Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Ордынская Ю.В. — Республика Алтай - перспективы развития территории приграничного региона // Урбанистика. - 2022. - № 2. DOI: 10.7256/2310-8673.2022.2.38255 EDN: cwxkzm URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38255
Республика Алтай - перспективы развития территории приграничного региона
Ордынская Юлия Владимировна
кандидат архитектуры доцент, Тихоокеанский государственный университет 680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокенская, 138
И ordynka.y@yandex.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2310-8673.2022.2.38255
EDN:
cwxkzm
Дата направления статьи в редакцию:
11-06-2022
Дата публикации:
30-06-2022
Аннотация: Предметом проведенного исследования является выявление возможных перспектив развития территории Республики Алтай, как уникального региона благодаря своему географическому положению у стыка нескольких границ (Казахстана, Монголии, Китая). Объектом исследования является территория приграничного региона. Особое внимание уделяется установлению факторов риска, положительных и отрицательных сторон территории. Актуальность связана с тем, что в настоящее время в связи со сложной политической обстановкой, разрывом множества экономических связей, вектор развития страны будет кардинально изменен. Акцент сделан на развитие внешнеэкономической деятельности с дружественными странами, что непременно повлияет на развитие общих приграничных территорий. Основными выводами проведенного исследования являются,что обеим сторонам государственной границы специфичны существующие социально-демографические риски - низкая освоенность территории, пограничные поселения малочисленны, низкий показатель развития социальной сферы, безработица в селе, социальная инфраструктура в критическом состоянии. Впервые в исследовании рассматривается перспектива развития Республики
Алтай с комплексным учетом всех сопутствующих факторов. Новизной исследования является то, что впервые применен СВОТ - анализ территории, который до сих пор применялся лишь для бизнес-планов компаний. Результаты подтверждают эффективность этого метода. В процессе исследования использовались картографический, экономико-статистический методы, а также общенаучные методы: анализ, сравнение, обобщение.
Ключевые слова: Территория, граница, риски, возможности, перспектива, регион, развитие, показатели, ресурсы, поселения
В сложившихся геополитических условиях (закрытие западных границ) очевидно, что усиление интеграционных процессов с обеих сторон границы для развития территории Республики Алтай является необходимым. Внутри региона отмечается слабое использование собственных ресурсов, вне региона - развитию благоприятствует политическая обстановка. Занимая уникальное расположение на границе нескольких государств - Монголией, Китаем и Казахстаном - республика имеет единственный пункт пропуска в Монголию (Ташанта), а на территории отмечается низкая приграничная активность. Развитие взаимодействия с каждой из трех приграничных стран имеет свою специфику. Республике характерна партнерская модель межтерриториального
сотрудничества Наиболее активно развивается сотрудничество в различных сферах и торговые отношения с Монголией. В осуществлении внешнеэкономических связей приоритет отдается западным аймакам (Кобдоскому, Баян-Улэгэйскому, Увсинскому). Строительство в 2017 году в районе МАПП «Ташанта» на российско -монгольской границе транспортно - логистического терминала (ТЛТ) стало ключевым фактором в развитии торгово-экономических отношений с Монголией и КНР. А завершение строительства автодороги протяженностью 210 км: Даян (Китай) - Цааган Нур (Монголия) - Ташанта (РФ), с выходом на Чуйский тракт России - это позволит увеличить
товарооборот, усилить трансграничное взаимодействие приграничных территорий [4]( рис.1).
Рисунок 1 - схема Республики Алтай (рисунок автора).
Приграничные районы Алтая составляют большую часть Алтае-Саянского экорегиона, который имеет мировую значимость (выделен Всемирным фондом дикой природы (WWF). В пределы пограничной зоны входят слаборазвитые малочисленные поселения (Мендур-Сокконское, Карагайское, Амурское, У сть-Коксинское и др.). Наиболее крупные - Усть-Кокса (4437 чел.), Усть-Кан (4934 чел.), Онгудай (5767 чел.). Территории приграничья характерно мелкодисперсное расселение и сосредоточено 68 % сельскохозяйственных угодий республики. У всех поселений имеется туристический потенциал и перспективы в области охотничьего, экскурсионного, рыболовного, культурного туризма, познавательного туризма, связанного со сбором лекарственных трав. Малые села являются естественной опорной базой для развития местной сельской экономики, а поселения вместе с окружающими его элементами сельского предпринимательства составляют сельскую агломерацию и лежат в основе системы расселения - Усть-Коксинская, У сть-Канская, Онгудайская и др. (рис.1). В настоящее время необходима программа не только по сохранению, но и по развитию малых поселений Республики Алтай.
Рисунок 1. Территория Усть - Коксинского и Усть-Канского приграничного района Республики Алтай (рисунок автора).
В 2020 году была разработана и утверждена программа развития республики Алтай на 2020 - 2024 годы), основной целью которой является пространственное развитие не
только приграничной территории республики Программа определяет концепцию развития туризма в регионе, как ведущей отрасли, а основной идеей стало развитие территории с помощью создания туристско-рекреационных кластеров. Под туркластеры предполагается постепенно включить до 50 % территории, а их границы предполагается вносить в схемы территориального планирования. Программой также предполагается, что ведущей отраслью экономики будет туристическая, а сельскохозяйственная только сопутствующим компонентом к ней. Если сельскохозяйственные угодья отдать под реализацию проектов в сфере туризма, это может спровоцировать определенные угрозы в будущем. Конечно, развитие территории всегда связано с различными факторами риска, поэтому для определения перспективы развития рассматриваемой территории необходимо прежде всего определить риски, возможности, конкурентоспособные показатели, учет которых позволит снизить в будущем негативные ситуации. Исследование существующих тенденций и возможных траекторий развития территории дает возможность обозначить основные факторы риска, которые необходимо учитывать для проведения долгосрочной перспективы развития региона. С этой целью выполнено исследование и составлен СВОТ- анализ, в котором определены сильные и слабые стороны территории приграничного региона (табл.1)
Таблица 1 - СВОТ-анализ развития республики Алтай как приграничной территории
Сильные стороны
Фактор
Направления
1. Географическое положение
- Уникальное географическое расположение региона, определяемое наличием государственной границы (Казахстан, Монголия, Китай);
- высокая обеспеченность землями сельскохозяйственного назначения;
- приграничное положение как ресурс развития территории и экономики региона;
- возможность создания трансграничного коридора
2. Транспортная инфраструктура - Прохождение по территории региона автомобильных дорог федерального и международного значения, что облегчает доступ товаров на рынки стран Центральной Азии; - наличие крупной транспортной артерии - Чуйского тракта (основная сквозная трасса через весь регион).
3. Природно-экологический - Уникальное природное многообразие; - благоприятные климатические условия.
4. Туристический - Горнолыжный комплекс Манжерок, туристический маршрут на Шавлинские озера, Тельдекпенские пороги, заповедники и памятники природы (Алтайский, Катунский и др.), исторические достопримечательности (Алтайский Стоунхендж, петроглифы и наскальная живопись скалы Кызыл-Тас и др.) [б].
5. Природные ресурсы - Значительный, но мало используемый минерально-сырьевой потенциал (золото, цветные и редкоземельные металлы и тд.), уникальные растительные и лесные ресурсы; - на территории приграничных районов осуществляется множество природоохранных проектов («Сохранение биоразнообразия и устойчивое развитие» и тд.).
б.Промышленность - Пищевая, легкая, горнодобывающая, металлургическая [1бЬ
7. Сельское хозяйство - Эксклюзивная продукция (панты алтайских моралов, пуховые волокна от горноалтайских коз, сыры, горный мед) Ш1; - направленное развитие основной отрасли - животноводства.
8. Демографический -Устойчивый естественный прирост населения.
9. Культурный -Наличие культурного достояния.
потенциал
Слабые стороны
Фактор Направления
1. Инфраструктура - неразвитость дорожной сети - необходимость в реконструкции и обустройстве дорог и мостов, строительства объектов придорожного сервиса; - отсутствие собственной сети железных дорог (ближайшая железнодорожная станция - г. Бийск - 100 км от г. Горно-Алтайска), в следствии сложного рельефа местности; - отсутствие прямых транспортных коммуникаций и логистических центров с КНР (только через Монголию)
2. Экологический - Основные риски связаны с интенсивным развитием сельского хозяйства - деградация земель, развитие процессов водной и ветровой эрозии, опустынивание, засоление и загрязнение земель тяжелыми металлами.
3. Инвестиции, бизнес - Маленькая доля занятых в малом и среднем бизнесе; - высокий уровень безработных трудоспособного возраста
Возможности
Фактор Направления
1. Географический - Создание зон свободной торговли на приграничной территории с обеих сторон с определенными экономическими условиями взаимодействия приграничного сотрудничества.
2. Рекреационный поте нциа л - Наличие всех групп рекреационных ресурсов: лечебные, эстетические, для отдыха, спортивные и др.; - развитие туристско-рекреационного комплекса с международным статусом;
3. Инфраструктура - Перспективный выход через Кош-Агач - Аргамджи и перевал Канас, что поспособствует дальнейшему развитию экономических связей с Монголией и Китаем регионов Западной Сибири; - формирование особой контактной зоны с соседними экономиками (Монголия, Казахстан, Китай); - международный тран - транспортно-логистический узел; - возобновление деятельности особой экономической зоны «Алтайская Долина».
4. Инвестиции - 25 проектов в стадии разработки (статусных, специальных, социальных, индустриально-парковых, кластерных) данные на 1 октября 2021 года) - возможность организовать 2525 новых рабочих мест [16].
5. Туристический - Возможность развития туристического комплекса с международным статусом (продвижение потенциала региона не только на федеральном, но и международном уровне; - организация международных выставок и пресс-туров ПШ. - создание первой туристической ТОР;
6. Промышленность - возможность увеличения производства сельхозпродукции для поставок на иностранные рынки; - развитие биофармацевтической промышленности
Риски
1. Туристический - Неразвитая туристическая инфраструктура; - износ существующей материальной базы; - малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды); - фактор сезонности [8].
2.Социально-демографический - высокий уровень безработицы (11,58%); - необходимо учитывать интересы коренных малочисленных народов региона
3. Инфраструктура - отсутствие развитой инфраструктуры замедлит приток инвестиций; - нет активных торговых сообщений в следствии отсутствия
качественной транспортной инфраструктуры.
4. Социально-экономический - Отсутствие активных полюсов роста (городов, производств), способных в среднесрочной перспективе поднять уровень и динамику социально-экономического развития.
Исследование показало, что риски затрагивают социально-демографическую, инфраструктурную, социально-экономическую сферы. Проведенный природно-ресурсный анализ приграничных районов подтверждает существующий потенциал и большие перспективы для трансграничного межгосударственного сотрудничества в области не только совместного освоения ресурсов, но и сохранения природного биоразнообразия. Очевидно, что для повышения экономического взаимодействия рассматриваемой территории необходимо расширение сети пунктов пропуска, повышение их статусов с двусторонних до международных, а также модернизация приграничной инфраструктуры. Приграничные территории могут в дальнейшем рассматриваться как единые трансграничные территории (Россия - Монголия, Россия-Китай, Россия-Казахстан), но для них необходимо разработать согласованные между странами единые программы
экономического, территориального развития [6]. К этому уникальному региону необходим подход с учетом традиционного опыта освоения территории и особенностей своеобразного местного ландшафта.
Результат проведенного исследования показал, что на территории существуют социально-демографические риски - низкая освоенность территории, пограничные поселения малочисленны, низкий показатель развития социальной сферы, безработица в селе, социальная инфраструктура в критическом состоянии. Совокупность вышеназванных факторов приводит к тому, что исчезают малые поселения. В результате огромные площади земли оказываются незаселенными, это приводит к утрате социального и административного контроля над собственной территорией в приграничной зоне. Изменить или уменьшить выявленные риски не возможно в короткое время - поднять производство, увеличить инвестиционные потоки в регион, улучшить социальную сферу. Но при ориентированном уменьшении выявленных рисков можно существенно поднять уровень социально-экономического развития республики, бесспорно обладающей собственным потенциалом экономического роста.
Библиография
1. Владиславлева Т.Г. Межрегиональное сотрудничество как фактор интенсификации сотрудничества современных государств (на примере отношений между Российской Федерацией и Казахстаном) // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - С. 2016-2023
2. Индивидуальная программа развития социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы [Электронный ресурс] - URL:
https ://минэко04.рф/upload/site/Индивидуальная%20программа%20Республики%20 Алтай.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
3. Красноярова Б. А. Республика Алтай - проблемы и перспективы развития / Красноярова Б. А., С.П. Суразакова, К.М. Епишев // Проблемы региональной экологии. - 2008.- С. 21 - 26
4. Кылгыдай Ай-кыс. Трансграничное взаимодействие регионов Сибири и Монголии / Кылгыдай Ай-кыс, Ойдуп Тана // Национальные интересы. - 2019. - Т. 13. - С. 237246
5. Официальный интернет-портал Республики Алтай [Электронный ресурс] - URL: https ://altai-republic.ru/
6. Пермякова Е. С. Особенности и перспективы развития Алтайского края как приграничного региона в условиях функционирования евразийского экономического союза // Алтайский вестник государственной и муниципальной служб. - 2019. - №15. - С.11-14
7. Подшувейт О.В. Приграничные территории России: новые возможности для развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. - С.72-77
8. Республика Алтай. Информация, природа, туризм [Электронный ресурс] - URL: https ://mygeografi.ru/respublika-altaj-informaciya-priroda-turizm (дата обращения: 29.05.2022)
9. Республика Алтай [Электронный ресурс] - URL: https://bigenc.rU/geography/text/v/3827423 (дата обращения: 23.06.2022)
10. Развитие туризма в республике Алтай - проблемы и перспективы [Электронный ресурс] - URL: https://altai-gold.info/development-of-tourism-in-the-republic-of-altai/ (дата обращения: 27.05.2022).Республика Алтай
https ://bigenc.ru/geography/text/v/3827423
11. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.economy.gov. ru/material/file/ff2df63883ce f734f344126c2294c79e/ak_2019.pdf(дата обращения: 28.05.2022)
12. Современная динамика сельского расселения республики Алтай [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennaya-dinamika-selskogo-rasseleniya-respubliki-altay (дата обращения: 25.05.2022)
13. Темербекова А.А. Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай // Интеграция образования. - 2004. - №3. - С.18-23
14. Шваков Е.Е., Лобова С.В., Кожевникова А.А.Условия и факторы развития приграничных территорий Алтайского края // Фундаментальные исследования. -2018. - С. 288-292
15. Черняк Е.Г. Идентификация модели экономического сотрудничества приграничного региона // Модернизация экономики региона. - 2018.- С.64-66
16. Экономика Алтая: промышленность, сельское хозяйство [Электронный ресурс] -URL: https://manufacturers.ru/article/ekonomika-respubliki-altay (дата обращения: 20.05.2022)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Текст предваряет введение, имеющее целью сформировать у читателя общее представление о республике; изложение достаточно компактно и информативно (некоторые его фрагменты, впрочем, вызывают определенную дезориентацию, например: «Внутри региона отмечается слабое использование собственных ресурсов, вне региона - развитию благоприятствует политическая обстановка (?)». О чем это?). Далее, впрочем, эта вроде бы мимолетно затронутая тема подхватывается и расширяется: «В сложившихся геополитических условиях очевидно, что усиление интеграционных процессов с обеих сторон приграничной территории является необходимым для развития региона в целом. » Что-же, тема сама по себе безусловно достойна внимания.
Однако — предупреждать надо! По меньшей мере из заглавия ее актуальность не
вытекает.
И, если уж об этом зашла речь — столь ли сказанное «очевидно»? И стоит ли начинать само исследования с подобных — ни чем не подкрепленных — утверждений? Впрочем, далее текст на глазах наращивает аморфность: «Занимая уникальное расположение (?), республика имеет единственный пункт пропуска в Монголию (Ташанта), отмечается низкая приграничная активность. »
Заметим, мозаичность характеристик способна произвести дезориентирующий эффект. Следующая фраза: «Развитие взаимодействия с каждой из трех приграничных зарубежных стран - Монголией, Китаем и Казахстаном имеет свою специфику. » Возможно, с этого ключевого для изложения пункта — соседства с тремя сопредельными государствами — и следовало начать изложение?
Охарактеризовав ситуацию еще несколькими фразами, автор заканчивает с вводной частью и переходит к основной — по меньшей мере, к «проектной» (как вводимые информационные блоки коррелируют с целью исследования, обуславливающей его задачи и пр. - обо всем этом читателю предстоит догадаться самому): «Разработана (?) программа развития республики Алтай на 2020 - 2024 годы (утверждена в 2020 году), которая определяет концепцию развития туризма в регионе [1]. Основная идея -создание туристско-рекреационных кластеров, как ведущей отрасли в регионе. Основная цель утвержденной программы - пространственное развитие территории республики. »
Что же допустим (неплохо было бы пояснить, отчего программа развития республики Алтай упомянута исключительно в связи с «концепцией развития туризма в регионе», на кратком изложении целей которой (концепции) и останавливается далее автор; вообще, элементом авторского стиля следует признать выдвижение разъяснений исключительно «задним числом»; в частности, вскоре за процитированным следует: «Под туркаластеры (?) предполагается постепенно включить до 50 % территории, а их границы предполагается вносить в схемы территориального планирования. » Тут, кажется, имеет смысл перевернуть все изложение, все же направив его на путь «об общего к частному»).
Буквально через несколько фраз мы добираемся до следующей развилки изложения, которая и довольно неожиданно сведена к риск-анализу:
«Исследование существующих тенденций и возможных траекторий развития территории дает возможность обозначить основные факторы риска, которые необходимо учитывать для проведения долгосрочной перспективы развития региона. С этой целью выполнено исследование и составлен СВОТ- анализ, в котором определены сильные и слабые стороны территории приграничного региона »
Неожиданным и приятным сюрпризом предстает этот внезапно озаривший изложение свет в конце туннеля, означенный переходом к «выполненному исследованию»; им отброшенной тенью предстает позабытая перспектива соседства с тремя зарубежными регионами и пр.; в каких видах об этом сообщалось (очевидно, пояснить недоумение призвано словосочетание «приграничная территория», устойчиво фигурирующее в таблице)?
Собственно, на этом (таблице), все заканчивается.
Далее следует заключительный фрагмент, усиливающий общее ощущение эклектичности текста.
Приведем его (характерный) фрагмент:
«Приграничные территории могут рассматриваться как единые трансграничные территории (??), но (?) для них необходимо разработать согласованные между странами (?) единые программы экономического развития [3]. Также необходима программа не только по сохранению, но и по развитию малых поселений Республики Алтай (откуда
выползло это утверждение и на чем оно основано? Рец.). К этой уникальной территории необходим подход с использованием «естественных» процессов (?), с учетом традиционного опыта и особенностей своеобразного местного ландшафта (и где тут хоть слово о проведенном «риск-анализе»? Рец.). »
Библиография. Оформление ссылок не соответствует требованиям редакции. Выводы, интерес читательской аудитории
Работа слабенькая, сырая, составленная из отдельных и плохо пригнанных блоков. Если исследование действительно опирается на риск-аналитику (менеджмент), этот пункт следует развить и пояснить (доработав таблицу и сделав ее вразумительной).
Заключение: работа в некоторой степени отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, но как в стилистическом, так и в структурно-логическом отношении требует доводки, и рекомендована к публикации в случае ее успешного завершения.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Урбанистика» автор представил свою статью «Республика Алтай -перспективы развития территории приграничного региона», в которой проведено исследование возможных направлений социально-экономического развития данного субъекта федерации.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в сложившихся геополитических условиях для развития территории Республики Алтай необходимо как усиление интеграционных процессов с обеих сторон границы, так и использование внутреннего потенциала региона. Как отмечает автор, внутри региона отмечается слабое использование собственных ресурсов, вне региона - развитию благоприятствует политическая обстановка.
К сожалению, в статье отсутствует теоретическое обоснование и библиографический анализ трудов, посвященных социокультурному анализу реалий и показателей республики и потенциальных векторов ее развития. Автором не обозначена актуальность и научная новизна исследования. Методологическую базу исследования составил комплексный подход, содержащий описательный метод и SWOT-анализ. Целью исследования является определение ключевых рисков, возможностей и направлений развития социально-экономического потенциала республики Алтай на основе детального анализа основных показателей.
Для детального ознакомления с настоящей ситуацией автор дает описание специфики региона, особое внимание уделяя его уникальной геополитической ситуации. Республика Алтай расположена на границе четырех государств (РФ, Монголия, Казахстан и Китай), автор видит преимущества субъекта федерации в международном сотрудничестве. У всех поселений региона имеется туристический потенциал и перспективы в области охотничьего, экскурсионного, рыболовного, культурного туризма, познавательного туризма, связанного со сбором лекарственных трав. Однако, как отмечает автор, для приграничной территории характерно мелкодисперсное расселение и сосредоточено 68 % сельскохозяйственных угодий республики. Следовательно, необходима программа не только по сохранению, но и по развитию малых поселений Республики Алтай.
Исследуя социокультурный потенциал региона, автор констатирует, что в 2020 году была
разработана и утверждена программа развития республики Алтай на 2020 - 2024 годы, определяющая концепцию развития туризма в регионе как ведущей отрасли, а основной идеей стало развитие территории с помощью создания туристско-рекреационных кластеров. Под туркластеры предполагается постепенно включить до 50 % территории, а их границы предполагается вносить в схемы территориального планирования. Программой также предполагается, что ведущей отраслью экономики будет туристическая, а сельскохозяйственная только сопутствующим компонентом к ней. Однако автор видит опасность для экономики в придании сельскому хозяйству в торос те пе нного с та тус а .
Как отмечено автором, исследование существующих тенденций и возможных траекторий развития территории дает возможность обозначить основные факторы риска, которые необходимо учитывать для проведения долгосрочной перспективы развития региона. С этой целью им выполнено исследование и проведен SWOT-анализ, в котором определены сильные и слабые стороны территории приграничного региона. Так, по результатам анализа, автором определено довольно большое количество сильных сторон республики: географическое положение транспортная инфраструктура, природные ресурсы, промышленность культурный потенциал, природно-экологический, туристический демографический факторы. К рискам и слабым сторонам автор относит инвестиционный, туристический, социально- демографический, инфраструктурный, социально-экономический факторы.
В заключении автор обобщает полученный в результате исследований и анализа материал, отмечая, что для развития региона необходимы разработка и принятие единых программ экономического, территориального развития. Проведенный автором природно-ресурсный анализ приграничных районов подтверждает существующий потенциал и большие перспективы для трансграничного межгосударственного сотрудничества в области не только совместного освоения ресурсов, но и сохранения природного биоразнообразия.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что проблема изучения социально-экономического и социокультурного потенциала регионов нашей страны представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 16 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного выше недостатка.