.12.2013 г. № 365-П государственная программа Республики Карелия «Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина» на 2014-2020 гг.
13 Постановление Правительства Республики Карелия от 13.12.2013 г. № 361-П государственная программа Республики Карелия «Содействие занятости населения в Республике Карелия»
ного
14 развития
Задача государственной программы
Обеспечени е реализации
Ликвидирова ть неравенство между полами на каждым гражданино м своего позитивного социального
всех уровнях образования культурного экономическ ого потенциала
Обеспечить Оказание
выравнивани содействия
е обеспечению
возможносте й для доступа женщин и мужчин к Совершенство вание общественных отношений прав граждан на получение информации, в т.ч. на карельском,
политически вепсском и
м финском
институтам языках, о
14 Постановление Правительства Республики Карелия от 20.06.2014 г. № 196-П Государственная программа Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 гг.
деятельности органов государствен ной власти, об общественно-политической , культурной и социальной жизни; Формировани е и подготовка резерва управленческ их кадров
Ликвидирова ть дискримина ционную практику в области труда и занятости Обеспечение сбалансирован ности рабочих мест и трудовых ресурсов; Содействие созданию и поддержанию эффективных и конкурентоспо собных рабочих мест
Создать Повышение
систему качества
реальных осуществлен
механизмов ия
предотвраще правосудия
ния насилия мировыми
в отношении судьями;
женщин Совершенств ование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Снизить Оказание
воздействие содействия
неблагоприя эффективном
тных у
социально- использовани
экономическ ю
их факторов возможносте
на здоровье й
и гражданского
продолжител общества в
ьность решении
жизни, задач
особенно социального
мужчин развития
Одним из индикаторов оценки достижения ЦРТ на глобальном, национальном и региональном уровне является уровень доступности образования населения. Данный индикатор включает показатель:
• долю мужчин и женщин старше 15 лет, не имеющих начального общего образования, в Карелии равен 0,5 %, в РФ - 0,59 %;
• доля населения, имеющего среднее профессиональное образование, в Карелии равна 33,7 %, в РФ - 31,2%;
• доля населения, имеющего высшее образование, в Карелии равна 19,3%, в РФ - 22,8 %.
Значение индикатора, уровень доступности образования населения, в РФ и Республике Карелия одни из самых высоких в межстрановом рейтинге.
Основные меры по реализации государственной программы развитие образования и достижения ЦРТ в регионе в последнее десятилетие были направлены на модернизацию сети общеобразовательных организаций, которая включала в себя: создание базовых школ и ресурсных центров, обеспечение подвоза детей из удаленных, малочисленных населенных пунктов к образовательному учреждению, реализацию программы дистанционного обучения на средней ступени образования.
Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось, и данная задача остается актуальной на период 2015-2020 гг., необходимо разработать механизмы и инструменты связанные с получением необходимых качественных образовательных услуг на отдельных слабозаселенных северных приграничных территориях и групп детей, в рамках региональных программ.
На 01.01.2014 г. в органах службы занятости населения республики в качестве безработных зарегистрированы 6994 чел., в т.ч. доля молодежи в возрасте 16-29 лет составила 27,0% (01.01.2013 г. - 27,8%), женщин 48,6% (2013 г. - 51,3%). Численность безработных граждан, трудоустроенных за 2013 г., составила 8159 чел., из них 4085 чел. - женщины, 2612 чел. -
молодежь в возрасте 16-29 лет. При разработке государственной программы «Содействие занятости населения в Республике Карелия» на 2014 - 2020 гг. предложены и включены мероприятия, способствующие решению конкретных проблем занятости женщин и имеющие оценочные показатели для мониторинга реализации:
• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан (в то числе не менее 40% женщин);
• содействие самозанятости безработных граждан (в том числе не менее 40% женщин).
Профессиональное обучение в Карелии прошли в 2012 - 1344 чел, 2013 г. - 982 безработные женщины, в том числе находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 2012 г. - 147, 2013 - 162
15
женщины .
Профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, организовано в республике по 41 профессиям, специальностям и программам, востребованным на региональном рынке труда.
В Республике Карелия около 40 некоммерческих организаций, 3% от зарегистрированных в Управлении Минюста России по Республике Карелия 01.01.2014 г., осуществляют свою деятельность по решению вопросов материнства и детства в республике. Численность женщин занимающих должности в системе управления Республикой Карелия и участвующих в принятии управленческих решений на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровнях около 160 чел.
15 Аналитические материалы Министерства труда и занятости Республики Карелия / URL: http://mintrud.karelia.ru/
Проведенные Институтом экономики КарНЦ РАН социологические исследования в 2012 - 2014 гг. по определению уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия в соответствии с порядком, методиками и целевыми показателями, установленными распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1313-р, Указом Главы Республики Карелия от 18.03.2009 г. № 22 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия» выявили, тенденцию сокращения позитивной оценки резидентами имеющихся у них возможностей в муниципальных районах для реализации своих прав, тенденцию снижения возможностей на реализацию прав на свободу совести и вероисповедания, положительную динамику в реализации прав межнациональных и межконфессиональных отношений на территориях муниципальных образований республики.
Выстраивание региональной экономической политики, основанной на правах человека и гендерном равенстве может привести к позитивным социальным изменениям и сделать права человека реальностью в жизни местного сообщества.
Подраздел 1.5.
В государственных региональных программах направленных на достижение ЦРТ по обеспечению всеобщего начального образования, определено центральным направлением в развитии образования в регионе -внедрение вариативных форм организации дошкольного образования, повышающих качество и доступность дошкольной образовательной услуги для населения Карелии (табл. 5).
Таблица 5
Соответствие задач по обеспечению всеобщего начального образования в государственных программах Республики Карелия и ЦРТ
Задача ЦРТ
Цель государственной программы
Обеспечение высокого качества и доступности образования, соответствующего растущим потребностям гражданина, общества, требованиям социально ориентированного инновационного развития16 Создание комфортных условий жизнедеятельности в 17 сельской местности
Задача государственной программы
Вовлечь в образование и социализацию социально не защищенные группы населения Увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию, обеспечение реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала
Обеспечить доступ к дошкольному образованию детей из малообеспеченных семей и детей, Создание в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей равных возможностей для Повышение уровня социально-инженерного обустройства села
16 Постановление Правительства Республики Карелия от 20.06.2014 г. № 196-П государственная программа Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 гг.
17
Постановление Правительства Республики Карелия от 15.02.2013 г. № 97р-П государственная программа Республики Карелия «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 гг.», подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»
проживающих в современного
сельской местности качественного образования и позитивной социализации детей
Выровнять
финансирование и
доступность
образования между
регионами и в пределах
регионов Создание современной
Обновить содержание системы оценки качества
образования в образования на основе
направлении развития принципов открытости,
навыков и умений, объективности,
практического прозрачности,
применения знаний общественно-
Переориентировать профессионального
систему участия
профессионального
образования на
требования
современной экономики
и рынка труда
По результатам социологических исследований Института экономики КарНЦ РАН в 2012 - 2014 гг. по определению уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия основными причинами не удовлетворенности качеством оказываемых государственных услуг в сфере образования, затрагивающими выполнение отдельных задач
улучшения охраны материнства, сокращение детской смертности, обеспечение всеобщего начального образования, по мнению респондентов, являются: низкое качество предоставляемой услуги, недостаток в профессиональных кадрах, отсутствие учреждений, мест в них, а также низкая их оснащенность в местах проживания респондентов.
В Республике Карелия в рамках государственных программ разработаны мезанизмы и меры по улучшению ситуации обеспечения дошкольного образования и оказания качественной образовательной услуги, которые уже реализуются на территории республики:
• строительство современной инфраструктуры для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет);
• финансовая поддержка малообеспеченных граждан, имеющих детей от 1,5 до 3 лет, в форме денежных компенсаций из регионального бюджета;
• передача полномочий по оказанию государственной образовательной услуги малому бизнесу и социально-ориентированным некоммерческим организациям по предоставлению услуги по присмотру за детьми и организации их досуга; создание групп кратковременного пребывания и семейных групп;
• создание сети специальных дошкольных образовательных учреждений, включающей детские сады компенсирующего вида и детские сады комбинированного вида с компенсирующими группами воспитанников.
Подраздел 1.6.
Экологическая устойчивость Карелии является одной из основных задач Стратегии развития территории с акцентом на формирование новой «инфраструктурной» модели северных территорий, основанной на макрорегиональном экологическом каркасе Европейского Севера России (табл. 6).
Основные экологические проблемы выявленные в регионе: высокая доля населения, проживающего в границах санитарно-защитных зон, в сравнении с российскими значениями, 45 % населения республики
используют условно доброкачественную и недоброкачественную питьевую воду; в шести муниципальных центрах отсутствуют канализационные очистные сооружения. Механизмы и инструменты решения острых для Карелии экологических вопросов нашли отражение в региональных программах.
В соответствии с классификацией регионов РФ в области транснациональной и международной интеграции, представленной в Национальном докладе на 15-й Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное пространственное планирование, Республика Карелия отнесена к группе регионов, для которых внешнеэкономическая
деятельность является доминирующим фактором социально-экономического
18
развития . Развитие приграничного сотрудничества республики в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнёрства «Карелия» в период 2011-2014 гг., основывалось на использовании механизма поддерживающих друг друга проектов, с тематиками наиболее значимыми для регионов, а устойчивое развитие и равенство между полами являлось сквозной темой, которой уделялось внимание в проектах.
Таблица 6
Соответствие задач по обеспечению экологической устойчивости в
государственных программах Республики Карелия и ЦРТ
Цель государственной программы
Создание Обеспечение Стимулировани Создание
Задача ЦРТ условий для населения е, создание комфортных
увеличения объемов питьевой водой, условий и содействие условий жизнедеятельн
жилищного соответствую добровольному ости в сельской
строительств щей переселению 22 местности
18Национальный доклад к 15-й Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное/пространственное планирование (СЕМАТ Совета Европы) / 2009
22 Постановление Правительства Республики Карелия от 15.02.2013 г. № 97р-П государственная программа Республики Карелия «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 гг.», подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»
а и требованиям соотечественни
повышения к санитарного ков,
2015 г. законодательс проживающих
средней тва; за рубежом, для
обеспеченнос рациональное социально-
ти жильем на использование экономического
одного водных и
проживающе объектов; демографическ
го до 26,06 охрана ого развития21
19 кв.м окружающей среды и обеспечение очистки сточных вод до нормативных требований экологической безопасности20
Задача государственной программы
Обеспечи Обеспечение Повышение
ть бесперебойног уровня
населени о снабжения социально-
е чистой населения инженерного
питьевой качественной обустройства
водой питьевой села
19 Постановление Правительства Республики Карелия от 20.05.2011 г. № 127-П Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг.
20 Постановление Правительства Республики Карелия от 14.06.2011 г. N 138-П долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой» на 2011-2017 гг.
21 Постановление Правительства Республики Карелия от 02.10.2013 г. № 297-П долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 гг.»
водой;
повышение
качества
питьевой
воды;
Повышение
качества
очистки
сточных вод;
Создание
условий для
привлечения
долгосрочных
частных
инвестиций в
сектор
водоснабжени я, водоотведения
и очистки
сточных вод
Обеспечи Обеспечение Создание Удовлетворени
ть государствен условий для е потребностей
улучшен ной закрепления сельского
ие поддержки переселившихс населения, в
качества населения в я том числе
жилищн улучшении соотечественни молодых семей
ых жилищных ков в и молодых
условий условий; республике и специалистов, в
населени Создание обеспечение их доступном
я условий для социально- жилье;
развития культурной Формирование
массового адаптации и позитивного
строительств интеграции в отношения к
а жилья принимающее сельскому
экономкласса сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственны х и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве. образу жизни
При разработке инструментария приграничного сотрудничества РФ и ЕС в рамках «Основные направления деятельности еврорегиона «Карелия» до 2020 г.», основное внимание уделено результатам предыдущих программ приграничного сотрудничества и предложено внедрение: активного взаимодействия с органами власти России, Финляндии и ЕС; реализовывать совместные трансграничные проекты и информационную работу направленные на формирование положительного международного образа. Молодежь, образование, исследования и окружающая среда выделяются в качестве сквозных тем в программе приграничного сотрудничества
23
еврорегиона «Карелия» до 2020 г.
«Основные направления деятельности еврорегиона «Карелия» до 2020 г.» ./ URL: http://www.euregiokarelia.com/ru
Важнейшие направления межрегионального и приграничного сотрудничества выстраиваются в контексте перехода к биоэкономике на основании концепции устойчивого развития, которые позволяют формироваться новым международным и региональным институтам, влияющим на экономическую безопасность и приграничное сотрудничество. Ключевыми направлениями приграничного сотрудничества становятся:
• Пространственное планирование территории.
• территориальный брендинг северных приграничных регионов;
• выработка стратегических механизмов учета трансграничного экологического вреда региональной экономической политике;
• устойчивое городское развитие.
• Современное предпринимательство и территориальное развитие в сельских районов:
• содействие развитию добровольных видов экологического страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
• рациональное использование водных биологических ресурсов;
• развитие удаленных малочисленных северных населенных пунктов;
• маркетинг экологических товаров и услуг сельских территорий Севера, в контексте национальной продовольственной и национальной безопасности.
• Экологически рациональное ведение лесного хозяйства:
• защита и восстановление лесов, биоразнообразия;
• достижение sustainability в лесном секторе;
• глобальные и европейские рынки возобновляемых, конкурентоспособных лесных продуктов.
Подраздел 1.7.
К 2014 г. большинство мероприятий национальной политики по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Карелии выполнены (табл. 7). Сформирована нормативная и методическая база предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения контрольно-надзорных функций в республике; созданы механизмы
управления и стимулирования, а также оценки повышения качества предоставления и доступности государственных и муниципальных услуг; выстроена система мониторинга деятельности контрольно-надзорных органов; завершено занесение сведений в Реестр государственных услуг Республики Карелия, что позволяет гражданам и представителям бизнеса получать подробную информацию о предоставлении государственных услуг; обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Таблица 7
Соответствие задач по формированию глобального партнерства в целях
развития в государственных программах Республики Карелия и ЦРТ
Задача ЦРТ Цель государственной программы
Внедрение новых информационных технологий в работу органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечение высокого уровня качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме и по принципу «одного окна»24
Задача государственной программы
Содействовать созданию благоприятных международных условий для устранения внутренних препятствий для развития человеческого потенциала Обеспечение создания и эксплуатации региональной навигационно-информационной системы; Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; Реализация схемы размещения
24 Постановление Правительства Республики Карелия от 15.07.2014 г. № 227-П государственная программа Республики Карелия «Информационное общество в Республике Карелия» на 2014-2020 гг.
и достижения в стране ЦРТ многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Карелия
Оказывать приоритетное содействие решению глобальных проблем, национальные проявления которых являются наиболее чувствительными и болезненными для России Развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к системе оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме; Формирование и развитие инфраструктуры пространственных данных на базе существующих ведомственных геоинформационных систем с использованием сервисов интерактивной картографии в информационно-коммуникационной сети Интернет
Одним из основных региональных индикаторов оценивающих достижение ЦРТ, является количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг местному населению с использованием информационной сети «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Карелия». На 01.01.2014 г. перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти республики содержит 92 услуги, 72 услуги предоставляются учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти Республики Карелия, 15 государственных услуг, в рамках переданных полномочий предоставляются органами местного самоуправления в Республике Карелия. Примерный сводный перечень предоставляемых органами местного самоуправления услуг включает 42 муниципальные услуги25. В 2013 г. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики «О содействии приграничному сотрудничеству между РФ и
25 Отчет Главы Республики Карелия «О результатах деятельности Правительства Республики Карелия, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Республики Карелия, за 2013 г.» / URL: http://www.gov.karelia.ru/
Финляндской Республикой» позволило закрепить осуществление информационного обмена по вопросам приграничного сотрудничества, оказанию содействия в установлении прямых контактов между приграничными регионами. Заключение
Применяя концептуальные подходы, заложенные в Декларации развития тысячелетия, в разработке, внедрении реализации региональной политики, совершенствуя управленческие механизмы и инструменты стратегического планирования, формируются новые гражданские институты и инициативы в осуществлении социальной политики в решении вопросов сокращения бедности и расширения доступа к ресурсам человеческого развития местного населения Республики Карелия.
Широкое привлечение гражданских институтов и бизнеса к разработке и реализации мероприятий государственных программ, направленных на социально-экономическое развитие Республики Карелия, позволит решить глобальные задачи ЦРТ на региональном уровне, обеспечив полноценное развитие общества.
Библиографический список
• Аналитические материалы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия / URL: http://mir.karelia.ru/
• Аналитические материалы Министерства труда и занятости Республики Карелия / URL: http://mintrud.karelia.ru/
• Национальный доклад к 15-й Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное/пространственное планирование (СЕМАТ Совета Европы) / 2009
• Основные направления деятельности еврорегиона «Карелия» до 2020 г./ URL: http://www.euregiokarelia.com/ru
• Отчет Главы Республики Карелия «О результатах деятельности Правительства Республики Карелия, в том числе по вопросам, поставленным
Законодательным Собранием Республики Карелия, за 2013 г.» / URL: http://www.gov.karelia.ru/
• Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 17.04.2008 г. N 857-IV ЗС «Региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 гг. и до 2015 г.»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 03.02.2014 г. № 21-П «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Карелия на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
• Постановление Правительства Республики Карелия от 13.12.2013 г. № 361-П «Государственная программа Республики Карелия «Содействие занятости населения в Республике Карелия»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 14.06.2011 г. N 138-П Долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой» на 2011-2017 гг.
• Постановление Правительства Республики Карелия от 02.10.2013 г. № 297-П Долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Карелия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 гг.»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 15.02.2013 г. № 97р-П Государственная программа Республики Карелия «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 гг.»
• Постановление Правительства Республики Карелия от 15.07.2014 г. № 227-П Государственная программа Республики Карелия «Информационное общество в Республике Карелия» на 2014-2020 гг.
• Постановление Правительства Республики Карелия от 19.12.2013 г. № 365-П «Государственная программа Республики Карелия «Развитие
институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина» на 2014-2020 гг.
• Постановление Правительства Республики Карелия от 20.05.2011 г. № 127-П «Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг.
• Постановление Правительства Республики Карелия от 20.06.2014 г. № 196-П Государственная программа Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 гг.
• Распоряжение Правительства Республики Карелия от 07.11.2013 г. N 750р-П «Программа развития здравоохранения в Республике Карелия на 2013-2020 гг.»
• Распоряжение Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 г. № 810р-П «Программа «Развитие отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия» на 2012-2014 гг.
References
• Analytical Materials of the Ministry Health and Social Development the Republic Karelia / Official website: http://mir.karelia.ru/
• Analytical Materials of the Ministry Labour and Employment the Republic Karelia / Official website: http://mintrud.karelia.ru/
• National report to the 15th European Conference of Ministers responsible for Spatial / Regional Planning (CEMAT Council of Europe) / 2009
• The main activities of the Euroregion "Karelia" / Official website: http://www.euregiokarelia.com/ru
• The report of the Governor Republic Karelia / Official website of Government of Republic Karelia: http://www.gov.karelia.ru/
• Resolution of the Legislative Assembly Republic Karelia 17.04.2008. № 857-IV LA
• Resolution of Government RK 03.02.2014. № 21-R
• Resolution of Government RK 13.12.2013. № 361-R
• Resolution of Government RK 14.06.2011. № 138-R
• Resolution of Government RK 02.10.2013. № 297-R
• Resolution of Government RK 15.02.2013. № 97-R
• Resolution of Government RK 15.07.2014. № 227-R
• Resolution of Government RK 19.12.2013. № 365-R
• Resolution of Government RK 20.05.2011. № 127-R
• Resolution of Government RK 20.06.2014. № 196-R
• By Order of Government Republic Karelia 07.11.2013. № 750
• By Order of Government Republic Karelia 30.12.2011. № 810